Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ



Развитие земледелия и промыслов, расширение знаний и город­ской культуры, внешние морские связи и обширная внутренняя торгов­ля вызывали необходимость отмены закостенелых порядков. Ухудше­ние экономического, политического и международного положения обо­стрило противоречия между различными прослойками господствующе­го класса и привело в движение различные социальные слои и группы.

Оппозиционные настроения возникли вдали от императорского дво­ра, где его неусыпный контроль был менее ощутим. Мелкие провинци­альные чиновники — ученые, группировавшиеся вокруг местной ака­демии в г. Иньтянь (пров. Хэнань) — своеобразного «питомника та­лантов», были в большинстве своем уроженцами Юга. Именно здесь зародилось реформаторское движение. Его идеологом стал преподава­тель академии Фань.Чжунъянь (989—1052).

После упорной борьбы с придворной кликой за должности в госу­дарственном аппарате Фань Чжунъяню и его сторонникам удалось по­лучить посты в административном аппарате. Проекты реформ излага­лись в. многочисленных докладах трону, содержащих рекомендации от­носительно укрепления финансовой и военной мощи государства.

Реформаторы связывали экономическое благосостояние государст­ва с уровнем развития земледелия и возродили древнее учение о. зем­леделии, в отличие от торговли и ремесла, — важнейшем источнике финансовых поступлений казны. Для преодоления экономических труд­ностей Фань Чжунъянь разработал программу ирригационных и ме­лиоративных работ под контролем казны, а для развития земледелия рекомендовал уменьшить трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжунъянь предложил урегулировать распределение повинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на дорогостоящее войско, он ратовал за восстановление древней системы, при которой воины-земледельцы обеспечивались и вооружались за счет общины. Важной мерой рефор­матор считал сокращение административного аппарата. Он подверг критике принцип повышения в должности в зависимости лишь от срока службы, а не от способностей, предложил ограничить незаслуженные привилегии чиновной знати, многочисленные потомки которой ежегод­но получали назначения и продвижение, минуя экзамены. Фань Чжунъ­янь требовал также пересмотра системы образования, сводившейся к механическому зазубриванию древних канонов, считая, что следует учитывать не только знания, проявленные на экзамене, но и результа­ты службы. Фань Чжунъянь предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравшихся в земледелии, ирригации, фи­нансах.

Ограничение привилегий чиновной знати, основанных на праве на­следования, и выдвижение принципа отбора по способностям могли бы открыть перспективы социальной мобильности в обществе, обновить административный аппарат в центре и на местах за счет выходцев из широких прослоек феодального класса и горожан.

Проект реформ отстаивал и экономические права средних просло­ек господствующего класса: чтобы гарантировать доходы мелких про­винциальных чиновников, было предложено восстановить «должност­ные земли», захваченные частными лицами.

Предложения Фань Чжунъяня, активно поддержанные его сторон­никами в серии докладов 1043—1044 гг., встретили сильное противо­действие со стороны феодальных верхов. Потерпев поражение при ре­организации административного аппарата, идеологи преобразований даже не смогли приступить к ним. Яростное сопротивление противни­ков реформ вызвало отставку Фань Чжунъяня и его единомышленни­ков. Социально-экономические условия и политическая обстановка в стране не давали возможности выработать понятие сословной пред­ставительной монархии: робость и расплывчатость политических и со­циальных требований реформаторов определялись слабостью и нераз­витостью средней прослойки феодального класса, а также горожан.

Новый этап реформаторского движения связан с Ван Аньши (1021—1086), который в 1069 г. при поддержке влиятельных чинов­ников стал ближайшим помощником императора. Как и Фань Чжунъянь, Ван Аньши считал сына Неба важнейшей 'опорой осуще­ствления своих замыслов, а реформы обосновывал ссылкой на древнее конфуцианское учение. Вместе с тем немалое влияние оказали на Ван. Аньши и легистские идеи создания сильного и богатого централизо­ванного государства. Пытаясь смягчить социальные противоречия, Ван Аньши предложил, чтобы казна предоставляла крестьянам на прием­лемых условиях денежную ссуду под залог будущего урожая, что, не­сомненно, ущемило бы интересы ростовщиков. Изменялся прежний порядок выполнения трудовых повинностей: их заменили денежным налогом, который должны были выплачивать и некоторые представи­тели господствующего класса, прежде от повинностей освобожденные. Для урегулирования налогообложения были обмерены земли крупных частных собственников, утаенные от казны. Нововведением в области торговли стало выделение мелким торговцам, как и крестьянам, де­нежных ссуд, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране должна была вестись под контролем

казны специально созданными казенными управлениями. Трудовую повинность ремесленников заменили денежным взносом.

Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев, крупных земель­ных собственников были ущемлены, народные массы не выиграли от этого, так как реформы, установившие круговую поруку, ужесточили фискальный контроль государства не столько над крупными землевла­дельцами, торговцами и ростовщиками, сколько над крестьянами и низшими слоями торгово-ремесленного населения. Суть реформ заключалась в стремлении пополнить до­ходы казны за счет беспере­бойного притока налоговых поступлений от земледелия и средств, полученных от казённой торговли и ремес­ла путем ущемления част­ной торговли и частного предпринимательства. Это привело к поражению ре­форм: у них оказалось сли­шком много противников как среди ростовщиков, крупных землевладельцев и крупных торговцев, так и среди широких слоев города и деревни.

Оппозицию возглавили историк Сыма Гуан, поэт Су Ши, которые не высту­пали, однако, против ре­форм вообще. В условиях деспотического государства политическая борьба раз­вернулась как столкновение группировок того или иного лидера. В ходе ее широко использовались традиционные формы политической полемики, рожденные конфуциан­ским учением. В 1077 г. Ван Аньши в обстановке глубоких разногла­сий в реформаторской Группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформы продолжалось еще несколько десятилетий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.