Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая процедура: некоторые проблемы теории





 


механизм действия и общие закономерности расположения в пра­вовой системе объединяют их в один, общий вид материально-правовых процедур, определяют их материально-правовую сущность.

Специфика процессуальной процедуры по сравнению с матери­ально-правовой определяется особенностями охранительных право­отношений, которые являются для данного вида процедур основ­ными и отличаются от регулятивных правоотношений основаниями возникновения, нормативной базой, содержанием, целевой направ­ленностью. Смысл существования охранительных правоотношений в системе правового регулирования состоит в том, что в их рамках реализуется обязанность (право) государства обеспечивать нормаль­ное действие механизма права.

Этот момент приводит к обязательному присутствию в составе охранительного правоотношения, а следовательно, в составе про­цесса властного элемента. Процессуальная процедура — это один из видов юридической процедуры, которая имеет целью выявление и реализацию материального охранительного правоотношения, что определяет ее своеобразие и особый механизм действия в матери­ально-правовой регулятивной сфере.

Теоретики справедливо отмечают, что существенным признани­ем юридической процедуры является наличие в ней предварительно установленной модели (программы), в соответствии с которой они претворяются в жизнь. Эта модель включает в себя определенный порядок, последовательность в совершении правовых и иных дейст­вий, операций и др., реализация которых приводит к желаемой це­ли1. Это могут быть модели (программы) реализации права, приме­нения гражданско-правовых норм, регулирующих договорно-правовые отношения в области поставки товаров для государствен­ных нужд, реализации норм, касающихся производства в суде дел публично-правового характера.

.М^дели_юридических процедур могут быть классифицированным по разным критериям, например: на частные (содержатся в нормах частного права), публичные (содержатся в нормах публичного пра­ва), отраслевые материальные (содержатся в нормах гражданского права), отраслевые процессуальные (содержатся в нормах граждан­ско-процессуального права), договорные (определяются правореа-лизующим договором), индивидуальные (регламентируются кон­кретным юридическим актом) и др.

С точки зрения теории познания, необходимо выделять факти­ческую и нормативную процедурные модели. Первая — та, что есть на самом деле, что мы видим, ощущаем, исходя из окружающего нас бытия и фактических норм права. Нормативная модель проце-


дуры — некий нормативный идеал, эталон, т.е. то, какой должна быть юридическая процедура. Эта модель не сводится к какой-то одной фактической норме, совокупности или системе этих норм. Она должна содержать свои идеальные нормы, некие нормативные эталоны элементов «правовой материи».

Все мышление и вся работа в сфере юридических процедур должны базироваться на новых системных идеях познания и бытия. Еще Гегель, исследуя процессы познания, увязывал любое мышле­ние со всем новым в познании с бытием. Раз новые понятия выра­жают содержание наших новый знаний, рассуждал он, значит, в конечном счете эти понятия и «есть сущность самих вещей»1.

При определении параметров и условий формирований необхо­димых нормативных моделей процедуры потребуются знания общей концепции юридической процедуры, ее общих тенденций, анализ конкретных ситуаций (по фактическим нормативным моделям), изучение бывших в прошлом нормативных регуляторов, процедур и сравнение их с настоящими, обнаружение интересных повторяю­щихся процедурных явлений и устойчивой тенденции, выработка не­обходимого варианта процедурной модели. Когда будет сформиро­вана и начнет применяться на практике необходимая нормативная модель, то важно «отслеживать» внутренние и внешние причины развития процесса преобразования юридических процедур.

Внешние причины:

• изменения во всем обществе и в правовой системе, вызы­
вающие серьезные изменения в процедурах. Изменения могут
происходить независимо от самого общества и правовой систе­
мы или под их воздействием;

• проникновение в сформированную нормативную модель про­
цедуры чуждых норм, отношений, элементов и др.

Внутренние причины будут допускать: 1) непрерывный количе­ственный рост дифференцированных норм, между которыми будут обостряться противоречия и коллизии; 2) накопление «ошибок» в самой нормативной модели процедуры, которые могут повлечь за собой себе подобные; 3) прекращение самого процесса совершенст­вования эталонной нормативной модели процедуры.

Исходя из понимания «зрелой» эталонной модели, необходимо определить некоторые формы преобразования, непосредственно связанные с изменением каждого элемента модели. Это, в частно­сти: преобразование, приводящее к уничтожению всех «вредных» взаимосвязей элементов нормативной модели процедуры; преобра­зование нормативной модели в качественно иное, но равное по


 


См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. С. 171.


1 Гегель. Соч. М., 1959. Т. 4. С. 29-30.



III. Проблемы теории права


16. Юридическая процедура: некоторые проблемы теории



 


степени организованности состояние. Оно происходит вследствие изменения состава основных и процедурных норм, функционального изменения отдельных властных процедур, преобразования норма­тивной модели в качественно иное, но низшее по степени органи­зованности состояние; преобразования нормативной модели проце­дуры в качественно иное, но высшее по степени организованности состояние. Оно происходит как в рамках одной формы изменения, так и при переходе модели одной формы применения к другой. Этот тип преобразования представляет особый интерес, так как связан с прогрессивным, поступательным развитием нормативной модели.

Определяя параметры функционирования нормативных моделей процедуры, важно принимать во внимание и другие факторы. К ним, в частности, относятся соответствие создаваемых нормативных мо­делей требованиям времени, их расположение на необходимом уровне в правовой системе, согласованность основных (для осуще­ствления которых процедура предназначена) и собственно проце­дурных норм, демократизм юридических процедур, их многовари­антность, законность и др.1

Разработанные процедурные нормы должны обрести достойное место в правовой системе общества. Если, скажем, мы имеем дело с нормами, которые будут помогать реализации законов, то соот­ветственно процедурные нормы должны получить законодательный уровень в правовой системе, как и основные нормы. Однако это пока не удается реализовать в основном законе.

Известно, что конституция любой страны содержит процедур­ные нормы, но закрепить сам порядок реализации этих норм нико­му не удалось. Просто издаются взамен этого специальные консти­туционные законы, устанавливающие тот или иной процедурный механизм конституционных норм. Различие в уровнях регулирова­ния обусловлено самой природой основного закона. Конституция не предполагает детализированной регламентации, иначе утратит свойства своей глобальности и стабильности. Тем не менее в про­цедурной регламентации, в том числе норм конституции, нужно стремиться к тому, чтобы разрыв между основным уровнем и про­цедурным в законодательной иерархии был минимальным, и требо­вание единого законодательного уровня, означающее, что проце­дурные нормы должны устанавливаться нормативным правовым актом не меньшей юридической силы, чем основные нормы, долж­но соблюдаться.

Основные нормы и процедурные нормы в ходе действия не должны «сталкиваться», вступать в противоречие и тем более препят-

1 См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. С. 171—176.


ствовать нормальному процессу правового регулирования. Напротив, они должны быть всегда согласованы, взаимоувязаны и действовать в направлении одного, желаемого результата, двигаться к одной це­ли. Иначе «пострадают» сами юридические процедуры.

Кроме того, юридическая процедура, по возможности, должна быть многовариантной. Всякая процедура должна предлагать вари­анты реализации основной нормы и представлять субъектам право выбора актов поведения, свои права и обязанности. Это важно прежде всего в области материального права.

Демократизм юридической процедуры — это свойство ее власт­ности. В частности, применительно к гражданско-процессуальной деятельности это проявляется в равенстве граждан перед законом и судом, в гласности судопроизводства, процессуальном равнопра­вии (равенстве) сторон. Так, в соответствии со ст. 6 ГПК правосу­дие по гражданским делам осуществляется на началах равенства пе­ред законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убе­ждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их органи­зационно-правовой формы, формы собственности, места нахожде­ния, подчиненности и других обстоятельств.

Равенство означает одинаковый объем прав и обязанностей всех граждан и организаций, участвующих в суде в том или ином каче­стве, одинаковое отношение суда к правам и обязанностям, а так­же действиям граждан и организаций, участвующих в рассмотре­нии конкретного дела, запрет на оказание судом предпочтения каким-либо лицам либо органам по основаниям, не предусмот­ренным законом.

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел во всех судах происходит в открытом заседании. Под гласностью понимает­ся свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих по­слушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале. Лица, участ­вующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств ау­диозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъем­ка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и теле­видению возможны с разрешения суда.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интере­сах сохранения различного рода тайны. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведе-



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.