** Темпы роста населения России в 1991 г. (0,2%), 1994 (0,2%)
В целом же большинству развивающихся стран присущи следующие характеристики: крайне низкий уровень развития производительных сил, неравномерность их социально-экономической и политической эволюции, узость отраслевого состава хозяйства, ведущее значение минерально-сырьевых отраслей, доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики, кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы, сохраняющаяся зависимость от развитых капиталистических государств, огромная и все возрастающая внешняя финансовая задолженность. Важными особенностями являются также своеобразная территориальная структура хозяйства стран «третьего мира», особенности расселения и быстрый рост населения, гиперурбанизация, неграмотность, бедность и другие.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о месте нашего государства в современной типологии стран мира. По мнению одних ученых, Россия сейчас имеет признаки как развитых, так и развивающихся стран и, к сожалению, все больше скатывается на позиции стран развивающихся. Однако, специалисты крупнейших международных организаций, в первую очередь Мирового валютного фонда (ВМФ), полагают, что представление о мировой экономике было, возможно, не совсем верным. Уходит в прошлое тезис о том, что горстка развитых стран, представляющих 20% населения планеты, производит 2/8 мирового богатства.
Объяснения, а их несколько, кроются в кардинальном изменении методов статистического расчета. Например, необходимо рассчитывать размеры валового продукта, на основе не обменного курса доллара, а обменного курса, соотнесенного с покупательной способностью национальных валют (рис. 11). При использовании новых методов подсчета получается, что индустриальные страны производят не 73% мирового ВНП (как ранее считалось), а чуть больше половины (54%). То есть вклад развивающихся стран в мировую экономику — 34% , а не 18%. Стоит заметить, что к группе развивающихся стран отнесен и Китай, который становится в последние годы могучей экономической державой.
Эти расчеты снижают «статус» каждой развитой страны. Доля США опускается с 26% до 22,5% мирового ВНП, Японии — о 14,6% до 7,6%, Франции — с 5% до 3,5%. Зато бывший СССР опережает Японию и Германию, производя 8,3% от мирового ВНП, то есть выходит на второе место после США. Китай взлетает на уровень четвертой экономической державы мира (6% мирового ВНП). Вырастает и вес таких стран как Турция, Мексика, Индия, Бразилия (которая при подобных расчетах «весит» больше, чем Канада).
Нынешняя Россия, таким образом, при этой системе счета находится по крайней мере в группе 7 наиболее развитых стран мира. Вот и получается другой взгляд на экономический потенциал нашей страны.
Вернемся к проблемам стран «третьего мира». Можно было бы привести немало данных мировой статистики, свидетельствующих о кризисных тенденциях в развитии этой группы стран и внутри них. Однако острота региональных проблем является лишь составной частью мировых противоречий, затрагивающих жизненные интересы всего человечества.
Все существующие в мире типы обществ связаны между собой системой политических, экономических и культурных отношений. Мир, в котором мы живем, един. И определенная группа стран не может развиваться, идти по пути прогресса, в то время как другие государства испытывают все возрастающее экономическое давление. Ухудшение экономического положения развивающихся стран несомненно отражается на всем мировом сообществе: там, где существуют вопиющие различия в уровне жизни равных народов (соотношение доходов на душу населения в экономически развитых и развивающихся странах на протяжении последних 30 лет стабильно и составляет 12:1),глобальная стабильность невозможна.
В этом заключается понимание всей важности проблемы социально-экономической отсталости развивающихся стран.