1. Понятие социалистического правосознания. Это совокупность представлений и чувств, выражающих субъективное отношение людей (индивидов, коллективов, классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.
Если право (о котором шла речь в предшествующих главах) представляет собой своего рода «юридическое бытие», то правосознание может быть определено как субъективная сфера, характеризующая реакцию людей «на право». Эта реакция может быть одобрительной или отрицательной. Люди оценивают право с точки зрения будущего или прошлого. Но во всех случаях люди как-то субъективно реагируют на действующее право, как-то представляют себе желаемое право. Причем наиболее специфическое, что свойственно правосознанию как субъективному отношению, состоит «в сознании необходимости особой, юридической структуры взаимоотношений людей, т. е. таких связей взаимного их поведения, которые опосредствуются государственной волей, правовыми нормами» !.
Положение правосознания среди частей надстройки довольно своеобразно. Оно вместе с «самим» правом (и другими элементами механизма правового регулирования) входит в состав юридической части надстройки. В то же время оно является специфическим видом общественного сознания2. (И в этом отношении находится в одном ряду с другими видами общественного сознания — нравственным, политическим, религиозным, эстетическим, философским) 3. Иначе говоря, правосознание находится
1 Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука»,. 1969, стр. 84.
2 И. Е. Ф а р б е р. Правосознание как форма общественного: сознания. «Юридическая литература», 1963,
3 А. К. У л е д о в. Структура общественного соаняиия. «Мысль»,. l!9 стр. 70—148.
J70
на стыке юридической части надстройки и общественного сознания, — там, где они перекрещиваются, частично совпадают. Вместе с тем правосознание тесно контактирует (и даже частично совпадает) с другими видами общественного сознания и прежде всего с нравственным и политическим.
Правосознание — неизбежный спутник права: оно образует вместе с правом (и другими элементами механизма правового регулирования) единую систему*. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание людей. Все это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений и
чувств.
В обществе с антагонистическими классами правосознание неоднородно. В нем наряду с правосознанием господствующего класса (которое в определенной мере включается в механизм правового регулирования) существует правосознание угнетенных классов (которое, напротив, выступает в качестве противоборствующей силы по отношению к действующему праву).
Социалистическое правосознание, начавшееся складываться еще до пролетарской революции, после победы социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особенности и преимущества социалистического права, правосознание нашего общества выражает принципы коммунистической нравственности, политические взгляды, марксистско-ленинское мировоззрение рабочего класса и всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая роль в жизни общества. Одним из аспектов (сторон) правосознания является общественное мнение о праве. Оно выражает господствующие в данной среде представления о законности, справедливости, эффективности действующих юридических норм. И хотя правосознание не сводится к общественному мнению, последнее выступает в качестве одного из важнейших пока-
4 О праве и правосознании как единой системе и присущих этой системе противоречиях см.: М, Т. Б а й м а х а н о в. Противоречия в развитии правовой .надстройки при социализме. Алма-Ата, Изд-во «Наука», 1972.
зателей содержания и характера господствующих правовых представлений5.
2. Структура правосознания. Здесь есть три плоскости: а) структура с точки зрения строения правосознания; б) структура с точки зрения социального уровня (содержании) правосознания; в) структура с точки зрения общности правосознания.
С точки зрения своего строения правосознание складывается из двух основных элементов: правовых представлений и правовых чувств (эмоций).
Правовые представления — это идеи, убеждения, понятия, выражающие отношения людей к действующему и желаемому праву. По своему содержанию они носят в основном оценочный характер (оценивают право, законность, юридическую практику как научную или ошибочную, эффективную или неэффективную и т. д.). Вместе с тем правовые представления включают волевой момент — момент требования, так как они выражают представление о правовых идеалах, о желаемом в праве.
Правовые чувства (эмоции)—это переживания, которые испытывают люди в связи с изданием (или неизданием) юридических норм, их реализацией (или отсутствием реализации, правонарушениями). Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, нетерпимое или равнодушное отношение к праву — все это относится к правовым эмоциям. Во многих случаях переживания здесь имеют в той или иной степени моральный характер6. Но им свойственно и «чисто» правовое содержание, которое может быть обозначено как чувство права и законности, т. е. такой социально-психический настрой, при котором люди непосредственно одобрительно реагируют на факты укрепления права и законности и отрицательно— на любой, даже малейший факт произвола и беззакония.
Правовые представления, понятия, идеи, идеалы в своем теоретическом выражении относятся к правовой идеологии. Правовые же чувства (а также настроения, психический настрой, традиции и т. д.) образуют социальноправовую психологию.
5 См. по данному вопросу: Р. А. С а ф а р о в. Общественное мнение и обще народное право. «Советское государство и право», 1964, № 4, стр. 80—90; Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука», 1969» стр. 148—157.
6 Именно со ссылкой на моральный характер переживаний «по поводу праЕа» отдельные авторы отрицают существование правовых эмоций.
1*2
Социальноправовая психология, которая складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер, в известном отношении имеет в структуре правосознания «первичный» характер: нередко те или иные настроения и чувства возникают раньше соответствующих идеологических форм7.
Вместе с тем роль главного и активного элемента в структуре правосознания принадлежит правовым представлениям (правовой идеологии). Это важно подчеркнуть еще и потому, что такие компоненты социальноправовой психологии, как правовые традиции и привычки, нередко консервативны. Правовая же идеология связана с господствующей идеологией в целом, с нравственным и политическим сознанием. Она по большой части выражает систематизированное и целенаправленное («концептуальное») отношение людей к действующему и желаемому праву.
Характерная особенность правосознания в социалистическом обществе состоит в том, что в ее структуре существенно возросло значение идеологического элемента. Это соответствует общей закономерности развития видов общественного сознания, росту сознательного момента в жизни социалистического общества, подъему политической активности трудящихся.
В то же время в ходе строительства коммунизма проявляется и другая тенденция. Она заключается в том, что постепенно упрочивается и эмоциональная сторона правосознания, крепнет чувство права и законности. Новые правовые чувства, вырабатываемые в ходе коммунистического строительства, характеризуют процесс внедрения норм социалистического права в привычку. С точки зрения социального уровня (содержания) правосознание может быть подразделено на несколько слоев8. В этой плоскости основными элементами являются9:
а) обыденное правосознание. Это массовые представления, чувства, традиции, настроения «по поводу» права и законности, возникающие стихийно под влиянием непосредственных условий жизни людей, жизненного опыта. Господствующее положение здесь занимает социальноправовая психология;
7 Е. А. Л у к а ш е в а, Социальноправовая психология. «Советское госу дарство и право», 1971, № 8, стр. 26—29.
8 В. М. Чхиквадзе пишет: «В структуре правосознания неразрывно связа ны элементы идеологии и обыденного сознания; индивидуальной, групповой и социальной психологии; политической направленности и общественного настроения» (В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. «Юридическая литература», 1967, стр. 345).
9 Социальная структура социалистического правосознания подробно про анализирована Е. В. Назаренко (Е. В. Н а з а о е н к о. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Изд. КГУ, 1968),
б) профессиональное правосознание. Это представлений, понятия, идеи, убеждения, обычаи, традиции, чувства, склады вающиеся у профессионалов-юристов. Оно имеет наиболее суще ственное значение при реализации юридических норм. В содержа нии профессионального правосознания главное — идеологический элемент. Понятия, идеи, убеждения юристов-профессионалов формируются на основе юридической практики под влиянием правовой науки;
в) научное правосознание (правоведение). Это идеи, понятия, конструкции, выражающие теоретическое освоение права, всего механизма правового регулирования. И хотя правоведение не может быть сведено к правосознанию (юридическая наука включает методологию, естественнонаучные данные и пр.), тео ретическое правосознание обладает наибольшей потенциальной (активной) силой.
С точки зрения общности правосознание может быть подразделено на:
•— массовое — классов, наций, народа (наиболее общее, «общесоциальное» правосознание);
— групповое (коллективные представления и настроения фор мальных и неформальных коллективов, временных социальных образований);
— индивидуальное (представления и чувства о праве и за конности данного конкретного индивида) 10.
Особым, весьма своеобразным структурным элементом правосознания являются представления о праве, складывающиеся в результате толкования юридических норм в судебной (юридической) практике. Формируясь на основе научных и профессиональных взглядов, правоположения, вырабатываемые в судебной (юридической) практике, представляют собой своего рода «сгустки» правосознания — специфические правовые образования, находящиеся на грани перерастания в юридические нормы, в «юридическое бытие». Эти правоположения (поскольку они не входят в нормативные акты центральных юрисдикцион-ных органов и, следовательно, не выступают в виде конкретизирующих юридических предписаний) являются «прообразами»
10 А. Р. Ратинов подразделяет правосознание по глубине (обыденное и теоретическое), по широте (массовое, специализированное, локальное), по субъектам (общества, группы, индивидуальное). А. Р. Ратинов. Структура и функции правового сознания. «Проблемы социологии права», вып. 1, Вильнюс, 1970, стр. 184—186.
Юридических норм11, включающимися в нормативную основу механизма правового регулирования.
3. Основные категории правосознания.Если содержание социальноправовой психологии сводится в конечном счете к правовым чувствам, то содержание другой (идеологической) стороны правосознания выражается в совокупности понятий. Наиболее общие из этих понятий могут быть названы категориями правосознания.
Категории правосознания могут быть подразделены на а) простейшие, б) главные, узловые.
Простейшей категорией правосознания является понятие правоотношения, т. е. взятого в единстве субъективного права и юридической обязанности12. По сути дела, другие категории правосознания могут быть «привязаны» к ней. Из категории простейшего правоотношения «как из зародыша могут быть развиты все более сложные категории: правосубъектность, право в объективном и субъективном смысле, правопорядок, законность и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное, юридическое и неюридическое» 13.
Главные, узловые категории правосознания-^понятия, выражающие центральные, сущностные моменты развитой социалистической правовой системы. Причем они как бы вбирают в себя все «нижестоящие» понятия и содержат их в «скрытом
виде».
Наиболее общим (глобальным) среди них является категория права в там его многогранном значении, в котором оно предстает в качестве социальной ценности, противостоящей режиму произвола и беззакония.
Следующий «ряд» главных категорий правосознания образуют правовые принципы: законности, справедливости, социальной свободы, социального долга, истины, ответственности за вину (в том виде, в каком они присущи праву).
Наконец, к числу главных, узловых категорий правосознания следует отнести и некоторые общие понятия, которые принад-
11А. Б. В е н г е р о в. Роль судебной практики в развитии советского пра ва. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1966, стр. 10; А. Без и на, В. Лазарев. Конкретизация права в судебной практике. «Советская юсти ция», 1968, № 2, стр. 6—7; В. П. Реутов. Юридическая практика и развитие законодательства. Автореферат кандидатской диссертации. Свердловск, 1968> стр. 12—13.
12И. Е. Ф а р б е р. Правосознание как форма общественного сознания. «Юридическая литература», 1963, стр. 24—25; Г. С. Остроумов/Правовое осознание действительности. «Наука», 1969, стр. 120.
р. 120.
13 Г. С. Остроумов, указ. соч., стр.
лежат к отдельным элементам механизма правового регулирования, — закон, правосудие, правовое принуждение, процесс, правовой акт, юридическая ответственность и др.
На основе этих категорий (а также некоторых общесоциологических, например, понятия эффективности) складываются представления, идеи, взгляды, которые оценивают действующее право, выражают идеалы и стремления в области права и законности.
4. Правосознание в механизме правового регулирования.В механизм правового регулирования наряду с теми частями, которые образуют «юридическое бытие» (юридические нормы, акты, правоотношения), входит и субъективная сторона — правосознание.
Характеризуя роль и место правосознания в механизме правового регулирования социалистического общества, необходимо отметить следующие основные моменты.
Прежде всего правосознание само обладает известной регулирующей силой. Это относится главным образом к идеологическому элементу и в особенности к правовым представлениям о правовых идеалах, о желаемом праве. И хотя регулирующая роль правосознания не выходит за рамки идеологического воздействия, правовые представления в силу своей конкретности, определенности и связи с правом способны оказать существенное влияние на поведение людей. Немаловажна роль и социаль-ноправовой психологии (традиций, обычаев и др.), которая также в той или иной степени определяет человеческие поступки. Таким образом, соотношение права и правосознания представляет собой взаимодействие двух основных элементов единой регулирующей системы (третьим элементом в этом сложном взаимодействии является объект регулирования — общественные отношения) 14.
Правосознание имеет в механизме правового регулирования общее значение. Оно не является какой-то обособленной частью механизма (такой же, как, например, правоотношения), а «пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом» 15. Правосознание и предшествует изданию юридиче-
14По мнению В. М. Чхиквадзе, правосознание выступает «в качестве связующего звена между нормативным выражением воли законодателя и реальными общественными отношениями» (В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. «Юридическая ли тература», 1967, стр. 343).
15Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука», 1969, стр. 130.
скйх норм, и сопровождает нормы на всем протяжении их дей~ ствдя. Оно как бы окружает право со всех сторон, создает своего рода среду, общую атмосферу, в которой формируются и функционируют нормы права. Следовательно, от характера правосознания, уровня его зрелости во многом зависят «сила» самого права, его эффективность и роль в жизни общества. А отсюда и вывод практического порядка — дальнейшее укрепление социалистической законности и усиление действенной роли социалистической правовой надстройки состоит не только в совершенствовании права как такового, но и в развитии социалистического правосознания.
Структурные элементы правосознания по-различному включаются в механизм правового регулирования. Представляется недостаточным оценивать место и роль правосознания в правовом регулировании только в целом, недифференцированно. Наибольшее значение в механизме правового воздействия имеет «активная часть» правосознания, которая охватывает главным образом идеологический элемент — правовые представления. Причем и здесь нужен дифференцированный подход: непосредственно в «работу» механизма правового регулирования включаются в основном профессиональное, научное правосознание, в особенности правосознание, выраженное в юридической практике. Обыденное же правосознание, его главная (социально-психологическая) сторона касается лишь завершающего этапа правового воздействия —реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
Наконец, правосознание выполняет различные функции по отношению к тем или иным частям механизма правового регулирования.
Велико значение социалистического правосознания при формировании и развитии нормативной основы правового регулирования, т. е. в процессе правотворчества. Экономические факты лишь тогда получают санкцию закона, когда они в каждом отдельном случае принимают форму юридического мотива16. А такое принятие формы юридического мотива и происходит в результате обработки экономических фактов при помощи категорий правосознания. Правосознание дает тот «строительный материал», который используется для выражения государственной воли в виде юридических норм. Есть еще один момент, раскрывающий значение правосознания в процессе правотворчества.
*6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 312.
12 заказ 82
Государственные органы, издавая нормативный юридический акт, опираются на правосознание населения, инициативу трудящихся, их общественных организаций, учитывают ту возможную субъективную реакцию, которую вызывают издание и применение акта на практике, в жизни.
Следующее важное звено механизма правового регулирования, где правосознанию принадлежит существенная роль,— это индивидуальное регулирование и обеспечение прав и обязанностей, т. е. применение права. Трудно представить себе такой случай применения нормы права, когда бы не вступило в действие правосознание. Оно необходимо для того, чтобы понять, уяснить содержание нормы права, т. е. для толкования нормативных юридических актов. На основании правосознания производится оценка доказательств (например, ст. 19 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик устанавливает: «Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием^ (курсив мой. — С. А.).
Еще более возрастает роль правосознания, когда при решении юридического дела происходит частичное индивидуальное регулирование. Так, «при назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие обстоятельства» (ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) (курсив мой.— С. А.). При «восполнении пробелов», когда возникает необходимость применения аналогии (ст. 12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик), правосознание служит ориентиром для отыскания сходного закона и выяснения общих начал и смысла законодательства.
Наконец, правосознание включается и на завершающем этапе функционирования механизма правового регулирования — при реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Здесь социалистическое правосознание служит одним из факторов, приводящих к добровольному соблюдению и исполнению юридических норм. Сознание целесообразности и разумности действующих норм права, ясное представление о результатах надлежащего осуществления нормативных актов ведут к тому, что нормы социалистического права исполняются большинством граждан добровольно, без применения принудительной силы
государства и даже без «оглядки» на возможность такого принуждения.
5. Правовая культура.Это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности. Иными словами, правовая культура представляет собой своего рода «юридическое богатство», достигнутый уровень воплощения в жизни социалистического общества социально полезных свойств права, тех черт и особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре.
Правовая культура принадлежит к той части духовной культуры нашего общества, которая имеет прикладную, практическую направленность (она в общем находится в том же самом ряду, что и «культура управления», «культура работы государственного аппарата» и т. д.). Вместе с тем наиболее важная черта правовой культуры состоит в том, что она реально выражает социальную ценность социалистического права.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. К основным из них относятся:
1) уровень правосознания, который выражает знание и пони мание права, сознание необходимости строгого выполнения тре бований законности, развитое чувство права и законности. Таким образом, правовая культура — это не только более широ кое, чем правосознание, правовое явление, но и явление более «качественно насыщенное». Правовая культура всегда связы вается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью «веры в право», развитостью чувства права и законности.
Важным показателем правовой культуры являются уровень массового обыденного правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки, правового мышления.
Правовая культура социалистического общества, вобравшая прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется марксистско-ленинским, подлинно научным пониманием права, осознанной необходимостью последовательного выполнения всех требований социалистической законности;
2) уровень законности, который характеризуется степенью развертывания всех его требований, реальностью их осуществле ния (прочностью правопорядка). Состояние законности — это вообще одно из важнейших проявлений культуры общества. Пра вовая же культура невозможна, немыслима без строжайшей
12*
законности. Причем уровень юридической культуры в рассматриваемой плоскости в значительной степени зависит и от того, с каким уважением законодатель относится к издаваемым им; нормам;
3) уровень совершенства законодательства. Культура законо дательства выражает его совершенство с точки зрения со держания и формы. Она предполагает подлинно научное построение законодательства, нахождение наиболее оптималь ных методов регулирования данных отношений, строгое соблю дение правотворческой процедуры, максимальное использование передовых средств и приемов юридической техники и т. п.;
4) уровень совершенства юридической практики. Культура работы суда, прокуратуры, милиции и других органов, приме няющих право, также выражает степень использования передо вых приемов, правил НОТ и др.
Значение правовой культуры в социалистическом обществе выходит за сферу права, юридической практики.
Правовая культура представляет собой неотъемлемую часть социалистической культуры в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население — это значит намного поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такую ценностную ориентацию людей, которая затрагивает важнейшие стороны общественной жизни — высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, последовательную справедливость, гарантиро-ванность прав личности. А все эти, как и многие другие моменты правовой культуры, включаются в общую культуру поведения людей и, несомненно, сыграют существенную роль в формировании культуры коммунистического общества.
Вопросы правовой культуры в последние годы привлекают все большее внимание советских ученых (Л. С. Галесник, Е. А. Лукашева, О. А. Красавчиков, И. Ф. Рябко и др.). Причем, если первоначально определения правовой культуры были сориентированы главным образом на «чисто» субъективные элементы (уровень знания и понимания права и т. д.; подобного мнения в. свое время придерживался и автор этих строк), то ныне центр тяжести переносится на характеристику правовой культуры как определенного «состояния». Высказано даже мнение, что она представляет собой «идейноправовое состояние общества» 17. Конечно, определение правовой культуры должно быть достаточно широким, чтобы охватывать и ее «материализованные» проявления (такие как культура законодательства и юридической практики). Но все же, думается, приведенная выше формулировка слишком широка: она в сущности обнимает все правовые явления. Главное же состоит в том, что без ссылки
17 «Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. ПО, 113.
на ценностный критерий характеристика правовой культуры лишается необходимой определенности по содержанию 18.
И еще: Сопоставляя (по объему) такие категории, как «право», «правосознание», «правовая культура», необходимо видеть, что ни одна из них не является по отношению к другим обобщающей (генерализующей). Назрела, видимо, необходимость введения в науку и других, более широких понятий — «правовая жизнь общества», «правовая организация общества». Вполне обоснована также в связи с характеристикой правовой культуры постановка вопроса (предложенная М. П. Рабиновичем) об использовании понятия «правовой прогресс».
6. Правовое воспитание. Это система организационно-идеологического воздействия, направленного на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду 19.
Правовое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания трудящихся. Значение правового воспитания подчеркнуто XXIV съездом КПСС, обратившим внимание на важность мер по «воспитанию граждан в духе соблюдения законов и правил социалистического общежития»20. В процессе правового воспитания происходит формирование таких качеств гражданина — строителя коммунизма, как стремление к высокой организованности, чувство дисциплины и ответственности и др. В процессе осуществления коммунистического воспитания важную роль играет также утверждение «правовых начал» — справедливости, законности, юридического равенства, нетерпимости к малейшему произволу и беззаконию, — всего того, что для коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, является делом принципа.
Главная задача правового воспитания — это превращение уважения к праву, к закону в личное убеждение каждого человека. «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека», — говорится в Отчетном докладе
18Существенное значение для понимания правовой культуры представляет то, что может быть названо «правовым развитием общества». Как справед ливо пишет И. Ф. Рябко, «правовая культура — в значительной степени результирующая категория, показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания» (И. Ф. Рябко. Право сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Изд. Ростовского- университета, 1969, стр. 130).
19О развернутом определении правового воспитания см.: И. Ф. Рябкоь. указ соч., стр. 135.
Ряд интересных теоретических проблем, связанных с правовым воспитанием, поднят Т. И. Демченко (Т. И. Демченко. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе. Автореферат кандидатской диссертации. ВЮЗИ, 1971).
20«Материалы XXIVсъезда КПСС», стр. 80.
18h
ЦК КПСС XXIV съезду21. А это, по сути дела, означает воспитание чувства права и законности. Иными словами, правовое вос-шитание в современных условиях должно быть настолько глубоким, чтобы оно не только способствовало формированию стойкой правовой ценностной ориентации у каждого человека, но и затронуло его эмоциональную сферу, его чувства.
Мощным фактором воспитания юридической культуры всего населения является сама жизнь социалистического общества, активное участие в ней граждан. Благотворное влияние на формирование социалистической правовой культуры оказывают политическая активность граждан, их участие в народных дружинах по охране общественного порядка, в товарищеских судах, в комиссиях местных Советов, в органах народного контроля, в народных судах в качестве народных заседателей и др.
Необходимость подъема юридической культуры требует проведения и особых мер правового воспитания.
Специальным правовым воспитанием (образованием) охватываются работники государственного аппарата и прежде всего юридические работники — судьи, прокуроры, работники юридической службы и другие, призванные участвовать в процессе применения норм права.
Общее правовое воспитание граждан осуществляется путем лекционной пропаганды, публикации статей и материалов на юридические темы, издания популярной юридической литературы, консультаций по юридическим вопросам, преподавания юридических дисциплин в общеобразовательных школах, техникумах, экономических и технических вузах.
Основу специального и общего правового воспитания образует марксистско-ленинская юридическая наука. Вырабатываемые ею данные являются необходимым материалом в области юридического образования и правовой пропаганды, а кадры ученых-юристов (вместе с юристами-практиками) — одним из основных отрядов в осуществлении практической работы по правовому воспитанию.
Юрист в социалистическом обществе должен помнить, что успех его работы зависит не только от того, насколько успешно и качественно он выполняет свои должностные обязанности, но и от того, насколько его деятельность (в том числе и общественная) способствует правовому воспитанию, подъему юридической культуры в стране.
21«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 81.
Глава XI
ПРАВО И КОММУНИЗМ
1. Социалистическое право — инструмент решения задач коммунистического строительства. Социалистическое право, будучи активным элементом в общественном организме, высокоэффективным и целесообразным регулятором общественных отношений (гл. 5), выступает в качестве важного орудия в решении; задач коммунистического строительства.
Здесь прежде всего необходимо оттенить то важное обстоятельство, что свойства и функции права позволяют ему «участвовать» в осуществлении всех задач, решаемых при переходе к коммунизму,—-в создании материально-технической базы коммунизма, в постепенном преобразовании социалистических общественных отношений, в коммунистическом воспитании граждан в духе высокой коммунистической идейности, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству.
Эта роль социалистического права объясняется его связью с государством. Коль скоро социалистическое государство является основным орудием преобразования общества на коммунистических началах, то вполне естественно, что аналогичную (или близкую) характеристику может получить также и инструмент государства — право.
Вместе с тем социалистическое право и «само» органически связано с идеалами социализма и коммунизма. Представляется необходимым еще раз обратить внимание на положение Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду, в соответствии с которым^ укрепление законности, охрана прав и свобод граждан для коммунистов— сторонников самых гуманных идеалов — является делом принципа, делом, которое соответствует коренным устоям; марксистско-ленинского мировоззрения, принципам коммунистического учения, идеалам коммунизма.
Указывая на значение оценки права с точки зрения государ-ственноправовых идеалов социализма и коммунизма, П. Е. Нед-
183;
байло правильно отмечает: «...оценка социалистического государства и права с точки зрения идеалов социализма и коммунизма «сть определение потребности в государстве и праве для социалистического общества и его членов как в орудиях строительства нового общества» *.
Характеристика социалистического права в связи с идеалами социализма и коммунизма включает два следующих существенных момента.
Во-первых, социалистическое право по своему содержанию соответствует важнейшим ценностям социализма. Такое значение имеет социалистическое право как существенный организующий и дисциплинирующий фактор, а также фактор морали и культуры. Выраженные в праве начала справедливости, правды, законности — ценности социалистической организации общественных отношений. С этой точки зрения специально следует указать на то, что правовое регулирование нераздельно связано с утверждением и охраной прав личности, человека — главной ценности социалистического общества. Ведь «высшей ценностью является человек, его свобода и счастье, достигаемые в борьбе против всех видов угнетения и порабощения. Человек как творец материальных и духовных благ является мерилом всех ценностей, и самая высшая оценка государства и права состоит в оценке их с точки зрения идеалов коммунистической личности» 2.
Во-вторых, социалистическое право направлено на формирование существенных элементов коммунистической общественной системы. Иными словами, «правовое» в перспективе соответствует важнейшим компонентам коммунизма, а именно:
— высокой организованности общественных отношений,
Таким образом, коммунистическая общественная система вберет в себя существенные черты «правового» — в ряде своих черт явится полным и последовательным воплощением ленинских идей о социалистическом праве как социально полезном, эффективном и целесообразном регуляторе общественных отношений.
2. Закономерности развития социалистического права при переходе к коммунизму.Органическая связь социалистического
1 П. Е. Недбвйло. Введение в общую теорию государства и права» •Киев, Изд-во «Вища школа», 1971, стр. 106. 2Тл.м жъ> £3ip. 108.
Ш
права с идеалами социализма и коммунизма предопределяет и закономерности развития социалистического права. Если воплощение в жизнь идеалов социализма и коммунизма означает наряду с другими сторонами общественного развития последовательное осуществление ленинских идей о праве, то отсюда следует, что главной закономерностью развития социалистического* права является повышение его роли и укрепление законности во всех сферах общественной жизни.
Действие этой главной закономерности обусловлено и другими факторами, всей системой объективных законов строительства социализма и коммунизма. Наиболее благоприятные возможности для ее действия складываются в условиях развитого социалистического общества, когда социалистическое право перестает быть орудием классового господства и в полной мере раскрывает свои возможности в качестве воли народа, возведенной в закон. Именно поэтому в современных условиях Коммунистическая партия и Советское государство рассматривают развитие права и дальнейшее укрепление законности в качестве общегосударственной, общепартийной задачи, принимают действенные-меры по совершенствованию советского законодательства, по более широкому использованию юридических норм для решения задач коммунистического строительства, по повышению авторитета советских законов, воспитанию всех граждан в духе уважения к закону и праву.
Главная закономерность развития социалистического права имеет три основные стороны.
Во-первых, она выражается в .тенденции расширения сферы действия права в социалистическом обществе. Конечно, на отдельных участках происходит и сокращение правового регулирования (отпадение необходимости регулирования некоторых отношений, сужения сферы применения «жестких» мер и др.)- Но все же в целом в период строительства социализма и коммунизма основная тенденция правового развития такова, что нормативно-правовым регулированием охватывается все больше областей общественных отношений. Причем весьма характерно, что более широкое функционирование получают такие стороны правового регулирования, которые характеризуют возрастание нравственных начал в жизни общества, усиление организованности общественных отношений, порядка и ответственности во взаимоотношениях между людьми.
Во-вторых, в период строительства коммунизма происходит дальнейшее развитие подлинно социалистического, демократического и гуманистического содержания права. Закрепленная в
185-
Программе КПСС линия на расширение сферы морального фактора и на соответственное уменьшение административного регулирования ведет лишь к отпадению отдельных юридических установлений. В целом же эта линия проявляется в '«самом» праве; она характеризуется изменением качества правового регулирования, постепенным преобразованием и обогащением его содержания. Данный процесс выражается в повышении значения закона, в четком и строгом регламентировании применения государственно-принудительных мер, повышении уровня юридических гарантий прав и свобод граждан, в сокращении того, что называется «административными методами»— процесс, сопровождаемый развитием административноправового регулирования, в частности его процессуальных форм и т. д.
В-третьих, в условиях коммунистического строительства происходят изменения в правосознании, в правовой культуре—повышается уважение к праву, крепнет чувство права и законности. Весьма характерно, что по мере успехов строительства социализма и коммунизма неуклонно возрастает авторитет права в глазах людей.
Рассматриваемый процесс проявляется и в развитии юридической науки. За последние годы именно она в Советском Союзе сделала заметный шаг вперед, существенно продвинула теоретическую разработку важных проблем коммунистического строительства, укрепила связь с практикой. Возрос международный авторитет социалистической правовой науки в глазах прогрессивных общественных сил всего мира.
Право представляет собой субъективный фактор общественного развития. Поэтому повышение роли социалистического права и укрепление законности действует как тенденция, зависящая не только от объективных условий, но и от условий субъективного порядка (уровень развития юридической науки, субъективный «настрой» к праву и др.). Но все же рассматриваемую тенденцию следует характеризовать как объективную закономерность.
Ее использование, как и всякой иной объективной закономерности, способно принести значительный положительный эффект, выигрыш в общественной жизни. Глубина ленинских идей о праве как необходимом, социально полезном инструменте общественного развития в том и состоит, что использование правовой формы общественного регулирования, строгое проведение начал социалистической законности являются требованием самой жизни, обеспечивающим эффективное выполнение задач коммунистического строительства.
Л86
Напротив, недоучет главной закономерности развития социалистического права, как и недоучет всякой иной объективной закономерности, «мстит за себя», порождает трудности, недостатки в общественной жизни, приводит к неоправданным издержкам и потерям. Весьма симптоматично, что отступление от принципов марксизма-ленинизма, выраженное в культе личности, неизбежно сопряжено с недооценкой права, с нарушением, ленинских начал социалистической законности.
Ленинские принципы законности — неодолимое требование-организации жизни социалистического общества. Объективные законы социалистического общества таковы, что повышение роли1 права и укрепление законности являются неизбежным процессом! общественного развития. М. С. Строгович правильно пишет, чт «в условиях социализма и строящегося коммунизма законность, всегда сильнее беззакония, законность всегда победит беззаконие, а нарушители законности всегда будут разоблачены и на саг мих себе испытают силу и непобедимость законности»3.
Все это, конечно, не говорит об автоматизме, фатальности; данной закономерности или же о том, что ее осуществление не: нуждается в целеустремленных активных действиях государственных органов, органов общественности, всех граждан. «Объективность» рассматриваемой закономерности характеризует ее-действие с точки зрения исторической перспективы. Развитие социалистических общественных отношений неизбежно приводит к необходимости неуклонного и постоянного укрепления социалистической законности, расширения и углубления правовых начал, во всех областях жизни. На практике же «в интересах социалистического государства и общества, всемерной охраны прав .и свобод советских граждан требуется активная систематическая, борьба за дальнейшее укрепление законности, за ликвидацию ее: нарушений, совершенствование гарантий законности и устранение любых препятствий на пути полнейшего осуществления принципа законности»4.
3, Объективная необходимость развитого общественного регулирования на высшей фазе коммунизма.Правильное понимание закономерностей и перспектив развития социалистического права при переходе к'коммунизму предполагает выяснение того, каков тот «конечный пункт», который ждет право на высшей фазе
3 М. С. Строгович. Основные вопросы советской социалистической^ законности. «Наука», 1966, стр. 72.
4 В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. «Юридическая литература», 1967, стр. 382.
18Г
коммунизма. Главное теоретическое положение по рассматриваемому вопросу состоит в тбм, что высшая фаза коммунизма объективно требует развитого, развернутого общественного регулирования.
Коммунизм — это общество, отличающееся высокой степенью 'Организации складывающихся в нем отношений. «Коммунизм,— говорится в Программе КПСС,— представляет собой высшую 'форму организации общественной жизни. Все производственные ячейки, все самоуправляющиеся ассоциации будут гармонически объединены в общем планомерно организованном хозяйстве, в едином ритме общественного труда». Коммунистическое производство потребует организованности, четкости и дисциплины и от каждого члена общества. Наряду с коммунистической сознательностью, трудолюбием, преданностью общественным интересам неотъемлемым качеством человека коммунистического общества станет высокая дисциплина.
Высокоорганизованный характер отношений коммунистического общества и означает, что коммунизм объективно требует развитых, развернутых форм общественного регулирования. Необходимость регулирования при коммунизме подкрепляется еще тем, что в коммунистическом обществе будут существовать органы самоуправления, деятельность которых сводится к регулированию общественных отношений.
Каков же характер общественного регулирования в коммунистическом обществе?
Общественное регулирование второй фазы коммунизма будет иметь по своей основе нормативный характер, т. е. выражаться в определенных нормах, общих правилах поведения. Программа КПСС, освещая общественное регулирование во второй фазе коммунизма, указывает на «нормы коммунистического общежития», «общепризнанные правила коммунистического общежития».
Это вполне естественно. Нормативная форма — наиболее целесообразный способ организации общественной жизни. Она позволяет обеспечить на какой угодно длительный период максимально широкий охват общим регулированием тех или иных общественных отношений. Применение нормативной формы явится показателем высокой культуры общественного регулирования при коммунизме.
Правила коммунистического общежития, как подчеркивается в Программе КПСС, будут едиными нормами. Выражая требования коммунистического базиса, основанного на единой коммунистической собственности, они будут служить целям непрерывного, все возрастающего прогресса человечества в условиях пол-
ного социального равенства, уничтожения последних следов со* циальных антагонизмов и конфликтов в практической жизни людей, неуклонного проведения начал сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.
Правила коммунистического общежития едины также по ряду «своих свойств. У всех людей будут выработаны внутренняя потребность и привычка их неуклонного соблюдения. Все это обеспечит реализацию норм общежития без особого аппарата принуждения. Как указывается в Программе КПСС, организованность, четкость и дисциплина при коммунизме «обеспечиваются не путем принуждения, а на основе понимания общественного долга, определяются всем укладом коммунистического общества». Правила коммунистического общежития соединяют в единство права и обязанности. «Вся система государственных и общественных организаций,— говорится в Программе КПСС,—-воспитывает трудящихся в духе добровольного, добросовестного исполнения своих обязанностей, ведет к органическому соединению прав с обязанностями в единые нормы коммунистического общежития». Наконец, нормативность правил коммунистического общежития имеет такой характер, который обеспечит последовательно индивидуализированное действие норм. Примером этому служит известная нам высшая социальная норма второй фазы коммунизма: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Она такова по своей природе, что мыслима только как норма, сочетающая в себе высшую нормативность (безусловную обязательность ее для всех членов общества) и последовательно индивидуализированное действие (учет индивидуальных способностей и индивидуальных потребностей).
Внутренне единство правил коммунистического общежития не означает, однако, того, что нормативное регулирование в коммунистическом обществе будет однородным с точки зрения своего строения. Можно уверенно предположить, что при коммунизме сохранятся определенные разновидности неправовых социальных норм — единых правил коммунистического общежития. Различие задач при регулировании тех или иных сторон общественной жизни, неодинаковая природа разнообразных общественных отношений потребуют использования: 1) норм коммунистической нравственности, 2) коммунистических обычаев, 3) организационных норм, издаваемых органами общественного самоуправления. Последние в отличие от норм нравственности и обычаев обеспечат оперативное, целенаправленное регулирование, причем регулирование в тех областях общественной жизни, которые в неполной мере охватываются воздействием со стороны нравственных
принципов,—в областях материального производства, организации общественного обучения и воспитания, функционирования органов общественного самоуправления и др.
При регулировании общественных отношений при коммунизме (в особенности в сферах хозяйства, управленческого труда), по-видимому, в значительных масштабах будут применяться кибернетика, электронные счетно-решающие и управляющие устройства. В коммунистическом обществе многие хозяйственные^ управленческие отношения, касающиеся наиболее рациональной организации связей между предприятиями, последовательности, поставок, комплектования сложных изделий и некоторых других сторон хозяйственной жизни, будут, по всей вероятности, осуществляться при помощи кибернетических устройств. Уже в настоящее время при помощи электронной автоматики решаются зада-* чи по отысканию оптимальных вариантов транспортировки грузов, организации кооперированных поставок в масштабе всей страны и др.
4. Марксизм-ленинизм об отмирании политических средств, регулирования на высшей фазе коммунизма. Проблема отмирания права.Научный коммунизм обосновал необходимость использования всоциалистическом обществе политических орудий регулирования общественных отношений —государства и права. Однако эта необходимость ограничена строго определенными целями и историческими рамками: политические средства регулирования общественных отношений требуются только для осуществления задач социалистической революции и построения коммунистического общества. С построением развитого коммунистического общества, победой и упрочением социализма на международной арене эта необходимость отпадет.
Развитому коммунистическому обществу политические средства регулирования не нужны. Грандиозный уровень развития производительных сил и на этой основе полное обеспечение здоровых материальных и духовных потребностей людей, полное социальное равенство в обществе, высокая сознательность всех членов общества, всесторонне развитая культура, окончательное утверждение начал сотрудничества, дружбы и взаимопомощи во всех областях жизни—:эти, а также и другие черты развитого коммунистического общества исключают необходимость использования политических средств регулирования общественных отношений. «Коммунизм,— подчеркивается й Программе КПСС,— это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной