Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы теории социального государства. Права человека





 


родной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и ряде других международных и региональных актах. Полити­ческие права, перечисленные в международных документах, озна­чают, по сути, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.

Важно выделить право на участие в управлении своей страной. Оно регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политиче­ских правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право. Выборы — процедура, посредством которой определенная группа людей вы­двигает из своей среды одного или нескольких представителей для выполнения определенных общественных функций с целью обеспе­чения своих социальных интересов. Политические выборы создают властные структуры в обществе, определяют расстановку политиче­ских сил, внутри- и внешнеполитическую ориентацию государства. Важную роль в этом отношении играет избирательное право, которое регулирует условия и порядок проведения выборов и формирования выборных органов. Оно должно отвечать принципам всеобщности, ра­венства и тайного голосования. Всеобщее избирательное право не ог­раничено никакими социальными условиями. На практике сущест­вуют различного рода ограничения с помощью так называемых избирательных цензов. В их числе имущественный, возрастной, об­разовательный, ценз оседлости. Согласно ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными признанные судом не­дееспособные, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В деле реализации права на участие в управлении своей страной многое зависит от характера и сущности избирательной системы. Известно, что в мире наиболее распространены две — мажоритар­ная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Согласно ее правилам избранным оказывается кандидат, получив­ший установленное большинство голосов избирателей. Мажоритар­ная система применяется в США, Великобритании, Индии и других странах. Пропорциональная избирательная система — это такой порядок определения результатов голосования, при котором рас­пределение мандатов производится в соответствии с количеством голосов, собранных представителями тех или иных партий. Выбо­ры, проводимые по этой системе, являются строго партийными. Применяются в Австралии, Италии, Швеции, других государствах.

Как в первой, так и во второй избирательных системах имеются свои достоинства и недостатки. Широкое распространение получил так называемый абсентеизм — неявка на выборы избирателей, от-


каз от участия в голосовании. Отказ от участия в голосовании, как правило, происходит по причине как снижения политической актив­ности граждан, так и выражения протеста, неудовлетворенности дея­тельностью законодательных органов власти. В России имело и имеет место и то, и другое.

Необходимо постоянно заботиться об авторитете органов вла­сти, проводить практическую деятельность в защиту интересов все­го общества, а не ее какой-то части. Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации. Они вы­ступают, с одной стороны, как субъекты и носители политических прав, а с другой — как определенная организационная форма их реализации. Общественные организации (профсоюзные и молодеж­ные, клубы избирателей и др.) являются неотъемлемым звеном по­литической системы. Они наполняют политические права богатей­шим жизненным содержанием. Однако участие в политической жизни не является главным для них. В то же время игнорировать политические вопросы невозможно: право на создание обществен­ных организаций и участие в их работе есть и политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вме­сте с политическими свободами. При этом главными, составляющи­ми структуру политических свобод являются свобода слова и печати, свобода информации, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Когда речь идет о свободе слова, то необходимо говорить о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убежде­ние, излагать и отстаивать их. Тем самым человек получает возмож­ность реализовать себя как личность в процессе общения. Это одно из драгоценнейших прав человека. Оно обеспечивает фундамент по­литической свободы. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, тем, что называется свобода прессы. Свободная пресса — это духовное зерка­ло, в котором народ может увидеть себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Благодаря свободе прессы появляются узы, кото­рые по-настоящему соединяют отдельную личность с государством и с целым миром. Ее роль в жизни общества трудно переоценить.

Известно, что свобода печати родилась с началом книгопечата­ния. Но вскоре, в 1501 г. Булла Римского папы Александра I запре­тила печатать что-либо без согласия епископата. Король Англии Генрих VIII опубликовал первый список запрещенных книг. С тех пор цензура активно использовалась авторитарными и тоталитар­ными режимами власти. В сложившейся ныне ситуации в России отказываться нужно от цензуры не только негласной государствен­ной (а она все же существует), но и на уровне главных редакторов газет, которые нередко по-своему понимают свободу слова. Не по­следнее место в структуре условий, обеспечивающих свободу прессы, принадлежит соблюдению журналистами моральных принципов. Pea-


т


382 W. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

лизация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических на­правлений, слоев общества, замешанных в конфликте противопо­ложных сторон на условиях равенства.

С теоретических и практических позиций свобода печати не аб­солютна. Как и всякая свобода, она относительна, у нее есть свои пределы, однако упор на запреты и ограничения не только изли­шен, но и опасен для демократии. Вполне достаточно четко опре­делить ответственность печати перед законом.

Свобода информации с точки зрения теории прав человека предполагает, что каждый человек имеет право на свободу убежде­ний, на свободное выражение их, что включает в себя свободу бес­препятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.

В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) признано право каждого человека свободно «искать, полу­чать и распространять всякого рода информацию и идеи, независи­мо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Государства — участники Пакта обязаны соз­дать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в Пакте отмечается, что свобо­да информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если установлены в законодатель­ном порядке и вызваны необходимостью обеспечения уважения права и репутации других лиц и охраны государственной безопасно­сти, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Свобода информации имеет как международный, так и внутрен­ний характер, Необходимы широкий информационный обмен с други­ми странами, а также широкая информированность общественности, прессы о различных сторонах общественной жизни. Ей противоречат как глушение иностранных радиостанций, запреты по идеологиче­ским признакам, так и различного рода «зоны вне гласности» внут­ри страны, скрываемые под видом так называемых коммерческих тайн, соображений безопасности. Законодательное обеспечение свободы прессы должно разрабатываться с учетом принципов сво­бодного информационного потока как внутри государства, так и за его пределами, изложенными в Хартии свободы печати 1987 г. в Лон­доне международной конференцией журналистов.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации — важнейшая составляющая теории прав человека. Ядро этих свобод — право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает


 

21. Проблемы теории социального государства. Права человека

в себя свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать — решают сами граждане.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций имеет огромный демократический потенциал, который раскрывает­ся только при создании условий, обеспечивающих ее доступность для всех. Для этого необходимо закрепить эту свободу в конститу­циях стран, издать законодательные акты, устанавливающие поря­док и условия пользования правом на проведение собраний, ми­тингов, уличных шествий и демонстраций. Но это вовсе не означает, что главное — запретительная часть. Нередко, в том числе в бывшем Советском Союзе, закон четко определял, как запретить проведение митинга, уличного шествия, демонстрации, но непо­нятно было, как их провести. Свобода митингов и демонстраций не предполагает предварительной селекции на «хорошие» и «плохие» демонстрации и митинги. К тому же основные права по регламен­тации митингов и демонстраций должны остаться у правительства, а не местных органов власти.

В общественно-политической сфере действует принцип опреде­ленного ограничения свободы. И это оправдано. Гегель отмечал: «Когда мы говорим, что свобода состоит вообще в возможности де­лать все, чего хотят, то мы должны признать такое представление полным отсутствием культуры мысли; в этом представлении нет ни малейшего намека на понимание того, что такое есть в себе или для себя свободная воля, право, нравственность и т.д.».

Злоупотребление свободой всегда приносит огромный вред и от­дельному человеку, и обществу. В Пакте о гражданских и политиче­ских правах, например, запрещаются пропаганда войны, «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной не­нависти, представляющее собой подстрекательство к дискримина­ции, вражде или насилию» (ст. 20). Каждый житель планеты, неза­висимо от своих политических, идеологических и религиозных взглядов, цвета кожи и национальной принадлежности, имеет право жить в мире и быть свободным от страха перед ядерной катастро­фой. Отстоять это право — значит создать благоприятные условия для реализации комплекса личных и политических прав.

Экономические, социальные и культурные права занимают со второй половины XX в. достойное место в системе прав человека. Экономические права, в частности право собственности, — одно из неотъемлемых, неотчужденных прав человека. Собственность, по определению Гегеля, — это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, но считал лож­ным утверждение, что доля одного собственника должна быть рав­ной доле другого. «Императив собственности» — высшая форма де­мократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.