Если отногительнр&дравоотношение/может быть обозначено формулой «один к ойяо^у», абсолютйее— «один к каждому», то общерегулятивное — «каждый к каждому». Здесь уже право излучает энергию из каждой точки, непосредственно во все стороны. А это приводит к тому, что каждый субъект сразу по отношению ко всем другим субъектам находится, в особом состоянии; причем «все другие» противостоят ему как единое, нерас-члененное целое (что, строго говоря, реально и выражает существование правового отношения).
Ряд общерегулятивных правоотношений принадлежит к активному типу. Таковы, в частности, государственноправовые отношения, предусматривающие общие конституционные обязанности (обязанности беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, блюсти дисциплину труда и др.). Большинство же общерегулятивных правоотношений является отношениями пассивного типа. Это отношения, закрепляющие общие конституционные права — на труд, на образование, на отдых, права, гарантирующие неприкосновенность личности, тайну переписки, и др. Сюда же относятся те общие права, которые выражают правоспособность и компетенцию субъектов.
Общерегулятивные правоотношения, так же как и абсолютные отношения, направлены на закрепление существующих общественных порядков. Вместе с юридическими нормами обе эти группы отношений образуют ту основу (остов), на которой затем складываются многочисленные и разнообразные относительные правоотношения, опосредствующие динамику общественной жизни. Таким образом, общерегулятивные правоотношения образуют основу социалистического правопорядка, характеризуют его главные черты.
Общерегулятивные правоотношения представляют собой очень своеобразные правовые явления. Они не имеют точной, «поименной» индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется иных обстоятельств (юридических фактов), кроме существования самого субъекта — носителя общего
Заказ 82
права или общей обязанности. По сроку действия они соответствуют сроку-существования юридических норм.
Вместе с тем общерегулятивные правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права, это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому *и является «субъективным», что имеет личный характер, т. е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам.
Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям — определенные субъективные юридические права. Здесь так же, как и в других областях правоотношений, действует общее марксистское положение: «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»6. Если не видеть, что общим правам корреспондируют обязанности воздерживаться от нарушения субъективных прав, а общим обязанностям — права требований исполнения этих обязанностей, то окажется совершенно непонятным, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в этом случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.
Между тем достаточно учесть своеобразие общерегулятивных правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо.. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы то ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин находится в отношении со всеми субъектами права, взятыми вместе. Общерегулятивные отношения,, следовательно,— это не конкретные связи между неопределенными лицами,, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам.
Таким образом, общерегулятивное правоотношение, как и всякое иное,, выражает реальную общественную связь. «Ценность понятия правоотношения»— пишет Р. О. Халфина,— заключается, в частности, и в том, что оно? обозначает конкретное, реальное общественное отношение, облеченное в форму права, являющееся реализацией нормы»7. Конструкция общерегулятивного отношения в полной мере соответствует этому требованию. А если учесть особенности метода государственноправового регулирования (в сфере которого в основном и складываются общерегулятивные отношения), а также особенности «общих» связей в иных отраслях, то конструкция общерегулятивного правоотношения для выражения правового положения субъектов окажет* ся вообще единственно возможной 8.
5. Отраслевые правоотношения.Правоотношения подразделяются по отраслям права. Различаются: государственноправо-вые (конституционноправовые), административноправовые, се-мейноправовые и другие виды отношений.
6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 13.
7 Р. О. Халфина. Методологический аспект теории правоотношения.. «Советское государство и право», 1971, № 10, стр. 23—24.
8 В. Ф. Коток. Конституционноправовые отношения в социалистических: странах. «Правоведение», 1962, № i, стр. 42—43.
По особенностям фактического содержания могут быть обособлены правоотношения, соответствующие любому подразделению правовой системы, в том числе комплексным отраслям (так могут быть выделены страховые, горные, природоохранительные и им подобные правовые отношения). Некоторые из них обладают известными чертами юридического своеобразия.
Но «отраслевыми» в строгом смысле могут быть названы только правоотношения, соответствующие основным отраслям (т. е. главным подразделениям правовой системы, которым свойственны структурные особенности и существенное юридическое своеобразие и прежде всего специфический метод регулирования). Более того, именно в отраслевых правоотношениях и выражаются главные черты метода правового регулирования данной основной отрасли.
Наиболее важные юридические особенности отраслевых правоотношений концентрируются в «общих» правовых связях, выражающих правовое положение субъектов, их исходные юридические позиции (такие общие связи складываются в рамках правосубъектности — на «стыке» с государственноправовыми отношениями). Существенные юридические особенности свойственны также иным — абсолютным и относительным — отраслевым правоотношениям, хотя некоторые их элементы нередко отражают факт взаимодействия между отраслями или «отклонения» отдельных сторон метода от его типических черт.
Своеобразие метода той или иной отрасли, выраженное в особенностях отраслевых правоотношений, может быть охарактеризовано особым понятием — «структурный тип правоотношения» 2. Наличие такого «структурного типа» является одним из ярких показателей того, что перед нами самостоятельная основная отрасль.
9 Это понятие было с успехом использовано С. И. Аскназием и О. С. Иоффе при разграничении гражданских и административных правоотношений (С. И, А с к н а з и й. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. Вестник ЛГУ, 1947, № 12, стр. 95 и след,: О. С. Иоффе. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949). Причем значение понятия «структурный тип» состоит в том, что оно позволяет выявить общие, «конструктивные» черты отраслевых правоотношений. Отметив ряд признаков гражданских правоотношений, О. С. Иоффе в указанной работе пишет, что ни один из этих «признаков не является специфическим для всех гражданских правоотношений или только для них одних. И если, несмотря на это, гражданские правоотношения все же практически отграничиваются от других и прежде всего от административных правоотношений, то объясняется это тем, что отношения гражданского права обладают определенными типичными чертами, являясь правоотношениями особого структурного тип а...» (стр. 32).
18*
Глава XVI!
СУБЪЕКТЫ ПРАВА
1. Понятие субъекта права. Правосубъектность. Субъекты права — это индивиды, организации, убщественш^об^с^о-вания, которш~1Г7^
в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
Для-понятия субъекта права характерны следующие два основных признака.
Во-первых, субъекты гуэ^ва — это лица, участники общественных отношений (шЩивиды, организации, общественные образования), которые мо^т^брмтм^^^^
ческих прав и обязанностей. Для этого они должны обладать oup^J^R^nlimPi^BdMn, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонофикация (выступление вовне в виде единого лица — «персоны»); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю.
Во-вторых, субъекты права — это такие лица, которые приобрели свойство субъекта права в силу норм пра§&*- Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права.
Содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами субъектам права, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Эта способность (свойство) называется правосубъектностью.
«Субъект права» и «правосубъектность» по своему основному содержанию совпадающие категории.
Правосубъектность включает в себя два основных момента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность) и, во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).
Поэтому иногда правосубъектность называется «праводееспособ-ностью».
Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с потребностями общественного развития. Характеристика правосубъектности как общественно-юридического свойства важна во многих отношениях.
Прежде всего она позволяет устанавливать социальные, в конечном счете экономические основания правосубъектности. Последняя не может рассматриваться в качестве прирожденного, «естественного» свойства тех или иных лиц. Это свойство сообщают лицам юридические нормы в соответствии с потребностями общественного развития. Известно, например, что в рабовладельческом обществе не все индивиды признавались субъектами: рабы были объектами, а не субъектами права. Субъектами права во всех общественно-экономических формациях признаются далеко не все организации. По-разному, в зависимости от многих экономических и политических факторов, определяется объем правосубъектности тех или иных индивидов, организаций, общественных образований. Так, в социалистическом обществе широта правосубъектности граждан, ее реальный характер обусловлены экономическим и политическим строем нашего общества, действием экономических законов социализма, требованиями социалистической демократии.
Характеристике правосубъектности как общественно-юридическому свойству принадлежит существенное значение и для определения ее правовых особенностей. Это именно свойство лица. Юридические нормы, выражая потребность общественного развития, могут сузить или расширить круг субъектов права, могут сузить или расширить объем правосубъектности. Но коль скоро те или иные лица признаны объективным правопорядком субъектами права, их правосубъектность является неотъемлемым свойством. Вот почему в нормативных актах, где специально регламентируются вопросы правосубъектности, введены нормативные положения, предусматривающие неотчуждаемость правосубъектности, недопустимость отказа от нее (ст. 8 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).
И еще замечание в отношении терминологии. Выражения «субъект права» и «субъект правоотношения» в общем являются тождественными. Вместе с тем каждое из них имеет известный смысловой оттенок. Субъект права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. лицо, потенциально способное быть
27Х
участником правоотношений. А субъект правоотношения —- это .реальный участник данных правовых отношений г. " ~
2. Правосубъектность в механизме правового регулирования.
В механизме правового регулирования правосубъектность является таким звеном в «юридическом инструментарии», которое относится к правоотношениям. По своей роли, специфическим функциям в механизме она выступает в качестве средства конкретизации (закрепления) круга субъектов — лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
Круг возможных субъектов общим образом определяется в юридических нормах. При наличии же известных жизненных обстоятельств (рождение человека, достижение им установленного возраста и т. д., а в отношении организации —образование организации, ее регистрация и др.) круг лиц, обладающих способностью участвовать в правоотношениях, определяется и конкретно. Эти лица и являются субъектами права. Следовательно, наделение лиц правосубъектностью представляет собой известную ступень в процессе правового регулирования. Здесь уже нормы права в какой-то степени реализуются — определяется круг лиц, которые могут быть субъектами прав и обязанностей.
Еще в большей степени конкретизирующая роль правосубъектности проявляется в отдельных отраслях права. Отраслевая правосубъектность (гражданская, трудовая, административная и т. п.) конкретизирует область законодательства, действующую применительно к лицу, и, следовательно, конкретизирует круг правоотношений, в которых лицо может участвовать.
Именно таким путем (т. е. путем наделения отраслевой правосубъектностью) определяется общее юридическое положение лиц. Уже в силу своей правосубъектности лица становятся в то или иное положение по отношению друг к другу. Отсюда та роль, которую играет правосубъектность при характеристике методов регулирования, свойственных отраслям советского права. Определяя общее юридическое положение участников общественных отношений, правосубъектность выступает в качестве главной черты соответствующего метода регулирования. Например, в гражданском праве лица занимают юридически равные, одинаковые позиции, а в административном праве выступают в качестве субъектов «власти» и «подчинения». И в том, и в дру-
1 В. Я. Бойцов. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972, стр. 32—36.
278
гом случаях речь идет об общем юридическом положении лиц и,, следовательно, о их правосубъектности.
Итак, правосубъектность является первым звеном конкретизации предписаний юридических норм, где определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты становятся в то или иное отношение друг к другу. Следующее звено конкретизации юридических норм — конкретные правоотношения. Они опираются не только на нормы права, но и на правосубъектность.
Будучи предпосылкой конкретных правоотношений, правосубъектность «сама» является особым субъективным правом, входящим в состав общерегулятивных правоотношений. Ведь-такие категории, как «способность», «свойство», не характеризуют правосубъектность с точки зрения специальных юридических понятий.
«Способность» в иной словесной формулировке означает возможность,—такую возможность, которая неотъемлемо принадлежит данному лицу и которая проявляется в его деятельности. А если вспомнить, что правосубъектность представляет собой не естественное, а общественно-юридическое свойство, то, следовательно, перед нами известная юридическая возможность. Юридические же возможности суть не что иное, как субъективные права.
Правосубъектности как субъективному праву противостоят определенные юридические обязанности. Поскольку лицо наделено правосубъектностью, оно тем самым ставится в специфическое отношение ко всем иным субъектам. В силу этого лицу принадлежит правомочие требовать известного поведения и от других лиц, а именно: признания его субъектом права, воздержания от любых действий, которые могут нарушить правосубъектность, умалить или нарушить ее. Государственные органы обязаны обеспечить все необходимое для беспрепятственного и: полного осуществления правосубъектности.
Рассматривая правосубъектность как субъективное право,, не следует упускать из вида, что это специфическое право. Оно входит в состав общерегулятивных правоотношений. Те особенности правосубъектности, которые указывались выше (в частности, ее неотделимость от субъекта), соответствуют характерным чертам общерегулятивных правоотношений.
Весьма важно, что и другие общерегулятивные правоотношения примыкают к правосубъектности, а многие входящие в их состав субъективные права непосредственно характеризуют содержание правосубъектности. Речь, в частности, идет о таких
27^
конституционных правах, как право на труд, право на образование, право на социальное обеспечение и др.2.
Дело в том что правосубъектность обладает определенным конкретным содержанием. Лишь по своим исходным элементам она может быть охарактеризована как «бланкетная» возможность— возможность данного лица быть субъектом права вообще, а в пределах отдельных отраслей — вообще субъектом трудовых, гражданских, административных и иных правоотношений. В советском законодательстве наряду с нормами о правосубъектности вообще существует значительное число норм, регламентирующих содержание правосубъектности. Этой цели служат, в частности, государственноправовые нормы, устанавливающие основные конституционные права и обязанности граждан.
Таким образом, общую предпосылку конкретных правоотношений образует не только правосубъектность как «бланкетная» возможность, но и конституционные права и обязанности (право на труд, на образование и др.), которые характеризуют содержание правосубъектности.
Учитывая изложенное, можно определить и понятие правового статуса. Правовой статус в социалистическом обществе характеризуется в первую очередь общерегулятивными правоотношениями. В него включаются: а) правосубъектность и б) конституционные права и обязанности, ^ределяющие содержание правосубъектности. Следовательно, правовой статус по своей основе так же, как и общерегулятивные правоотношения в целом, включает субъективные права, неотъемлемые от личности 3.
Взятый Коммунистической партией Советского Союза курс на всемерное развитие прав и свобод советских граждан относится в первую очередь к тем субъективным правам, которые образуют правовой статус. Путем расширения субъективных прав, характеризующих содержание правосубъектности, а также
2 Б. В. Пхаладзе правильно обращает внимание на то, что «право уча стия в общественных отношениях (правоспособность) обеспечивается путем предварительного закрепления за всеми гражданами основных прав и обя занностей, характеризующих исходную позицию граждан в урегулированных нравом общественных отношениях» (Б. В. Пхаладзе. Юридические фор мы положения личности в советском обществе. Тбилиси, 1968, стр, 18).
3 Ц. А. Ям польская. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях. Сб. «Вопросы советского государственного права». Изд-во АН СССР, 1959, стр. 162; «Общая теория советского права». «Юридическая лите ратура», 1966, стр. 286; М. С. С т р о г о в и ч. Основные вопросы советской социалистической законности. «Наука», 1966, стр. 156 и след.
..280
иных общих субъективных прав и происходит дальнейшее упрочение правового положения личности в социалистическом обществе.
Нет ли противоречия в изложенных выше положениях — правосубъектность и примыкающие к ней конституционные права и обязанности рассматриваются, с одной стороны, как общая предпосылка конкретных прав и обязанностей, а с другой —как особые субъективные права? Нет, противоречие здесь отсутствует. Нужно только учитывать особенности отраслей права и прежде всего государственного права.
Государственное право является ведущей, основополагающей отраслью социалистического права, в значительной степени предопределяющей содержание других отраслей. А правосубъектность и примыкающие к ней конституционные права и обязанности носят «публичный» характер,— принадлежат к числу субъективных прав и обязанностей по линии государственного права Но будучи подлинными субъективными правами и обязанностями (по линии государственного права), они одновременно являются общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей,— административного, гражданского, трудового права. В этом как раз и проявляется ведущее значение государственного права по отношению к другим отраслям.
Итак, правосубъектность является субъективным правом по линии госу-дарственноправовых норм и в то же время — предпосылкой конкретных административных, гражданских, трудовых и иных правоотношений. Точно так же, например, конституционное право на труд является субъективным правом по линии государственного права и одновременно «элементом» гражданской, трудовой, колхозной правосубъектности.
Вопрос о том, является ли правосубъектность, а также общие конституционные права только общей предпосылкой конкретных правоотношений или же они могут быть охарактеризованы также в качестве специфических субъективных прав, нуждается в дальнейшем обсуждении.
Следует, однако, заметить, что в советской юридической литературе все большее количество авторов склоняется к тому, что правосубъектность (правоспособность) является своеобразным субъективным правом («правом на право»). «Правоспособность,— писал еще в 1950 году С. Н. Братусь,— это право быть субъектом прав и обязанностей»4. Аналогичную в сущности позицию занимают О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский, которые указывают: «...самою правосубъектность тоже можно рассматривать как право. Действительно, раз мне принадлежит правосубъектность, то это, по-видимому, означает, что я «имею право» обладать правами и обязанностями и осуществлять их»5. По мнению М. А. Карпушина, правосубъектность (правоспособность) входит в состав особых «первичных» правоотношений6. «...Правоспособность,— пишет А. В. Мицкевич,— заключается в том, что субъект права обладает некоторыми общими правами, неотделимыми от него и означающими возможность
4 С. Н. Братусь. Субъекты гражданского права. Госюриздат, 1950, стр. 6.
5 О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. Вопросы теории права. Госюриздат, 1961, стр. 260. Сходные положения выдвинул и Н. Г. Александ ров (см. его: Право и законность в период развернутого строительства ком мунизма. Госюриздат, 1961, стр. 230).
6 М. П. К а р п у ш и н. Социалистическое трудовое правоотношение. Гос юриздат, 1958, стр, 77—78.
281:
иметь определенный круг конкретных прав и обязанностей, предусмотренных нормами советского права для участников данного вида правоотношений...» 7. Такая же эволюция происходит во взглядах на природу конституционных прав и обязанностей. Если в свое время ряд авторов рассматривал их только как «элементы» правосубъектности, то в настоящее время настойчиво пробивает себе дорогу взгляд, в соответствии с которым они представляют собой подлинные субъективные права и обязанности. Характеризуя смысл ст.ст. 127 и 128 Конституции СССР, Е. А. Флейшиц справедливо пишет, что они «вовсе не содержат норм, которые закрепляли бы за гражданами не субъективные права, а что-то «входящее в правоспособность» и не поддающееся не только определению, но и наименованию при помощи принятых юридических категорий и обычной юридической терминологии»8. В литературе были высказаны к другие положения в обоснование того, что конституционные права являются специфическими субъективными правами, входящими в состав общих (общерегулятивных) правоотношений 9.
3. Виды правосубъектности.Правосубъектность подразделяется на виды в зависимости от того, каков круг и каково содержание предусмотренных ею прав и обязанностей. По этому признаку различается правосубъектность: а) общая, б) отраслевая, в) специальная.
Общая правосубъектность — это способность лица быть субъектом права вообще. Вопрос об общей правосубъектности представляет собой социальный вопрос — признает ли правопорядок данных индивидов, организации, общественные образования субъектами права или нет. Так, в социалистическом обществе все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью, содержание которой конкретизируется в правосубъектности отдельных отраслей права.
7 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966, стр. 284. Автор замечает там же: «В настоящее время уже трудно отрицать, что между правоспособностью и субъективными правами имеются не только различия, но и сходные черты».
8 Е. А. Флейшиц. Соотношение правоспособности и субъективных прав. Сб. «Вопросы общей теории советского права». Госюриздат, 1960, стр. 279.
Нужно лишь учитывать диалектику взаимодействия между правосубъектностью (правоспособностью) и общими правами и обязанностями. Эта диалектика состоит в том, что общие права и обязанности, осуществляясь на основе правосубъектности (правоспособности), в то же время в плоскости «встречной» зависимости являются правовой категорией, раскрывающей содержание правосубъектности (правоспособности).
9 Н. И. М а т у з о в. К вопросу о понятии субъективных прав граждан. Сб. «Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе коммунистического строительства». Саратов, 1962, стр. 105.
В другой работе автор пишет: «Права, образующие правовой статус, являются субъективными правами, так как принадлежат лицам (субъектам). Они также находятся в составе правовых отношений, только особых, общих, длящихся» (Н. И. М а т у з о в. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966, стр. 93).
2Ь2
Отраслевая правосубъектность — это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. Различаются, в частности, правосубъектности политическая (государ-ственноправовая), гражданская, трудовая, семейная, процессуальная и т. д.
Специальная правосубъектность — это способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в пределах данной отрасли права. Специальной правосубъектностью, например, обладают юридические лица в советском гражданском праве, органы государственного управления и должностные лица — в рамках административных правоотношений и др.
Специфические разновидности имеет правосубъектность в отраслях права, регулирующих властеотношения (это касается прежде всего административной правосубъектности). Здесь нужно различать: а) активную правосубъектность, т. е. правосубъектность, которой наделены субъекты «власти» — органы государственной власти и государственного управления, и б) пассивную правосубъектность, т. е. правосубъектность, которой наделены субъекты «подчинения» 10. Если пассивная правосубъектность в данном круге отношений является одинаковой и равной для всех субъектов «подчинения», то активная правосубъектность (именуемая компетенцией) неодинакова для различных органов власти и управления, а главное — всегда конкретизирована по содержанию.
Особенности правосубъектности в отдельных отраслях права еще недостаточно изучены. Многие авторы, рассматривая правосубъектность в административном, трудовом, колхозном, процессуальном праве, строят ее по такому же образцу, как и гражданскую правосубъектность, т. е. как общую, абстрактную предпосылку правообладания и несения юридических обязанностей.
Между тем гражданская правосубъектность (правоспособность) представляет собой специфическую правовую категорию, отражающую своеобразие предмета гражданскоправового регулирования. В соответствии с требованиями товарного производства и обращения гражданская правосубъектность имеет общий, абстрактный характер. Она выражает общую, принципиально равную возможность тех или иных лиц быть субъектами имущественных отношений, складывающихся на основе товарного производства и обращения.
В других отраслях правосубъектность является общей, равной для всех предпосылкой правообладания лишь по своим исходным элементам, где правосубъектность представляет собой «бланкетную» возможность быть субъектом
10 Это разграничение, как показал Б. К- Бегичев, имеет существенное значение и для правосубъектности в трудовом праве (Б. К. Бегичев. Особенности правового положения служащих как субъектов трудового права. Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Вып. 4, 1964, стр. 161).