Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеологическая и психологическая сферы правосознания



Анализ структуры правосознания был бы неполным без характеристики его идеологической и психологической сфер.

Говоря об идеологической стороне правосознания, в литературе обычно исходят обычно из понимания идеологии как системы идей и теорий, ценностей и норм, идеалов, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных групп, прежде всего классов, способствующих закреплению или изменению существующих общественных отношений.

В содержание идеологии наряду с совокупностью политических, нравственных, философских, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенной общественной группы, включаются и идеи, взгляды, теории о государстве и праве. Поэтому можно говорить об относительно самостоятельной форме идеологии – правовой, которая понимается в юридической литературе как систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение потребностей и интересов социальных групп (всего общества) в юридических понятиях и категориях.

Приведенное определение можно, на наш взгляд, характеризовать рядом имеющих существенное значение дополнительных признаков. Идеология связана с отражением, прежде всего, экономических условий жизни общества, соответствующих форм собственности. Можно также указать, что правовая идеология тесно связана с политикой, концентрированным выражением которой является идеология социальной группы в целом. Нужно отметить также, что правовая идеология вырабатывается идеологами, важное место среди которых наряду с политиками, философами, социологами принадлежит юристам. В качестве содержательной черты правовой идеологии выделяют ее стремление реализовать свои возможности и через другие формы сознания, стать мотивом практической деятельности социальных групп.

В условиях капиталистического общества классическим мировоззрением буржуазии становится юридическое мировоззрение. Это вызывается расширением сферы товарно-денежных отношений, дальнейшим усложнением законодательства, приданием особое значения возможностям права, закона.

В одном ряду с «юридическим мировоззрением» находится «правовой идеализм» или «юридический романтизм». Для них свойственен отрыв от социально-экономических основ права, уровня развития общества, преувеличение возможностей правового регулирования общественных отношений, роли права в установлении в обществе социального согласия.

Крайней формой правового идеализма выступает «правовой фетишизм», когда праву, законодательству приписываются почти чудодейственные возможности, способные снять все трудности и проблемы на пути развития общества. Нередко и сегодня на политическом уровне наличие серьезных социальных, экономических и других проблем объясняется отсутствием тех или иных законов или же их несовершенством.

В юридической литературе сложилось устойчивое представление о том, что правовое сознание принадлежит к таким разновидностям общественного сознания, в которых идеологическая сфера является высокоразвитой. Это вовсе не означает полного отсутствия или неразвитости у правосознания психологической сферы.

К общественной психологии принято относить взгляды, настроения, чувства, переживания, устремления, порожденные общественным бытием и характеризующие поведение общественных групп. В тех случаях, когда они связаны с правовыми явлениями в жизни общества, речь идет об общественной правовой психологии.

Это особая форма отражения общественного бытия, особая форма духовной деятельности, которая возникает у определенных социальных групп (больших и малых) на основе общих условий их жизни, окружающей среды и характеризует их стихийно складывающиеся отношения к правовым явлениям общества – праву, законности, судебной деятельности и т.д.

Непосредственно связанная с повседневной жизнью правовая психология выступает в качестве первоначальной сферы правового сознания, представляя собой органическое единство сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, прямо и непосредственно отражающего повседневные нужды людей.[389] Это заметно отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражать потребности развития общества, права.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.