Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАЖДЫЙ ЛИ НАРОД ГОВОРИТ НА СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ?



ЧТО ТАКОЕ НАРОД

По-русски слово «народ» употребляется в разных значениях. Если мы говорим: «Как много народа!» — то имеем в виду просто большое скопление людей. В другом смысле то же слово употребляется в таких выражениях, как «советский народ», «индийский народ» или «народ| Франции». Здесь мы подразумеваем всех граждан того или иного государства. В нашей стране, где успешно завершено строительство социализма и происходит переход к коммунизму, «народ» — это все граждане СССР, принадлежащие к разным социальным группам трудя- щихся,— рабочие, крестьяне, интеллигенция. Понятия «народ» и «трудящиеся» у нас по существу совпадают, так как нетрудящихся — представителей различных эксплуататорских классов — в Советском Союзе нет.

В капиталистических странах, где у власти—эксплуататорские классы, слово «народ» часто применяется для обозначения широких масс населения и в этом смысле как бы противопоставляется эксплуататорским его группам. Но так как в любой стране и в любую историческую эпоху трудящиеся всегда составляют абсолютное большинство населения, то и в этом случае понятия «народ» и «трудящиеся» оказываются близкими друг к другу. Примером употребления термина «народный» в этом смысле может служить выражение «народный фронт», которым во многих странах обозначается объединение различных прогрессивных партий и организаций для борьбы за демократию. Когда после разгрома Советской Армией гитлеровской Германии в Европе образовались государства, в которых власть перешла в руки народа, т. е. широких трудящихся масс, то государства эти получили названия «народных республик» (Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Народная, Республика Болгария и др.). После разгрома японских милитаристов в Восточной Азии возникла Корейская Народно-Демократическая Республика, Монголия стала Народной Республикой еще раньше, в 1924 г. Для обозначения политического строя этих республик часто применяется термин «народная демократия», которая практически выполняет роль диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму.

Однако по-русски слово «народ» не менее часто употребляется и в другом смысле. Если мы говорим, например, «русский народ», то имеем в виду большую общность людей, которые считают себя русскими и по многим признакам отличаются от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом же смысле мы говорим «украинский народ», «белорусский народ», «армянский народ», «польский народ»,английский народ» и т. Д. Очевидно, люди, принадлежащие к этим народам, могут относиться к разным социальным группам населения (в том числе и к эксплуататорским) и быть гражданами различных государств. Хорошо известно, что немало русских, украинцев, белорусов и особенно армян и теперь живет за рубежом. Русских, например, при общей численности 142,8 млн. в СССР насчитывается 141 млн., остальные — в Америке, в различных странах зарубежной Европы, зарубежной Азии, в Австралии и т. п. Армян на аемном шаре 6,3 млн., в СССР из них живет 4,5 мли., 1,9 млн.— в различных странах Азии (Сирия, Иран, Ливан, Турция и др.), Америке (главным образом в США — 700 тыс., в Аргентине — 70 тыс.), зарубежной Европе; в Египте их около 30 тыс. Подобно этому из 42 млн. поляков в Польше и других странах зарубежной Европы живет 36 млн. человек. Остальные расселены в Америке, в СССР, есть и в Австралии. Англичан на земном шаре 48,7 млн.: в том числе в Великобритании — 43,9 млн., в ЮАР 1,6 млн., в США и Канаде—по 700. тыс., в Австралии и Океании — свыше 1 млн. и в Индии 200 тыс. Однако подавляющее большинство из них продолжает ясно сознавать свою принадлежность к родным народам.

Известно, что основы многих отраслей знания, в том числе и науки о народах, были заложены в Древней Греции около 2—2,5 тыс. лет назад, современная наука часто пользуется терминами, взятыми из греческого языка. Такие термины широко используются и в науке о народах, которую по-русски можно назвать народоведением. Древние греки знали несколько слов для обозначения понятия «народ». Одно из этих слов — «демос» — означало народ как основную массу населения. От этого слова происходят многие производные термины, как, например, «демократия», что в буквальном переводе означает «народовластие». От слова «демос» происходит название науки «демография» (буквально «описание народа»), которая изучает численность населения разных стран, его социальный, половой и возрастной состав, рождаемость, брачность, смертность, естественный прирост населения и его миграции (переселения).

Нас в этой книге будет больше интересовать другое слово греческого языка — «этнос», которое в переводе на русский язык тоже означает «народ». Народы пашей планеты должны рассматриваться как самостоятельные этносы. Существенно содействовала распространению в СССР терминов «этнос» и «этническая общность» подготовка многотомной серии «Народы мира», «Очерков общей этнографии», публикации журнала «Советская этнография», ежегодника «Расы и народы», создание 20 томной серии «Страны и народы», книга академика Ю. В. Бромлея «Очерки теории этноса» и др. Все эти издания потребовали использования терминов, обозначающих в обобщенной форме все многообразие этнической структуры мира. Наука, изучающая народы, известна также под названием «этнография» (дословно «описание народов»). Советские ученые считают этнографию исторической наукой, так как она не ограничивается простым описанием народов, но изучает все особенности их образа жизни в историческом развитии, исследует процессы происхождения народов, их взаимодействия и взаимовлияния в разные периоды истории человечества. В системе Академии наук СССР существует Институт этнографии, носящий имя великого русского путешественника и этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая (1846—1888). Исследовательская работа по в этнографии ведется также во всех академиях наук союзных республик, в научных институтах и музеях многих городов нашей страны. Кадры молодых этнографов готовят университеты Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Новосибирска и некоторых других городов Советского Союза. Исследовательские и учебные центры этнографической работы существуют и за рубежом в очень многих странах, включая все социалистические государства, а также большинство стран, недавно освободившихся от гнета империализма (Индия, Бирма, Ангола, Эфиопия и др.)

КАЖДЫЙ ЛИ НАРОД ГОВОРИТ НА СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ?

Чем же отдельные народы отличаются друг от друга? Вероятно, всякий, кто попытается ответить на этот вопрос, скажет, что главным признаком народа является его язык. Действительно, если мы слышим, что кто-нибудь говорит по-русски и говорит правильно и хорошо, мы предполагаем, что человек этот — русский. Когда незнакомые люди, принадлежащие к одному народу, встречаются где-нибудь вне пределов своей страны, они чаще всего «опознают» друг друга именно по языку. Язык следует рассматривать в качестве очень важного признака любого народа или, как говорят этнографы, в качестве одного из «этнических определителей».

Все люди, относящиеся к одному народу, говорят, как правило, на одном и том же языке, который является для них родным, т. е. усваивается еще в детстве, в семье от родителей и другим лиц, окружающих ребенка. Это не значит, однако, что на земле столько же языков, сколько и народов. Дело в том, что многие народы, представляющие собой вполне самостоятельные этносы, могут говорить на одном и том же языке. Так, например, на английском языке говорят не только сами англичане, но и другие народы в разных частях света: американцы (180 млн.), англо-канадцы (11,25 млн.), шотландцы (5,8 млн.), ольстерцы (1,06 млн.), англо-австралийцы (12,2 млн.), англо-новозеландцы (2,5 млн.) и др. Всего английский язык считают родным свыше 380 млн., из которых на Европу, где сложился этот язык, приходится 17%. Подобно этому испанский язык является родным, помимо самих испанцев (29 млн.), для большинства народов Центральной и Южной Америки, включая кубинцев (10,5 млн.), мексиканцев (67 млн.), колумбийцев (27,8 млн.), аргентинцев (23 млн.), венесуэльцев (12,6 млн.), чилийцев (10,5 млн.), перуанцев (8,25 млн.) и др. Всего испанским языком пользуется около 240 млн. человек, из них в Европе—менее 12%. Немецкий язык, на котором говорит свыше 100 млн., является родным не только для немцев (84,5 млн.), но и для австрийцев (8,8 млн.), германо-швейцарцев (4,25 млн.), альзасцев (1,4 млн.), люксембуржцев (300 тыс.). По-португальски, кроме португальцев (12 млн.), говорит также подавляющее большинство бразильцев (115,5 млн.); тем же языком пользуются галисийцы в Северо-Западной Испании, которых насчитывается 4,05 млн. Подобно этому на французском языке, кроме французов (45,8 млн.), говорят франко-швейцарцы (1,15 млн.), валлоны Бельгии (4,2 млн.), а также франко-канадцы (8,1 млн.). Для народов Гаити (5,4 млн.), некоторых небольших народов Малых Антильских островов, Кюрасао и Гайаны государственным языком считается французский язык, но знает ею небольшая часть населения, а в быту используют на острове Кюрасао папъяменто — своеобразный жаргон, включающий элементы испанского, португальского, голландского и некоторых других языков. В Гайане в быту говорят на местном диалекте английского, хинди и некоторых других языках. На Гаити говорят на местном креольском языке, который сильно обособился от французского язык;», Итальянским языком, кроме итальянцев (66,25 млн.), пользуются итало-швейцарцы (240 тыс.) и корсиканцы (280 тыс.).

Один из самых распространенных языков мира — язык хинди — в различных местных говорах служит родным языком многих народов Северной Индии, между которыми трудно провести ясную границу. К хинди очень близок язык урду, широко распространенный среди различных народов Северной Индии и Пакистана, исповедующих ислам; общее число людей, говорящих на хинди и урду (хиндустанцы),— 190 млн.

В Юго-Западной Азии и Северной Африке издавна распространен арабский язык. На нем говорят арабские народы (свыше 142 млн.). Наиболее многочисленные из них; арабы Египта (египтяне) — 42 млн., арабы Алжира (алжирцы) — 16,8 млн., арабы Марокко (марокканцы) — 15,5 млн., арабы Ирака (иракцы) — 10,05 млн., арабы Судана (суданцы) — 10,5 млн., арабы Сирии (сирийцы) — 7,8 млн., арабы Туниса (тунисцы) — 6,5 млн., арабы Саудовской Аравии — 8,1 млн., и др.

Таким образом ясно, что на земном шаре существует много языков, которые являются родными не для одного народа, но для целых групп этносов. Границы расселения отдельных народов и распределения языков далеко не всегда совпадают. Язык хотя и является одним из основных этнических определителей, но не может считаться единственным характерным признаком этноса.

Нередко встречаются также народы, отдельные группы которых говорят на различных языках. Мы уже знаем, например, что в настоящее время подавляющее большинство шотландцев пользуется в качестве разговорного языка английским; однако в горах Шотландии сохранилась небольшая группа населения, которая считает себя шотландцами, но в быту частично еще пользуется наряду с английским, особым языком кельтской группы (так называемым гэльским), в прошлом широко распространенным во всей стране. Всего гэлов, или горных шотландцев, насчитывается около 100 тыс. В Великобритании живет и другой народ кельтской языковой группы — валлийцы, или уэльсцы (810 тыс.), который является двуязычным, т. е. пользуется как английским, так и собственным валлийским языком. В подобном положении находятся и ирландцы, которых на земном шаре насчитывается 7,5 млн.; из них в Европе (главным образом в Ирландии - 44,2% и Великобритании — 31,1%), в США—20,7%, остальные расселены в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Большинство ирландцев, особенно за пределами своей страны, говорят в настоящее время по-английски; но в Ирландии среди них распространен и собственный ирландский (ирский) язык кельтской группы, который считается государственным языком этой республики.

В Советском Союзе также встречаются народы, пользующиеся несколькими различными языками. Так, например, мордва (1,2 млн.) говорит на двух близких, но вполне самостоятельных языках — эрзянском и мокшанском. На первом из них говорит около половины мордвы, па втором — немногим более трети; остальные группы этого народа перешли на русский язык. Из 138 тыс. карел Советского Союза только около 63% считают своим родным языком карельский, остальные даже в повседневной жизни пользуются русским. Среди вепсов (около 8,1 тыс.), живущих на Северо-Западе РСФСР и по происхождению и языку очень близких к карелам, свой собственный язык финской группы в наши дни помнят только пожилые люди; люди средних лет и особенно молодежь знают лишь русский язык. На северо-западе Лат вийской СCP, у самого берега Балтийского моря, живет небольшой народ ливы (в настоящее время их сохранилось всего около 200 человек). Ливскии язык, так же как эрзянский, мокшанский, карельский и венский, относится к финской группе; однако ливы почти совсем не пользуются родным языком и давно говорят по-латышски. В целом по переписи 1979 г. свыше 18 млн. граждан СССР показали своим родным языком язык другого народа;

чаще всего это случаи перехода на русский язык географически разобщенных групп украинцев, белорусов и многих других народов, длительное время живущих в ближайшем соседстве с русскими и испытавших их сильное хозяйственное и культурное влияние. В настоящее время на русском языке свободно объясняются большинство населения СССР.

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Уже простое логическое рассуждение позволяет прийти к выводу, что для сложения человеческого коллектива, говорящего па одном языке, все его члены должны были длительное время находиться между собой в определенных, вполне реальных связях, которые могли возникнуть только в том случае, если группа людей, давшая начало народу, жила на определенной территории. Можно сказать, что каждый народ имел свою территорию формирования. Наличие такой территории представляет собой обязательное условие возникновения любого этноса. Так, например, русский народ выделился в XII—XIII db. из более крупного древнерусского этноса, который был широко расселен в южной и западной частях Восточной Европы и являлся также источником формирования других близко родственных восточнославянских народов — украинцев и белорусов. Экономическим, политическим и культурным центром этнической территории русского народа в XIV—XV вв. стала Москва. Непрерывно расширяя эту территорию, русские на севере достигли берегов Белого и Баренцева морей; на западе дошли до Балтики и Западной Двины, на юге вышли к берегам Черного моря и к снежным вершинам Кавказа. Особенно интенсивным было расселение русских на восток, где они, перевалив через Урал, вышли в XVI в. на бескрайние просторы Сибири и в конце концов добрались до берегов Тихого океана — Приморья, Приамурья, Сахалина, Камчатки, Чукотки и даже Аляски. На протяжении многих столетий все новые и новые земли прочно осваивались русскими людьми, становились для них родными.

На примере истории русских в Европе и Азии можно ясно представить себе различие между территорией формированпя народа и территорией его обитания в настоя щее время. Очевидно, что этнические территории, т. е. области обитания народов, изменяются исторически. Этническая территория русских почти непрерывно расширялась. Примерно то же можно сказать и об этнических территориях многих других крупных народов, как, например, арабов, американцев, малайцев, китайцев. Если при расселении какого-либо народа происходит графический разрыв между отдельными его группами, что особенно часто случается при переселениях морским путем, то от основного «материнского» народа отделяются новые самостоятельные этносы. Именно так произошло 1

Племена и народы Восточной Европы в IX—Х вв.

 

с англичанами, французами, испанцами, португальцами, голландцами и некоторыми другими народами Западной Европы при их расселении в колониальный период (XVI—XIX вв.) на захваченных у коренного населения землях Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Выше, рассказывая о народах, говорящих на одинаковых языках, мы приводили примеры новых этносов, образовавшихся таким путем. К их числу относятся американцы, англо- и франко-канадцы, почти все крупные народы Латинской Америки, англо-австралийцы, англо-новозеландцы и многие другие.

Нередко этнические территории сокращались из-за истребительных войн, эпидемий, тяжелых условий труда и быта, в которых жили многие народы, испытавшие классовое и национальное угнетение, особенно при колониализме. Однако главную роль в сокращении этнических территорий играют процессы ассимиляции, т. е. постепенного поглощения более мелких народов более крупными путем мирного или насильственного усвоения чужого языка и культуры. При расселении русские встречали на своем пути множество различных народов, с которыми вступали в мирное хозяйственное и культурное взаимодействие, часто смешивались с ними, передавали им свои язык и культурные особенности. Многие народы Восточной Европы и Сибири с течением времени полностью или частично слились с русскими, перешли на русский язык, ставший для них родным, и стали считать себя русскими. Полностью были ассимилированы, например, упоминаемые в русских летописях XI—XIII вв. в Волго-Окском междуречье меря, мурома и мещера. Значительно изменились этнические территории мордвы, черемис (марийцев), перми (коми), веси (предков современный вепсов), карел и некоторых других народов.

Далеко не столь мирным было сокращение этнических территорий, а нередко и полное их исчезновение вследствие истребления или вымирания целых народов в странах Америки, Африки, Австралии и Океании, захваченных западноевропейскими колониальными державами в XVI—XIX вв. Население острова Тасмания, расположенного к югу от Австралии, было, например, полностью истреблено английскими колонизаторами. В середине прошлого века на тасманийцев охотились как на диких животных. Если до появления европейцев тасманийцев насчитывалось по крайней мере 3—4 тыс. человек, то в 1876 г. умерла последняя тасманийка по имени Труганини. Тасманийцы исчезли совершенно; вместе с ними перестала существовать и их этническая территория. Немногим лучше была судьба коренного населения Австралии, которое также подверглось истреблению или было вытеснено в малодоступные и крайне бедные природными ресурсами центральные и северные районы материка. В начале XIX столетия общая численность австралийцев, по некоторым данным, достигала 250—300 тыс. человек. В настоящее время их насчитывается около 150 тыс. Если до начала колониального периода вся Австралия представляла собой этническую территорию коренных австралийских народов, составлявших 100% населения этой части света, то в наши дни этническая территория австралийцев сократилась в несколько раз, а удельный вес их в населении материка упал до .1,1%. Столь же ярким примером

резкого сокращения этнических территорий прежде крупных народов является судьба американских индейцев, которых до начала европейской колонизации в XVI в. было, по-видимому, не менее 50 млн., а теперь насчитывается 38 млн. (около 6% всего населения Американского континента).

Сокращение или вообще резкое изменение этнических тер­риторий сплошь и рядом происходило не только в колониальных и зависимых странах, но и в Европе. Так, например, при расселении немцев на восток, сопровождавшемся часто жестокими истребительными войнами

и порабощением других народов, были сильно урезаны этнические территории чехов, поляков и литовцев. Особенно резким было сокращение этнической территории и численности сербов (лужичан), живущих в восточных районах ГДР, в частности в верховьях р. Шпрее (славянская — Спрова). Еще в 1966 г. численность сорбов немного превышала 175 тыс. Очень тяжелым было положение сорбов в фашистской Германии, когда они были официально объявлены «немцами». После краха фашизма в 1945 г. сорбы получили возможность повысить экономическое и культурное развитие и сразу же стали активно участвовать в демократических преобразованиях. Они пользуются равноправием с немцами. В начальных школах преподается сербский язык. На этом языке издается литература, печатаются учебники по разным предметам. Существует национально-культурная организация сорбов—Домовина. Открыт музей, где имеется выставка по истории сорбов; существует сербский национальный ансамбль.

После второй мировой войны также восстановлены права чешского, польского и литовского народа на их западные этнические территории, в свое время занятые немцами. Чехословакии была передана Судетская область, Польше — исконные польские земли в Силезии Поморье, Литве—Клайпедский (Мемельский) край.

Бывает и так, что какой-либо народ, сложившись ш определенной территории, в дальнейшем частично, а когда и полностью покидает ее, расселяясь по различным странам. Пожалуй, наиболее ярким примером почти пол ного отрыва от первоначальной территории своего форми рования является история евреев. В глубокой древности еще на рубеже II и I тысячелетий до н. э., еврейский на род обитал в районе современной Палестины, бывшей его «этнической колыбелью». Древние евреи говорили на особом языке семитской группы, родственном арабскому. Язык этот получил в науке название «иврит» (слово это по происхождению родственно наименованию самого народа — «евреи»). Сейчас семитская группа включается и состав семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. В результате войн с Египтом, Ассирией, Вавилоном и Персией в VII—II вв. до н. э. значительные массы евреев были выселены со своей родины. Примерно в это же время иврит в повседневной жизни евреев был заменен другим семитским языком — арамейским . Позднее во II в. до н. э., Палестина была покорена римлянами. После ряда восстаний евреев против римских властей в 69 г. и. о. столица Палестины Иерусалим была разрушена, а большая часть евреев расселилась но разным частям Римской империи.

В первых веках нашей эры евреи оказались разбросанными небольшими группами (преимущественно в городах) па .огромных пространствах Европы, Северной Африки и Юго-Западной Азии как в пределах Римской империи, так и вне ее, в персидском государстве Сасанидоп и даже в Индии. После распада Римской империи ч IV в. н. э. и образования на ее развалинах ряда ранее феодальных государств евреи попали в разнообразное этническое окружение, подвергались сильному экономическому и культурному влиянию соседних народов и частично смешались с ними. Хотя евреи в большинстве случаев сохранили свою религию (иудаизм), некоторые обычаи и обряды, говорить они стали на языках, заимствованных от соседей, но несколько видоизменившихся в европейской этнической среде. Вместе с тем в быту одна часть евреев (в странах Центральной Европы и потомки переселенцев из этих стран) говорит на языке идиш. В основу этого языка лег один из среднегерманских диалектов немецкого языка; на нем теперь говорят польские, немецкие, частью английские, американские евреи; евреи в СССР, большинство которых говорит по-русски или являются двуязычными, частично сохранили в быту язык идиш. Эту группу евреев называют ашкинази. Другая часть евреев — потомки переселенцев в Испанию, Португалию, Турцию, Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, отчасти в Иран и Северную Африку — говорит на видоизмененном староиспанском языке (спаньольском). Эту группу евреев называют сефарды. Древнеевропейский язык, на котором создана обширная литература, теперь сохранился как язык культа. Он принят в качестве официального языка в государстве Израиль. Евреев Израиля нельзя отождествлять ни с древнееврейским народом, ни с этнографическими группами евреев других стран.

В настоящее время евреи — группа народностей, объединенных общим этнонимом. Они живут в различных странах общей экономической и общественно-политической жизнью с основным населением этих стран. Численность евреев на земном шаре достигает 13,5 млн. человек (США-6,1 млн.; Израиль-3,2 млн.; СССР-1,8 млн.; ЮАР—120 тыс.; есть евреи в других странах Азии, Африки, Европы, Америки, Австралии и Океании).

В антропологическом отношении европейские евреи характеризуются признаками, свидетельствующими об их переднеазиатском происхождении и входят в арменоидный антропологический тип. Признаки этого антропологического типа ослаблены вследствие исторического смешения с основным населением европейских стран. В других странах евреи близки по физическому типу к основному населению этих стран.

Возникшее в конце XIX в. среди еврейской буржуазии ряда стран (Австрия, Германия, царская Россия и др.) буржуазно-националистическое течение сионизм, которое было оформлено в 1897 г. в Базеле (Швейцария) как «Мировая сионистская организация», провозгласило своей целью переселение всех евреев мира в Палестину. Сионистские лидеры пропагандируют ложную теорию отсутствия классовых противоречий среди евреев. Реакционное правительство Израиля способствует превращению страны в базу американского империализма на Ближнем Востоке и проводит политику подавления прогрессивных и демократических сил, агрессии в Передней Азии, политику угнетения еврейских трудящихся и арабского населения. Трудящиеся Израиля под руководством коммунистической партии, несмотря на жестокие репрессии, борются за прогрессивный путь развития и подлинную независимость страны.

В 1928 г. Советское правительство приняло решение о создании на Дальнем Востоке, в бассейне рек Виры и Биджана, впадающих в Амур, особого района для еврейских переселенцев. В 1934 г. 7 мая была создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края РСФСР. Эта область имеет два города — Биробиджан и Облучье и девять поселков городского типа. Делится она на пять районов. В области проживают евреи, русские, украинцы. 21 июня 1984 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с 50-летием организации Еврейской автономной области город Биробиджан был награжден орденом «Знак почета» за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и их вклад в развитие экономики Дальнего Востока.

Трудящиеся евреи всех стран мира участвуют в общей борьбе народов за мир и демократию.

Не менее ярким примером потери первоначальной этнической территории могут служить цыгане — потомки выходцев из Северной Индии, которые начали выселяться оттуда в западном направлении в конце I тыс. н. э., в XIV столетии достигли Европы, попав туда двумя путями — через Малую Азию на Балканский полуостров и через Египет и другие страны Северной Африки в Испанию. В настоящее время во всем мире цыган 1,3 млн.;

из них в Чехословакии—21,5%; в Румынии—17,7%;

в Болгарии — 20,0; в СССР—16%. Довольно много цыган в Югославии и Венгрии. В других странах численность цыган невелика, но отдельные их группы встречаются почти повсеместно. Цыгане, как правило, сохраняют свой язык, близкий к языкам североиндийской группы индоевропейской семьи, а также частично кочевой образ жизни и многие связанные с ним культурно-бытовые особенности.

В качестве народов, сохранивших основную этническую территорию, но в то же время живущих очень рассеянно, могут быть указаны армяне и татары. Об армянах мы уже упоминали выше. Что касается татар, говорящих на языке тюркской группы, то большая их часть живет в Советском Союзе, где они распадаются на несколько групп. В Татарской АССР сосредоточено менее половины всех татар СССР. Значительные группы татар имеются почти во всех областях Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Западной Сибири, Украины и даже в Литовской ССР. Татары в Литве, как и в соседней Польше, пользуются языками соседних народов хотя и сохранили до последнего времени своеобразные черты быта, языка и культуры, связанные главным образом с мусульманской религией.

Татары во многих республиках и областях СССР живут чересполосно с другими народами. Много татар в городах, в частности в Москве, Ленинграде. За рубежом встречаются различные группы татар в Турции, Китае, Японии, Финляндии, США, а также в Румынии и Болгарии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.