В странах «третьего мира» доля городского населения с 1980 по 2000 гг. удвоится и, по самым умеренным прогнозам, перерастет соответствующее население развитых стран в два раза, а к 2025 г. почти в 4 раза. Темпы роста городского населения в развивающихся странах превысили коэффициент естественного прироста населения и составляют 3,6%, что в 4,6 раза выше темпов урбанизации в промышленно развитых странах (0,8%) и на 60% быстрее роста сельского населения.
Этот процесс порождает очень серьезные проблемы: жилищную, санитарно-гигие-ническую, энергетическую, обеспечения городов водой, транспортную, загрязнения окружающей среды. Можно привести лишь некоторые данные специализированных организаций ООН. Общее количество городских домов в развивающихся странах, лишенных чистой питьевой воды, возросло со 138 млн в 1970 г. до 215 млн в 1988. За это же время количество домов без канализации увеличилось до340 млн. Из каждых 100 семей в развивающихся странах 72 живут в лачугах и трущобах, а в Африке — до 92. Характерные особенности этих поселений отражены в их названиях: в Латинской Америке — «callampas» (грибы), во франкоязычной Африке — «bidonvilles» (бидонвили — «консервные города»), в Турции — геджеконду.
В Мехико 1,5 млн чел нашли себе обиталище на дне сухого соленого озера, страдая в сухую погоду от соленых бурь, а в сезон дождей от наводнений. В бывшей столице Нигерии Лагосе все больше поселений возникает на болотах.
По имеющимся оценкам, 8 млн жителей города Мехико лишены возможности пользоваться канализацией, а отсутствие таковой во многих домах города Сан-Паулу привело к тому, что две главные реки города превращены в сточную канаву. Отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств порождает целый комплекс проблем охраны окружающей среды издоровья людей.
И хотя темпы урбанизации будут сокращаться, прирост городского населения в мире к 2025 г. может составить 90 млн чел в год. Таким образом, урбанизация и на рубеже третьего тысячелетия и впоследствии остается одним из важных глобальных процессов.
«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ» ПОЗАДИ?..
Почему же население в большинстве развивающихся стран, несмотря на все социально-экономические трудности, предпочитает иметь многодетные семьи? Во-первых, сохраняет свое значение экономический фактор. Сельскохозяйственное производство опирается на ручной труд, и помощь детей необходима. Во-вторых, при многочисленном потомстве есть гарантия выживания хотя бы части детей в условиях эпидемий и голода. В-третьих, родители стремятся иметь кормильцев (прежде всего сыновей) в старости. В-четвертых, существенную роль играют социальные, религиозные и культурные нормы общинной жизни, в том числе почтительное отношение к семьям с большим числом детей. В-пятых, влияние оказывает низкий уровень образования и недостатки в проведении государственной политики планирования семей.
Большинство демографов уверены, что превышение рождаемости над смертностью в странах «третьего мира» и впредь останется значительным.
Снижение численности народонаселения в будущем — не самоцель, а средство достижения более важного результата: улучшения жизни настоящего и будущего поколений. Снижение темпов роста населения будет способствовать расширению возможностей выбора: легче получить качественное образование, медицинское обслуживание и необходимое питание, а также ограничивать общий объем ущерба, наносимого окружающей среде.
Уже в 1960-х гг. проблема демографического регулирования приобрела международное признание: были созданы региональные демографические центры ООН: Международный институт демографических исследований, Латиноамериканский демографический центр, Каирский демографический центр и другие. В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Революцию по населению и развитию, в 1967-м был образован ЮНФПА(Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения).
По данным ООН, в сер. 1980-х гг. около 80% населения развивающегося мира проживало в странах, правительство которых проводили политику снижения рождаемости, и только3% населения находилось в тех странах, где ориентировались на дальнейший демографический рост. Есть страны со стабильно высокими демографическими характеристиками, но они не рассматривают эту ситуацию как препятствие на пути экономического развития. Это Нигерия, Заир, страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Одной из первых стран, в которой проводилась общенациональная политика планирования семьи, стала Индия. К сожалению, не добившись добровольности, правительство этой страны принимало даже в иные годы решение о проведении «политики принуждения» в области демографии. Так в 1976-1977 гг. насильственной стерилизации было подвергнуто значительное число индийцев, в основном из менее обеспеченных слоев населения (более 8 млн чел). В течение 1980-х гг. примерно 5 млн человек ежегодно подвергались в Индии добровольной стерилизации. Тем не менее в регионе Южной Азии сохраняются довольно высокие темпы прироста населения.
Еще одной страной, где политика планирования семьи дала ощутимые результаты, является Китай. Политика была направлена на поощрение заключения поздних браков, ограничение числа детей в семье, активно осуществлялась политика однодетной семьи, все это подкреплялось системой льгот, то есть включался социально-экономический механизм стимулирования демографического развития.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),в 1992 г. во всем мире в среднем 1370 женщин ежедневно умирали во время беременности и родов (в основном в менее развитых странах). Многие матери рожали детей без помощи медперсонала. Коэффициент роста смертности таких новорожденных приобрел угрожающий характер: ежедневно в мире умирало 25000 новорожденных и 14000 детей в возрасте от 1 до4 лет. Смертность среди детей, рождающихся в развивающихся странах, примерно в пять раз выше, чем в экономически развитых.
Политика планирования семьи не только сокращает рождаемость, но и спасает жизни, В этой связи концепция планирования семьи получила всеобщее признание как одно из основных прав человека. Целью мероприятий в рамках таких программ являлось следующее: укрепление здоровья женщин и подростков с особым упором на сокращение абортов и подростковой беременности; обеспечение широкого набора надежных и эффективных методов контрацепции; обеспечение информационных и консультативных услуг, медицинской поддержки методов, нуждающихся в ней; обеспечение медицинского и обслуживающего персонала и другие.
В мировых масштабах, однако, далеко не все желающие имеют доступ к службам планирования семьи или не имеют понятия об их существовании. Во многих частях мира в силу препятствий социального, культурного и правового характера, а также неравноправного положения женщин в обществе, женщины, даже при наличии таких услуг, зачастую были не в состоянии воспользоваться ими. Уровень применения контрацептивов широко варьирует от региона к региону, а также внутри каждого из них. Согласно оценке ЮНФПА, 51% замужних женщин в развивающихся странах прибегают в той или иной степени к контрацептивам: 60% – в Латинской Америке, 40% – в Южной и Юго-Восточной Азии, 36% – в странах Северной Африки и Ближнего Востока и 9% – в странах Африки к югу от Сахары. Показатели применения противозачаточных средств варьируют также от страны к стране в рамках каждого региона: от 2 до 70% в странах Африки к югу от Сахары; от 7 до 70% – в Латинской Америке; и от 1 до 74% в Азии и Северной Африке. По-прежнему наблюдался существенный разрыв между коэффициентами фертильности и применением контрацептивов в сельских и городских районах.
Тем не менее ЮНФПА отмечает, что работы, проводимые в области планирования семьи, будут отвечать не только личным, но и национальным интересам в области народонаселения и будут способствовать решению не только одной из глобальных проблем человечества — демографической, но и всем другим.
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого 2—3 тыс.и этнических общностей. По своему составу оно остается весьма сложным и многообразным.
В Энциклопедическом словаре дается следующее определение термина «этнос» (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Очень интересное, на наш взгляд, определение мы находим у Льва Николаевича Гумилева. Этнос — коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии или антипатии общности людей, определяющего противопоставление «мы —они» и деление на «своих» и «чужих».
Неравномерность всемирно-исторического процесса привела к огромным различиям между такого рода общностями как по уровню развития, так и по численности.
На Земном шаре в настоящее время около 200 государств, подавляющее большинство из них полиэтнично. Однако этнические, национальные процессы по-разному протекают в различных странах и социальных средах. Причем в современных условиях этнические процессы приобретают глобальные черты.
Социально-экономические и социально-политические корни межнациональных конфликтов имеют приоритетное значение, но нельзя забывать и об этнических факторах: расовых и этнических предубеждениях, разных формах расовой и этнической дискриминации, и особенно сегрегации и апартеиде. Не случайно почти все конфликты, происходящие в наши дни, — будь тона Ближнем Востоке (арабо-израильский конфликт, ирано-иракская война, проблема курдов), в Южной Азии (конфликты в Индии, Пакистане, Шри-Ланке), в Западной Европе (ситуация в бывших республиках Югославии), в Африке (Судан, Чад, Руанда, ЮАР), в Америке — имеют отчетливо выраженную этнонациональную и этнорасовую окраску.
Наблюдается феномен вспыхнувших националистических страстей как в национальных государствах, образовавшихся на руинах СССР, так и в самой России. Националистические вспышки в Закавказье, в Средней Азии, Молдове и других регионах заставляют более внимательно задуматься над нашими привычными представлениями о причинах конфликтов.
Этого настоятельно требует и ситуация, сложившаяся в индустриально развитых странах мира, где под предлогом защиты «национальных» ценностей активизировали свою деятельность различные группировки (национальные фронты в Великобритании и во Франции, национальные организации в Канаде, Испании, Бельгии, странах Восточной Европы). В Германии неонацисты реанимируют лозунг «крови и почвы», организовав в августе-сентябре 1992 г. серию погромов «гастарбайтеров»в восточной части страны.
По убеждению многих ученых и здравомыслящих людей планеты, проблему снятия противоречий между национальными и общечеловеческими ценностями можно достаточно просто решить. Вот как об этом писал русский философ Владимир Соловьев в «Оправдании добра»: «Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей), и эта связь сделалась уже нравственною, внутреннею, а не физическою, то прямой логический вывод отсюда тот, что мы должны любить все народности как свою собственную».
БЕЖЕНЦЫ
Нельзя не коснуться еще одной серьезнейшей проблемы нашего времени. Небывало большое число жителей Земли в последние годы становятся беженцами вследствие международных конфликтов, гражданских войн, стихийных бедствий и, все чаще, голода и нищеты.
Необходимы огромные средства, чтобы накормить, одеть и вылечить застигнутых бедствием людей. Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН создано в 1951 г. на основе модели, опробованной в 1921 г., когда началось осуществление аналогичного проекта Лиги Наций. Тогда в условиях хаоса, наступившего после первой мировой войны, в тяжелом положении оказались примерно 1,5 млн россиян. Работу по оказанию помощи беженцам тогда возглавил известный норвежский исследователь Фритьоф Нансен, Впоследствии эта организация начала оказывать помощь и другим группам беженцев.
Сегодня же в мире (по разным оценкам) насчитывается около19 млн беженцев и 15 — 20 млн перемещенных лиц. Всеобщая Декларация прав человека — исторический документ, принятый ООН в 1948 г., предусматривает, что каждый человек «имеет право покидать свою страну, искать убежища от преследования в других странах и пользоваться убежищем». Но документ не провозглашает право лица въезжать в другую страну и получать убежище. Это правовые тонкости. Тем не менее во многих местах статус беженцев остается сомнительным, страны отказываются от приема новых беженцев, а преобладающей становится насильственная репатриация вместо добровольной.
Поднимается волна расизма и ксенофобии. Никто не готовит теплого приема беднякам-беженцам, часто не имеющим профессиональной подготовки. К тому же около 70% беженцев — женщины и дети.
В числе серьезных мировых проблем: бедственное положение курдов и палестинцев, проблема тамилов и ставшая постоянной миграция людей на Африканском Роге, в Судане, Эфиопии, Индокитае и многих других регионах.
К примеру, в начале 1970-х гг.в страны Западной Европы прибыло около 13 тыс. чел., искавших убежища. В 1991г. их было уже 450 тыс. чел.. С 1980 по 1992 г. в Западную Европу прибыли 15 млн человек. «В мире, где гонения, нарушения прав человека и вооруженные конфликты стали повседневной реальностью, перед нами стоит острее, чем когда либо, необходимость в защите беженцев», — говорится в докладе ООН. Больше всего (свыше 7 млн) беженцев приходится на Азию, 5,5 млн беженцев — на Африку, 4,4 млн — на Европу. В США и Канаде проживает около 1 млн беженцев. В Латинской Америке— 885 тыс.. Среди развивающихся стран самыми гостеприимными являются Иран (4,1 млн беженцев), Пакистан (1,6 млн) и Малави (1 млн).
Не имеет прецедента с точки зрения масштабов и темпов миграции проблема беженцев в районе Персидского залива. В положении временно или постоянно перемещенных лиц в 1990—1991 гг. оказались примерно 5 млн человек.
За последние годы благодаря окончанию периода «холодной войны» на Запад устремились жители стран Восточной Европы, в т.ч. и из нашей страны — в Западную Европу, США, Израиль и другие. К тому же в связи с распадом СССР усугубились проблемы беженцев и внутри государств СНГ: это и выезд русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья, и выезд граждан из зон вооруженных конфликтов (Абхазия, Таджикистан). А также появились беженцы из зон экологических бедствий: Чернобыль, Приаралье, Восточный Казахстан и других.
Проблема беженцев неразрывно связана с политической и экологической обстановкой в мире, поэтому она должна занять свое место в международной политической повестке дня. Сама проблема является лишь частью одной из граней сложного комплекса глобальной демографической проблемы.
ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Действительно, разрыв между богатым Севером и бедным Югом остается едва ли не самой приоритетной глобальной проблемой человечества. И в наши дни в странах Юга примерно 1,3 млрд человек живут менее чем на один доллар в день, а 3 млрд — менее чем на два доллара. Разрыв в доходах между жителями Севера и Юга достиг пропорции 85:1. Доля стран Юга в мировом валовом продукте, по оценкам МВФ, составляет примерно 20%, тогда как стран Севера — более 75%.
Тем не менее при рассмотрении этой действительно актуальнейшей глобальной проблемы нужно учитывать по крайней мере два дополнительных обстоятельства.
Во-первых, в последнее время некоторые отечественные экономисты достаточно убедительно доказали, что возникновение социально-экономического разрыва между Севером и Югом произошло задолго до начала глобализации, которая, следовательно, не имеет к нему прямого отношения. Более того, очевидно, что именно в эпоху глобализации этот разрыв начал постепенно сглаживаться. Достаточно вспомнить, что по темпам прироста ВВП страны Юга намного опережают страны Севера. А если их долю в мировом валовом продукте подсчитать не по официальному текущему курсу валют, а по паритету покупательной способности, то она составляет вовсе не 1/5, а более 2/5.
Во-вторых, нужно иметь в виду, что страны Юга крайне неоднородны. Среди них принято выделять несколько групп, или эшелонов. Верхние эшелоны развиваются высокими и даже очень высокими темпами, нижние же — умеренными и замедленными. Особое место в этой градации занимают 49 наименее развитых стран, в которых проживают более 10 % всего населения планеты. Их жители действительно находятся в состоянии абсолютной бедности. Эти государства не интересуют ТНК в качестве объектов инвестиций, поскольку они либо не обладают богатыми природными ресурсами, либо отличаются неустойчивой внутриполитической обстановкой.