Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория государства и права, философия права, социология права: проблемы соотношения и взаимодействия



 

Особый интерес для юриспруденции представляет то обстоятельство, что в настоящее время сложились глубокие междисциплинарные связи юридической науки с такими науками и научными направлениями, как философия права, социология права, сравнительное правоведение, юридическая конфликтология, антропология права и т.д. У всех этих наук общий объект изучения – государство и право, имеется близость предметов их изучения и соответственно – некоторое сходство отдельных методов их исследования. Вполне закономерно возникает проблема соотношения этих отраслей научного знания с теорией государства и права. Для ее разрешения важно установить науковедческий статус данных научных дисциплин и уточнить содержание их предметов. Чаще других этот вопрос обсуждался применительно к соотношению философии права и теории права.

Как уже отмечалось ранее, общая теория права сформировалась относительно недавно, в результате прогресса позитивных наук. Появившись в конце ХIХ в., она была задумана как средство, позволяющее выйти за рамки простого описания права. Отгораживаясь от теорий естественного права, общая теория права, основывалась на той идее, что право может составлять «предмет позитивной науки. Начиная с этого момента, проблема ее взаимосвязи с философией права, которая в отличие от теории права имеет весьма глубокие исторические корни»[19], становится весьма актуальной.

Если сгруппировать все имеющееся многообразие взглядов по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе, то можно усмотреть следующие подходы:

1. Философия права – это часть общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. Тогда ее место – в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии. Так, в работе одного из наиболее известных современных западных теоретиков права Г. Коинга отмечается, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явления культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии. Философия права всегда зависела от господствовавших в данную эпоху мировоззренческих систем. На основе исторического обзора Г. Коинг трактует три, по его мнению, основных вопроса философии права: о принципах справедливости, о сущности позитивного права и о своеобразии юридической мысли.

2. Суть второго подхода заключается в том, что философия права лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего философии и правоведения. Кроме этого, философия права принадлежит в определенной степени к политической науке (всеобщему учению о государстве)[20]. В этом смысле она выступает в качестве междисциплинарного научного направления, в рамках которого осуществляется анализ философских проблем права и в которое входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения.

3. Сторонники третьего подхода относят философию права к отраслям юридической науки: она является «фундаментом» для создания позитивного права и науки позитивного права[21], либо определенным направлением науки права, существующим наряду с прочими правовыми дисциплинами, - догматикой права, социологией, психологией права и т.д.

4. Имеется компромиссная позиция, в соответствии с которой наличие таких юридических (по своему предмету и методу) дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д., вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам[22].

Наиболее плодотворной и последовательной представляется позиция тех авторов, которые, не умаляя значения всех перечисляемых научных дисциплин (философии права, социологии права, антропологии права и др.) для качественной подготовки юристов и подчеркивая вклад в их развитие в последнее время именно ученых-правоведов, а не философов, социологов и др., тем не менее, считают, что философия права, социология права и другие аналогичные науки не являются юридическими науками[23].

Как справедливо пишет французский теоретик права Ж.-Л. Бержель, в философии права больше собственно философии, чем права. Она стремится освободить право от «его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права» и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира. Конечно, такие великие философы, как Платон, Аристотель и особенно Кант или Гегель, интересовались правом, но в большей мере их занимало не то, что есть право, а то, чем должно быть право. Общая теория права не принижает значимость философии права и часто вынуждена обращаться к основным положениям и разнообразным целям права, но в то же время философия не является ее основным предметом. В общей теории права речь идет об изучении права таким оно есть, а не права, каким оно должно быть»[24].

Таким образом, имея общий объект исследования – право и государство, каждая из названных отраслей научной мысли изучает своими собственными приемами и средствами соответственно общемировоззренческое, социальное и юридическое в праве и государстве, щедро делясь друг с другом полученными результатами. Этот логичный вывод влечет за собой необходимость кардинальных преобразований отечественной теоретической науки о праве и государстве, которая в условиях философского, социологического (а также политологического, антропологического и т.д.) вакуума в советский период вынуждена была быть, как отмечается в одном учебнике по теории государства и права, и философичной, и социологичной.[25] В условиях восстановления в правах философии права, социологии права, политологии права и других научных направлений теория государства и права должна, наконец, стать «юридичной».

Собственно юридический подход к предмету исследования, отличающий теорию права, - это не юридико-технический подход, а теоретический, выражающийся в анализе и объяснении правовых явлений во всех их аспектах – историческом, социологическом, психологическом, антропологическом и т.д. Каждая из смежных с теорией права академических дисциплин ориентируется только на один их аспектов права. Теорию же права отличает синтезирующий, интегрирующий и глобализирующий подход, учитывающий результаты исследований других дисциплин для выработки оптимальной позиции в описании, анализе и объяснении «правовых данных». Марк ван Хук весьма обоснованно пишет, что «теория права – отрасль правовой науки, занимающаяся критическим анализом всех аспектов права, изучающая правовые явления, как в отдельности, так и в целом, как в концептуальном, так и в практическом их выражении – с целью добиться максимального проникновения в глубь этих правовых данных и более четкого их объяснения»[26].

Таким же образом рассуждает и Ж.-Л. Бержель: «Юрист – это дирижер, способный настроить на один лад все инструменты оркестра под названием «право». Правовед не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское и скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником-недоучкой, бестолковость которого (в том числе нежелание видеть зависимость правового положения от определенного контекста) становится причиной нелогичных и непредвиденных событий»[27].

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

  1. Охарактеризуйте основные этапы развития теории государства и права как науки.
  2. Что составляет объект и предмет науки теория государства и права?
  3. Каковы уровни методов научного познания государства и права?
  4. В каком соотношении находится теория государства и права и другие юридические науки?
  5. Как связаны между собой философия права, социология права и теория государства и права?
  6. Покажите схематично взаимосвязь элементов научного познания.

 

Дополнительная литература по теме:

 

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.1995.
  2. Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.
  3. Козлов В.А. Проблемы предмета и общей методологии права. Л. 1989.
  4. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
  5. Лукич Р. Методология права. М., 1981.
  6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.
  7. Блауберг И.В. и др. Проблемы методологии системных исследований. М. 1970.
  8. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Сов. Государство и право. 1986. № 10.
  9. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М.1965.
  10. Карташов Методология юридической науки и практики: методические указания. Ярославль, 1990.
  11. Керимов Д.А. Методология права. М. 1989.
  12. Лукич Р. Методология права. - М., 1981.
  13. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства. М. 1988
  14. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М. 1972.
  15. М.М. Рассолов, С.Г. Чубукова, В.Д. Элькин. Элементы высшей математики для юристов. М., Юристъ, 1999.
  16. Сабо И. Наука права и теория права. Будапешт, 1977.
  17. Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование //Государство и право. 1997. № 6.
  18. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х т. Т.1 Элементный состав. М., 2000.
  19. Тилле А.А., Швеков Г.В.. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М. 1978.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.