Ограниченный объем книги не позволяет нам остановиться подробно на дальнейшей этнической истории народов мира. История эта становится все более сложной и многообразной с ростом численности населения, развитием его производительных сил, усложнением общественной организации и. прогрессом культуры. Все более и более массовыми делаются переселения (миграции), нарастают темпы смешения и хозяйственно-культурного взаимодействия между отдельными народами и целыми их группами, часто живущими далеко друг от друга.
Отвечая на вопрос, как складывалась современная этническая карта мира, мы остановимся только на тех этнических процессах, которые сыграли наибольшую роль в формировании этой карты.
Большое значение для этнической истории Европы, Азии и Северной Африки имело так называемое великое переселение народов, происходившее в IV—IX столетиях, когда на развалинах древних империй в большинстве стран этой части ойкумены складывались феодальные государства и вместе с тем начался процесс образования новых этносов, из которых многие существуют и в наши дни. Именно в это время произошло расселение славян по Восточной Европе и освоение ими почти всего Балканского полуострова, распространение германцев по Центральной и Северной Европе и проникновение их на Британские острова, где раньше жили кельты, формирование романских народов в результате смешения латинизированного населения различных провинций бывшей Римской империи с «варварскими племенами», вторгшимися в ее пределы и немало способствовавшими ее окончательному распаду.
Упомянутое выше передвижение на запад гуннов в конце IV в. достигло Европы, где они основали в бассейне Дуная крупное, но непрочное государство с этнически очень смешанным населением. Следом за гуннами в Восточную Европу пришли другие тюркские племена — хазары, авары, болгары, печенеги, половцы и т. д. Одна из групп болгар поднялась по Волге и сыграла видную роль в этногенезе чуваш и татар, а другая, перейдя в 679 г. Дунай, растворилась к югу от него среди славян, передав свое наименование болгарскому народу. В VIII— IX вв. с Южного Урала на Средний Дунай переселились венгры (мадьяры), по языку родственные уграм Западной Сибири — хантам и манси. Массовые передвижения тюркских народов имели место в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, где во второй половине I тыс. н. э. сложился ряд сменявших друг друга племенных объединений и государств, которые включали весьма разнородные этнические общности. В конце V в. большая группа среднеазиатских ираноязычных племен эфталитов (белых гуннов) двинулась в Индию, где основала крупное государство на территории бывшей Кушанской империи. С VI — начала VII в. начались арабские завоевания, сопровождавшиеся расселением арабов по странам Передней Азии и Северной Африки и ассимиляцией ими местного населения.
Великое переселение пародов: .
а — средневековые китайские изображения гуннов;
На Востоке и Юго-Востоке Азии, где в I и начале II тыс. н. э. также развивались феодальные отношения, в это время продолжались многие этнические процессы, уже рассмотренные выше. Завершается этническая, а вместе с тем и государственная консолидация корейцев и японцев. Китайцы, называвшие себя «Хань» (по имени династии III в. до н. э.), постепенно осваивают территории к югу от Циньлина, где смешиваются с различными пародами, передавая им свой язык и в свою очередь заимствуя от них разные хозяйственные и культурные навыки. Они распадались на местные группы, сильно отличные друг от друга. В Индокитае этнические и политические территории вьетнамцев, бирманцев и таи расширяются за счет мон-кхмеров и индонезийцев (в частности, чамов). С Суматры расселяются малайцы, которые осваивают Малакку, а затем распространяются почти на всей Индонезии, взаимодействуя с родственными им другими группами индонезийцев и образуя при этом ряд новых этносов. Начиная с первых веков новой эры здесь возникает несколько феодальных государств, из которых наиболее крупными в VII—XIII вв. были Шривиджайя на юго-востоке Суматры и позже Маджапахит на центральной Яве. В зависимости от последнего государства находилась вплоть до конца XV в. значительная часть Индонезии, а возможно и Филиппин.
В первой половине II тыс. н. э. большое влияние на этническую историю Азии и Европы оказали завоевания монголов, захвативших другие, преимущественно тюркские, народы, вошедшие в XIII в. в состав обширной, хотя и эфемерной империи Чингисхана и его преемников. В результате монгольских завоеваний, сопровождавшихся перемещением на огромные расстояния целых этничесгих общностей, резко усилилось смешение между народами разного происхождения и создались предпосылки для формирования в Центральной, Средней и Передней Азии, на Кавказе и в Восточной Европе новых этносов. Примером этих этнических процессов может служить появление различных групп татар в Сибири, Волго-Камье, Крыму и некоторых других районах нашей страны. Вслед за монголо-татарами на Кавказ и в Малую Азию, а несколько позднее и на Балканский полуостров проникли новые группы тюркских народов — огузов, родственных современным среднеазиатским туркменам; они смешались с местным населением и сыграли существенную роль в формировании новых этносов, в том числе азербайджанцев и турок-османов, сокрушивших в XV в. Византию и покоривших на несколько веков многие народы Юго-Восточной Европы и Северной Африки. Примерно в то же время завершилось распространение племен, говоривших на языках банту, из восточных и центральных районов Африканского континента на всю южную его половину. К концу XV столетия в Азии, Европе и Африке сложились почти все этносы, существующие в наши дни.
Колоссальное значение для этнической истории всего мира имело зарождение, а затем и развитие в Европе капитализма и тесно связанное с этим переселение больших масс европейцев в XVI—XIX вв. в Америку, Австралию, Океанию и Южную Африку. Главную роль в этих грандиозных миграциях играли сначала испанцы и португальцы, а позднее голландцы, французы и особенно англичане. Многие группы этих народов, оторвавшиеся от своих материнских этносов, в новых местах обитания дали начало совершенно новым этническим общностям. В их образовании в одних случаях главную роль играло коренное аборигенное население колониальных стран, в других же случаях — потомки переселенцев из Европы, так как аборигены были почти полностью истреблены, искусственно изолированы или вытеснены со своих этнических территорий. По первому пути шло формирование народов Мексики, многих стран Центральной и Южной Америки. Второй путь этнического развития характерен для Канады, США, Аргентины, Уругвая, Австралии, многих островов Океании — Новой Зеландии, Гавайев и др. На юге Африки аналогичным образом сложился из потомков голландских переселенцев (так называемых буров) новый этнос — африканеры, насчитывающие в наши дни 2,9 млн. человек и говорящие на особом языке «африкаанс», близком к голландскому, но отличающемуся от него многими особенностями. В некоторых американских странах, особенно на островах Карибского моря, в Венесуэле, Бразилии и Гайяне, большую роль в этнической истории играли наряду с европейскими иммигрантами и индейцами потомки рабов африканского происхождения.
К числу важнейших этнических процессов XVI — начала XX в. относится расселение русских в Сибири, а частично также на Кавказе и в Средней Азии. В отличие от многих других народов русские переселенцы почти никогда не отрывались от родного этноса. Однако их хозяйственно-культурная дифференциация на новых местах и смешение с коренным населением часто приводили к возникновению новых этнографических групп в составе самого русского народа. В Сибири наиболее резкие культурно-бытовые различия сложились между старожилами—потомками переселенцев XVII—начала XIX в.— новоселами, состоявшими в массе из беднейших крестьян, переселившихся за Урал в период развитого капитализма после реформ 60-х годов. В это же время наряду с русскими в разные районы азиатской части страны переселились значительные группы украинцев, белорусов, латышей, эстонцев, татар, коми, мордвы и других народов. Переселенцы эти частично сохраняли свои языки, культурные особенности и самосознание, частично же постепенно сливались с соседним более многочисленным населением (чаще всего русским).
Таким образом, к началу XX в. современная этническая карта мира в основных чертах сложилась. Конечно, этнические процессы (в частности, миграции) продолжались и позднее, продолжаются они и в наши дни. Решающее влияние на их сущность и направление оказала Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории всего человечества — эру коммунизма. Однако этнические процессы послеоктябрьского периода, длящиеся в большинстве случаев и в наши дни, для нас не прошлое, а живая современность. Они играют огромную роль во всех явлениях нашей общественно-политической и культурной жизни.