Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Признаки функций государства



 

Необходимо отметить, что в вопросе о признаках функций государства среди ученых наблюдается относительное единодушие. Большинство авторов категорию «деятельность государства» признают несущей в конструкции понятия о функциях государства. Как современный, так и исторический опыт жизни государства с достаточной ясностью свидетельствуют о том, что с эволюцией зависимости между его содержанием и формальными характеристиками меняется и деятельностная сторона государства, она наполняется новым социальным содержанием, появляются новые структуры государства, иные средства и способы, обусловливающие проявление функций. Другими словами, только взятые в совокупности статические и динамические особенности позволяют глубоко познать природу такого сложного социального явления как функции государства.

Среди основных признаков функций государства обычно выделяют те, которые обусловливаются, во-первых, объективно-необходимыми, социально-желаемыми целями и задачами. Непременным условием исследования функций государства должен стать ответ на вопрос, какие цели преследует государство, осуществляя свою деятельность. Каждая функция государства обусловлена наличием у государства конкретных целей. Наличие у государства целей предполагает осуществление определенной деятельности, при помощи которой цель объективируется, становится реальным результатом. Прав профессор Д.А. Керимов, когда утверждает, что «всякая деятельность имеет определенную цель. Деятельность, лишенная цели, является бесцельной, бессмысленной деятельностью»[66]. В ежегодных обращениях, посланиях и выступлениях Президент России обозначает приоритетные, стратегические цели и задачи, стоящие перед российским государством. Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005-2006 гг. Президент обозначил одну из важнейших задач современного российского государства – это меры по развитию государства, его жизнеспособности, эффективного функционирования и осуществления правосудия[67]. К сожалению, в условиях отсутствия постоянно осуществляемой идеолого-пропагандистской работы обозначенные цели и задачи осознаются и воспринимаются довольно узким кругом лиц.

Во-вторых, достижение социально значимого результата, определённое состояние общественных отношений, является целью государства и обусловливает любую его функцию. Создание благоприятных условий жизнедеятельности для максимального числа граждан государства, процветание страны, вполне можно считать генеральной целью (целью-максимой), обусловливающей любую функцию российского государства. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - такова конституционная цель российского государства (ст. 7 Конституции РФ). В процессе реализации генеральной цели (цели-максимы) функции государства обусловлены более конкретными, непосредственными целями. Экономические, политические, социальные, экологические, идеологические, культурные цели в сумме образуют генеральную цель, при этом каждая из них обусловливает соответствующую функцию государства, ибо реализация цели предполагает выполнение определенной деятельности, посредством которой цель объективируется.

В-третьих, называют также нормативно-регламентированный характер функций. Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих деятельность государства, является не только неотъемлемым признаком функций государства, но и важным элементом механизма их реализации. В нормативной регламентации государство находит наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своих функций. В правовой регламентации осуществления функций государства проявляется диалектика права и государства, их единство и отличие, взаимодействие и противоречие, взаимообусловленность и относительная самостоятельность. Кроме того, нормативная регламентация показывает, каким образом работает государство, государственный аппарат, должностные лица, какие юридические действия они совершают. Практически в каждой стране существуют законы о его политической организации, о социальной поддержке населения, об экологии, о культуре, образовании, науке и т.п., в совокупности образующие правовую основу для осуществления соответствующих функций.

В-четвертых, функции государства организационно и информационно обеспечены. Непосредственно с функциями связана структура механизма государства. Являясь неотъемлемой частью деятельности государства, каждая функция объективно нуждается в обеспечении соответствующим органом (системой органов) государственной власти. А.Б. Венгеров довольно точно подметил, что «государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, потом находить ему занятие, функцию»[68].

В современном государстве в осуществлении каждой его функции, так или иначе, участвуют органы всех ветвей власти, весь аппарат государства. Вместе с тем, поскольку участие государственных органов в осуществлении той или иной функции не одинаково, в системе государственной власти функционируют особые органы, для которых осуществление конкретной функции является основным предназначением.

Вряд ли вызовет возражения тезис о том, что основную нагрузку и ведущую роль в осуществлении социальной функции российского государства выполняет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а культурно-воспитательной функции – Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Или – что информационную функцию выполняет Министерство связи и информационных технологий Российской Федерации, а функцию правовой политики – Министерство юстиции Российской Федерации[69]; функцию охраны правопорядка должно выполнять Министерство внутренних дел Российской Федерации, а духовно-нравственную функцию – Министерство образования и науки Российской Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что:

1) функции современного государства непосредственно обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами;

2) функции государства проявляются в его фактической деятельности, по управлению обществом;

3) функции государства нормативно регламентированы и организационно обеспечены;

4) в процесс осуществления функций государства вовлечен весь механизм государства либо большая его часть, но не отдельный государственный орган, при этом, система функций государства, во многом обусловливает структуру его механизма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.