Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА



Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка в теоретическом плане исследованы слабо, хотя и опубликова­но немало трудов в этой области и защищено огромное количество диссертаций. Среди слабо изученных проблем следует назвать пре­жде всего концептуальные проблемы более четкого определения понятий законности, правопорядка и общественного порядка в со­временных условиях, характеристики разных позиций роли закон­ности и правопорядка в жизни рыночного общества, соотношения законности и правопорядка в условиях развивающихся демократиче­ских институтов, уточнения принципов, требований и гарантий за­конности, проблемы правового закона и правовой законности в ис­торическом и современном аспектах и т.д.

В настоящее время теоретики государства и права по-разному трактуют понятие законности, а отсюда возникает немало проблем в науке, на практике и в жизни людей. Так, одни ученые утверждают, что законность — это принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, фирмами, должностными лицами, гражданами.

Вторые как бы им возражают, доказывая, что законность — дея­тельность, направленная на практическое претворение в жизнь этого основополагающего принципа. Ее следует рассматривать как орга­низационное условие реализации права и обеспечения правопо­рядка. Третьи предлагают законность понимать в двух смыслах — в широком и узком. В широком смысле законность рассматривает­ся как господство законов в общественной жизни, т.е. как правовой режим (порядок), при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых отношений. В узком смысле законность по­нимается как принцип деятельности государственных органов.

Четвертые констатируют, что исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы. Обосно­вывается, что еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, создавал новое право и соответственно новое законода-


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка 307

тельство. Завоевав власть, правящий класс добивался обеспечения соблюдения и исполнения законов. Суждения о необходимости со­блюдать законы были классическими: закон суров, но это закон. Законность рассматривалась как противовес беззаконию и произво­лу властей. Сторонники этой точки зрения различали произвол со­циальный и юридический. Социальный произвол в правотворческой деятельности означает, что законодательство находится в противо­речии с объективными закономерностями развития общества, когда юридические законы вступают в коллизию с социальными отноше­ниями, задерживают прогресс, дестабилизируют ситуацию в общест­ве. Юридический произвол — это метод государственного управле­ния, который противостоит законности. Его суть заключается в том, что действия органов исполнительной власти вступают в конфликт с действующим законодательством1.

Для одних законность — принцип государственной и общест­венной жизни, для вторых — господство законов в обществе, для третьих — деятельность государственных органов, для четвертых — требование государственной власти соблюдать закон. Среди юри­стов нет единства во мнениях, что же такое законность. И сегодня на проблему понятия законности необходимо смотреть шире, под законностью понимать не только принцип, метод или режим, или как некое формальное соответствие деятельности участников общест­венных отношений предписаниям норм права. Понятие законности в современных условиях, когда во всем мире и в России увеличива­ется количество правонарушений, негативных правовых явлений, разрастается коррупция, терроризм и др., необходимо связывать прежде всего с правовыми законами и правовой законностью.

Постановка вопроса о правовом законе и правовой законности вызвана теми же потребностями, что и рассмотрение проблематики правового государства. Но если понятие «правовое государство» бы­стро получило у нас широкое распространение, то, к сожалению, этого нельзя сказать о понятиях «правовой закон», «правовая закон­ность». Между тем во всех этих случаях речь идет о правовой приро­де государства, закона, законности, их правовом свойстве и особен­ностях. Ведь, если говорить о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, но только право­вой закон и правовая законность в их противоположности и проти­востоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.

Не все, что называется законом, законностью и т.д., соответст­вует своей сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тота-

1 См., например: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. С. 450—453.



II. Проблемы теории права


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка



 


янтарного социализма безмерная апология государства, закона и за­конности была призвана прикрыть порядки диктаторского строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. За сущность социалистического государства, социали­стического права и социалистической законности выдавалась воля пролетариата как государственная воля господствующего класса. Правопорядок трактовался как результат социалистической законно­сти, итог воплощения положений социалистических законов и тре­бований социалистической законности в жизни.

Конечно, если право отождествляется с законом, то реализа­ция любого закона (в том числе произвольного) автоматически дает в итоге правопорядок. Такому правопорядку, как и соответствую­щему законодательству и законности, не хватает, правда, объектив­ного правового качества. Этот порок присущ всему позитивистско­му подходу (включая старый позитивизм и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки по­добного толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи, в той или иной форме присутствуют и во многих совре­менных трактовках этой проблематики.

Сегодня многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государст­венными органами, должностными лицами, гражданами, общест­венными организациями и т.д., неизменно добавляют, что результа­том соблюдения требований законности является правопорядок. При этом понятно, что под правопорядком они подразумевают за-конопорядок.

Исходной основой для правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Правовая законность основана на право­вых законах, а неправовая — наоборот. Реализация неправового за­кона, сколь бы точной и неуклонной и всеобщей она ни была, не может породить правового порядка. С позитивистских позиций, отождествляющих право и закон, почти невозможно развить согла­сованное и непротиворечивое учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке. Это возможно лишь с позиции на­учного правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (позитивного права).

В каком бы смысле не воспринималась законность, суть ее сво­дится прежде всего к необходимости строгого и неуклонного со­блюдения, исполнения и применения правовых законов всеми без исключения. Как тогда быть с неправовыми законами? Они тоже должны соблюдаться, исполняться и применяться, ибо в противном случае в обществе наступит хаос, смута, революции и др. Граждане должны эти законы осуждать и правовыми способами и приемами добиваться их скорейшей отмены либо изменения их реакционной,


антинародной части. Значит, в обществе любые законы и иные правовые акты, принятые в установленном законодательством по­рядке, должны соблюдаться всеми без исключения участниками правоотношений.

Следовательно, в современных условиях законность можно рас­сматривать как бы в двух ракурсах, или аспектах. Во-первых, за­конность — это принцип государственной и общественной жизни, требование строгого, точного и неуклонного соблюдения и испол­нения правовых законов всеми гражданами и должностными лица­ми. Во-вторых, законность — это неуклонное соблюдение, испол­нение не только правовых законов, но и всех правовых норм и предписаний, т.е. правомерное поведение.

Эти два аспекта законности имеют свои особенности. Очевид­но, было бы неверно «сталкивать» друг с другом сложившиеся взгляды на законность как взаимоисключающие. Эти аспекты, ко­нечно, имеют право на существование. В частности, «поведенче­ский» подход к определению законности чреват ее отождествлением с правопорядком. Но трактовка законности, а правовой тем более, как требования, в свою очередь, ведет к ее отождествлению с зако­нодательством либо к появлению «сфер беззакония».

Любой закон по своей природе предписывает определенное по­ведение, содержит известные требования. В противном случае за­конодательство (равно, как и любая форма правотворчества) теряло бы всякое значение. Вряд ли будут успешными попытки раскрыть понятие любого закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключенными в законе. Любая законность органически связана с законодательством, не может без нее существовать. Они возникли вместе. Право является важнейшим элементом правового регулиро­вания, и в этом смысле законность вытекает из права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Содержание этих норм определяет содержание законности. Законодательство служит пред­посылкой законности и не является атрибутом законности.

Не случайно надо различать законность и законодательство. Но правомерно обратить внимание на вторую его сторону — соблюде­ние содержащихся в законе требований. К тому же требования за­кона и требования законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первые преимущественно отвечают на вопрос, что требуется соблюдать, то вторые — как соблюдать?

Законность включает в себя не только должное, но и сущее. За­конность образует связующее звено между законодательством и пра­вопорядком. Она проникает как в первое, так и во второе: с одной стороны, основные требования законности находят закрепление в законодательстве, а с другой — реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который мы называем правопорядком.



II. Проблемы теории права


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка



 


Необходимо также четко различать законность и правопорядок и видеть их тесную взаимосвязь и взаимодействие. Различия в со­держании законности и правопорядка зависят от ее сторон: пред­метной (носители законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям), субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц), нормативной (круг правовых норм, обязательных для исполнения).

Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повы­шение или снижение ее роли в жизни того или иного общества. Так, основным носителем законности является деятельность (пове­дение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правопри­менительные акты, различные документы, отношения людей и пр. Их законность или незаконность во многих случаях имеет большое значение. Именно незаконность некоторых нормативных актов (та­ких, как противоречащие Конституции РФ законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилось одной из существенных причин массовых репрессий в СССР в 30-х — начале 50-х гг.

Содержание законности зависит от состава ее субъектов. Боль­шинство теоретиков государства и права связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отно­шений, т.е. государства, его органов, общественных и иных органи­заций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, ко­торое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях — общественные организации. Исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необя­зательности исполнения ими всех правовых норм. Происходит су­жение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление более узкое, связанное с дея­тельностью ограниченного круга субъектов.

Сужение круга субъектов законности в условиях советской ад­министративно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного ап­парата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности И.В. Сталина это привело к массовому произволу и без­законию, а во время застоя — к развитию коррупции, формирова­нию системы кланов, десятилетиями безнаказанно осуществлявших преступную деятельность. Эти явления имеют место и в современной


России, прежде всего в мафиозной, предпринимательской и чинов­ничьей среде. Сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, обязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.

Нормативная сторона законности определяется характером и со­держанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых об­разует это понятие. Большинство ученых и практиков связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Од­нако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие этой пози­ции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в любой стране, а в России, где строится правовое государство, тем более.

Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности вхо­дят сами нормы права, само законодательство. Законность действи­тельно тесно связана с правом, законодательством. Она не может без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные идеи, а конкретные правовые нормы. Содержание законодательст­ва, таким образом, определяет содержание законности, ее норма­тивную сторону. Однако сами правовые нормы являются предпо­сылкой, а не элементом законности. В противном случае возникает иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства.

Законность и правопорядок в условиях определенного истори­ческого периода определенного общества, государственного режима и т.п. наполняются своим смыслом и содержанием. Содержание и смысл законности в условиях восточных деспотий, рабовладель­ческой демократии, феодального абсолютизма или тоталитарных режимов современности имеет существенные различия, хотя закон­ность всегда остается соблюдением, исполнением любых норм пра­ва, а правопорядок — ее результатом.

Что касается более строгого, научного определения правопоряд­ка, то он охватывает комплекс общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отноше­ниях, которые возникают, изменяются и прекращаются при посто­янном участии норм права и в соотношении с ними. Такие отно­шения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопо­рядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на обществен­ный порядок.


       
   

III. Проблемы теории права

Общественный порядок выступает как наиболее общая систе­ма общественных отношений, состоящих из структурных подраз­делений, элементов и подсистем. Он охватывает все общественные отношения, которые регулируются не только нормами права, но и моралью, нормами этики, социальными правилами и т.д.

В условиях действия демократических институтов в обществе правовые нормы являются основным регулятором общественных отношений. Главное — они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные фор­мы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение юридических норм в системе социальных норм, их ведущая роль в укреплении общественного порядка, его цементирующим звеном.

Теоретики государства и права обсуждают, дискутируют как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с право­порядком и законностью. Причем, если при определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к како­му-то единому мнению, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск общепризнанного, приемлемого понятия общественного порядка в более узком пони­мании важен по той причине, что это дает возможность четко уста­новить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.

Общественный порядок в широком смысле выступает как поня­тие родовое, а правопорядок — как видовое. Они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм с од­ним из их видов — правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить разные виды общественного порядка, например порядок, возникающий под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя, они образуют единую систему социально-регулируемых отношений — обществен­ный порядок в широком его понимании. Сам правопорядок можно определить как вид общественного порядка, который формируется под воздействием норм права. Его охрана охватывает не все области общественного порядка, а лишь ту его часть, которая связана с дей­ствием правового регулирования.

Правопорядок имеет цель правовое регулирование. Именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, прини­маются меры по укреплению законности. Нельзя добиться право­порядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности. Укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания закон­ности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка 313

Большое значение для теории и практики укрепления законно­сти имеет проблема разфаничения принципов и требований закон­ности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выра­жающие содержание законности, а требования — то, чего «требует» законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предпи­сания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведе­ние, акт и т.п.) законным. При таком подходе можно выделить сле­дующие принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона обычно понимается как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пред­ставляться гораздо более широко — как подчиненность закону всех нормативных актов, актов реализации права (применения, соблю­дения, исполнения и использования), иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все сферы жизни общества.

Единство законности — единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, при­менительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и зада­чам общества вариантов осуществления правотворческой и право-реализующей деятельности (поведения), недопустимость противо­поставления законности и целесообразности.

Реальность законности — это достижение фактического испол­нения правовых предписаний во всех видах деятельности и неот­вратимости ответственности за любое их нарушение. Требования законности — то, что требует законность, отражают ее направлен­ность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдель­ными видами деятельности определенных субъектов. Так, требова­ния охраны, прав и законных интересов фаждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.

Наряду с принципами и требованиями законности можно выде­лить две фуппы черт законности, которые нередко, но без доста­точных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешнюю связь законности (связь с демократией, справедливостью, культу­рой, духовностью и т.п.), во-вторых, способы и средства обеспече­ния законности (государственный контроль, участие фаждан в ук­реплении законности и т.п.).



III. Проблемы теории права


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка



 


Каждый принцип может быть представлен как совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона выражает следую­щие требования: все законы (и деятельность по их созданию) долж­ны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам. Акты правоприменения и правоприменительная деятельность долж­ны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам. Акты индивидуального поведения должны со­ответствовать законам, основанным на них подзаконным норма­тивным актам и актам правоприменения.

Каждое из этих требований, в свою очередь, может быть пред­ставлено как совокупность положений, которые либо прямо зафик­сированы в законе, либо вытекают из его текста: законы должны соответствовать конституции; законы республик, должны соответ­ствовать законам федерации в части, отнесенной к компетенции федерации, и т.д. Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкрет­ным правовым предписаниям.

Для обеспечения законности и правопорядка играют большую роль и гарантии, т.е. система экономических, политических, идео­логических, нравственных и иных факторов, способствующих эф­фективному применению норм права. Однако на практике эти га­рантии зачастую не выполняются, хотя и должны соблюдаться1. Экономические гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе должно обеспечивать гражданам возможность осуществлять свои права и свободы бес­препятственно. Материально обеспеченный человек и социально защищенный субъект правоотношений, как правило, сообразует свое поведение с правом, законодательством, поскольку его интере­сы гарантируются прочным правопорядком.

Политические гарантии законности и правопорядка сводятся к тому, что все элементы политической системы общества должны поддерживать и воспроизводить социальную жизнь на основе норм права, отражающих объективные закономерности общественного развития. Демократия должна означать на деле активное участие населения, его многочисленных движений, партий и блоков в фор­мировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, реализации правоохранительной функции госу­дарства, претворении в жизнь принципов законности.

Идеологическими гарантиями законности и правопорядка явля­ется повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс. Это, по

1 См.: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. С. 356—359.


сути, вся специальная деятельность всех ветвей власти: законодатель­ной, исполнительной и судебной, а также всех экономических частных структур, общественных организаций, корпоративных групп, веду­щих борьбу с нарушениями законов.

Правовые (юридические) гарантии законности и правопорядка отличаются от всех иных способов обеспечения законности и пра­вопорядка тем, что имеется особая, предусмотренная нормами пра­ва процедура применения законов как государственными органами, так и правоохранительными органами. Важной структурой в системе гарантий обеспечения законности и правопорядка являются нравст­венные гарантии. Они обеспечивают благоприятную морально-пси­хологическую обстановку в обществе, в которой осуществляются юридические права и обязанности субъектов правоотношений; уро­вень их духовной культуры; чуткость и внимание государственных органов, должностных лиц к чаяниям, законным интересам людей.

С точки зрения личности, законность и правопорядок выступает как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны дру­гих лиц. От уровня законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реаль­ность демократии. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка является важнейшей целью государст­венной политики.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для демократического общества. Они выступают как основа, ядро по­рядка в обществе, как условие и необходимые элементы демокра­тии и рыночной экономики, как основные общечеловеческие цен­ности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры. Укрепление законности и правопорядка — это не только условие и средство формирования правового государства, но и его необходимые элементы. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

Для государства эта роль зависит от того места, которое занимает законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя демократическим обществом, государство ис­пользует различные методы и средства: экономические, политиче­ские, идеологические, организационные и др. Среди них особое ме­сто занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санк­ционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, тем самым добивается правопорядка.


       
   
 
 


II. Проблемы теории права

Правовые нормы регулируют самые главные стороны жизни об­щества: рыночную, экономику, политическую деятельность, имуще­ственные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависят поря­док и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Иные методы государственного управления обществом часто реализуются через правовое регулиро­вание. Так, планирование (организационный метод) нередко осу­ществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (экономический ме­тод) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат.

Для той или иной концепции закона и законности исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тип понима­ния (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет содержание и смысл соответствующей концепции закона и закон­ности, место и значение этих явлений в общественной и государст­венной жизни.

Можно выделить два противоположных типа правопонимания: 1) юридический (право) и 2) легистский (закон) типы правопони­мания (понятия права и закона)1. Согласно легистскому подходу под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установ­ление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Право сводится к принудительно-властным установлениям, формальным источникам так называемого позитив­ного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, су­дебному прецеденту и т.д.), т.е. закону (в собирательном смысле).

Социальная роль законности определяется природой власти и обу­словленным ею характером политического режима. Так, законность может быть средством ограничения демократии. В первом случае в ее основе будет чувство законности, о котором упоминали еще дореволюционные российские ученые-юристы (П. Г. Виноградов, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич). Во втором — мы имеем закон­ность «из-под палки», основанную на насилии.

В толковании понятия законности преломляется характер право-понимания общества. Так, отрицание частного права советской пра­вовой доктриной обусловило командный, авторитарный подход к ее определению. Она отождествлялась с требованием строгого и неук-

1 См.: Нерсесянц B.C. Из истории правовых учений: два типа правопонимания // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978; он же. Философия права. М., 1997. С. 32—40; он же. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. С. 3—57.


17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка

---------------------------------------------------------------------- —__________ 317

лонного исполнения законов, обращенного прежде всего v ^
нам государства. к гражда-

ТГиГяе

Понимание законности в романо-гепмянг-™» канской и в сегодняшней российской докт^иГ прТв'а оритет прав человека над позитивным правом го^ ление права на частное и публичное. Все это обу ципиально иной подход к проблеме законности

роуровне правовой системы. Понятие «законное^ ределением к понятиям «поведение», «действие»,

Законность как принцип распространяется правовой достойной
этих стран лишь на сферу публичного, точнее а^
права и понимается как законность управления.
сти управления понимается и как возможность orpZ
ния) свободы или собственности индивидов лишь наТн
и как принцип верховенства закона в сфере управления
законности рассматривается в качестве ^ГовГпр^го ПГ
ства. Этимологически законность увязывается с контролем судов
административных и общей компетенции за соот Г

стративных актов закону. Закон лишь признает,

Верховенство прав человека по отношению к позитивному ппя ву государства, включая закон, проявляется в том, чГзаконность как принцип, императив распространяется только на деятельность государственного аппарата, призванного стоять на стра^Гправ че ловека. В сфере частного права действует принцип Холено все" что не запрещено законом». С одной стороны, договор может ин' основываться на предписаниях закона, а соответствовав! об щему смыслу и (или) принципам законодательства. С другой - га" рантом прав человека (как и всех иных субъектов права) независимый суд. Примат международного права (и меад стандартов в области прав человека) обусловливает шГ распространение двойной защиты этих прав - на уровне не тоГко национального, но и международного права. Кстати так" й Гха низм защиты прав воспринят и Конституцией РФ 1993 г.



III. Проблемы теории права


Глава


 


Пример верховенства закона и соответствующей законности, распространяющихся лишь на структуры государства, демонстриру­ет Конституция США. Законность определяется как абсолютная норма, в соответствии с положениями которой должны действовать и принимать решения правительственные департаменты и чинов­ники и отступления от которой приводят к ничтожности соответст­вующих действий и актов. Что касается прав и свобод граждан, то законодатель лишь регламентирует порядок отношения к ним вла­стей, исходя из факта их первичности. Федеральные власти соглас­но Конституции США и Биллю о правах не могут ни ограничивать, ни умалять права и свободы, что обусловливает соответствующий стиль и терминологию конституционного текста («Конгресс не должен издавать ни одного закона...», «Право народа не должно на­рушаться» и т.д.)

В западноевропейской юридической литературе принцип законно­сти трактуется и в более широком смысле. Так, под ним понимается абсолютное соблюдение той совокупности правовых норм, посред­ством которых регулируются социальные отношения. Французский термин «respect», включенный в эту формулу, означает одновремен­но и соблюдение, и уважение. Речь идет об отождествлении законно­сти с правовым регулированием. Обосновывается это возрастающим вмешательством государства (на основе административных методов правового регулирования) в традиционную сферу частного права.

Вследствие своей широты и многоаспектное™ понятие законно­сти может иметь не одно, а несколько определений. Теоретически и практически важно различать законность в формально-юридическом смысле и законность как политико-юридическую категорию. За­конность в формально-юридическом смысле есть принцип верхо­венства закона (в его конкретно-историческом значении), рассмот­ренный сквозь призму его динамики, или реализации. Законность — атрибут, имманентное свойство любой правовой системы, незави­симо от характера политического режима и легитимности полити­ческой власти.

Законность во втором ее значении есть политико-юридическая конструкция, призванная обеспечить верховенство правового зако­на и максимально эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Стандарты этих прав и свобод закреплены междуна­родным правом. Законность совпадает с понятием правового госу­дарства. Они, как и правопорядок, и общественный порядок, игра­ют огромную роль в укреплении правовых основ государственной жизни любого общества, в том числе современного российского.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.