Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественное, групповое и индивидуальное правосознание



Для более полного понимания сущности и роли правосознания необходимо его рассмотрение и с точки зрения социальной структуры общества. При таком подходе конкретными носителями правового сознания выступают общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды.

Место правосознания в системе сознания общества, а также характер их соотношения определяется рядом факторов и главным образом историческим типом, обусловливаемым конкретной общественно-исторической формацией. При рабовладельческом, феодальном и буржуазном строе, как, впрочем, и при социализме, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

Значительная роль принадлежит в обществе правовому сознанию классов. Особое значение классовому характеру правосознания придавался в марксистской литературе. В соответствии с марксистским подходом генезис правосознания уходит своими корнями к объективному фактору – возникновению в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, - одна из основных движущих сил развития правовой системы. Поэтому значение правовых явлений, возникающих в обществе, оценивается, прежде всего, с классовых позиций. В марксистской литературе подчеркивается, что когда в обществе имеются классы, классовая структура становится определяющей по отношению к другим структурам общества: профессиональной, этической, демографической, религиозной и т.д.

И уже в этом нельзя не видеть определенной связи классовой структуры с другими структурами общества, а классового правосознания с правосознанием других социальных групп. Отсюда подчеркивается необходимость изучения соотношения общественного правосознания с классовым, а также с правосознанием других слоев и социальных групп.

Развитием производительных сил и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.

Исторически появление юридической профессии как самостоятельного рода занятий, связанного с регламентацией и обеспечением необходимого порядка в сфере права, было вызвано разделением труда в обществе. Однако указание на разделение труда как на материальную первооснову возникновения различных профессиональных групп не раскрывает еще всех непосредственных социальных причин возникновения профессионального правосознания. Ими явились также объективная потребность в правовом регулировании общественных отношений, возникновение государства и права, относительно развитое законодательство. Юристы как социальная группа достигают наивысшего развития в условиях господства капиталистического способа производства, превращаясь в особо престижный отряд интеллигенции.

Определяя место правового сознания юристов в системе правосознания общества в целом, следует подчеркнуть, что оно выступает его профессиональной формой. Для профессионально-юридического сознания характерна большая глубина, уровень развития, четкость и яркость выражения.[387]

Вопросы правового сознания различных социальных групп сравнительно широко освещаются в юридической литературе. Значительно меньше внимания уделяется проблемам национального правосознания. Между тем изучение особенностей национального правосознания, прежде всего, в социально-психологической сфере представляет, с учетом современных условий, значительный интерес. Как известно, в определение нации, наряду с экономическими, территориальными и языковыми, включается также признак психологического склада нации. Представляется, что особенности объективных условий жизни, интересов, а также ее психологического склада могут существенного сказаться и на особенностях ее правосознания. Однако было бы ошибочным чрезмерно их преувеличивать.

Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания – одной из «элементарных частиц», диалектическая совокупность которых составляет систему правового сознания общества.

За основу его изучения должно быть взято положение о неразрывном единстве социального и психологического, сознания и деятельности. Правосознание любого человека формируется, прежде всего, под влиянием сложившихся в обществе социальных условий, общественных отношений, культурной среды. Это обусловливает определенное единство в правосознании каждого члена общества.

Однако условия жизни конкретного человека не сводятся только к общим для всех членов общества, а также социальной группы. Переход от этих общих условий к условиям жизни конкретного индивида выявляет массу своеобразия, что не может не сказаться на сознании и правосознании личности. Все это в совокупности приводит к неповторимости индивидуального правосознания каждого человека. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Как показывает практика, правосознание отдельных граждан может быть даже не только деформированным, но и ущербным с точки зрения их личного отношения к соблюдению требований законности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.