механизм действия и общие закономерности расположения в правовой системе объединяют их в один, общий вид материально-правовых процедур, определяют их материально-правовую сущность.
Специфика процессуальной процедуры по сравнению с материально-правовой определяется особенностями охранительных правоотношений, которые являются для данного вида процедур основными и отличаются от регулятивных правоотношений основаниями возникновения, нормативной базой, содержанием, целевой направленностью. Смысл существования охранительных правоотношений в системе правового регулирования состоит в том, что в их рамках реализуется обязанность (право) государства обеспечивать нормальное действие механизма права.
Этот момент приводит к обязательному присутствию в составе охранительного правоотношения, а следовательно, в составе процесса властного элемента. Процессуальная процедура — это один из видов юридической процедуры, которая имеет целью выявление и реализацию материального охранительного правоотношения, что определяет ее своеобразие и особый механизм действия в материально-правовой регулятивной сфере.
Теоретики справедливо отмечают, что существенным признанием юридической процедуры является наличие в ней предварительно установленной модели (программы), в соответствии с которой они претворяются в жизнь. Эта модель включает в себя определенный порядок, последовательность в совершении правовых и иных действий, операций и др., реализация которых приводит к желаемой цели1. Это могут быть модели (программы) реализации права, применения гражданско-правовых норм, регулирующих договорно-правовые отношения в области поставки товаров для государственных нужд, реализации норм, касающихся производства в суде дел публично-правового характера.
.М^дели_юридических процедур могут быть классифицированным по разным критериям, например: на частные (содержатся в нормах частного права), публичные (содержатся в нормах публичного права), отраслевые материальные (содержатся в нормах гражданского права), отраслевые процессуальные (содержатся в нормах гражданско-процессуального права), договорные (определяются правореа-лизующим договором), индивидуальные (регламентируются конкретным юридическим актом) и др.
С точки зрения теории познания, необходимо выделять фактическую и нормативную процедурные модели. Первая — та, что есть на самом деле, что мы видим, ощущаем, исходя из окружающего нас бытия и фактических норм права. Нормативная модель проце-
дуры — некий нормативный идеал, эталон, т.е. то, какой должна быть юридическая процедура. Эта модель не сводится к какой-то одной фактической норме, совокупности или системе этих норм. Она должна содержать свои идеальные нормы, некие нормативные эталоны элементов «правовой материи».
Все мышление и вся работа в сфере юридических процедур должны базироваться на новых системных идеях познания и бытия. Еще Гегель, исследуя процессы познания, увязывал любое мышление со всем новым в познании с бытием. Раз новые понятия выражают содержание наших новый знаний, рассуждал он, значит, в конечном счете эти понятия и «есть сущность самих вещей»1.
При определении параметров и условий формирований необходимых нормативных моделей процедуры потребуются знания общей концепции юридической процедуры, ее общих тенденций, анализ конкретных ситуаций (по фактическим нормативным моделям), изучение бывших в прошлом нормативных регуляторов, процедур и сравнение их с настоящими, обнаружение интересных повторяющихся процедурных явлений и устойчивой тенденции, выработка необходимого варианта процедурной модели. Когда будет сформирована и начнет применяться на практике необходимая нормативная модель, то важно «отслеживать» внутренние и внешние причины развития процесса преобразования юридических процедур.
Внешние причины:
• изменения во всем обществе и в правовой системе, вызы вающие серьезные изменения в процедурах. Изменения могут происходить независимо от самого общества и правовой систе мы или под их воздействием;
• проникновение в сформированную нормативную модель про цедуры чуждых норм, отношений, элементов и др.
Внутренние причины будут допускать: 1) непрерывный количественный рост дифференцированных норм, между которыми будут обостряться противоречия и коллизии; 2) накопление «ошибок» в самой нормативной модели процедуры, которые могут повлечь за собой себе подобные; 3) прекращение самого процесса совершенствования эталонной нормативной модели процедуры.
Исходя из понимания «зрелой» эталонной модели, необходимо определить некоторые формы преобразования, непосредственно связанные с изменением каждого элемента модели. Это, в частности: преобразование, приводящее к уничтожению всех «вредных» взаимосвязей элементов нормативной модели процедуры; преобразование нормативной модели в качественно иное, но равное по
См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. С. 171.
1Гегель. Соч. М., 1959. Т. 4. С. 29-30.
III. Проблемы теории права
16. Юридическая процедура: некоторые проблемы теории
степени организованности состояние. Оно происходит вследствие изменения состава основных и процедурных норм, функционального изменения отдельных властных процедур, преобразования нормативной модели в качественно иное, но низшее по степени организованности состояние; преобразования нормативной модели процедуры в качественно иное, но высшее по степени организованности состояние. Оно происходит как в рамках одной формы изменения, так и при переходе модели одной формы применения к другой. Этот тип преобразования представляет особый интерес, так как связан с прогрессивным, поступательным развитием нормативной модели.
Определяя параметры функционирования нормативных моделей процедуры, важно принимать во внимание и другие факторы. К ним, в частности, относятся соответствие создаваемых нормативных моделей требованиям времени, их расположение на необходимом уровне в правовой системе, согласованность основных (для осуществления которых процедура предназначена) и собственно процедурных норм, демократизм юридических процедур, их многовариантность, законность и др.1
Разработанные процедурные нормы должны обрести достойное место в правовой системе общества. Если, скажем, мы имеем дело с нормами, которые будут помогать реализации законов, то соответственно процедурные нормы должны получить законодательный уровень в правовой системе, как и основные нормы. Однако это пока не удается реализовать в основном законе.
Известно, что конституция любой страны содержит процедурные нормы, но закрепить сам порядок реализации этих норм никому не удалось. Просто издаются взамен этого специальные конституционные законы, устанавливающие тот или иной процедурный механизм конституционных норм. Различие в уровнях регулирования обусловлено самой природой основного закона. Конституция не предполагает детализированной регламентации, иначе утратит свойства своей глобальности и стабильности. Тем не менее в процедурной регламентации, в том числе норм конституции, нужно стремиться к тому, чтобы разрыв между основным уровнем и процедурным в законодательной иерархии был минимальным, и требование единого законодательного уровня, означающее, что процедурные нормы должны устанавливаться нормативным правовым актом не меньшей юридической силы, чем основные нормы, должно соблюдаться.
Основные нормы и процедурные нормы в ходе действия не должны «сталкиваться», вступать в противоречие и тем более препят-
1 См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. С. 171—176.
ствовать нормальному процессу правового регулирования. Напротив, они должны быть всегда согласованы, взаимоувязаны и действовать в направлении одного, желаемого результата, двигаться к одной цели. Иначе «пострадают» сами юридические процедуры.
Кроме того, юридическая процедура, по возможности, должна быть многовариантной. Всякая процедура должна предлагать варианты реализации основной нормы и представлять субъектам право выбора актов поведения, свои права и обязанности. Это важно прежде всего в области материального права.
Демократизм юридической процедуры — это свойство ее властности. В частности, применительно к гражданско-процессуальной деятельности это проявляется в равенстве граждан перед законом и судом, в гласности судопроизводства, процессуальном равноправии (равенстве) сторон. Так, в соответствии со ст. 6 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Равенство означает одинаковый объем прав и обязанностей всех граждан и организаций, участвующих в суде в том или ином качестве, одинаковое отношение суда к правам и обязанностям, а также действиям граждан и организаций, участвующих в рассмотрении конкретного дела, запрет на оказание судом предпочтения каким-либо лицам либо органам по основаниям, не предусмотренным законом.
В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел во всех судах происходит в открытом заседании. Под гласностью понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению возможны с разрешения суда.
Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведе-