Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка в теоретическом плане исследованы слабо, хотя и опубликовано немало трудов в этой области и защищено огромное количество диссертаций. Среди слабо изученных проблем следует назвать прежде всего концептуальные проблемы более четкого определения понятий законности, правопорядка и общественного порядка в современных условиях, характеристики разных позиций роли законности и правопорядка в жизни рыночного общества, соотношения законности и правопорядка в условиях развивающихся демократических институтов, уточнения принципов, требований и гарантий законности, проблемы правового закона и правовой законности в историческом и современном аспектах и т.д.
В настоящее время теоретики государства и права по-разному трактуют понятие законности, а отсюда возникает немало проблем в науке, на практике и в жизни людей. Так, одни ученые утверждают, что законность — это принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, фирмами, должностными лицами, гражданами.
Вторые как бы им возражают, доказывая, что законность — деятельность, направленная на практическое претворение в жизнь этого основополагающего принципа. Ее следует рассматривать как организационное условие реализации права и обеспечения правопорядка. Третьи предлагают законность понимать в двух смыслах — в широком и узком. В широком смысле законность рассматривается как господство законов в общественной жизни, т.е. как правовой режим (порядок), при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых отношений. В узком смысле законность понимается как принцип деятельности государственных органов.
Четвертые констатируют, что исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы. Обосновывается, что еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, создавал новое право и соответственно новое законода-
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка 307
тельство. Завоевав власть, правящий класс добивался обеспечения соблюдения и исполнения законов. Суждения о необходимости соблюдать законы были классическими: закон суров, но это закон. Законность рассматривалась как противовес беззаконию и произволу властей. Сторонники этой точки зрения различали произвол социальный и юридический. Социальный произвол в правотворческой деятельности означает, что законодательство находится в противоречии с объективными закономерностями развития общества, когда юридические законы вступают в коллизию с социальными отношениями, задерживают прогресс, дестабилизируют ситуацию в обществе. Юридический произвол — это метод государственного управления, который противостоит законности. Его суть заключается в том, что действия органов исполнительной власти вступают в конфликт с действующим законодательством1.
Для одних законность — принцип государственной и общественной жизни, для вторых — господство законов в обществе, для третьих — деятельность государственных органов, для четвертых — требование государственной власти соблюдать закон. Среди юристов нет единства во мнениях, что же такое законность. И сегодня на проблему понятия законности необходимо смотреть шире, под законностью понимать не только принцип, метод или режим, или как некое формальное соответствие деятельности участников общественных отношений предписаниям норм права. Понятие законности в современных условиях, когда во всем мире и в России увеличивается количество правонарушений, негативных правовых явлений, разрастается коррупция, терроризм и др., необходимо связывать прежде всего с правовыми законами и правовой законностью.
Постановка вопроса о правовом законе и правовой законности вызвана теми же потребностями, что и рассмотрение проблематики правового государства. Но если понятие «правовое государство» быстро получило у нас широкое распространение, то, к сожалению, этого нельзя сказать о понятиях «правовой закон», «правовая законность». Между тем во всех этих случаях речь идет о правовой природе государства, закона, законности, их правовом свойстве и особенностях. Ведь, если говорить о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, но только правовой закон и правовая законность в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.
Не все, что называется законом, законностью и т.д., соответствует своей сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тота-
1 См., например: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. С. 450—453.
II. Проблемы теории права
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
янтарного социализма безмерная апология государства, закона и законности была призвана прикрыть порядки диктаторского строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. За сущность социалистического государства, социалистического права и социалистической законности выдавалась воля пролетариата как государственная воля господствующего класса. Правопорядок трактовался как результат социалистической законности, итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.
Конечно, если право отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе произвольного) автоматически дает в итоге правопорядок. Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает, правда, объективного правового качества. Этот порок присущ всему позитивистскому подходу (включая старый позитивизм и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки подобного толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи, в той или иной форме присутствуют и во многих современных трактовках этой проблематики.
Сегодня многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями и т.д., неизменно добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом понятно, что под правопорядком они подразумевают за-конопорядок.
Исходной основой для правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Правовая законность основана на правовых законах, а неправовая — наоборот. Реализация неправового закона, сколь бы точной и неуклонной и всеобщей она ни была, не может породить правового порядка. С позитивистских позиций, отождествляющих право и закон, почти невозможно развить согласованное и непротиворечивое учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке. Это возможно лишь с позиции научного правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (позитивного права).
В каком бы смысле не воспринималась законность, суть ее сводится прежде всего к необходимости строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых законов всеми без исключения. Как тогда быть с неправовыми законами? Они тоже должны соблюдаться, исполняться и применяться, ибо в противном случае в обществе наступит хаос, смута, революции и др. Граждане должны эти законы осуждать и правовыми способами и приемами добиваться их скорейшей отмены либо изменения их реакционной,
антинародной части. Значит, в обществе любые законы и иные правовые акты, принятые в установленном законодательством порядке, должны соблюдаться всеми без исключения участниками правоотношений.
Следовательно, в современных условиях законность можно рассматривать как бы в двух ракурсах, или аспектах. Во-первых, законность — это принцип государственной и общественной жизни, требование строгого, точного и неуклонного соблюдения и исполнения правовых законов всеми гражданами и должностными лицами. Во-вторых, законность — это неуклонное соблюдение, исполнение не только правовых законов, но и всех правовых норм и предписаний, т.е. правомерное поведение.
Эти два аспекта законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы неверно «сталкивать» друг с другом сложившиеся взгляды на законность как взаимоисключающие. Эти аспекты, конечно, имеют право на существование. В частности, «поведенческий» подход к определению законности чреват ее отождествлением с правопорядком. Но трактовка законности, а правовой тем более, как требования, в свою очередь, ведет к ее отождествлению с законодательством либо к появлению «сфер беззакония».
Любой закон по своей природе предписывает определенное поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно, как и любая форма правотворчества) теряло бы всякое значение. Вряд ли будут успешными попытки раскрыть понятие любого закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключенными в законе. Любая законность органически связана с законодательством, не может без нее существовать. Они возникли вместе. Право является важнейшим элементом правового регулирования, и в этом смысле законность вытекает из права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Содержание этих норм определяет содержание законности. Законодательство служит предпосылкой законности и не является атрибутом законности.
Не случайно надо различать законность и законодательство. Но правомерно обратить внимание на вторую его сторону — соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требования законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первые преимущественно отвечают на вопрос, что требуется соблюдать, то вторые — как соблюдать?
Законность включает в себя не только должное, но и сущее. Законность образует связующее звено между законодательством и правопорядком. Она проникает как в первое, так и во второе: с одной стороны, основные требования законности находят закрепление в законодательстве, а с другой — реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который мы называем правопорядком.
II. Проблемы теории права
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
Необходимо также четко различать законность и правопорядок и видеть их тесную взаимосвязь и взаимодействие. Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон: предметной (носители законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям), субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые нормы и право требовать такого соблюдения от других лиц), нормативной (круг правовых норм, обязательных для исполнения).
Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в жизни того или иного общества. Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и пр. Их законность или незаконность во многих случаях имеет большое значение. Именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции РФ законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилось одной из существенных причин массовых репрессий в СССР в 30-х — начале 50-х гг.
Содержание законности зависит от состава ее субъектов. Большинство теоретиков государства и права связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях — общественные организации. Исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими всех правовых норм. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.
Сужение круга субъектов законности в условиях советской административно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности И.В. Сталина это привело к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя — к развитию коррупции, формированию системы кланов, десятилетиями безнаказанно осуществлявших преступную деятельность. Эти явления имеют место и в современной
России, прежде всего в мафиозной, предпринимательской и чиновничьей среде. Сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, обязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности.
Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство ученых и практиков связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в любой стране, а в России, где строится правовое государство, тем более.
Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности входят сами нормы права, само законодательство. Законность действительно тесно связана с правом, законодательством. Она не может без них существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные идеи, а конкретные правовые нормы. Содержание законодательства, таким образом, определяет содержание законности, ее нормативную сторону. Однако сами правовые нормы являются предпосылкой, а не элементом законности. В противном случае возникает иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства.
Законность и правопорядок в условиях определенного исторического периода определенного общества, государственного режима и т.п. наполняются своим смыслом и содержанием. Содержание и смысл законности в условиях восточных деспотий, рабовладельческой демократии, феодального абсолютизма или тоталитарных режимов современности имеет существенные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением любых норм права, а правопорядок — ее результатом.
Что касается более строгого, научного определения правопорядка, то он охватывает комплекс общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются при постоянном участии норм права и в соотношении с ними. Такие отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок.
III. Проблемы теории права
Общественный порядок выступает как наиболее общая система общественных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Он охватывает все общественные отношения, которые регулируются не только нормами права, но и моралью, нормами этики, социальными правилами и т.д.
В условиях действия демократических институтов в обществе правовые нормы являются основным регулятором общественных отношений. Главное — они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение юридических норм в системе социальных норм, их ведущая роль в укреплении общественного порядка, его цементирующим звеном.
Теоретики государства и права обсуждают, дискутируют как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с правопорядком и законностью. Причем, если при определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к какому-то единому мнению, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск общепризнанного, приемлемого понятия общественного порядка в более узком понимании важен по той причине, что это дает возможность четко установить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.
Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок — как видовое. Они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм с одним из их видов — правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить разные виды общественного порядка, например порядок, возникающий под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя, они образуют единую систему социально-регулируемых отношений — общественный порядок в широком его понимании. Сам правопорядок можно определить как вид общественного порядка, который формируется под воздействием норм права. Его охрана охватывает не все области общественного порядка, а лишь ту его часть, которая связана с действием правового регулирования.
Правопорядок имеет цель правовое регулирование. Именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности. Укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка 313
Большое значение для теории и практики укрепления законности имеет проблема разфаничения принципов и требований законности. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования — то, чего «требует» законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным. При таком подходе можно выделить следующие принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.
Верховенство закона обычно понимается как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен представляться гораздо более широко — как подчиненность закону всех нормативных актов, актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все сферы жизни общества.
Единство законности — единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений. Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и право-реализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Требования законности — то, что требует законность, отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Так, требования охраны, прав и законных интересов фаждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.
Наряду с принципами и требованиями законности можно выделить две фуппы черт законности, которые нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешнюю связь законности (связь с демократией, справедливостью, культурой, духовностью и т.п.), во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие фаждан в укреплении законности и т.п.).
III. Проблемы теории права
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
Каждый принцип может быть представлен как совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона выражает следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам. Акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам. Акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Каждое из этих требований, в свою очередь, может быть представлено как совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста: законы должны соответствовать конституции; законы республик, должны соответствовать законам федерации в части, отнесенной к компетенции федерации, и т.д. Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям.
Для обеспечения законности и правопорядка играют большую роль и гарантии, т.е. система экономических, политических, идеологических, нравственных и иных факторов, способствующих эффективному применению норм права. Однако на практике эти гарантии зачастую не выполняются, хотя и должны соблюдаться1. Экономические гарантии законности и правопорядка означают, что производство материальных благ в обществе должно обеспечивать гражданам возможность осуществлять свои права и свободы беспрепятственно. Материально обеспеченный человек и социально защищенный субъект правоотношений, как правило, сообразует свое поведение с правом, законодательством, поскольку его интересы гарантируются прочным правопорядком.
Политические гарантии законности и правопорядка сводятся к тому, что все элементы политической системы общества должны поддерживать и воспроизводить социальную жизнь на основе норм права, отражающих объективные закономерности общественного развития. Демократия должна означать на деле активное участие населения, его многочисленных движений, партий и блоков в формировании высших органов государственной власти, в управлении делами общества, реализации правоохранительной функции государства, претворении в жизнь принципов законности.
Идеологическими гарантиями законности и правопорядка является повышение общей культуры населения, в том числе правовое воспитание граждан, формирование правосознания масс. Это, по
1 См.: Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. С. 356—359.
сути, вся специальная деятельность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также всех экономических частных структур, общественных организаций, корпоративных групп, ведущих борьбу с нарушениями законов.
Правовые (юридические) гарантии законности и правопорядка отличаются от всех иных способов обеспечения законности и правопорядка тем, что имеется особая, предусмотренная нормами права процедура применения законов как государственными органами, так и правоохранительными органами. Важной структурой в системе гарантий обеспечения законности и правопорядка являются нравственные гарантии. Они обеспечивают благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, в которой осуществляются юридические права и обязанности субъектов правоотношений; уровень их духовной культуры; чуткость и внимание государственных органов, должностных лиц к чаяниям, законным интересам людей.
С точки зрения личности, законность и правопорядок выступает как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От уровня законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка является важнейшей целью государственной политики.
Все это определяет особую роль законности и правопорядка для демократического общества. Они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимые элементы демократии и рыночной экономики, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры. Укрепление законности и правопорядка — это не только условие и средство формирования правового государства, но и его необходимые элементы. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.
Для государства эта роль зависит от того места, которое занимает законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя демократическим обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, тем самым добивается правопорядка.
II. Проблемы теории права
Правовые нормы регулируют самые главные стороны жизни общества: рыночную, экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависят порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Иные методы государственного управления обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (организационный метод) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (экономический метод) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат.
Для той или иной концепции закона и законности исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет содержание и смысл соответствующей концепции закона и законности, место и значение этих явлений в общественной и государственной жизни.
Можно выделить два противоположных типа правопонимания: 1) юридический (право) и 2) легистский (закон) типы правопонимания (понятия права и закона)1. Согласно легистскому подходу под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Право сводится к принудительно-властным установлениям, формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. закону (в собирательном смысле).
Социальная роль законности определяется природой власти и обусловленным ею характером политического режима. Так, законность может быть средством ограничения демократии. В первом случае в ее основе будет чувство законности, о котором упоминали еще дореволюционные российские ученые-юристы (П. Г. Виноградов, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич). Во втором — мы имеем законность «из-под палки», основанную на насилии.
В толковании понятия законности преломляется характер право-понимания общества. Так, отрицание частного права советской правовой доктриной обусловило командный, авторитарный подход к ее определению. Она отождествлялась с требованием строгого и неук-
1 См.: Нерсесянц B.C. Из истории правовых учений: два типа правопонимания // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978; он же. Философия права. М., 1997. С. 32—40; он же. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. С. 3—57.
17. Проблемы законности, правопорядка и общественного порядка
лонного исполнения законов, обращенного прежде всего v ^ нам государства. к гражда-
ТГиГяе
Понимание законности в романо-гепмянг-™» канской и в сегодняшней российской докт^иГ прТв'а оритет прав человека над позитивным правом го^ ление права на частное и публичное. Все это обу ципиально иной подход к проблеме законности
роуровне правовой системы. Понятие «законное^ ределением к понятиям «поведение», «действие»,
Законность как принцип распространяется правовой достойной этих стран лишь на сферу публичного, точнее а^ права и понимается как законность управления. сти управления понимается и как возможность orpZ ния) свободы или собственности индивидов лишь наТн и как принцип верховенства закона в сфере управления законности рассматривается в качестве ^ГовГпр^го ПГ ства. Этимологически законность увязывается с контролем судов административных и общей компетенции за соот Г
стративных актов закону. Закон лишь признает,
Верховенство прав человека по отношению к позитивному ппя ву государства, включая закон, проявляется в том, чГзаконность как принцип, императив распространяется только на деятельность государственного аппарата, призванного стоять на стра^Гправ че ловека. В сфере частного права действует принцип Холено все" что не запрещено законом». С одной стороны, договор может ин' основываться на предписаниях закона, а соответствовав! об щему смыслу и (или) принципам законодательства. С другой - га" рантом прав человека (как и всех иных субъектов права) независимый суд. Примат международного права (и меад стандартов в области прав человека) обусловливает шГ распространение двойной защиты этих прав - на уровне не тоГко национального, но и международного права. Кстати так" й Гха низм защиты прав воспринят и Конституцией РФ 1993 г.
III. Проблемы теории права
Глава
Пример верховенства закона и соответствующей законности, распространяющихся лишь на структуры государства, демонстрирует Конституция США. Законность определяется как абсолютная норма, в соответствии с положениями которой должны действовать и принимать решения правительственные департаменты и чиновники и отступления от которой приводят к ничтожности соответствующих действий и актов. Что касается прав и свобод граждан, то законодатель лишь регламентирует порядок отношения к ним властей, исходя из факта их первичности. Федеральные власти согласно Конституции США и Биллю о правах не могут ни ограничивать, ни умалять права и свободы, что обусловливает соответствующий стиль и терминологию конституционного текста («Конгресс не должен издавать ни одного закона...», «Право народа не должно нарушаться» и т.д.)
В западноевропейской юридической литературе принцип законности трактуется и в более широком смысле. Так, под ним понимается абсолютное соблюдение той совокупности правовых норм, посредством которых регулируются социальные отношения. Французский термин «respect», включенный в эту формулу, означает одновременно и соблюдение, и уважение. Речь идет об отождествлении законности с правовым регулированием. Обосновывается это возрастающим вмешательством государства (на основе административных методов правового регулирования) в традиционную сферу частного права.
Вследствие своей широты и многоаспектное™ понятие законности может иметь не одно, а несколько определений. Теоретически и практически важно различать законность в формально-юридическом смысле и законность как политико-юридическую категорию. Законность в формально-юридическом смысле есть принцип верховенства закона (в его конкретно-историческом значении), рассмотренный сквозь призму его динамики, или реализации. Законность — атрибут, имманентное свойство любой правовой системы, независимо от характера политического режима и легитимности политической власти.
Законность во втором ее значении есть политико-юридическая конструкция, призванная обеспечить верховенство правового закона и максимально эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Стандарты этих прав и свобод закреплены международным правом. Законность совпадает с понятием правового государства. Они, как и правопорядок, и общественный порядок, играют огромную роль в укреплении правовых основ государственной жизни любого общества, в том числе современного российского.