Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и его основные признаки



 

Государство как общественное явление существует уже тысячелетия, но новоевропейское, современное понимание государства начинает складываться в эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.). Термин «государство» ввел итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469 –1527). Свое классическое очертание в качестве образования, не тождественного обществу, государство как абстрактно-научная категория получило в ходе либерально-демократических (буржуазных) революций в Западной Европе (ХУП-ХУШ вв.).

С этого момента предпринято огромное количество попыток сформулировать понятие государства, дать его определение, указать его наиболее характерные черты, выделить его из других общественных явлений. Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нем.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Представители такого «классического» определения понятия государства выделяли три его признака:

1. совокупность людей – народ;

2. господствующую над ними власть;

3. территорию как предел действия этой власти.

Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении, людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, как отмечали еще Шершеневич и Кокошкин, каждый из характерных признаков государства сам представляет сложное понятие и поэтому требует самостоятельного исследования. Кроме этого, эта механистическая формула (государство=население+территория+власть) существовала недолго, поскольку она не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления.

Более приемлемой в этом отношении была договорная (контрактуалистская) трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений. Суть этой трактовки в том, что государство находит свое оправдание в договорном праве, то есть в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь. Со своей стороны, материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств либо заменить контрагента, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени.

Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Во второй половине ХIХ и в начале ХХ в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В частности, В.И. Лениным утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению природы и социального назначения государства, рассматривающая государство как средство выражения интересов экономически господствующего класса.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, были изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделял следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

Некоторые российские ученые-юристы все еще не освободились от марксистско-ленинского учения о государстве, о чем свидетельствуют те определения, которые они дают в учебной литературе[28]. Узкоклассовый подход к определению государства, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению его понятия. Начиная с 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем и российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выдвигаться «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Рассматривая государство как продукт цивилизации[29], государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». В результате, отказываясь от одной – чисто «классовой» крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.

Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки.

Современное понятие государства имеет многофакторный характер. Государствоведы пришли к выводу, что определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков, при помощи которых дается его политико-юридическая характеристика. Это общепринятый прием. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции. Однако перечень этих признаков у разных авторов не всегда одинаков. Один из современных российских политологов, применив к исследованию государства и государственной власти системно-синерго-деятельностную парадигму, выделяет такие признаки государства: целенаправленная организованность, территориальность, легальность и правосубъектность, суверенность, сверхинституциональность, публичность, всеобщность, универсальность, сложность и др.[30]

Другой ученый-государствовед – В.Е. Чиркин, анализируя ипостаси государства (как политического сообщества, как универсальной организации, как регулятивного института, как социально-политического арбитра, как органа легализованного и легального насилия), называет несколько иной перечень признаков государства[31].

Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.

Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества, как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.

Государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обособляя его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Поэтому государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет интересы всех членов общества, а не какой-либо их части. По политической природе своей государство универсально, общенародно. Территориальное разделение населения в отличие от кровно – родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства, что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория - не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия «государство» как организация политической власти и «страна», в принципе совпадают. Государство и есть организация политической власти страны[32].

Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, либо с его слабостью и уязвимостью. Государство, таким образом, предполагает территорию как часть земного пространства и представляет собой необходимое естественное условие существования государства, материальную основу жизни организованного в государство общества. Но территория – это не просто особого рода пространство. Как юридическая категория государственная территория обладает рядом формально-юридических свойств. Основной признак государственной территории - верховенство на конкретной территории соответствующей государственной власти. Его формально-юридические свойства проявляются в том, что без разрешения со стороны властного аппарата государства никакая другая власть не имеет права осуществлять на ней свое господство, а все находящиеся в пределах территории государства граждане (подданные) и другие лица (исключение составляют лица, обладающие дипломатическим суверенитетом) подчинены власти государства и его законам.[33]

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством)[34].

Ст. 67 Конституции РФ констатирует, что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

Во-вторых, государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную, учебно-статистическую и иную деятельность государственных органов. В рамках этого воздействия государству принадлежит монополия на легальное и легитимированное (узаконенное и оправданное) применение мер государственного принуждения: некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.), узаконенной репрессии с использованием вооруженной силы, сбор периодических платежей (налогов) с населения на государственные и общественные нужды и т.д. Соответственно весь объем регулятивно-управленческих функций и соответствующих им властных полномочий рационально распределяется между тремя властями государства – законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Поэтому к важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные.

Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции:

- армия,

- полиция,

- жандармерия,

- тюремные и уголовно-исполнительные учреждения.

Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения власти, компетенции, полномочий, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ, в конечном счете, - высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением, как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного строительства, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

В настоящее время народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определенными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В новом правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, - обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:

- в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

- в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Указанные признаки и властные функции современное государство должно оберегать, предотвращать попытки других политических организаций перераспределить власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения и в ущерб обществу в целом. Вместе с тем сегодня на государство ложится задача объединить вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое. Все это позволяет определить современное государство как такую универсальную территориальную политическую организацию общества, обусловленную его социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающая для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны.

Однако среди названных в этом определении признаков есть таковой, который в юридической литературе расценивается не просто в качестве одного, отдельно взятого признака государства, а может быть соотнесен фактически со всем его существом. Речь идет о государственной власти как особой разновидности публичной политической власти.

 

2.2. Государственная власть и ее специфические свойства

 

В современных научных исследованиях существуют самые разные подходы к пониманию термина «власть», причем, прежде всего, речь идет об общественной, социальной власти. Особенно привлекает внимание исследователей публичная власть. Большинство обобщающих понятий, относящихся к термину «власть», делается, в первую очередь, на основе изучения публичной (политической и государственной) и муниципальной власти.

В настоящее время еще используется подход к власти как к субстанции (принадлежности, предмету обладания какого-либо действующего субъекта – лица, объединения, государственного органа и др.). Такой подход, в частности, присущ юридическим исследованиям, и он продуктивен при анализе полномочий тех или иных органов государства. Однако более распространены другие подходы. Власть рассматривается как отношение между субъектами, как явление, имеющее свои истоки (в т.ч. – социальные). Есть конфликтная концепция власти, связанная с асимметричным положением субъектов отношений, дистрибутивная концепция, функциональная концепция, когда понятие власти объясняют как функцию, вытекающую из сложного комплекса актов выбора в системных взаимодействиях[35]. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал, что «власть означает господство мнения и взглядов, то есть духа»[36]. Французский автор М. Фуко считает, что власть – это множество отношений силы, но она не имеет субъекта: у всех находится какая-то доля власти[37].

Исследования, специально посвященные общественной власти, также написаны с неодинаковых позиций. В политологии общественная социальная власть рассматривается с позиций телеологи ческой, психологической, бихевиористской, субъектно-объектной, системно-кибернетической, дистрибутивной, структурно-функциональной, юридической и др.

Поскольку речь идет об общественной власти, то есть власти между людьми (их разными группировками), наделенными сознанием и волей, то одним из решающих признаков такой власти является психически волевой характер. Поэтому в науку с теми или иными уточнениями вошло определение, что власть - это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Отношения власти всегда асимметричны, они предполагают доминирование одной стороны. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), — характерная черта власти среди людей. Всякая власть в человеческом коллективе, любое отношение господства – это присвоение чужой воли.

Однако констатации потенциала и волевого отношения еще недостаточно для выделения социальной, общественной власти. Такие отношения присутствуют в родительской власти, в простой, но осознаваемой зависимости одного лица от другого. В основе социальной власти лежит существование социальных общностей, особого рода коллективов. Их социальный аспект выражен в разной степени. Связи внутри таких общностей опираются не на личностные (родственные или иные) отношения, а на иные факторы.

В коллективах всегда возникает необходимость в регуляционной деятельности, установлении порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой, в управлении, что приводит к общественной власти. Власть – существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе. Среди разновидностей общественной власти обычно называют демократию, плутократию (власть богатства), меритократию (власть старейшин, заслуженных людей) и др.

Общественная, социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления (экономическая, военная, идеологическая, корпоративная, публичная и личная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и др.). Религиозная власть может иметь социальный характер, да и в некоторых других странах религия сильно влияет на общественное сознание. В России деятельность религиозных объединений регулируется отдельно от деятельности других общественных объединений[38], и, следовательно, нельзя в полной мере говорить о религиозной общественной власти, хотя религия имеет власть над душами, убеждениями верующих.

В соответствии со сложившимся в научной литературе представлением власть в общеупотребительном смысле понимается как способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью определенных средств, включая насилие и принуждение. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластным. Отсюда проистекает негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Существует множество форм проявления и видов общественной власти. В зависимости от различных критериев классификации различают, например:

а) власть родительскую, семейную;

б) власть одного лица или группы лиц, слоя, класса;

в) власть демократическую, либерально-демократическую, диктаторскую;

г) власть государственную, партийную и власть различных общественно-политических объединений;

д) власть экономическую, идеологическую, социально-психологическую и политическую; и др.

Одним из наиболее важных по своему объему и влиянию видов общественной власти является политическая власть. Она понимается как возможность и реальная способность отдельного лица (абсолютизм, фашизм) или группы лиц, социального слоя или класса (аристократическая республика, конституционная монархия, демократическая республика) проводить свою волю и отстаивать свои интересы в политике.

В реальной действительности политическая власть осуществляется всеми составными частями – структурными элементами политической системы общества, включая государство, политические партии, различные общественные объединения. Каждый из субъектов политической системы в соответствии со своими статутными задачами участвует в организации политически значимых общественных отношений, вырабатывает необходимые для этого политические нормы, обеспечивает их при помощи небезразличных с политической точки зрения средств, оказывая тем самым политическое воздействие на соответствующие социальные процессы. В борьбе за политическую власть, в ее осуществлении огромную роль играют политические партии, политические элиты, политическое лидерство.

Однако главенствующую роль в политике всегда играла и продолжает играть особая разновидность власти политической - власть государственная.

Проблемы соотношения публичной политической власти и государственной власти решаются исследователями по-разному. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, однако возможно. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. В частности, В.Е. Чиркин пишет, что публичная политическая власть неразрывно связана с государственной властью, хотя и не идентична ей. Она может сочетаться с ней, может предшествовать государственной власти. С другой стороны, государственная власть является главным, типичным способом реализации политической власти народа, класса, блока классов в государственных формах, специфическими государственными средствами и методами[39].

Если исходить из концепции нетождественности государственной и политической власти, то понятие политической власти – шире по объему содержания и включает в себя понятие государственной власти. Главное различие между ними применительно к современному демократическому обществу состоит в том, что они имеют разный состав субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Реально государственная власть принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с законами государства (в этом выражается ее легализация). Субъектами, осуществляющими остальные разновидности политической власти, выступают политические партии, общественные движения, субъекты избирательного процесса. Соответственно они имеют разную сферу реализации своих полномочий. Полем действия политической власти является, в основном, гражданское общество. Полем реализации государственной власти является государство и его органы. Поэтому существует глубокое единство государства и государственной власти. В ряде случае оба понятия употребляются как тождественные, взаимозаменяемые. Например, раньше, когда употреблялось выражение «Советская власть», имелось в виду именно государство, существовавшее на территории СССР. Такое единство заложено в их генезисе, социальной природе, функциональных взаимосвязях, исторических судьбах и некоторых других факторах. Характеризуясь одинаковыми закономерностями развития и функционирования, они не могут существовать в отрыве друг от друга. С одной стороны, государственная власть является неотъемлемым свойством (и соответствующим признаком понятия) государства. С другой стороны, само государство – своеобразная форма организации государственной власти, непосредственный институционализированный ее носитель, ее «физическое», материально-предметное и организационное воплощение. Поэтому к вопросу о соотношении государства и государственной власти предлагается подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма[40].

Для обозначения единства государства и государственной власти в юридической литературе предлагается использовать термин «государственность». С.С. Алексеев считает, что государственность – это наиболее широкое государствоведческое понятие, которое охватывает любые проявления, признаки государства и государственной власти независимо от того, сложилось или нет государство, в каком оно находится состоянии (именно такой смысл имеет этот термин, когда речь идет о «возникновении государственности» на начальных стадиях цивилизации или же о «восстановлении государственности»)[41].

Однако это единство не исключает того, что государство и государственная власть хотя и близкие, но не совсем совпадающие явления. Под государственной властью следует понимать концентрированные и реально воплощенные во всем механизме соответствующего государства организованная воля и организованная сила правящих социальных групп, распространяющиеся через властеотношения на всю территорию и все население данной страны. В этом понятии аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: обусловленная всеми социальными условиями жизни воля правящих кругов, претендующая на признание обязательной для всех членов данного общества, и специфическая универсальная организация тех же социальных групп, способная официально формировать и властно выразить вовне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране[42].

Большинство исследователей (Ф.М. Бурлацкий, А.М. Барнашов, А.М. Витченко, И.Н. Гомеров, Л.И. Загайнов, Д.А. Керимов, А.И. Королев, А.И. Лепешкин, Ю.А. Тихомиров В.Е. Чиркин и др.) исходят из того, что государственная власть исторически возникает как особая разновидность характеризующейся принудительностью социальной власти. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в социально асимметричном обществе существует и функционирует наряду с остальными ее разновидностями, однако принципиально отличается от последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по назначению, и по методам осуществления.

Если социальная власть вообще может расцениваться как функциональное свойство любого человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности и руководства ею, то в государственной власти аналогичное свойство переведено особое состояние, где оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение целостности и устойчивости ее политической системы. Она официально действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она вовсе не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.

Это связано с тем, что всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп в асимметричном обществе. В этом смысле государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе. Она регулирует отношения социальных, национальных, иных групп населения, не допуская их противоборства до стадий, причиняющих ущерб «общим делам», грозящих анархией и распадом общества. Иная политическая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария. Да и цели у политической власти класса, социального слоя совсем другие. Они преследуют свои, а не общие интересы.

Какими же специфическими свойствами обладает государственная власть, отличающими ее от всех иных видов власти? Основными из них представляются верховенство, единство, всеобщность и универсальность, принудительность и обязательность. Только благодаря этим свойствам, отражающим и конкретизирующим ее социально-политическую природу, государственная власть оказывается в состоянии выступать главным средством управления в обществе.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе субъектов, осуществляющих властные полномочия, ее независимость от них, невозможность существования другой такой же власти. Юридическим преломлением этого свойства является государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает. Иногда суверенность государственной власти отвергают под тем предлогом, что на нее оказывается давление. На деле, в данном случае речь идет, скорее, о политической власти и о процессе формирования государственной воли. После того как она сформирована, решения государства (законы и др.) верховны, обязательны и для тех сил, которые оказывали и оказывают на нее давление.

Единство государственной власти корениться в единстве ее социально-политической природы и выражается в ее неделимости ни между различными социальными слоями и группами, ни между различными органами самого государства. Она не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Она едина по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям. Разделение государственной власти на ветви (законодательную, исполнительную, судебную, а иногда и другие) не отменяет этого единства. В Конституции РФ в статье 11 четко говорится: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Так или иначе, государственная власть осуществляется комплексно, в ней участвуют все органы государства. В настоящее время о социальном единстве власти и организационно-правовом разделении властей говорится почти во всех конституциях. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества.

Всеобщность и универсальность государственной власти – взаимообусловленные ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц (как юридических, так и физических), носит всеобъемлющий характер как по объекту (сферам общественной жизни), так и по способам воздействия. Государственная власть как официальный представитель общества охватывает все социальные слои общества, представляет всю страну как во внутренних, так и во внешних отношениях. Не существует форм, методов и средств воздействия, в отношении которых можно было бы вне зависимости от конкретной исторической ситуации сказать, что они не могут применяться этой властью. Наоборот, государственная власть в зависимости от ее исторического типа и характера может проявляться в формах господства и подчинения, принуждения или убеждения, контроля, организации и управления, т.е. в самых различных формах. Основными средствами реализации государственной власти являются средства политического и идеологического воздействия (лозунги, призывы, официально закрепленные политические и идеологические установки, и пр.), экономические и финансовые рычаги, средства психологического, физического и иного воздействия. Однако в отличие от всех иных видов власти государственная власть обладает монополией на два специфических способа своего осуществления, о которых следует сказать отдельно.

Общеобязательность и принудительность государственной власти заключаются в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и должны осуществляться всеми, кому они адресованы, даже при не согласии с ними. В случае уклонения от исполнения принятых государственной властью решений к виновному применяются меры государственного принуждения. Поскольку государственная власть обладает исключительными правами на официальное использование средств правового воздействия на население, на организацию общественной жизни на правовых началах (метод законности), постольку только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

Таким образом, государственная власть – публичное явление социально-политического характера. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса и др.), обладающая указанными выше свойствами, которые в реальной действительности тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы и только в своем единстве раскрывают существенное отличие государственной власти от иных видов. Что касается легальности и легитимности государственной власти, то они заслуживают отдельного рассмотрения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.