Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но самостоятельные юридические категории, представляющие два аспекта одного и того же явления – позитивного права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как внутренняя и внешняя формы права. Система права как внутренняя организация содержания права, как его структура, соответствует характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма (а точнее – одна из внешних форм).
Система права находит воплощение не только в нормативных правовых актах, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.
Но поскольку в нашей стране большинство действующих правовых норм находит свое закрепление именно в законодательстве, то можно утверждать, что право России не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право в юридическом (собственном) смысле.
Система права и система законодательства создаются законодателем, но в результате разных его действий. Система права складывается исторически, на базе основополагающих политических решений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направления развития нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательны кодификация и даже консолидация правовых норм. Для создания отраслей законодательства всегда характерна его упорядоченность, выраженная в строгой систематизации.
Анализ законодательства (прежде всего ст.c 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:
1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
2) комплексные отрасли законодательства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести информационное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;
3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).
Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511[317], охватывается 48 таких отраслей.
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. В то же время система законодательства – это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет правового регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Это и понятно, так как связь между ними не есть результат зеркального отражения, она носит весьма сложный опосредованный характер, в зависимости от особенностей «промежуточных» факторов проявляется по-разному. В ряде случаев в цепочке причинно-следственных связей такие отрасли даже «меняются местами», если становление новой отрасли права обусловливается преимущественно интенсивным развитием одного из существующих подразделений законодательства.
В одних случаях мы может констатировать факт, когда отрасль права есть, отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным актам, нуждающимся в кодификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный Кодекс РФ и т.д.).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Тем не менее, научно обоснованное построение системы нормативных правовых актов закономерно ведет к тому, что они не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отраслевым и иным правовым комплексам содержания права.
Итак, система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Различия между системой права и системой законодательства проводятся по следующим основаниям:
1) по составу – первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт;
2) по объему – с одной стороны, законодательство не охватывает всего многообразия нормативности, о чем говорилось ранее; а с другой – система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.); в системе законодательства могут существовать и существуют недействующие предписания, свойством права же является его действенность;
3) система права объективна по происхождению и содержанию, но как продукт отражения социальной формы движения материи – субъективна. Система законодательства в онтологическом и гносеологическом плане также объективна, поскольку в своей основе она имеет реально существующую систему права, но субъективные моменты в системе законодательства более заметны, чем в системе права;
4) различны в определенной мере факторы, образующие эти системы; системообразующими факторами отраслевой системы права выступают предмет и метод правового регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственные жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права;
5) система права более целостна, это органическая, самоорганизующаяся система. Система законодательства – менее целостна, она носит лишь организованный характер;
6) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Так, вертикальная структура система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает федеративное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское (региональное) законодательство. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.
7) система права более устойчива, она развивается скачкообразно в отличие от постепенного развития системы законодательства и т. д.[318].
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Дайте понятие системы права.
2. Какие структурные подразделения включает в себя система права?
3. Что такое материальное и процессуальное право, какие между ними различия?
4. Назовите признаки публичного и частного права.
5. Какие отношения регулируют отрасль права, институт права и норма права?
6. 6.Каковосоотношение системы права и системы законодательства?
7. Что такое принципы права и какова их классификация?
8. Охарактеризуйте предмет и метод основных отраслей российского права.
Дополнительная литература по теме:
1. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства //Государство и право. 1998. № 2.
2. Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1.
3. Лившиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства //Советское государство и право. 1984. № 2.
4. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М. 1997.
5. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России //государство и право. 1999. № 9.
6. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: Теоретические проблемы. М. 1976.
7. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М. 1994.
8. Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания построения //Правоведение. 1976. № 4.
9. Якушев В.С. О понятии правового института //Правоведение. 1970.
10. Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.
11. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
12. Скурко Е.В. Принципы права: монография. М., 2008.
13. Скурко Е.В. Принципы права в современном нормативном правопонимании. М., 2008.