Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная власть и бюрократия



 

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). Слово «бюрократия» образовано от фр. bureau – стол, канцелярия и греч. kratos – власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы. Французский государствовед Ж. Мейно выделяет четыре основных признака бюрократии:

а) специализация задач;

б) иерархия власти;

в) строгая и жесткая система правил деятельности;

г) игнорирование личного фактора в осуществлении власти.

Иерархически организованная, неукоснительно соблюдающая процедуры делопроизводства профессиональная бюрократия объективно необходима для качественного управления в современном, все усложняющемся мире.

Отечественные ученые-правоведы характеризуют бюрократию следующим образом:

- бюрократия – это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу);

- бюрократия, как и демократия, неразрывно связана с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия – это два различных, а точнее, противоположных способа организации власти в социальном коллективе;

- бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия в отличие от демократии может существовать только в том случае, когда субъект и объект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки[49].

Отношение к бюрократии неоднозначно. К. Маркс подвергал ее жесткой критике, усматривая в ней безусловное зло: здесь и подмена общественного интереса частным, т.е. интересом власти и конкретного чиновника – «присвоение государства» чиновничеством; и органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума; и извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; и корпоративность, своекорыстие этой иерархии; и карьеризм как образ ее жизни; и ее притязания на монопольную компетентность; и формализм… В целом же бюрократия, по мнению К. Маркса, есть организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов[50].

В начале ХХ века Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной, средневековой администрации. При феодализме обычному человеку без денег и связей добиться справедливости зачастую было практически невозможно: сроков рассмотрения дел не существовало, порядок их производства и подведомственность были крайне неопределенны, а главное – во всем господствовали произвол лиц, решающих вопрос, и непременные спутники этого – взятки, вымогательство, протекция. В качестве альтернативы стала складываться иная, современная форма решения текущих дел, которой (в идеале) присущи их ведение компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законодательством и установленной процедурой, упорядоченность делопроизводства, свобода от субъективных влияний. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений.

Таким образом, М. Вебер воспринимал бюрократию как способ рациональной организации государственного регулирования. Последнее в его понимании выражалось в функционировании аппарата государства на основе общих процедур, лишенных по большому счету субъективизма. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможностей злоупотреблений. Бюрократия – единый унифицированный порядок государственного регулирования, который и обеспечивает сглаживание неизбежных личностных недостатков конкретных государственных служащих.

По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к следующим четырем:

1) бюрократическая юрисдикция четко регламентирована, т.е. зафиксирована нормативным образом;

2) иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;

3) вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, приказы и директивы и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;

4) все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом[51].

Причина столь неоднозначного отношения к бюрократии заключается в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, организации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или общества в целом в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов. Это потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов (в том случае, если властная система имеет коллективный характер). Главный ресурс бюрократов – именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократов этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность. А такие распространенные в общественном мнении признаки бюрократизма, как бездушие, формализм, волокита, бумаготворчество и т.п., являются лишь внешним проявлением его антиобщественной сути.

Итак, бюрократия как социальный слой, в конечном счете, отрывается от тех общественных интересов, обслуживанию которых она должна была бы служить, и начинает работать «на себя». Самовозрастание, а также увеличение и укрепление собственной власти – вот мотив и цель бюрократии. Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

Бюрократияэто определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизмэто совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм – это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.

Бюрократизм формируется не случайно. Это следствие недемократического формирования аппарата (например, ввиду недостаточного использования конкурсности), предоставления чиновникам необоснованных привилегий и т.д. Бюрократ силен доступом к принятию решений, от которых зависит движение финансовых потоков, получение материальных и прочих благ и т.д. В силу этого бюрократ становится «нужным человеком», которого ищут. Отсюда и коррупция, которая есть не что иное, как продажа бюрократом «своей» власти[52]. При этом, разумеется, сама процедура принятия решений, любая информация о реальных механизмах действия государственного аппарата – это тайна. И владение информацией об этом – важный товар бюрократии.

Самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания. Бюрократизмом как застарелой и общемировой болезнью может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, т.е. во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, т.е. переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы — создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика – надежное лекарство против этой болезни.

В механизме государства разные системы органов в разной степени подвержены бюрократизации. Представления о бюрократии и бюрократизме связываются, прежде всего, с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов, «проталкивание» законопроектов, угодных узкой группе лиц («заказных» законов) и т.п.

Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет, прежде всего, бюрократические интересы своей системы (а - в конечном счете — интересы лиц, функционирующих в этой системе).

Эффективным средством борьбы с бюрократизмом является оптимизация принципов организации и деятельности государственного аппарата, лишение чиновников необоснованных привилегий, обеспечение открытости их работы, подконтрольность общественному мнению, неотвратимость наказания в случае отступления от правовых норм. Самым же радикальным средством борьбы с бюрократизмом является демократия.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.