Действие права составляет часть того глобального влияния, которое оказывает правовой способ бытия на другие сферы общественной жизни. Для его обозначения используется категория «правовое воздействие». Термин «воздействие» – это влияние на что-либо при помощи системы действий. Таковое оказывается всеми правовыми явлениями и правовыми процессами, имеющими место в правовой действительности (например, правосознанием, правовыми принципами, правовыми отношениями, правовыми актами и т.п.). Образуя целостную систему, действуя в комплексе, все эти правовые явления влияют на сознание и поведение людей. Юридическая наука совместно с другими общественными науками еще только начинает искать подходы к разработке понятия «правовое воздействие» на уровне современных требований[319]. В данной главе рассмотрению подвергается действие только самого права, а среди средств его влияния на общественные отношения и на сознание их участников специального внимания удостоены лишь те из них, которые образуют специфические юридические механизмы – правовое регулирование и правореализация.
Право – не статическое, а предельно динамичное общественное явление, призванное быть созидателем позитивного в социальной жизни. Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, если бы не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Все его содержание, когда оно воплощается в объективную действительность, находит свое выражение в повседневной жизнедеятельности людей. Чем последовательнее оно реализуется, тем полнее и богаче раскрываются сущность и истинное предназначение права, ощутимее проявляют себя заложенные в нем творческие возможности.
Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает влияние на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Подобно государству, право не может проявлять себя, не излучая энергии в отношении тех субъектов, которые находятся в зоне его досягаемости.
В общей теории права уже давно разрабатывается категория «действие права», хотя до сих пор существуют различные подходы к ее содержанию (Казимирчук В.П., Фаткуллин Ф.Н., Гойман В.И. и др.). Думается, что правы те авторы, которые считают, что действие права охватывает и процессы функционирования его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, уже рассмотренные ранее, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения, на психологию и сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и другие факторы.
В юридической литературе обоснованно утверждается (Гойман В.И.), что назначение категории «действие права» состоит в том, чтобы отразить движение правового на всех участках социально-правовой действительности: как в сфере правообразования, так и в сфере осуществления права. Это предельно широкая абстракция, которая так или иначе затрагивает все сферы бытия права. Ее рассматривают обычно в двух значениях: в широком – как все то, что связано с действием права (генезис правового, его переход в юридически должное, во внутренний мир человека и от него – в практику); в узком (собственном) – как один из аспектов действия права, характеризующий переход юридически должного (реализацию) в социальную практику. Действие права в указанном смысле есть его свойство (способность) в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер человеческой деятельности и поступков.
Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя – с теми специфическими формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.
На уровне восприятия права как внутренней стороны его действия выделяют (Демин А.В.) следующие виды воздействия права:
Информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном (должном, дозволенном, запрещенном) поведении. Чтобы жить в обществе, человек должен правильно ориентироваться в окружающем мире, понимать его, объяснять логически. Человек комфортно чувствует себя лишь в понятном ему мире. Информация о праве (наряду с другими информационными каналами) позволяет человеку разобраться в окружающем мире, выяснить требования к нему общества, свои правовые возможности. Все это, в конце концов, позволяет индивиду принимать правильные решения.
Ценностно-воспитательное (ориентационное). Разрешая, запрещая и обязывая определенные виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии – взглядов, ценностей, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемой обществом и государством системе ценностей. Право вырабатывает у нормального человека осознанное стремление к правомерному поведению, которое поощряется государством. Речь идет о влиянии права на внутренний мир, духовную жизнь человека. «Идеальное понимание значения и задачи права – идея воспитания и приближения человечества к идеалу» (Л. Петражицкий). Право способствует формированию у людей позитивных убеждений, преодолению предрассудков, нацеленности на поведение, соответствующее прогрессивному развитию общественной жизни. Таким образом, право, если можно так сказать, «улучшает природу человека».
Превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу личности, устанавливая жесткие санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные, антиобщественные устремления в человеке. Это, с одной стороны, убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания. С другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придает человеку уверенность в своей защищенности, в стабильности общественных отношений.
Культурологическое. Право – часть общей культуры общества. Право взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания – наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них, проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно широко влияние права на кино, телевидение, литературу.
Итак, право оказывает воздействие не только на внешнее поведение людей, но и на их внутренний мир – интеллект, подсознание, эмоционально-чувственную сферу. «Право, - отмечает Л. Петражицкий, - есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)»[320].
На уровне внешнего проявления действия права - речь может идти о собственно правовом регулировании и правореализации. В системе категорий теории государства и права уже давно разрабатывается такая категория, как «механизм правового регулирования». Ее смысл усматривается преимущественно в том, чтобы собрать вместе все явления правовой действительности и представить их в «работающем», «взаимодействующем, системно-динамичном виде, высвечивая те специфические функции, которые выполняются каждым из них в общей системе» (С.С. Алексеев). В юридической литературе под механизмом правового регулирования понимали все средств юридического воздействия, включая сюда “право в единстве с его реализацией» (В.В. Лазарев), установление юридических прав и обязанностей, использованием их участниками регулируемых общественных отношений (Л.С. Явич), как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном, «работающем» виде, как деятельная сторона процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. В таком подходе содержится, несомненно, рациональное зерно, однако представляется более оптимальным несколько другое видение проблемы.
В юридической литературе было доказано (В.М. Горшенёвым), что «способы воздействия, закрепляемые в нормах права, представляют собой активную сторону правового регулирования, а способы реализации – результативную сторону».
Затем было обосновано (Ф.Н. Фаткуллин), что сама предлагаемая конструкция «механизм правового регулирования» связана не только с неоправданно широким пониманием самого правового регулирования, но и с недостаточным вниманием к непосредственным процессам правореализации. Будучи разновидностью юридической деятельности, правовое регулирование в действительности не охватывает значительной части тех юридически значимых средств, которые так или иначе фигурируют в указанных выше суждениях о его механизме. Оно способно аккумулировать только властные, управленческие акты регулирующей подсистемы. Что же касается «результативных пластов” социальной реальности, связанных с саморегуляцией со стороны другой, регулируемой подсистемы, то им властно-управленческая природа не присуща. Хотя правовое регулирование и саморегуляция стыкуются между собой, тем не менее, это – разные явления, они имеют существенно отличающиеся друг от друга механизмы, объединение которых логически возможно лишь на уровне более крупной системы, включающих правовое регулирование и саморегуляцию в качестве двух взаимозависимых подсистем. Такой категорией и призвана явится категория «действие права».
Помимо того, рассматриваемая юридическая деятельность состоит из двух эшелонов. Один из них, именуемый общим правовым регулированием, олицетворяет правотворчество, другой – индивидуальное правовое регулирование. Если правотворчеству свойственен собственный, автономный и вполне целостный механизм, то механизм индивидуально-правового регулирования подчинен интересам правореализации, составляет один из крупных блоков ее механизма в целом. При таких обстоятельствах, более оправданно, надо полагать, конструирование понятий “механизм общего правового регулирования” и «механизм правореализации», включающий и индивидуальное правовое регулирование. Это не только обеспечивает более четко сориентированное видение структурных особенностей правотворческой и правореализационной деятельностей, но и повышает системность, глубину и логичность проводимого исследования.
В заключение можно сформулировать определение понятия «действие права». Имеет смысл использовать ее как самостоятельную категорию общетеоретической юридической науки только в том случае, если включать в ее содержание совокупность всех направлений влияния права как социально-юридического феномена на общественную жизнь. Этимологически действие права – это любое проявление его вовне, выполнение своих предназначения и функций, реальное обнаружение своих ценностных свойств, достижение намечаемых результатов. При этом не следует забывать, что эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется и которым оно интерпретируется как правовое. Право, в отличие от чисто объективных феноменов, например, законов природы, не может существовать бессубъектно. Действие права возможно только через воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются главными действующими лицами в рамках правовой жизни. В связи с этим действие права как его системное функционирование по своей субстанции представляет собой не что иное как совокупную правовую деятельность, осуществляемую субъектами в рамках правовой системы общества.
В юридической науке уже сложилось представление о правовой деятельности (Фаткуллин Ф.Н.), которая слагается из всех действий субъектов права в различных сферах жизни, предпринимаемых на основе правовых норм, в соответствии с ними или не в противоречии с ними. По объективным признакам в ней выделяются такие магистральные направления:
- общее (нормативное) и индивидуальное правовое регулирование общественных отношений, нуждающихся в юридическом упорядочении со стороны государства;
- «обслуживание» такого регулирования путем толкования правовых актов и норм, координации деятельности правотворческих и правоприменительных органов, организации исполнения принятых решений общего и индивидуального порядка, надзора и контроля за правомерностью всех юридически значимых действий, бездействия и решений, предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений, изучения, обобщения, объективизации и внедрения в повседневную практику положительного опыта правотворчества и правореализации;
- «результативное» правомерное поведение самих непосредственных участников регулируемых правом общественных отношений, означающее по существу саморегуляцию, т.е. согласование ими собственного поведения с существующими нормами права и индивидуальными правовыми решениями компетентных органов и должностных лиц, если требовалось вынесение этих решений.
Юридическая наука ставит своей целью разработать в первую очередь представление относительно юридического механизма действия права, который представляет собой систему юридически значимых средств, способов и приемов, при помощи которых осуществляется это влияние. С этой точки зрения особого внимания заслуживают соответственно правовое регулирование и правореализация.