Юридическая категория «государство» обретает зримые правовые характеристики лишь в связи с его деятельностью. Для обеспечения оптимального уровня государственного руководства обществом в каждой стране создается реальная организационная структура, при помощи которой обеспечивается функционирование государственной власти. Причем это не просто механическое соединение отдельных составных частей, а четко организованная, строго упорядоченная целостная система, в основе которой лежит общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными структурами и должностными лицами. В каждой стране существует целый публично-правовой механизм, представляющий собой специально созданный и постоянно действующий на основе единых принципов иерархический комплекс различных государственных учреждений, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, осуществляющих от имени и по поручению государства его функции по управлению обществом. Содержание деятельности всех звеньев государственного механизма составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковое строение, в его составе имелись различные по названию, срокам полномочий и их объему государственные организации. Это объясняется многими конкретными факторами: природной средой, социально-экономическими причинами, размером государства и его национальным составом, геополитическим положением, интенсивностью взаимодействия с другими государствами. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные учреждения, которые в целом обеспечивали его нормальное существование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности и дать его определение: механизм государства – это система специальных органов государственной власти и учреждений, посредством которых осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.
Категория механизм государства (или государственный механизм) необходима для отражения самого «вещества», из которого состоит «тело» государства. Подчеркивая цельность механизма государства, нельзя забывать и характерную для него расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные «ветви» власти, имеющую свою иерархию. Различные государственные учреждения занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации. В нем, прежде всего, выделяются государственные органы как учреждения, наделенные властными полномочиями. Неслучайно их систему в юридической литературе именуют отдельным термином – «государственный аппарат».
В учебной и научной литературе нередко содержится анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные) или государственные органы, а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, тюрьмы и др.). Действительно, среди учреждений, относящихся к числу «государственных», можно заметить неспецифическую часть – учреждения, которые под руководством органов государственной власти выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные и иные важные для общества задачи, но которые не имеют властных полномочий. Их администрация осуществляет управленческие функции исключительно в установленных для нее параметрах деятельности в рамках данного учреждения. Особо велик неспецифический блок учреждений в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность, обладает большим объемом государственных (казенных) имуществ. Поэтому в механизме таких государств могут присутствовать и государственные предприятия, предназначенные также для обеспечения процесса осуществления государством своих функций в сфере производства, выполнения различных работ, оказания услуг. В связи с этим данная точка зрения представляется более плодотворной в плане более детального и углубленного анализа различных звеньев механизма государства, а не только органов государственной власти.
Существует также научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все государственные органы в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Характеризуя аппарат государства, следует говорить, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.
В юридической науке существует и мнение, согласно которому под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие «механизм государства» включается и «аппарат принуждения» (вооруженные силы, полиция и др.). Подобное разделение можно осуществить лишь в научных и учебных целях: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных органов на аппарат принуждения и аппарат управления. Поэтому большинство авторов считают понятия «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры.
Отдельные авторы (А.В. Малько) в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слой людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванный выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма (Г.В. Назаренко).