В отечественной юридической науке уже давно было установлено, что правильное понимание вопроса о функциях позволяет увидеть перспективу развития государственных органов, грамотно сосредоточить усилия и потенциал государства и его органов на главных, решающих участках работы, увеличить коэффициент полезного действия государства, свести к минимуму просчеты и ошибки[60].
Сформированное советскими учеными-правоведами учение о функциях государства, позволившее решить многие вопросы государствоведения, и сегодня не утратило свою практическую и теоретическую значимость. Вместе с тем, исходить из того, что потенциал теоретической проблематики функций государства исчерпан, преждевременно. В условиях переоценки некоторых фундаментальных положений о роли, социальном назначении и сущности государства существует настоятельная потребность в дальнейшей разработке проблемы его функций.
Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.
Категория «функция» сегодня является общеупотребительной для всех наук, особенно хорошо проработанной в естественных и технических науках. В физике под функцией понимают зависимость одной силы, величины от другой[61]; в биологии, социологии, этнографии и других науках этот термин отождествляется с ролью, которую выполняет тот или иной элемент по поддержанию целостности и устойчивости системы, частью которой он является[62]. В философской литературе под функцией принято рассматривать «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»[63].
В правоведении этот термин приобрёл собственное значение, логически вытекающее из того, что государство как, собственно говоря, и право является определённым источником силы, но только не физической, а социальной или политической. Современный период жизни государства показывает, что без его всеобъемлющей и основательной деятельности не может быть обеспечена стабильность, порядок и благополучие общества. Именно эта тотальная в позитивном смысле слова функциональность государства обусловливает жизнеспособность, единство и согласие в обществе, способствует его совершенствованию и процветанию.
С позиций теории государства и права функция государства представляет собой заданное направление, предмет деятельности или содержание деятельности того или иного политико-правового института, их функционирование и бытие. Речь идёт о так называемом социально полезном труде, который выполняет государство во благо общества во всех сферах его жизнедеятельности. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, законодателя, министерства, суда и т.д.
Следует отметить, что подходов к рассмотрению функций государства в теории государства и права существует немало, однако классификация научных взглядов позволяет выделить основные, сходные по своей методологии направления. Различаются:
1) деятельностный подход, при котором функции государства - это основные направления (стороны, виды) деятельности государства (B.C. Афанасьев, М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, Г.З. Инцкирвели, Г.Н. Манов, Т.Н. Радько, Н.В. Черноголовкин, В.Е. Чиркин и др.,);
2) предметно-политический подход, согласно которому функции государства – это предмет и содержание деятельности государства, а также обеспечивающие её средства и способы, т.е. механизм (А.Б. Венгеров, А.И. Денисов, Л.А. Морозова, B.C. Петров и др.);
3) социально-телеологический подход, в рамках которого функции государства представлены как его цель и социальное назначение (А.П. Глебов, Л.И. Каск, Л.В. Николаева, И С. Самощенко и др.);
4) интегративный подход, предусматривающий, что функции государства – это основные направления его деятельности, а также цели, методы, формы и средства ее осуществления (В.К. Бабаев, С.В. Бабаев, И.Н. Гомеров, В.М. Корельский, В.М. Сырых и др.);
5) нормативно-телеологический подход, на основании которого обосновывается, что функции государства – это легализованное выражение целей и основных дел государства (Ю.А. Тихомиров).
Таким образом, функции государства как политико-правовое и социальное явление представляет собой многоаспектный и многоплановый феномен, характеризующий жизнь государства в его социально-содержательном плане. Соответственно, функции государства – это основные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные координаты деятельности государства в рамках определённого направления, обусловленные главными, объективно необходимыми целями, выражающие его сущность и социальное назначение.
Понятие «функция государства» появилось и стало разносторонне использоваться на прошлом этапе развития отечественной правовой науки, когда (согласно представлениям советских ученых) государству отводилась основная роль в обеспечении классовых интересов, поэтому в них находила проявление так называемая классовая сущность государства и назначение. Ныне же отмечается отход от узкоклассового понимания функций государства и рассмотрение социального назначения государства как средства социального арбитража, обладающего общесоциальной сущностью.
Классовая сущность социалистического типа государства проявлялась в его функциях, его признавали в качестве главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства и движения к коммунизму как высшей форме самоуправления.
На постсоветском этапе развития теории государства и права утверждается мнение, что ранее провозглашаемая прямая связь между изменениями сущности и классовых характеристик государства и соответственно его функций оказалась более сложной, многоаспектной многокомпонентной: на функции государства оказывают определяющее влияние не столько узкосоциальные, классовые задачи государства, сколько постоянно изменяющиеся условия и факторы жизнедеятельности общества. Иными словами, изменение функций обусловливается и воздействием идеологических, и духовно-нравственных (мировоззренческих), и политических, и общественно-экономических процессов в социуме. Кроме этого, на функции государства влияют геополитические, цивилизационные, миграционные, демографические, экологические и иные факторы жизнедеятельности. В современный период большинство государств вынуждены больше внимания уделять именно общесоциальным и глобальным функциям, так как от их разрешения зависит судьба частных проблем, в том числе и классовых. Одним словом, усложнение проблем в обществе заставляют отказываться от упрощенчества в понимании функциональных характеристик государства.
Функциональные особенности государства позволяют понять не только государство конкретного типа в ту или иную эпоху, но и так называемую государственность того или иного общества. Видя, как развивалось и эволюционировало государство, можно определить характер и степень изменения его деятельности в обществе, трансформации его органов и акценты их приоритетов в социальных сферах жизнедеятельности. Данные параметры выясняются по тем положительным или отрицательным результатам, которые объективированы вовне (безопасность, условия развития, материальное благосостояние людей и т.д.), по самому отношению общества к роли государства в их жизни.
Необходимо понимать, что существование функций и их изменение обусловлено сущностью самого государства. Функции государства – это его непосредственное воздействие на окружающую реальность и само общество, где оно управляет всеми его сферами жизни. На определённом этапе развития государства его функции постоянно связаны с теми изменениями, которые могут происходить в его содержании, форме или сущности. Однако эти процессы не жёстко детерминированы, т.е. находятся не в прямой причинно-следственной связи, хотя бывает и такое. Вместе с тем любое изменение в обществе может вызвать определённые подвижки в деятельности государства, так как их взаимодействие носит организационное и координационное взаимодействие. Одним словом, функция государства определяется предметным взаимодействием государства с окружающей действительностью, в том числе и обществом. Как бы то ни было, всё же основные функции государства достаточно тесно связаны с принципиальными изменениями основных характеристик и свойств государства.
В рамках системного подхода функции выступают в тесной связи с понятием структура, т.е. взаимодействие элементов и их связи. Так, государство реализует свой потенциал (сущность) через функции как основные направления своего воздействия на общество и внешнюю среду. Как было уже сказано, под функциями (сл. functio – совершение, исполнение) в науке понимают роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит, либо вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечёт изменение другого.
Государство как система имеет общие для всех её элементов функции, так как любая социальная система функционирует. Однако сложность определения этих функций обусловливаются сложностью внутренней структуры самого государства, его многосторонностью, разными качествами и разнородными свойствами всех элементов (органов), частей и субсистем. Сложность функциональной характеристики государства состоит ещё и в том, что каждый из элементов данной системы имеет и собственные, присущие ему функции и одновременно реализует цели и задачи системы в целом, участвует в осуществлении общесистемных функций. Вместе с тем складываются сложные многофункциональные связи. Эти функции взаимно дополняют друг друга, взаимопроникают одна в другую. Во всей системе функций действуют принципы координации функций, взаимного наложения функций, сосредоточения системы функций на основной функции, нейтрализация дисфункций и т.д.
В связи с этим при определении признаков функций государства следует учитывать некоторые моменты этого явления:
во-первых, любая функция государства связана с удовлетворением определённой социальной потребности. Именно удовлетворение какой-либо потребности общества – главное свойство в функции государства. «Потребность» относится к области необходимого, должного, в предназначении функции;
во-вторых, функцию государства следует рассматривать как сложное по своей внутренней структуре и содержанию явление, включающее в себя социальное (т.е. с точки зрения потребностей общества) назначение государства и выступающее как основа и сущностная сторона функции («должное») и практическое воздействие («деятельность») государства по реализации её назначения как динамичный элемент функции, выражающий жизнедеятельность государства («сущее»). Сложным по внутренней структуре оказывается актуальная деятельность государства по реализации его социального назначения, которая включает в себя такие компоненты, как предметная (объектная) направленность функционального воздействия государства (ибо беспредметных, безобъектных функций не бывает), цели воздействия (бесцельных функций также не бывает), формы, методы, способы воздействия государства на социальную среду. В результате та или другая функция государства предстаёт перед нами как нечто нерасчленённое, как сложное, богатое содержанием, внутренне органичное явление, включающее в себя определённый «набор» элементов и связей, отношений между ними. Эти связи, отношения, противоречия обнаруживаются между социальным назначением государства и его фактическим воздействием на общественную жизнь, между функциональным действием и целями функции, между целями функции и методами и средствами их достижения и т.д.;
в-третьих, функция государства как явление связано с «функционированием», воздействием на общество или от процесса этого воздействия, и уподобляется «магистральным направлениям» деятельности, «направляющим рельсам» без самого процесса деятельности. Здесь имеется ввиду процессуальный характер функции;
в-четвёртых, необходимо учитывать, что функции любого явления, в том числе и государства, связаны с сущностью и содержанием этих явлений. Другими словами, сущность явления познаётся через его функции, но и не только, а также через принципы и идеи;
в-пятых, связующим звеном между сущностно-субстациональным и функциональным анализом является исследование свойств объекта (государства) и реализации этих свойств в отношениях с другими объектами в функциях. Между сущностью государства и её функциями находятся свойства. Это – один из исходных принципов функционального исследования любых социальных и естественных объектов. Данные свойства государства (интегративные, социализаторские, регулятивные и др.) внутренне, генетически присущи государству, обусловлены его сущностью. Они проявляются в процессе функционирования государства, в отношениях с его объектами функционального воздействия. Причём в отношениях с объектами функционального воздействия свойства государства проявляются не все свойства, а какая-то их часть.
Это обстоятельство положено в основу выделения конкретных функций государства, построения их теоретической модели (системы функций), исходя, во-первых, из сущностных свойств государства, его потенциальных способностей и, во-вторых, из характера объектов, с которыми государство вступает в отношения, на которые она функционально воздействует. Таким образом, свойства государства, которые непосредственно вызывают его отношение к объектам функционального воздействия, являются основанием функции. Эти свойства объективно присущи государству, заложены в нем генетически. И пока нет объекта функционального воздействия, указанные свойства существуют как возможность, предрасположенность, потенциальная способность. Для того, чтобы свойства и потенциальная способность государства воздействовать на общественные отношения приобрели характеристику функций государства, включаясь в его деятельность, необходимо отношение государства к предмету его функционального воздействия. Одним словом, функция государства несводима ни к социальному назначению системы или её потенциальной способности, например, организовывать общественные отношения, ни к содержанию функционального воздействия, деятельности. Эти социальные назначение и способность государства могут существовать в потенции, оставаться в большей или меньшей степени нереализованными. С другой стороны, воздействие государства на окружающую её социальную среду не всегда бывает функциональным (может быть и дисфункциональным) и сущностным. Фактическое воздействие государства может нести в себе элементы субъективизма, волюнтаризма, бюрократизма и других негативных проявлений, которые в особых условиях могут сопровождать процесс функционирования государства.
Если государство не осуществляет деятельность в рамках определённого направления, которое объективно необходимо и выражало бы его сущность и социальное предназначение, то и не было бы соответствующей функции государства, т.е. нет деятельности – нет направления деятельности. И, в-третьих, определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности. Тем самым отмечается, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь самое важное, кардинальное и необходимое. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат в функциях государства выражения и сама категория «функция государства» потеряет теоретический и практический смысл. Если согласиться с данным утверждением, то придётся признать, что существуют и неосновные направления деятельности государства. Однако, что это за направления деятельности – непонятно. К тому же эти категории весьма условны, носят оценочный характер и делают определение функций государства весьма не чётким. Необходимо просто более объективно и предметно выделять конкретные направления деятельности государства[64].
Социальное назначение и функции государства определённым образом соотносятся. К примеру, советский правовед И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства «как его социальное назначение внутри и вне страны»[65]. В этом случае уже можно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, подчёркивая её потенциальный характер. Конечно же, социальное назначение государства во многом определяет наличие у него тех или иных функций. Однако функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простым его «зеркальным» отражением.
Функции государства имеют определённую степень независимости от его социального назначения потому, что государство может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Например, советское государство было заинтересованно в постоянном увеличении государств, где у власти бы находились сторонники марксистко-ленинских взглядов, на это выделялись большие средства (вплоть до направления военных советников), хотя формально наличие такого направления в содержании государственной деятельности всячески отрицалось. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство – это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и во вне. Причём воздействие указанных факторов может быть положительным, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования. Именно условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также - воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние же, в свою очередь, порождают необходимость осуществления соответствующих функций государства. Таким образом, социальное назначение как более глубокое свойство государства, внутренне присущее его сущности, доминирует и обусловливает функции государства в отличие от функций, которые всего лишь выражают необходимую в настоящий момент внешнюю деятельность государства.
Рассмотрение понятия «функций государства» требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.
Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.
Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.