Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ



К числу важнейших признаков, разграничивающих отдельные этносы, относятся также культурные особенности, которые каждый народ вырабатывает в процессе своего исторического развития и затем передает от поколения к поколению. Совокупность этих взаимосвязанных между собой особенностей составляет то, что в этнографической науке называют «этнической традицией». Такие традиции складываются в те или иные исторические эпохи в связи с социально-экономическими и естественно-географическими условиями жизни каждого народа; но после своего возникновения они приобретают значительную устойчивость и долго сохраняются даже тогда, когда условия жизни народа успевают сильно измениться.

В настоящей книге культурным особенностям различных народов посвящена специальная глава; поэтому здесь мы не будем приводить конкретных данных, относящихся к этому вопросу, и ограничимся только некоторыми общими положениями, необходимыми для дальнейшего движения по нашему нелегкому пути к ответу на вопрос «что такое этнос?» Отметим прежде всего, что культурную специфику народа не следует понимать только в узком «этнографическом» смысле слова, как совокупность традиционно-бытовых особенностей материальной и духовной культуры, сложившихся в прошлом. Речь идет о культурных достижениях того или иного народа в целом, о его вкладе в современную мировую культуру. В наши, люди определяют свою принадлежность к тому или иному этносу не столько потому, что они живут в домах сходного типа, одеваются в платье одного покроя, любят одни и те же кушанья или поют одни и те же песни, сколько потому, что они являются обладателями культурного наследства своего народа, продолжателями его прогрессивных творческих усилии в различных областях хозяйственной, общественной и культурной деятельности, науки, литературы и искусства.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой экономически. Так, например, на северо-западе СССР, в Карелии и Ленинградской области, уже знакомые нам карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам. Подобно этому в Югославии сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы говорят на одном и том же сербохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой. В Китае китайцы и хуэй, говорящие на китайском языке, расселены чересполосно в разных районах страны (иногда в одних и тех же городах и деревнях), но отличаются друг от друга своими культурно-бытовыми особенностями, которые в значительной степени связаны с тем, что хуэй являются мусульманами, а китайцы исповедуют другие религии (буддизм, даосизм, конфуцианство) .

Число подобных примеров можно значительно увеличить. Однако и из сказанного ясно, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос. Именно так случилось со многими народами, которые хотя и не вымерли биологически, но исчезли с исторической арены, так как в культурном отношении полностью слились с соседними этносами. Это о носится, например, к упомянутым выше народам Восточной Европы, постепенно ассимилированным русскими. Юге Сибири в предгорьях Саян небольшие самоднийс) народы — моторы (койбалы), камасинцы и отчасти кагасы в XVII—XIX вв. в культурном и языковом othoi ниях слились с соседними тюркоязычными этносамв вошли в дальнейшем в состав хакасов — основного населения Хакасской Автономной области Красноярского края.

На территории современной ГДР многие западное вянские племена в бассейнах Эльбы (по-славянски Лаб и Одера (Одры) были в средние века ассимилирована немцами и вошли в состав немецкого народа.

Таким образом, именно культурная специфика должна рассматриваться как основной признак всякого этноса позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других этносов. В сущности говоря, даже язык обычно считающийся главным этническим определителем, теснейшим образом связан с культурой говорящем на нем народа, поскольку его духовная культура в значтельной мере всегда выражается на его родном язык Более того, существует мнение, что язык, будучи одни из видов человеческой деятельности, входит в культуру в широком значении этого слова.

Из этих положений следует, что этнография — наука о народах — является в то же время наукой об их культуре. Каждый этнос надо рассматривать как исторически сложившийся коллектив людей вместе с территорией его расселения, созданной им культурой и языком, который эту культуру выражает. 1

Итак, мы познакомились с целым рядом признаков, по которым отдельные народы разграничиваются между собою. Все эти этнические определители — язык, территория формирования и расселения, внутренние экономические связи и особенно культурная специфика — весьма существенны при характеристике любого этноса. Взаимодействие всех этих признаков, их совокупное влияние на образование и сохранение народа как исторически сложившейся общности находит свое выражение в виде производного, но очень важного общественного явления — этнического самосознания, которое обязательно должны учитываться при определении принадлежности каждого отдельного человека или целой группы людей к тому или иному этносу. Вполне понятно поэтому, что в Советском Союзе при проведении всеобщих переписей населения национальная принадлежность каждого опрашиваемого, иначе говоря, его принадлежность к определенному этносу отмечается на основании его личного заявления. В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народa, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения этнического самосознания также то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение этнической принадлежности детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и па работе, и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа. Этническое самосознание у большинства людей, принадлежащих к любому этносу, большому или малому, неразрывно связано с горячей любовью к своему родному народу, с гордостью за его социально-экономические и культурные достижения, за его вклад в мировую цивилизацию.

Сложнее обстоит дело с формированием этнического самосознания в тех случаях, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным народам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский,— решается здесь в зависимости от конкретной постановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети скорее всего будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что сыновья и дочери при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия. Надо, впрочем, учитывать и численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяйственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно например, что дети от смешанных браков русских с другими народами СССР в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в РСФСР. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в других союзных республиках, дети могут выбрать народ, преобладающий в той республике, где они живут. В Эстонии, например, они назовут себя скорее эстонцами, в Латвии -латышами, в Грузии — грузинами и т. п.

Большую роль в формировании этнического самосознания играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Мы уже говорили о том, что многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, еще долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему бывшему этносу. Это наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. В наши дни евреи разных стран в большинстве случаев не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также по своему быту и культуре почти не отличаются от соседних народов и часто не сохраняют даже пережитков древнееврейской религии (иудаизма), нередко являясь атеистами. Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и другими народами, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах.

Очень сложен вопрос об этническом самосознании различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самый крупный из них, собственно американцы, составляющие основное население США. Колонизация Америки европейцами началась, как известно, сразу же после открытия ее Христофором Колумбом в 1492 г. Однако территория США заселялась европейцами значительно позднее (только с начала XVII в.). В 1620 г. на судне «Мэй флауэр» («Майский цветок») на Атлантическое побережье Северной Америки в район, получивший позднее название Новой Англии, прибыла партия английских пуритан — «отцов-пилигримов», бежавших с родины от религиозных преследований. Только с этого времени и начинается

собственная история американского народа, первоначальное ядро которого составили главным образом переселенцы из Англии, Ирландии и Шотландии, в меньшей мере из Нидерландов, Германии и Франции. По переписи 1790 г. 77% населения тогдашней территории США составляли американцы английского происхождения, 9% — выходцы из Ирландии, 7% —из Шотландии, около 2% — из Нидерландов, Германии и Франции. Постепенное освоение американцами их современной этнической территории между Атлантическим и Тихим океанами сопровождалось вытеснением, а нередко и истреблением коренного населения страны — индейцев, а также захватом Соединенными Штатами земель, ранее входивших в состав других государств.

С первых же лет европейской колонизации начался ввоз в Америку в качестве рабов африканских негров, принадлежавших к самым различным народам и говоривших на разных языках. Негры, попавшие на территорию США, стали Стечением времени говорить по-английски и вошли в состав американского народа как особая группа, хотя и освобожденная юридически от рабства в 1868 г., но до наших дней подвергающаяся эксплуатации и дискриминации. Быстрое развитие капитализма в США во второй половине XIX в. привлекло в эту страну громадное количество иммигрантов. За 40 лет (1860—1900) население страны увеличилось более чем в два раза; при общем приросте за это время всего населения на 44 млн. человек более 25 млн. составляли иммигранты. В начале XX в. иностранцы и их дети составляли 34% населения США. Наиболее многочисленны были выходцы из Германии, за ними шли ирландцы, англичане и шотландцы, затем переселенцы из Скандинавских стран, Италии, Австро-Венгрии и царской России (в их числе много поляков, евреев, литовцев, белорусов и украинцев). В середине прошлого столетия началась также иммиграция из Китая в Японии, несколько позже — из Индии. Особенно пестрым был этнический состав больших городов (Нью-Йорка, Чикаго, Нью-Орлеана, Сан-Франциско и др.), где возникали целые кварталы, населенные почти исключительно неграми, евреями, итальянцами, поляками, китайцами и Другими народами.

В настоящее время при общем наслении США - 228 млн. человек на долю собственно американцев приходится 180 млн. (из них почти 28 млн. негров и мулатов) Американцами считаются граждане США, которые говорят в повседневной жизни по-английски и сами причисляют себя к американскому народу, хотя в большинстве случаев и помнят, из какой страны и когда приехали в Америку их предки. В качестве «стопроцентных амери.канцев» (янки) рассматриваются потомки первоначальных поселенцев 13 приатлантических штатов, составивших ядро США после освободительной войны с Англией 1775-1783 гг.

Выходцы из стран, в которых говорят на языках германской группы (английском, немецком, шведском, голландском, датском и др.), гораздо быстрее по языку, культуре и этническому самосознанию становятся американцами, чем переселенцы, говорящие на романских, славянских, кельтских, балтийских и других языках (поляки, ирландцы, литовцы, венгры и т. п.).

Обособленное и неравноправное положение в США занимают мексиканцы (9,1 млн.) и пуэрториканцы (2,0 млн.), которые наряду с неграми (28 млн.) и индейцами (1,5 млн.) подвергаются дискриминации. Этническая ассимиляция почти не захватывает выходцев из азиатских стран, потомки которых и в наши дни сохраняют в США языковую и культурно-бытовую изоляцию, в большинстве случаев не причисляя себя к американцам. Наиболее крупные группы переселенцев из Азии в США составляют японцы, китайцы и индонезийцы.

Таким образом, этнический состав населения США и в наши дни отличается значительной пестротой. Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» и приобщения их к пресловутому американскому образу жизни тормозится как устойчивостью этнических традиций иммигрантов, так и социальными, этническими, религиозными, языковыми и другими барьерами, возникшими уже в Америке. По крайней мере пятая часть современного населения США имеет двойное этническое самосознание, причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса.

Отсюда вполне понятны широко распространенные в США определения вроде: американцы ирландского или соответственно еврейского, славянского, итальянского и т. п. происхождения.

Такие же явления двойного этнического самосознания обычны и в других странах Северной и Южной Америки где после освобождения от колониального гнета в XIX в. сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Интересно, что в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Так, например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки или науа (1,4 млн.), майя (700 тыс.), отоми (600 тыс.) и некоторые другие; и Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа, общая численность которых достигает 13,5 млн. В Перу языком кечуа владеет около 50% всего населения (7 млн.). С 1975 г. язык кечуа объявлен наравне с испанским официальным языком республики Перу. В Парагвае из общего количества населения в 3,2 млн. человек на долю индейцев гуарани падает более 90%. Понятие о парагвайцах и гуарани в этой стране совпадает. Ясно, что двойное этническое самосознание у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.