Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ



Проблема теории правового регулирования в связи с правомер­ным поведением весьма актуальна в современной юридической науке. Особенности правового регулирования в современном циви-литарном государстве и обществе как категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы «право­вой материи» — нормы права, действие права в демократическом обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и ре­зультат правового регулирования.

Исходным элементом в этой теории является действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова. Под ним следует понимать социальное действие права, его норм как ре­гуляторов общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества и правомерного поведения каж­дого гражданина, человека.

Право и его нормы рассматриваются не в статике, а в динами­ке, т.е. в действии, в ходе их функционирования. В процессе этого действия право и его нормы переходят из одного социального со­стояния в другое (разрешают дела, споры и т.д.), и переводят содер­жащуюся в себе волю людей, их информационный «заряд» в практи­ческую плоскость. Действие права делает реальными присущие ему законность, справедливость, ценности граждан, их образ жизни. Право обретает как бы две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя касается восприятия норм права, его смысла, содержа­ния разными субъектами, а внешняя — форм и средств их проявле­ния, а также видов поведения (правомерное, неправомерное) участ­ников правоотношений.

И в этом смысле, как показала Р.В. Шагиева, действие права непосредственно связано с правовой деятельностью в современном обществе1. Действие права, исходя из общей концепции деятельно­сти в сфере права, может рассматриваться в этом смысле, как раз-


нопорядковое регулирующее воздействие на общественные отно­шения в пределах территории государства, определенного времени и круга субъектов. Тогда его задачей будет официальное подтвер­ждение границ правового в общественной жизни и придание им юридической значимости. Такое действие права можно будет пред­ставить политико-правовым, потому что его результатом тогда ста­нут социальные блага (законы, судебные решения и т.д.), имеющие политико-правовой характер, т.е. по содержанию оно будет направ­лено на организацию правовой деятельности, а по форме носить политический характер.

Действие права не может в современном обществе исследовать­ся без юридической деятельности, обеспечивающей ему (действию права) необходимую степень «признания». Именно в ходе юридиче­ской деятельности создаются правовые тексты, в которых возводят­ся в обязательный ранг официальные эталоны действия права. Та­ким образом, действие права в определенной степени может рассматриваться как относительно самостоятельный вид социаль­ной действительности, точнее как один из подвидов деятельности политической, осуществляемой различными субъектами общест­венных отношений, обладающими государственно-властными пол­номочиями.

Правовая деятельность может быть определена как такая социаль­но значимая активность (свобода выбора и свобода самовыражения), которая осознанно и целенаправленно предпринимается субъектами — носителями субъективных прав и юридических обязанностей в раз­личных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их раз­нообразных потребностей специфическим духовно-практическим способом (в рамках правоотношений) и которая поэтому признает­ся обществом и государством правильной, справедливой, а в случае необходимости — дающей возможность вынести решение и вызвать юридически значимые последствия1.

Действие права осуществляется в обществе не произвольноя. Оно основано на законодательстве, на четких нормах права, морали. И его «запускает» в жизнь и сопровождает потом специальный «ин­струмент». Таким «инструментом» потом в ходе действия права вы­ступает правовое регулирование. Следовательно, правовое регули­рование — это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на пове­дение и деятельность отдельных субъектов для достижения факти­ческих целей права.

Необходимым свойством правового регулирования является способность регламентировать отношение на основе норм права.


 


1 См.: Шагиева Р.В. Концептуальные основы теории правовой деятельности. М., 2005. С. 21-46.


1 См.: Шагиева Р.В. Указ. соч. С. 47—48.



III. Проблемы теории права


15. Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения



 


Правовое регулирование, указывая субъектам права (а не вообще любым субъектам) вид и меру действия, предусматривает правовые последствия (положительные и отрицательные), оно властно обеспе­ченно государственной силой принуждения. Для правового же воздей­ствия эта четкость, определенность не характерна. Норма оказывает воздействие на поведение людей определением правоспособности граждан и организаций, юридическим фактором и правоотношени­ем. При определении правоспособности нормы права еще не регули­руют поведение людей, а лишь воздействуют на их волю и сознание.

Следовательно, для правового регулирования по сравнению с воз­действием характерна большая конкретность в определении юриди­чески возможного и должного поведения субъектов общественных отношений. Норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта (при совершении ими право­мерных действий) и заканчивает его в момент прекращения дейст­вия правоотношения, когда будет достигнут определенный право­вой эффект.

Спорно утверждение А.С. Пиголкина о том, что понимание правового регулирования охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь: правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предпи­саний, законность, правопорядок, правовую культуру и т.д., само правомерное поведение, а также все то, что создает основу и пред­посылку для такого поведения, обеспечивает его1. Скорее всего все это относится к правовому воздействию. И в этом контексте по­следнее — результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)2.

Разграничение регулирования и воздействия позволяет выяснить место и роль каждого элемента правового регулирования в системе правового воздействия, установить связи и взаимодействия среди этих элементов. Термин «правовое регулирование» относится к праву как системе норм и специфическим правовым средствам (правоот­ношениям, актам реализации норм права), термин «воздействие» — ко всем вышеназванным, а также ко всем прочим правовым явле­ниям и категориям.


Следовательно, правовое регулирование вбирает в себя специфи­ческую деятельность государства, связанную с подготовкой и выра­боткой правовых установлений и определением средств обеспече­ния их реализации. Содержанием правового регулирования будут многоаспектная деятельность правотворческих государственных ор­ганов, связанная с выбором типа, методов, способов правовой рег­ламентации, определением соотношения нормативных и индивиду­альных средств правового регулирования, формированием того юридического обеспечения и т.д.; непосредственная деятельность субъектов общественных отношений, которая связана с поиском и использованием необходимых правовых норм, средств правового влияния, методов и др., в целях согласования своего поведения с тре­бованиями правовых предписаний.

Наряду с регулированием, реализуемым непосредственно субъ­ектами общественных отношений, т.е. наряду с саморегуляцией субъектов, допускается государственное регулирование. Или, как показал В.В. Лазарев, государственно-правовое регулирование в ви­де специально организованного механизма. Правовое регулирова­ние общественных отношений рассматривается в этом случае как социальная функция государства. Отсюда значение, которое приоб­ретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования.

Механизм государственно-правового регулирования позволяет:

• собрать вместе все части юридической системы и факторы,
на нее влияющие;

• расставить их по своим метам;

• увидеть те основные функции, которые выполняют юридиче­
ские, социальные и другие факторы в процессе правового ре­
гулирования;

• понять процесс трансформации правовых принципов и норм
в поведение (правомерное и противоправное), возникновение
законности и правопорядка или правового нигилизма;

• обосновать необходимость совершенствования правового ре­
гулирования в обществе, уровня юридической культуры всего
населения и профессиональной культуры всех должностных
лиц, прежде всего работников правоохранительных органов1.

Такой расширительный подход к осмыслению правового регу­лирования общественных отношений полезен и актуален для со­временного общества, но слабо исследован и еще ждет своей разра­ботки. С учетом этого подхода мы будем говорить о широкой трактовке самого понятия правового регулирования, т.е. о больших


 


1 См.: Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права // Сов. гос-
во и право. 1963. № 6. С. 26.

2 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 286.


1 См.: Лазарев В. В. Действие права и государства. Общая теория права и госу­дарства. М., 2003. С. 439—440.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.