Совершенно ясно, что для складывания большого коллектива людей, говорящих на одном языке, необходимо, чтобы люди эти не только длительное время жили на одной территории, но и находились бы между собой в реальном хозяйственном общении. Конкретные данные этнографии убедительно показывают, что всякий этнос, по крайней мере в период своего формирования, состоит из человеческих коллективов, экономически связанных друг с другом. Для изучения ранних ступеней формирования этносов большое значение имеют этнографические материалы, относящиеся к тасманийцам и австралийцам, которые дольше других народов сохраняли многие особенности образа жизни, характерного для эпохи первобытнообщинного строя. Основными социально-экономическими ячейками этих народов до начала европейской колонизации были так называемые локальные группы, которые в Тасмании насчитывали обычно 30—40 человек, а в Австралии были несколько более многочисленными — до 50—60 человек. Каждая локальная группа кочевала в пределах определенной территории, которая в специальной этнографической литературе часто называется «кормовым районом». Только на этой территории члены локальной группы могли охотиться, заниматься рыбной ловлей и собирательством. Несколько десятков локальных групп составляли племя, которое обычно говорило на особом языке или диалекте. Отдельные локальные группы внутри каждого племени, как и целые племена, не были изолированы друг от друга. Состав локальных групп не был. постоянным. Нередко брачные пары вместе с детьми или отдельные молодые мужчины и женщины переходил из одной локальной группы в другую.
Конечно, между племенами, а иногда между локальными группами одного племени время от времени возникали споры из-за нарушения прав на кормовые районы, из-за похищения женщин, взаимных обвинений в колдовстве и т. п. Случалось, что споры эти приводили к вооруженным стычкам, которые, однако, велись с соблюдением строгих правил и ограничений и почти никогда не бывали очень кровопролитными. Чаще всего они кончались при первых раненых или в крайнем случае убитых с той и другой стороны. После этого начинались переговоры о мире, который заключался с соблюдением ряда традиционных, часто очень сложных обрядов.
Обычно локальные группы и племена жили мирно; часто соседние группы устраивали совместные охотничьи облавы на кенгуру и других крупных сумчатых животных. В этих облавах вместе с охотниками из разных локальных групп, а иногда из разных соседних племен участвовали также полудикие собаки динго, сопровождавшие австралийцев при их перекочевках. Соседние, а иногда и более отдаленные локальные группы и племена посещали друг друга для совместного пользования природными ресурсами, например для сбора различных съедобных плодов, корней и клубней, которые можно было добыть только на территории некоторых племен. Взаимные посещения имели место также для проведения больших праздников, обрядов посвящения юношей и девушек по достижении ими совершеннолетия. Браки между членами различных локальных групп, а иногда и племен были обычным явлением. Хотя хозяйство тасманийцев и австралийцев было натуральным, но между отдельными их группами уже возникал обмен. Правда, у тасманийцев он был, по-видимому, зачаточным и сводился к случайному обмену отдельными предметами. Зато у австралийцев обмен, носивший групповой характер, получил уже значительное развитие. Предметами его были оружие, каменные орудия, различная утварь, а также сырьевые материалы, которые встречались только в отдельных местах австралийского материка, например кремень, кварцит и диорит, добываемые в районе горных цепей, охра, бамбук, произрастающий лишь в тропических лесах Северной Австралии, наркотическое растение питчери и т. п. Наметились уже постоянные, - так сказать, традиционные пути обмена, своего рода «торговые дороги» и даже центры торговли, которые некоторые этнографы, изучавшие австралийцев, называют «базарами». Объекты обмена часто не задерживались у непосредственных его участников и передавались дальше, переходя от племени к племени. Интересно, что многие племена из поколения в поколение были поставщиками определенных видов сырья или готовых изделий, в обмен за которые они получали от других племен необходимые им вещи. Денег у австралийцев не было, и обмен носил натуральный характер. Все обменные операции, как, впрочем, и другие формы внутри- и межплеменных отношений и связей, регулировались у австралийцев строгими нормами обычного права. У австралийцев (и тем более у тасманийцев) первоначальные этносы — племена и их родственные группы — находились в первичной стадии своего формирования. Но и тогда этносы эти состояли из коллективов (локальных групп), которые были связаны между собой экономически. Общение людей из разных групп во время совместных облав, сбора различных плодов и обменных операций несомненно способствовало формированию и сплочению (консолидации) древнейших этносов. Ясно, что развитие экономических связей было одной из важнейших причин этнической консолидации.
Нет необходимости останавливаться подробно на внутренних экономических связях, которые складывались у народов, стоявших на более высокой ступени хозяйственного, общественного и культурного развития. На всем протяжении истории человечества связи эти продолжали расширяться и укрепляться. Большую роль в указанном процессе играли различного рода коллективные работы (оросительные и осушительные, транспортные, строительные и др.), развитие всех видов торговли, средств передвижения, путей сообщения и связи. В наши дни нет, очевидно, ни одного народа и ни одной локальной группы внутри народа, которые были бы совершенно изолированы экономически от своих соседей. Нередко случалось, однако, что развитие экономических и этнических связей между различными группами населения шло в разных направлениях; между экономикой и этносом возникал разрыв. Даже у народов, сохранивших и расширивших основную компактную зону своего расселения, отдельные их группы, особенно живущие вне родной страны, обычно теряют непосредственные экономические связи с главной массой своего этноса. Очевидно, что русские, постоянно живущие вне СССР, англичане — вне Великобритании поляки — вне Польши и т. п., в наши дни почти не сохраняют экономических связей с другими группами своих народов. К армянам, арабам, татарам или малайцам относится в еще большей степени. Что касается евреев или цыган, то об экономических связях между отдельными их группами, расселенными чуть ли не по всему земному шару, или об экономической базе этноса в целом в настоящее время не может быть и речи. Отдельные группы евреев или цыган (как и многих других народов) давно гораздо больше связаны экономически с другими соседними народами, чем между собой. Таким образом, наличие внутренних экономических связей хотя и является одним из обязательных условий возникновения каждой народа, но в настоящее время не может считаться характерным признаком всякого этноса.