Воспроизводство населения и первичная социализация человека; воспроизводство политической культуры, адаптация местности к общенациональным и глобальным воздействиям
2. Локальная система с единым органом управления на основе делегированных полномочий, административно-терри-ториальная единица второго порядка (район, уезд, департамент и т.д.)
Локальная совокупность политико-географиче-ских местностей (городская агломерация, местная система расселения)
Передача управленческих импульсов и интеграция первичных политико-географических местностей; распространение политических инноваций, формирование навыков политической культуры, воспроизводство политической элиты
3. Региональная административно-территориальная единица первого порядка, субъект федерации (область, край, воеводство, провинция, штат и т.п.)
Политико-географи-ческий район
Региональное управление и интеграция локальных политико-географических местностей (городской и сельской, поселений разной людности и функций), обеспечение устойчивости государственно-политической системы; формирование и воспроизводство региональной политической культуры
4. Страна – ключевой субъект политической деятельности
Территория охваченная суверенитетом государства в международно- признанных границах
Реализация самоопределения наций и обеспечение суверенитета; воспроизводство политического, социального и экономического процессов и их основных институтов; обеспечение устойчивости многофункциональной управляющей системы, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, регулирование международной деятельности
Окончание таблицы 2
5. Сообщество стран, военно-политический союз, интеграционное объединение
Геополитический регион, культурно-цивилиза-ционная зона
Воспроизводство основных макрорегиональных черт политической культуры; регулирование политического развития в мире и международных отношениях, обеспечение интересов группы стран в мировом сообществе
ТПС низшего ранга определяется как политико-географическая местность, выступающая минимальным (низшим) пространственным носителем политических различий, формирующихся на основе сочетания географических условий и факторов политической деятельности. Она формируется на основе устойчивой территориальной общности людей и проявляется как местные особенности политической культуры с учетом исторического опыта. Ее отличительными признаками является специфическое местоположение, обусловленность политической деятельности местными проблемами жизнедеятельности (рынок труда, социальная инфраструктура и благоустройство, экологическая ситуация и др.).
Второй уровень иерархии ТПС формируют локальные системы (города, крупные агломерации, местные системы расселения) политико-географических местностей ключевой функцией которых является, наряду с передачей управленческих импульсов, диффузия политических нововведений (моделей управления, политического поведения и др.). Реализация этих функций требует высокодиверсифицированной социальной среды, дифференциации культуры, обширной информации, которая достигается в условиях разделения труда городских систем и сельской местности.
Политико-географические районы, как совокупность первичных политико-географических местностей и их локальных систем, формируются на основе общности исторического развития и региональной политической культуры как взаимодополняемая совокупность разнофункциональных природных, социально-политических и экономических ареалов. Для них характерно сходство реакции жителей на общегосударственные и международные события и импульсы, уровня влияния политических партий, национального самосознания.
Страна – ключевой субъект политической деятельности, выступает связующим звеном всей иерархии внутренних ТПС, а также главным субъектом внутренней политической деятельности и межгосударственных связей взаимоотношений. Самоидентификация со страной выступает сильным компонентом политической культуры.
Высший уровень иерархической структуры ТПС формируют геополитические регионы, образованные сообществом или союзом государств на основе общих долговременных политических и экономических интересов, наличия крупной политической проблемы, культурной, этнической, расовой языковой близости. Степень их целостности отражает характер и интенсивность связей политического, финансового, торгового, военного характера.
Таким образом, ключевой задачей политической географии является изучение закономерностей формирования и развития территориально-политических систем разного иерархического уровня, отражающих особенности территориально-политической организации общества. Методика политико-географического исследования государства – ключевого субъекта политической деятельности – включает следующие направления:
· анализ политико-географического положения государства;
· выявление морфологических особенностей (размеры, конфигурация) государственной территории;
· границы, их генезис и устойчивость, пограничные переходы и трансграничные территории;
· неурегулированные территориальные претензии и пограничные споры;
· пространственная эволюция государства и формирование его территории;
· территориальная интеграция и дезинтеграция государства (географическое единство государственной территории).
В политической географии сформировались два направления в исследовании государства: 1) эволюционизм, рассматривающий эволюцию государства и его территории в пространстве; 2) функционализм, анализирующий территориальное единство государства как консолидированную систему.