Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание государства Сун в. Китае в 10 в., внутренняя и внешняя политика.



Крестьянское восстание 9в. Танский двор лишился власти. В стране воз­никали мелкие государства и княжества, а их властители, борясь друг с другом, претендовали на трон сына Неба. 906-960 гг. –Эпоха пяти династий и десяти царств.

Юг. Положение отдельных царств было более устойчивым. Дробление крупных землевладений. На юге нача­ло складываться помещичье землевладение, преимущественно мелкое.

Север.Положение оказалось тяжелым. Борьба за власть затя­нулась надолго: в жестоких войнах так называемые династии посто­янно сменяли друг друга. В начале Х в. был сравнен с землей один из богатейших городов — Чанъань, а в междоусобной борьбе 30-х го­дов разрушена значительная часть Лояна с его великолепными двор­цами и библиотеками. Многие города подверглись разграблению.

Тяжелым положением внутри Китая воспользовались кидане. В 937 г. образуется гос-во Ляо. Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая, разжигая в нем междоусоб­ные войны. Китайские феодалы, борясь за власть, искали помощи киданьской конницы, платили дань шелком и уступали северные терри­тории страны. Под власть Ляо перешло 16 земледельческих округов, находившихся на землях современных провинций Хэбэй и Шаньси.

В 40-х годах Х в. один из китай­ских военачальников помог киданям занять Кайфын. Но сопротивление народа и особенно горожан заставило киданей уйти на север. Внешняя опасность со стороны киданей требо­вала прекращения междоусобных войн и объединения страны.

В 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куаньиня императором династии Сун (960-1279).По размеру новая империя уступала своей предшественнице империи Тан. Сначала сунской столицей был Кайфын, а с 1127 г. — Ханчжоу.

 

Сельское хозяйство Китая в период развитого феодализма достиг­ло значительных успехов.

Социальная жизнь китайской империи в Х-XII вв.. Изменения: сократилась площадь государственных земель, поместий родственников императора, военных поселений, «должност­ных» земель, отдаваемых на кормление чиновникам, а также земель храмов, общественных амбаров и учебных заведений. Ведущая тенден­ция развития феодальной земельной собственности – преоблада­ние частного землевладения (за счет освоения целины и пустошей, вспашки участков в труднодоступных горных районах, за­хвата и купли земли).

Главенствующая роль принадлежала крупным феодалам. К 1022 г. владения «могущественных домов» занимали половину всей обрабатываемой площади в стране.

Перераспределение земли не находило отражения в налоговых списках, и поступления в казну резко падали. По данным источников, казна не получала налогов с 66-70% пахотной площади в стране.

Провинциальные чиновники увеличивали налогообложение самыми изощренными способами. Тяжело сказывались на положении крестьян и чрезвычайные по­боры на военные нужды и на борьбу со стихийными бедствиями. Косвенные налоги (при покупке с/х орудий, скота, земли). Подушные налоги, выплачивавшиеся рисом и деньгами. Эксплуатацию усиливала и монополия на соль, вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Повинности по об­служиванию казенных учреждений.

По мере роста частных вла­дений категория таких держателей — издольщиков — все увеличи­валась. Наиболее многочисленной среди них была группа кэху — тех, «кто не имеет имущества и живет на чужбине».

В полной зависимости от землевладельцев, возделывали землю феодалов за долю урожая. Отчуждаемая доля, как правило, превышала 50% урожая.

Тяжесть издольщины и ростовщической эксплуатации непосредст­венных производителей резко обострила основное противоречие фео­дального строя — между зависимыми крестьянами и феодалами.

 

В Х-XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово-ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые называ­лись чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

 

Государственное устройствоимперии Сун зиждилось на полити­ческих устоях, унаследованных от прежних деспотий.

Изменения в аграрном строе, развитие городов, рост новых соци­альных прослоек создали предпосылки для политических перемен, но структур империи они почти не затронули. Политика направлялась на укрепление всекитайской централизованной власти и на искоренение сепаратистских тенденций, что образно называлось «укреплением ствола и ослаблением ветвей».

Меры для централиза­ции – упразднение прежних административных единиц, возглавляемые всевластными военными наместниками; введение новой системы админи­стративного деления: все районы подчинялись непосредственно импе­ратору. Высшими административными единицами, включавшими крупные города, были провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялись военные округа – местонахождение военных властей — и инспекции – районы разработок соли и плавки ме­таллов.

Чтобы урезать полномочия местных чиновников, создали много­численные параллельные организации, чьи обязанности и права были не строго очерчены. Деятельность властей на местах контролировалась также столичными служащими, наделенными равными с местными чиновниками правами. Через три года провинциальным чиновникам предписывалось менять место служ­бы. В 991 г. ввели прокурорский надзор из центра. Местные органы были лишены права самостоятельно принимать решения по важным гражданским делам.

Перераспределение прав и обязанностей внутри центральных ор­ганов особенно за счет уменьшения полномочий ближайших советников императора — цзайсянов — также служило усилению единодер­жавной власти. Для лучшего надзора за подданными повысили зна­чение инспекционной палаты и цензората — контрольных органов, осу­ществлявших надзор за чиновниками.

Приоритет монаршей власти поддерживала и система образова­ния, призванная насаждать официально санкционированную идеологию я основанная на изучении надлежаще отобранных и интерпретирован­ных еще в танское время древних канонов.

Власти боялись вооружать население, поэтому армия состояла, главным образом из наемников. Части были рассредоточены по всей стране, но находились в непосредственном подчинении императора. В столице была расквартирована императорская гвардия — «войско запретного города». Кайфын переполняли бездельничающие воины гвардии, собранные там для охраны сына Неба.

В провинции в округах формировались гарнизоны, а во главе их стояли местные феодалы. Войска отличались низкой дисциплиной слабой подготовкой, вооружения не хватало. Границы империи охра­няли незначительные войсковые части.

Снижение боеспособности армии способствовали и ущемление прав командной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным. Более чем за 80 лет со времени объединения страны войско увеличилось в 6 раз, на его содержание шло 5/6 всех государ­ственных поступлений, однако военное дело было поставлено плохо.

Для содержания бюрократического аппарата и армии, а также уплаты огромной дани вводили все новые поборы. Общая масса нало­говых поступлений за 40 лет (с 1004 г.) возросла в 3,6 раза.

Борьба за централизацию, наряду с ослаблением власти на мес­тах, сочеталась с попыткой двора опереться на широкие круги чинов­ничества. Положение в обществе определялось в большей степени дол­жностью и чином, нежели богатством. Наиболее резко выделялась своим привилегированным положением высшая чиновная знать. Импе­раторская власть предоставляла крупным сановникам многочисленные льготы: так, их отпрыски раз в три года во время больших празднеств и торжественных церемоний, в дни рождения императора и жертвопри­ношений могли получать назначение или продвижение по службе без экзаменов, лишь за заслуги отцов.. При продвижении, влиятельного са­новника по службе его потомков повышали в должности.

Крупные феодалы, их сыновья и многочисленная родня занимал» самые высокооплачиваемые должности в столице. К XI в. образовался слой особо привилегированных сановников, чьи должности стали на­следственными. Этому способствовал практиковавшийся при Сунах принцип автоматического повышения чиновников, в соответствии с ко­торым гражданские чиновники получали повышение по службе по ис­течении трех лет, а военные — пяти.

Доступ. на важные государственные посты был закрыт для сред­них слоев господствующего класса. Между тем именно эта прослойка' была источником пополнения рядового чиновничества. Как и служа­щие в 'столичных учреждениях, они получали свою долю феодально» ренты в виде жалованья, но, как правило, пополняли свои доходы вы­могательством и взятками. Нестабильность экономического положёния-и отсутствие каких бы то ни было политических прав питали оппози­ционные настроения мелких чиновников — выходцев из средних и? мелких прослоек господствующего класса, из семей богатых землевла­дельцев, простолюдинов и горожан.

Вместе с тем в условиях господства конфуцианской морали, уве­ренности в незыблемости деспотии, духа раболепства и безусловного подчинения старшим и сыну Неба социальная психология различных слоев феодального- класса была во многом сходной. Различные про­слойки в силу неразвитости общественных институтов не осознавали своей социальной корпоративности. В большей степени воспринимали они общность, формулирующуюся земляческими, этническими, родст­венными и иными связями. Наметившаяся в экономической жизни тенденция быстрого развития юго-восточных районов усилила противо­поставление Юга и Севера. Группы господствующего класса формиро­вались по земляческим узам..

Долгое время ближайшее окружение основателя сунского дома составляли выходцы из северных и центральных районов Китая. Пра­вящая группировка ревностно следила, чтобы на высокие должности при дворе не допускались «люди с другой стороны реки». Именно тог­да усилилось соперничество группировок южан и северян, все более обострялись противоречия между крупными феодалами Севера, со­ставлявшими столичную знать, и провинциальным чиновничеством Юга, не имевшим доступа и высоким постам. Эта борьба нашла свое выражение в соперничестве за политическое влияние при император­ском дворе. Однако уже к началу XI в. среди цзайсянов появились уроженцы южных районов, одержавшие верх над кандидатами груп­пировки феодалов Севера.

Новые веяния в политической жизни вынудили Сунскую династию постоянно заботиться об идеологическом укреплении власти. В поис­ках государственной доктрины, призванной служить идеологической опорой феодальной монархии, Сунский дом обратился к конфуцианст­ву. Указом императора Конфуций был канонизирован, в честь его со­оружали храмы, а его потомкам предоставлялись разнообразные льготы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.