Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ



Глава 22.Понятие и характеристика политической системы

Глава 23.Государство и законодательство о политических партиях


Глава


Понятие и характеристика политической системы



 


                       
       
         
         
 
 
 

ПОНЯТИЕ

И ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ

Традиционно в теории государства и права рассматриваются про-X блемы взаимоотношений политической системы и государства, причем основной акцент делается на проблематику политической системы. Характеризуются ее понятие, теории, структура, функции, типы, действие, хотя это все входит в предмет политологии, и во многом теория государства и прав дублирует разделы этой науки. За­тем анализируется правовое, социальное и светское государство. Иные элементы политической системы с позиций государства и пра­ва, прежде всего проблематика политических партий, которая игра­ет огромную роль в жизни государства и правовой системы совре­менного общества, мало либо вообще не рассматривается. В ходе характеристики политической системы в качестве осевой компонен­ты недостаточно используются такие категории, как социальная сре­да, юридическая ситуация, контекст, взаимодействие, роли и т.д., используемые представителя системного подхода.

Любая система предполагает прежде всего разнообразные струк­туры, институциональную инфраструктуру, на основе которых мо­гут развертываться взаимодействие и взаимоотношения различных составляющих. Политическое устройство, политическую организа­цию общества невозможно представить без институциональной ин­фраструктуры. Разные политические системы отличаются друг от друга наличием или отсутствием в них тех или иных институтов, характером их построения, структурных взаимоотношений, выпол­няемых ими функций и т.д.

Известно, что в юридической литературе по-разному определя­лась «система». Первоначально политическая система называлась как политическая организация общества и лишь позднее — полити-


ческая система общества. Последнее более объемно и содержательно удачно, ибо нельзя ограничиваться совокупностью политических ор­ганизаций. Однако соответствующее понятие еще нуждалось в отра­жении определенных связей и взаимодействий как между собой этих организаций, так и с другими системами и различными соци­альными формированиями, т.е. в системной характеристике. Дока­зывалось, что политическая система содержит в самой себе ее со­ставляющие — организации, которые выступают не как простая совокупность, а в интегрированном виде, как система1.

Политическая система общества представляет собой подвижную целостность, определенное единство составляющих ее частей и их связей, осуществляющих политическую деятельность, возникающих в процессе этой деятельности противоречий идей, мировоззрений и отношений. Каждая структурная часть политической системы вы­ражает политические интересы той или иной социальной общно­сти, участвует в политической жизни общества, обладает организа­ционной упорядоченностью, закрепленной в ее уставе, положениях или программе, определяющих цель, задачи и функции политиче­ской деятельности. Участие в политических процессах каждой час­ти политической системы основывается на политическом обык­новении и традициях, сложившихся и принятых в жизни того или иного общества. Отсюда подвижность, изменчивость политичес­кой системы.

Можно утверждать о политической системе двух уровней — внутри страны, и международной: политической системе как госу­дарственной организации того или иного общества и международ­ной политической системе, охватывающей все мировое сообщество. В первом случае она представляет собой комплекс институтов и ор­ганизаций, в совокупности составляющих политическую организа­цию общества. Это прежде всего механизм государственного управле­ния и координации, система политической жизни страны. Выделение понятия «политическая система» на этом уровне объясняется тем, что оно свободно от государствоведческих значений, нередко ассоции­руемых с понятием «государство». Его концептуальное значение ши­ре и позволяет включать в себя явления и процессы, не всегда ото­ждествляемые с собственно государством.

В то же время без государства нет политической системы. Оно, будучи концентрированным воплощением идеи политического, вы­ступает в качестве центрального, исходного элемента политиче-

1 См.: Общая теория государства и права. М., 1998. Т. 1. С. 238, 243.


390 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях

ской системы, вокруг которого группируются остальные институты. Кроме государства и его органов, политическая система включает в себя политические партии, различные общественно-политические объединении, организации, разнообразные институты и механизм принятия властных решений и т.д. Большое значение среди них имеют политические партии. Их главная функция состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граж­дан, социальных слоев, заинтересованных групп и др. в их сово­купный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю.

В современных демократических обществах партии обычно вы­ступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом поли­тических курсов, не ставя под сомнение законность существования конституционного строя, основополагающих прав и свобод граж­дан, утвердившийся и общепринятый в стране механизм управле­ния и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сто­рон «законности» существования противной стороны.

Партии призваны реализовывать принцип представительства в по­литической системе тех групп, слоев населения, элит и др., интере­сы которых она отражает. Путем представительства различных со­циальных групп, слоев, сословий, интересов и т.д. с помощью партий общество и государство как бы соединяются в единое целое. В современном сложном обществе люди со своими особыми инте­ресами, устремлениями, ориентациями, установками все же могут участвовать в политической жизни как члены различных союзов, объединений, партий. В такой сложной организационной системе, как государство, призванное реализовывать общие цели граждан, которые, в свою очередь, слагаются из множества разнородных, за­частую противоборствующих интересов, имеющей принудительную силу, контроль со стороны народа практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.

Партии не только выражают интересы определенных социаль­ных групп, слоев, элит и др., но и активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции объединения интересов раз­личных групп, слоев, элит и др., помогают выделить и очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в об­ществе. Они подталкивают граждан к тому, чтобы объединяться, пе­ресекая линии, разграничивающие их по многим качествам, и опре­делять те приоритеты, которые делают их одной массой. Партии разрабатывают аргументы для перевода различий в экономиче-


 

22. Понятие и характеристика политической системы

ской, социальной и культурной структуре в требования и кон­кретные действия.

В то же время партии выполняют не только представительные, но и инструментальные функции. Они исторически выдвинулись как институт, способный координировать и контролировать про­цесс принятия решений на уровне государства. Они подталкивают представителей групп, слоев, элит и др., с противостоящими инте­ресами и взглядами к тому, чтобы заключать соглашения, приво­дить в соответствие друг с другом различные требования, согласо­вывать действия и т.д. Благодаря партиям обеспечивается работа парламентов, законодательных собраний и исполнительной власти. Сильные партии не разрушают, а наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его кон­троль над положением дел в стране. Соответственно слабость пар­тий неизбежно ведет к слабости государства.

Партии призваны преобразовывать разные интересы в альтерна­тивный политический курс и реализовывать его на государственном уровне. От других общественных организаций партию отличает то, что она охватывает своей деятельностью как можно большую часть общества, разворачивает там информационную и организационно-политическую работу, выполняет воспитательные функции. Прони­зывая все политические структуры, партии выполняют функцию по обеспечению связей между различными ветвями государственной власти, вырабатывают компромиссные решения, выполняют по­среднические функции между различными социальными группами, слоями, элитами и др., составляющими их избирательную базу. Партии проводят изучения общественного мнения в поддержку вы­двигаемых ими проблем, с разных аспектов обеспечивают избира­тельные кампании и выдвигают кандидатов на выборные должно­сти на всех уровнях власти.

В ходе своей работы партии развивают свой внутренний аппарат и формируют долговременные взгляды своих сторонников. Высту­пая одновременно и как источники конфликта между различными интересами, и как инструмент достижения согласия между ними, партии приобретают функции своего рода стабилизаторов между обществом и массой людей, объединяя их в единое целое. Разра­ботка программ для выражения конфликтующих интересов способ­ствовала стабилизации механизма государства. Усмирение «статуса» различных слоев граждан содействовало смягчению прежних кон­фликтов на религиозной почве. Расширение прав и свобод также помогло утверждению легитимности национальных государств.


392 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях


22. Понятие и характеристика политической системы



 


С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связана проблема выборности, которая призвана обес­печить народный суверенитет и представительство всех заинтересо­ванных групп, слоев населения, элит и др., в системе власти через партии. Характерны и полное участие масс в принятии политиче­ских решений, и открытая конкуренция с целью завоевания тех или иных государственных постов, и контроль над деятельностью тех, кто находится у власти. Сейчас, как известно, роль выразителя на­родного суверенитета отводится только избирательному корпусу. Выборы, по сути, являются одним из главных институтов легити­мизации существующей власти и государственного режима. Акт участия в выборах сам по себе увеличивает веру граждан в закон­ность и ответственность правительства.

Отмечая важную роль института всеобщих выборов, необходимо различать влияние на состав конкретного правительства и контроль над правительством как органов управления. Так, правила избрания членов парламента делают депутатов зависимыми от избирателей, в то же время изолируя парламент как институт от влияния изме­нений в поведении избирателей. Относительная простота, с кото­рой может быть заменено то или иное правительство, снижает ост­роту возможных требований об изменении самого государственного режима и его влияния.

Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране, отдельной области, районе, на муниципальном уров­не, в избирательном округе, определить степень доверия избирате­лей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они обеспечивают избирателям возможность выбора между альтернативными политическими кур­сами и лидерами, призванными представлять избирателей, высту­пающих в поддержку той или иной программы. Именно здесь пар­тии их конкуренция стали играть ключевую роль. И это видно на примере современной России, где они позволяют избирателям де­лать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, соответствуют их позициям и инте­ресам страны.

В качестве одной из главных функций политических партий и из­бирательной системы были установление и гарантирование полити­ческого участия граждан, замена стихийных, неорганизованных и зачастую незаконных (восстание, захват и т.д.) форм политических действий узаконенными формами участия через партии и избира­тельную систему. Вводя принцип смены политической власти


в процессе конкуренции между двумя или несколькими партиями, избирательная система и партии как бы отделяли конкретных лю­дей, сменявшихся у власти, от самой системы.

Политическая система охватывает организационный и юридиче­ский аспекты подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурой, механизмом, функциями и т.д. Она характеризуется определенным единством, что, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Ее жизнеспособность определяется тем, насколько в ней преобладают согласие и со­трудничество между отдельными элементами. Политическая си­стема самостоятельна в том смысле, что в силу совей внутренней организации и средств, а также допустимости в окружающем мире она обладает способностью действовать автономно, реализуя свои ценности, нормы и цели, приспосабливаясь к условиям жизни общества.

Политическая система любой страны должна быть открыта влиянию окружающего мира, с которым она тесно сотрудничает и из которого получает важнейшие импульсы для своей деятельно­сти. Открытость предполагает, что политическая система является частью или подсистемой другой более всеохватывающей общест­венной системы, а именно мирового сообщества, воплощенного, в свою очередь, в международно-политической системе.

Конечно, политическая система руководствуется определенной совокупностью правил поведения (норм, требований и др.). реали­зуемых в процесс взаимодействия и функционирования ее частей. Но эти правила поведения формируются и действуют в более ши­роком контексте, как и политическое поведение, политическая культура, политическая этика и другие составные элементы поли­тической системы. Важная структурно-функциональная состав­ляющая политического мира — политические отношения. Субъек­тами политических отношений всегда выступают люди, слои населения, классы, элиты, заинтересованные группы. Однако поли­тические отношения могут реализовываться как между различными политическими институтами, так и между различными социальными силами, например массами граждан, заинтересованными группами, избирателями, олигархами, мафией, военно-промышленным ком­плексом, церковью.

Особым звеном в политической системе общества является го­сударство, которое вовсе не является простым сосредоточением раз­ных социальных групп, образованных ради тех или иных целей, а объединением всех членов общества, граждан, независимо от


I


394 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях

классовой, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности. Государство выражает (должно выражать) их общие потребности, интересы, цели и реализует их в практической жизни. Оно связано со всеми иными звеньями, частями политиче­ской системы общества, со всем населением страны. И в этой проч­ной связи государство само заинтересовано. Причем его заинтере­сованность обусловлена следующими обстоятельствами:

• именно государство, единственно обладающее государствен­
ным суверенитетом, определяет основные направления внут­
ренней и внешней политики, с которыми все иные звенья
политической системы общества не могут не считаться;

• руководство и управление общественным развитием в основ­
ном осуществляет именно государство, поэтому все иные зве­
нья политической системы общества примыкают к этой дея­
тельности, участвуют в реализации тех или иных мероприятий
(или, находясь в оппозиции, тормозят, иной раз даже срывают
их осуществление);

• государство мобилизует, интегрирует и организует все насе­
ление страны для решения глобальных проблем (экономиче­
ских, управленческих и т.п.), ее безопасности для нормальной
жизнедеятельности и прогрессивного развития общества;

• государство обладает материальными, финансовыми, соци­
ально-культурными, духовными и иными средствами для ре­
шения и обеспечения текущих и перспективных проблем раз­
вития общества, чем ни одно иное звено политической
системы в том же объеме и качестве не обладает;

• государство обладает монополией на издание законов и под­
законных актов, реализацию которых обеспечивает, защища­
ет, охраняет и может в случае их нарушения использовать
принудительный государственный механизм. Ни одно из иных
звеньев политической системы общества не может издавать
правовые акты (за исключением случаев, когда само государ­
ство делегирует право на издание подзаконных актов тому
или иному звену политической системы). Ни одно звено по­
литической системы не вправе применять принуждение к ко­
му бы то ни было;

• лишь государство обладает правом надзора, контроля над дея­
тельностью всех государственных органов и общественных
организаций, должностных лиц и граждан в границах закона,
осуществлять правосудие в лице государственных судебных
органов на основе закона.


 

22. Понятие и характеристика политической системы

Центральное положение государства в политической системе общества детерминировано тем, что только оно в состоянии обес­печить выполнение тех общих дел, в которых нуждается общество. Ни одно другое негосударственное объединение не может этого сделать в необходимых масштабах, формах и методах.

Непосредственно практическое значение в политической жизни должны иметь и трудовые коллективы, игравшие в советское время важную роль в политической системе общества. Они были «поли­тической лабораторией» в том смысле, что не только занимали ак­тивную позицию, участвуя в политической жизни, принятии поли­тических решений, организации всевозможных политических акций, выдвижении своих представителей как в местные, так и центральные органы государственной власти, организации избирательных кам­паний и т.д., тем самым приобретая политический опыт, но и «школой» подготовки государственных деятелей, лидеров полити­ческих движений и организаций. Пришло время восстановить зна­чение и роль трудовых коллективов.

Та же участь постигла профсоюзы, творческие объединения (композиторов, писателей, художников, архитекторов), союз моло­дежи, утративших былое активное, плодотворное, эффективное участие в политической жизни России. Возрождение деятельности этих социальных образований тем более необходимо в настоящее время, когда мы намерены и пытаемся создать гражданское обще­ство, его истинно демократическую политическую систему. Надо использовать огромные возможности этих объединений в качестве дополнительных средств выражения духовных и иных потребностей народа, задействовать их значительный творческий и созидатель­ный потенциал в совершенствовании политической реальности.

Особенно актуально стоит эта проблема в отношении молоде­жи. Ныне молодые люди просто заброшены, забыты, предоставле­ны самим себе. Алчная жажда приобретения денег, «роскошной жизни» извращает их человеческие ценностные ориентации, пре­вращает их в духовно опустошенных, безродных, антипатриотич­ных существ. Модным «героем нашего времени» становятся деляга, спекулянт, жулик. Пора обратить все силы общества, особенно старшего поколения, ученых и творческой интеллигенции на предотвращение дальнейшей деградации определенной части молодежи, на ее воспитание и образование в гуманистическом духе, привлечь к участию в трудовой деятельности, активному участию в политической жизни общества, в деятельности общест­венных и государственных структур. Пессимистическая характери-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.