На состояние здоровья, смертность и среднюю продолжительность жизни людей, как и на рождаемость, накладывают свой отпечаток многие факторы, но особенно велико влияние социально-экономических условий.
В наше время последствия относительного и абсолютного прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Именно народонаселение рассматривается многими как один из факторов, не только препятствующих удовлетворению материальных потребностей, но и угрожающих самому выживанию цивилизации, так как с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на территорию будет непрерывно возрастать. Это создает особый, нередко угрожающий демографический и техногенный фон глобальных проблем человечества.
При этом надо иметь в виду, что социально-демографическая ситуация в развитом и развивающемся мире носит диаметрально противоположный характер (существует даже такой термин — «демографически разделенный мир»). Из более 200 стран мира на 17 крупнейших с населением свыше 50 млн чел приходится почти 3/4 жителей Земли. В 152 государствах число жителей не превышает 10 млн, а в 38—100 тыс.
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН СЕВЕРА
Всего лишь менее 5% прироста мирового населения приходится на экономически развитые страны, большинство из которых находится в северном полушарии (развитой «Север»). Этот прирост происходит благодаря снижению уровня смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Таким образом, доля населения старших возрастных групп к 2025 г. будет составлять более 1/4 всего населения этих стран, что вызовет значительное увеличение затрат на здравоохранение и социальное обеспечение.
Уровень рождаемости в большинстве экономически развитых стран уже сейчас недостаточен даже для обеспечения простого воспроизводства населения. Впрочем, и в развитом мире демографическая ситуация неоднозначна. В одной группе стран (Австрия, Бельгия, Швеция, Дания и других) наблюдается абсолютное уменьшение численности населения. Лишь иммиграция предохраняет такие страны от депопуляции. В странах Восточной Европы уровень рождаемости также достиг самой низкой за всю их историю отметки. В том числе в России в 1994 г. среднегодовые темпы прироста населения составили -2%. Во второй группе стран (Северная Америка) — сохраняются устойчивые демографические показатели — около 1%. Для третьей группы стран (Австралия и Новая Зеландия) характерны достаточно высокие для промышленно развитых стран темпы прироста (1,4%). Тем не менее абсолютное большинство населения развитого Севера проживает в странах, где зафиксирован уменьшающийся коэффициент прироста населения.
ПЕРЕНАСЕЛЕННЫЙ ЮГ
Не менее 95% прироста мирового населения в ближайшие годы придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Это больше, чем 20 лет назад, когда в 1965—70 гг. естественный прирост населения в этих странах достиг своего апогея (таблицы 4 и 5).
Динамичный рост населения развивающихся стран одна из важнейших социально-экономических проблем общемирового значения. Он получил громкое название «демографический взрыв». Это образное выражение удачно подчеркивает суть процесса воспроизводства населения в этих странах — выход его из-под контроля общества.
В прежние времена, когда голод и эпидемии уносили множество человеческих жизней, высокая смертность, хотя и сопровождалась высокой рождаемостью, не могла компенсироваться последней, и естественный прирост был невысоким. Темпы роста населения были даже ниже, чем в Европе. Так между 1750 и 1950 гг. численность европейцев и выходцев из Европы на других континентах выросла в 5 раз, а коренного населения — только в 3 раза. Лишь начиная с 30-х гг. XX в. население развивающихся стран стало расти быстрее. Причиной такого крутого скачка является резкое снижение смертности при сохранившейся высокой рождаемости, в том числе за счет элементарных усовершенствований в системе здравоохранения (например, вакцинация). В результате чего коэффициент смертности, составлявший в начале века 25-40%, упал в 80-е гг. до 16-20%.
Очень важным фактором является также снижение младенческой смертности, В 1960-х гг. этот показатель составлял в целом по развивающимся странам 135 на 1000 родившихся (для сравнения в развитых странах — 31), в 1990 г. — соответственно 71 и 12. По некоторым источникам, в ряде развивающихся стран до 25% детей погибает, не дожив до пятилетнего возраста (рис. 4).
Необходимо отметить важную особенность — в развивающихся странах все более усиливается региональная дифференциация роста населения. Если население Латинской Америки в среднем увеличивается в г. на 2,0%, то население Уругвая —менее, чем на 1%, стран Карибского региона — на 1,4%,Центральной Америки — на 2,1%, а Парагвая — на 3% и более.
Аналогичная картина наблюдается и в Азии. Если в Восточной Азии ежегодный естественный прирост составляет менее 1,3%, то в Юго-Восточной Азии он равен 1,9%, а в Южной Азии — 2,3%. В Сингапуре и Южной Корее естественный прирост близок к нулю, то есть даже ниже, чем в Японии.
Численность населения Южной Азии уже Сегодня превышает 1,2 млрд чел. и (по прогнозам) увеличится к 2026 г. до 2,1 млрд. Население Западной Азии, ежегодно увеличивающееся на 2,7%, имеет самые высокие темпы роста после Африки, в которой ожидается поистине бурный рост населения. Именно в 1990-е годы континент достигнет рекордного прироста населения — 3% в год — самого высокого во всей истории региона.
Ежегодно население Африки увеличивается на 10 млн чел., что уже сегодня порождает множество проблем, и вырастет к 2025 г. до 1,5 млрд чел. Таким образом, можно сказать, что эпицентр «демографического взрыва» устойчиво перемещается в Африку.