Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ



1. Понятие социалистического правосознания. Это сово­купность представлений и чувств, выражающих субъективное отношение людей (индивидов, коллективов, классов, наций, на­рода) к действующему и желаемому праву.

Если право (о котором шла речь в предшествующих главах) представляет собой своего рода «юридическое бытие», то право­сознание может быть определено как субъективная сфера, харак­теризующая реакцию людей «на право». Эта реакция может быть одобрительной или отрицательной. Люди оценивают право с точки зрения будущего или прошлого. Но во всех случаях люди как-то субъективно реагируют на действующее право, как-то представляют себе желаемое право. Причем наиболее специфи­ческое, что свойственно правосознанию как субъективному отно­шению, состоит «в сознании необходимости особой, юридиче­ской структуры взаимоотношений людей, т. е. таких связей взаимного их поведения, которые опосредствуются государствен­ной волей, правовыми нормами» !.

Положение правосознания среди частей надстройки довольно своеобразно. Оно вместе с «самим» правом (и другими элемен­тами механизма правового регулирования) входит в состав юридической части надстройки. В то же время оно является специфическим видом общественного сознания2. (И в этом отно­шении находится в одном ряду с другими видами общественного сознания — нравственным, политическим, религиозным, эстети­ческим, философским) 3. Иначе говоря, правосознание находится

1 Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука»,.
1969, стр. 84.

2 И. Е. Ф а р б е р. Правосознание как форма общественного: сознания.
«Юридическая литература», 1963,

3 А. К. У л е д о в. Структура общественного соаняиия. «Мысль»,. l!9
стр. 70—148.

J70


на стыке юридической части надстройки и общественного созна­ния, — там, где они перекрещиваются, частично совпадают. Вместе с тем правосознание тесно контактирует (и даже частич­но совпадает) с другими видами общественного сознания и прежде всего с нравственным и политическим.

Правосознание — неизбежный спутник права: оно образует вместе с правом (и другими элементами механизма правового регулирования) единую систему*. Это обусловлено тем, что суще­ствование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. В то же вре­мя и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание людей. Все это и вызы­вает к жизни известный комплекс правовых представлений и

чувств.

В обществе с антагонистическими классами правосознание неоднородно. В нем наряду с правосознанием господствующего класса (которое в определенной мере включается в механизм правового регулирования) существует правосознание угнетенных классов (которое, напротив, выступает в качестве противобор­ствующей силы по отношению к действующему праву).

Социалистическое правосознание, начавшееся складываться еще до пролетарской революции, после победы социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особен­ности и преимущества социалистического права, правосознание нашего общества выражает принципы коммунистической нрав­ственности, политические взгляды, марксистско-ленинское миро­воззрение рабочего класса и всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая роль в жизни общества. Одним из аспектов (сторон) правосознания является общественное мнение о праве. Оно вы­ражает господствующие в данной среде представления о закон­ности, справедливости, эффективности действующих юридических норм. И хотя правосознание не сводится к общественному мне­нию, последнее выступает в качестве одного из важнейших пока-

4 О праве и правосознании как единой системе и присущих этой системе противоречиях см.: М, Т. Б а й м а х а н о в. Противоречия в развитии правовой .надстройки при социализме. Алма-Ата, Изд-во «Наука», 1972.


зателей содержания и характера господствующих правовых представлений5.

2. Структура правосознания. Здесь есть три плоскости: а) структура с точки зрения строения правосознания; б) струк­тура с точки зрения социального уровня (содержании) право­сознания; в) структура с точки зрения общности правосознания.

С точки зрения своего строения правосознание склады­вается из двух основных элементов: правовых представлений и правовых чувств (эмоций).

Правовые представления — это идеи, убеждения, понятия, выражающие отношения людей к действующему и желаемому праву. По своему содержанию они носят в основном оценочный характер (оценивают право, законность, юридическую практику как научную или ошибочную, эффективную или неэффективную и т. д.). Вместе с тем правовые представления включают воле­вой момент — момент требования, так как они выражают пред­ставление о правовых идеалах, о желаемом в праве.

Правовые чувства (эмоции)—это переживания, которые ис­пытывают люди в связи с изданием (или неизданием) юридиче­ских норм, их реализацией (или отсутствием реализации, право­нарушениями). Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, нетерпимое или равнодушное отношение к праву — все это относится к правовым эмоциям. Во многих случаях переживания здесь имеют в той или иной степени моральный характер6. Но им свойственно и «чисто» правовое содержание, которое может быть обозначено как чувство права и законности, т. е. такой социально-психический настрой, при котором люди непосредственно одобрительно реа­гируют на факты укрепления права и законности и отрица­тельно— на любой, даже малейший факт произвола и безза­кония.

Правовые представления, понятия, идеи, идеалы в своем теоретическом выражении относятся к правовой идеологии. Пра­вовые же чувства (а также настроения, психический настрой, традиции и т. д.) образуют социальноправовую психологию.

5 См. по данному вопросу: Р. А. С а ф а р о в. Общественное мнение и обще­
народное право. «Советское государство и право», 1964, № 4, стр. 80—90;
Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука», 1969»
стр. 148—157.

6 Именно со ссылкой на моральный характер переживаний «по поводу
праЕа» отдельные авторы отрицают существование правовых эмоций.

1*2


 


Социальноправовая психология, которая складывается сти­хийно и носит несистематизированный, неформальный характер, в известном отношении имеет в структуре правосознания «пер­вичный» характер: нередко те или иные настроения и чувства возникают раньше соответствующих идеологических форм7.

Вместе с тем роль главного и активного элемента в структуре правосознания принадлежит правовым представлениям (право­вой идеологии). Это важно подчеркнуть еще и потому, что такие компоненты социальноправовой психологии, как правовые тради­ции и привычки, нередко консервативны. Правовая же идеоло­гия связана с господствующей идеологией в целом, с нравствен­ным и политическим сознанием. Она по большой части выражает систематизированное и целенаправленное («концептуальное») отношение людей к действующему и желаемому праву.

Характерная особенность правосознания в социалистическом обществе состоит в том, что в ее структуре существенно возросло значение идеологического элемента. Это соответствует общей закономерности развития видов общественного сознания, росту сознательного момента в жизни социалистического общества, подъему политической активности трудящихся.

В то же время в ходе строительства коммунизма проявляется и другая тенденция. Она заключается в том, что постепенно упрочивается и эмоциональная сторона правосознания, крепнет чувство права и законности. Новые правовые чувства, вырабаты­ваемые в ходе коммунистического строительства, характеризуют процесс внедрения норм социалистического права в привычку. С точки зрения социального уровня (содержа­ния) правосознание может быть подразделено на несколько слоев8. В этой плоскости основными элементами являются9:

а) обыденное правосознание. Это массовые представления, чувства, традиции, настроения «по поводу» права и законности, возникающие стихийно под влиянием непосредственных условий жизни людей, жизненного опыта. Господствующее положение здесь занимает социальноправовая психология;

7 Е. А. Л у к а ш е в а, Социальноправовая психология. «Советское госу­
дарство и право», 1971, № 8, стр. 26—29.

8 В. М. Чхиквадзе пишет: «В структуре правосознания неразрывно связа­
ны элементы идеологии и обыденного сознания; индивидуальной, групповой
и социальной психологии; политической направленности и общественного
настроения» (В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность.
Ленинские идеи и современность. «Юридическая литература», 1967, стр. 345).

9 Социальная структура социалистического правосознания подробно про­
анализирована Е. В. Назаренко (Е. В. Н а з а о е н к о. Социалистическое
правосознание и советское правотворчество. Изд. КГУ, 1968),


б) профессиональное правосознание. Это представлений,
понятия, идеи, убеждения, обычаи, традиции, чувства, склады­
вающиеся у профессионалов-юристов. Оно имеет наиболее суще­
ственное значение при реализации юридических норм. В содержа­
нии профессионального правосознания главное — идеологический
элемент. Понятия, идеи, убеждения юристов-профессионалов
формируются на основе юридической практики под влиянием
правовой науки;

в) научное правосознание (правоведение). Это идеи, понятия,
конструкции, выражающие теоретическое освоение права, всего
механизма правового регулирования. И хотя правоведение не
может быть сведено к правосознанию (юридическая наука
включает методологию, естественнонаучные данные и пр.), тео­
ретическое правосознание обладает наибольшей потенциальной
(активной) силой.

С точки зрения общности правосознание может быть под­разделено на:

•— массовое классов, наций, народа (наиболее общее, «общесоциальное» правосознание);

групповое (коллективные представления и настроения фор­
мальных и неформальных коллективов, временных социальных
образований);

индивидуальное (представления и чувства о праве и за­
конности данного конкретного индивида) 10.

Особым, весьма своеобразным структурным элементом правосознания являются представления о праве, складываю­щиеся в результате толкования юридических норм в судебной (юридической) практике. Формируясь на основе научных и про­фессиональных взглядов, правоположения, вырабатываемые в судебной (юридической) практике, представляют собой своего рода «сгустки» правосознания — специфические правовые обра­зования, находящиеся на грани перерастания в юридические нормы, в «юридическое бытие». Эти правоположения (поскольку они не входят в нормативные акты центральных юрисдикцион-ных органов и, следовательно, не выступают в виде конкретизи­рующих юридических предписаний) являются «прообразами»

10 А. Р. Ратинов подразделяет правосознание по глубине (обыденное и теоретическое), по широте (массовое, специализированное, локальное), по субъектам (общества, группы, индивидуальное). А. Р. Ратинов. Структура и функции правового сознания. «Проблемы социологии права», вып. 1, Вильнюс, 1970, стр. 184—186.


Юридических норм11, включающимися в нормативную основу механизма правового регулирования.

3. Основные категории правосознания.Если содержание социальноправовой психологии сводится в конечном счете к пра­вовым чувствам, то содержание другой (идеологической) сторо­ны правосознания выражается в совокупности понятий. Наи­более общие из этих понятий могут быть названы категориями правосознания.

Категории правосознания могут быть подразделены на а) простейшие, б) главные, узловые.

Простейшей категорией правосознания является поня­тие правоотношения, т. е. взятого в единстве субъективного права и юридической обязанности12. По сути дела, другие кате­гории правосознания могут быть «привязаны» к ней. Из катего­рии простейшего правоотношения «как из зародыша могут быть развиты все более сложные категории: правосубъектность, право в объективном и субъективном смысле, правопорядок, законность и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное, юридическое и неюридическое» 13.

Главные, узловые категории правосознания-^понятия, выражающие центральные, сущностные моменты развитой социалистической правовой системы. Причем они как бы вбира­ют в себя все «нижестоящие» понятия и содержат их в «скрытом

виде».

Наиболее общим (глобальным) среди них является катего­рия права в там его многогранном значении, в котором оно пред­стает в качестве социальной ценности, противостоящей режиму произвола и беззакония.

Следующий «ряд» главных категорий правосознания обра­зуют правовые принципы: законности, справедливости, социаль­ной свободы, социального долга, истины, ответственности за вину (в том виде, в каком они присущи праву).

Наконец, к числу главных, узловых категорий правосознания следует отнести и некоторые общие понятия, которые принад-

11 А. Б. В е н г е р о в. Роль судебной практики в развитии советского пра­
ва. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1966, стр. 10; А. Без и на,
В. Лазарев. Конкретизация права в судебной практике. «Советская юсти­
ция», 1968, № 2, стр. 6—7; В. П. Реутов. Юридическая практика и развитие
законодательства. Автореферат кандидатской диссертации. Свердловск, 1968>
стр. 12—13.

12 И. Е. Ф а р б е р. Правосознание как форма общественного сознания.
«Юридическая литература», 1963, стр. 24—25; Г. С. Остроумов/Правовое
осознание действительности. «Наука», 1969, стр. 120.

р. 120.

13 Г. С. Остроумов, указ. соч., стр.


лежат к отдельным элементам механизма правового регулиро­вания, — закон, правосудие, правовое принуждение, процесс, правовой акт, юридическая ответственность и др.

На основе этих категорий (а также некоторых общесоциоло­гических, например, понятия эффективности) складываются представления, идеи, взгляды, которые оценивают действующее право, выражают идеалы и стремления в области права и закон­ности.

4. Правосознание в механизме правового регулирования.В механизм правового регулирования наряду с теми частями, которые образуют «юридическое бытие» (юридические нормы, акты, правоотношения), входит и субъективная сторона — право­сознание.

Характеризуя роль и место правосознания в механизме пра­вового регулирования социалистического общества, необходимо отметить следующие основные моменты.

Прежде всего правосознание само обладает известной регу­лирующей силой. Это относится главным образом к идеологиче­скому элементу и в особенности к правовым представлениям о правовых идеалах, о желаемом праве. И хотя регулирующая роль правосознания не выходит за рамки идеологического воз­действия, правовые представления в силу своей конкретности, определенности и связи с правом способны оказать существен­ное влияние на поведение людей. Немаловажна роль и социаль-ноправовой психологии (традиций, обычаев и др.), которая так­же в той или иной степени определяет человеческие поступки. Таким образом, соотношение права и правосознания представ­ляет собой взаимодействие двух основных элементов единой регулирующей системы (третьим элементом в этом сложном взаимодействии является объект регулирования — общественные отношения) 14.

Правосознание имеет в механизме правового регулирования общее значение. Оно не является какой-то обособленной частью механизма (такой же, как, например, правоотношения), а «про­низывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом» 15. Правосознание и предшествует изданию юридиче-

14 По мнению В. М. Чхиквадзе, правосознание выступает «в качестве
связующего звена между нормативным выражением воли законодателя и
реальными общественными отношениями» (В. М. Чхиквадзе. Государство,
демократия, законность. Ленинские идеи и современность. «Юридическая ли­
тература», 1967, стр. 343).

15 Г. С. Остроумов. Правовое осознание действительности. «Наука»,
1969, стр. 130.


скйх норм, и сопровождает нормы на всем протяжении их дей~ ствдя. Оно как бы окружает право со всех сторон, создает своего рода среду, общую атмосферу, в которой формируются и функ­ционируют нормы права. Следовательно, от характера право­сознания, уровня его зрелости во многом зависят «сила» самого права, его эффективность и роль в жизни общества. А отсюда и вывод практического порядка — дальнейшее укрепление социа­листической законности и усиление действенной роли социали­стической правовой надстройки состоит не только в совершен­ствовании права как такового, но и в развитии социалистиче­ского правосознания.

Структурные элементы правосознания по-различному вклю­чаются в механизм правового регулирования. Представляется недостаточным оценивать место и роль правосознания в право­вом регулировании только в целом, недифференцированно. Наи­большее значение в механизме правового воздействия имеет «активная часть» правосознания, которая охватывает главным образом идеологический элемент — правовые представления. Причем и здесь нужен дифференцированный подход: непосред­ственно в «работу» механизма правового регулирования вклю­чаются в основном профессиональное, научное правосознание, в особенности правосознание, выраженное в юридической прак­тике. Обыденное же правосознание, его главная (социально-пси­хологическая) сторона касается лишь завершающего этапа право­вого воздействия —реализации субъективных юридических прав и обязанностей.

Наконец, правосознание выполняет различные функции по отношению к тем или иным частям механизма правового регули­рования.

Велико значение социалистического правосознания при фор­мировании и развитии нормативной основы правового регулиро­вания, т. е. в процессе правотворчества. Экономические факты лишь тогда получают санкцию закона, когда они в каждом от­дельном случае принимают форму юридического мотива16. А такое принятие формы юридического мотива и происходит в результате обработки экономических фактов при помощи кате­горий правосознания. Правосознание дает тот «строительный материал», который используется для выражения государствен­ной воли в виде юридических норм. Есть еще один момент, раскры­вающий значение правосознания в процессе правотворчества.

*6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 312.

12 заказ 82


Государственные органы, издавая нормативный юридический акт, опираются на правосознание населения, инициативу трудя­щихся, их общественных организаций, учитывают ту возмож­ную субъективную реакцию, которую вызывают издание и приме­нение акта на практике, в жизни.

Следующее важное звено механизма правового регулирова­ния, где правосознанию принадлежит существенная роль,— это индивидуальное регулирование и обеспечение прав и обязан­ностей, т. е. применение права. Трудно представить себе такой случай применения нормы права, когда бы не вступило в дей­ствие правосознание. Оно необходимо для того, чтобы понять, уяснить содержание нормы права, т. е. для толкования нормативных юридических актов. На основании правосознания производится оценка доказательств (например, ст. 19 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных респуб­лик устанавливает: «Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоя­тельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социа­листическим правосознанием^ (курсив мой. — С. А.).

Еще более возрастает роль правосознания, когда при решении юридического дела происходит частичное индивидуальное регу­лирование. Так, «при назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие обстоятельства» (ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) (курсив мой.— С. А.). При «восполнении пробелов», когда возникает необходимость приме­нения аналогии (ст. 12 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик), правосознание служит ориен­тиром для отыскания сходного закона и выяснения общих начал и смысла законодательства.

Наконец, правосознание включается и на завершающем эта­пе функционирования механизма правового регулирования — при реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Здесь социалистическое правосознание служит одним из факто­ров, приводящих к добровольному соблюдению и исполнению юридических норм. Сознание целесообразности и разумности действующих норм права, ясное представление о результатах надлежащего осуществления нормативных актов ведут к тому, что нормы социалистического права исполняются большинством граждан добровольно, без применения принудительной силы


государства и даже без «оглядки» на возможность такого при­нуждения.

5. Правовая культура.Это состояние правосознания, закон­ности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной цен­ности. Иными словами, правовая культура представляет собой своего рода «юридическое богатство», достигнутый уровень во­площения в жизни социалистического общества социально по­лезных свойств права, тех черт и особенностей права, юридиче­ской техники, которые относятся к духовной культуре.

Правовая культура принадлежит к той части духовной куль­туры нашего общества, которая имеет прикладную, практиче­скую направленность (она в общем находится в том же самом ряду, что и «культура управления», «культура работы государ­ственного аппарата» и т. д.). Вместе с тем наиболее важная черта правовой культуры состоит в том, что она реально выра­жает социальную ценность социалистического права.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. К основным из них относятся:

1) уровень правосознания, который выражает знание и пони­
мание права, сознание необходимости строгого выполнения тре­
бований законности, развитое чувство права и законности.
Таким образом, правовая культура — это не только более широ­
кое, чем правосознание, правовое явление, но и явление более
«качественно насыщенное». Правовая культура всегда связы­
вается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью
«веры в право», развитостью чувства права и законности.

Важным показателем правовой культуры являются уровень массового обыденного правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, сте­пень развития юридической науки, правового мышления.

Правовая культура социалистического общества, вобравшая прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется марксистско-ленинским, подлинно научным пониманием права, осознанной необходимостью последовательного выполнения всех требований социалистической законности;

2) уровень законности, который характеризуется степенью
развертывания всех его требований, реальностью их осуществле­
ния (прочностью правопорядка)
. Состояние законности — это
вообще одно из важнейших проявлений культуры общества. Пра­
вовая же культура невозможна, немыслима без строжайшей

12*


законности. Причем уровень юридической культуры в рассматри­ваемой плоскости в значительной степени зависит и от того, с каким уважением законодатель относится к издаваемым им; нормам;

3) уровень совершенства законодательства. Культура законо­
дательства выражает его совершенство с точки зрения со­
держания и формы. Она предполагает подлинно научное
построение законодательства, нахождение наиболее оптималь­
ных методов регулирования данных отношений, строгое соблю­
дение правотворческой процедуры, максимальное использование
передовых средств и приемов юридической техники и т. п.;

4) уровень совершенства юридической практики. Культура
работы суда, прокуратуры, милиции и других органов, приме­
няющих право, также выражает степень использования передо­
вых приемов, правил НОТ и др.

Значение правовой культуры в социалистическом обществе выходит за сферу права, юридической практики.

Правовая культура представляет собой неотъемлемую часть социалистической культуры в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население — это значит намного поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такую ценностную ориентацию людей, которая затрагивает важ­нейшие стороны общественной жизни — высокую организован­ность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, последовательную справедливость, гарантиро-ванность прав личности. А все эти, как и многие другие моменты правовой культуры, включаются в общую культуру поведения людей и, несомненно, сыграют существенную роль в формирова­нии культуры коммунистического общества.

Вопросы правовой культуры в последние годы привлекают все большее внимание советских ученых (Л. С. Галесник, Е. А. Лукашева, О. А. Красав­чиков, И. Ф. Рябко и др.). Причем, если первоначально определения правовой культуры были сориентированы главным образом на «чисто» субъективные элементы (уровень знания и понимания права и т. д.; подобного мнения в. свое время придерживался и автор этих строк), то ныне центр тяжести пере­носится на характеристику правовой культуры как определенного «состояния». Высказано даже мнение, что она представляет собой «идейноправовое состоя­ние общества» 17. Конечно, определение правовой культуры должно быть доста­точно широким, чтобы охватывать и ее «материализованные» проявления (такие как культура законодательства и юридической практики). Но все же, думается, приведенная выше формулировка слишком широка: она в сущности обнимает все правовые явления. Главное же состоит в том, что без ссылки

17 «Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. ПО, 113.


на ценностный критерий характеристика правовой культуры лишается необхо­димой определенности по содержанию 18.

И еще: Сопоставляя (по объему) такие категории, как «право», «право­сознание», «правовая культура», необходимо видеть, что ни одна из них не является по отношению к другим обобщающей (генерализующей). Назрела, видимо, необходимость введения в науку и других, более широких понятий — «правовая жизнь общества», «правовая организация общества». Вполне обо­снована также в связи с характеристикой правовой культуры постановка во­проса (предложенная М. П. Рабиновичем) об использовании понятия «право­вой прогресс».

6. Правовое воспитание. Это система организационно-идеоло­гического воздействия, направленного на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду 19.

Правовое воспитание является неотъемлемой частью комму­нистического воспитания трудящихся. Значение правового вос­питания подчеркнуто XXIV съездом КПСС, обратившим внима­ние на важность мер по «воспитанию граждан в духе соблюде­ния законов и правил социалистического общежития»20. В про­цессе правового воспитания происходит формирование таких качеств гражданина — строителя коммунизма, как стремление к высокой организованности, чувство дисциплины и ответствен­ности и др. В процессе осуществления коммунистического воспи­тания важную роль играет также утверждение «правовых на­чал» — справедливости, законности, юридического равенства, нетерпимости к малейшему произволу и беззаконию, — всего того, что для коммунистов, сторонников самых гуманных идеа­лов, является делом принципа.

Главная задача правового воспитания — это превращение уважения к праву, к закону в личное убеждение каждого чело­века. «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеж­дением каждого человека», — говорится в Отчетном докладе

18 Существенное значение для понимания правовой культуры представляет
то, что может быть названо «правовым развитием общества». Как справед­
ливо пишет И. Ф. Рябко, «правовая культура — в значительной степени
результирующая категория, показатель уровня и особенностей правового
развития общества, зеркало его правового сознания» (И. Ф. Рябко. Право­
сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Изд. Ростовского-
университета, 1969, стр. 130).

19 О развернутом определении правового воспитания см.: И. Ф. Рябкоь.
указ соч., стр. 135.

Ряд интересных теоретических проблем, связанных с правовым воспита­нием, поднят Т. И. Демченко (Т. И. Демченко. Основные вопросы право­вого воспитания в социалистическом обществе. Автореферат кандидатской диссертации. ВЮЗИ, 1971).

20 «Материалы XXIVсъезда КПСС», стр. 80.

18h


ЦК КПСС XXIV съезду21. А это, по сути дела, означает воспита­ние чувства права и законности. Иными словами, правовое вос-шитание в современных условиях должно быть настолько глубо­ким, чтобы оно не только способствовало формированию стойкой правовой ценностной ориентации у каждого человека, но и за­тронуло его эмоциональную сферу, его чувства.

Мощным фактором воспитания юридической культуры всего населения является сама жизнь социалистического общества, активное участие в ней граждан. Благотворное влияние на фор­мирование социалистической правовой культуры оказывают поли­тическая активность граждан, их участие в народных дружинах по охране общественного порядка, в товарищеских судах, в ко­миссиях местных Советов, в органах народного контроля, в на­родных судах в качестве народных заседателей и др.

Необходимость подъема юридической культуры требует про­ведения и особых мер правового воспитания.

Специальным правовым воспитанием (образованием) охва­тываются работники государственного аппарата и прежде всего юридические работники — судьи, прокуроры, работники юридиче­ской службы и другие, призванные участвовать в процессе при­менения норм права.

Общее правовое воспитание граждан осуществляется путем лекционной пропаганды, публикации статей и материалов на юридические темы, издания популярной юридической литерату­ры, консультаций по юридическим вопросам, преподавания юри­дических дисциплин в общеобразовательных школах, технику­мах, экономических и технических вузах.

Основу специального и общего правового воспитания обра­зует марксистско-ленинская юридическая наука. Вырабатывае­мые ею данные являются необходимым материалом в области юридического образования и правовой пропаганды, а кадры ученых-юристов (вместе с юристами-практиками) — одним из основных отрядов в осуществлении практической работы по пра­вовому воспитанию.

Юрист в социалистическом обществе должен помнить, что успех его работы зависит не только от того, насколько успешно и качественно он выполняет свои должностные обязанности, но и от того, насколько его деятельность (в том числе и обществен­ная) способствует правовому воспитанию, подъему юридической культуры в стране.

21 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 81.


Глава XI

ПРАВО И КОММУНИЗМ

1. Социалистическое право — инструмент решения задач коммунистического строительства. Социалистическое право, будучи активным элементом в общественном организме, высоко­эффективным и целесообразным регулятором общественных от­ношений (гл. 5), выступает в качестве важного орудия в решении; задач коммунистического строительства.

Здесь прежде всего необходимо оттенить то важное обстоя­тельство, что свойства и функции права позволяют ему «участ­вовать» в осуществлении всех задач, решаемых при переходе к коммунизму,—-в создании материально-технической базы ком­мунизма, в постепенном преобразовании социалистических обще­ственных отношений, в коммунистическом воспитании граждан в духе высокой коммунистической идейности, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству.

Эта роль социалистического права объясняется его связью с государством. Коль скоро социалистическое государство явля­ется основным орудием преобразования общества на коммуни­стических началах, то вполне естественно, что аналогичную (или близкую) характеристику может получить также и инструмент государства — право.

Вместе с тем социалистическое право и «само» органически связано с идеалами социализма и коммунизма. Представляется необходимым еще раз обратить внимание на положение Отчетно­го доклада ЦК КПСС XXIV съезду, в соответствии с которым^ укрепление законности, охрана прав и свобод граждан для ком­мунистов— сторонников самых гуманных идеалов — является де­лом принципа, делом, которое соответствует коренным устоям; марксистско-ленинского мировоззрения, принципам коммунисти­ческого учения, идеалам коммунизма.

Указывая на значение оценки права с точки зрения государ-ственноправовых идеалов социализма и коммунизма, П. Е. Нед-

183;


байло правильно отмечает: «...оценка социалистического государ­ства и права с точки зрения идеалов социализма и коммунизма «сть определение потребности в государстве и праве для социа­листического общества и его членов как в орудиях строительст­ва нового общества» *.

Характеристика социалистического права в связи с идеалами социализма и коммунизма включает два следующих существен­ных момента.

Во-первых, социалистическое право по своему содержанию соответствует важнейшим ценностям социализма. Такое значение имеет социалистическое право как существенный организующий и дисциплинирующий фактор, а также фактор морали и куль­туры. Выраженные в праве начала справедливости, правды, за­конности — ценности социалистической организации обществен­ных отношений. С этой точки зрения специально следует ука­зать на то, что правовое регулирование нераздельно связано с утверждением и охраной прав личности, человека — главной ценности социалистического общества. Ведь «высшей ценно­стью является человек, его свобода и счастье, достигаемые в борьбе против всех видов угнетения и порабощения. Человек как творец материальных и духовных благ является мерилом всех ценностей, и самая высшая оценка государства и права состоит в оценке их с точки зрения идеалов коммунистической лич­ности» 2.

Во-вторых, социалистическое право направлено на формиро­вание существенных элементов коммунистической общественной системы. Иными словами, «правовое» в перспективе соответст­вует важнейшим компонентам коммунизма, а именно:

— высокой организованности общественных отношений,

— началам подлинного гуманизма, действительной справед­
ливости,

— расцвету прав и свобод личности и др.

Таким образом, коммунистическая общественная система вбе­рет в себя существенные черты «правового» — в ряде своих черт явится полным и последовательным воплощением ленинских идей о социалистическом праве как социально полезном, эффек­тивном и целесообразном регуляторе общественных отношений.

2. Закономерности развития социалистического права при переходе к коммунизму.Органическая связь социалистического

1 П. Е. Недбвйло. Введение в общую теорию государства и права» •Киев, Изд-во «Вища школа», 1971, стр. 106. 2Тл.м жъ> £3ip. 108.

Ш


права с идеалами социализма и коммунизма предопределяет и закономерности развития социалистического права. Если вопло­щение в жизнь идеалов социализма и коммунизма означает на­ряду с другими сторонами общественного развития последова­тельное осуществление ленинских идей о праве, то отсюда сле­дует, что главной закономерностью развития социалистического* права является повышение его роли и укрепление законности во всех сферах общественной жизни.

Действие этой главной закономерности обусловлено и дру­гими факторами, всей системой объективных законов строитель­ства социализма и коммунизма. Наиболее благоприятные воз­можности для ее действия складываются в условиях развитого социалистического общества, когда социалистическое право пе­рестает быть орудием классового господства и в полной мере раскрывает свои возможности в качестве воли народа, возведен­ной в закон. Именно поэтому в современных условиях Коммунис­тическая партия и Советское государство рассматривают разви­тие права и дальнейшее укрепление законности в качестве обще­государственной, общепартийной задачи, принимают действенные-меры по совершенствованию советского законодательства, по бо­лее широкому использованию юридических норм для решения задач коммунистического строительства, по повышению автори­тета советских законов, воспитанию всех граждан в духе уваже­ния к закону и праву.

Главная закономерность развития социалистического права имеет три основные стороны.

Во-первых, она выражается в .тенденции расширения сферы действия права в социалистическом обществе. Конечно, на от­дельных участках происходит и сокращение правового регулиро­вания (отпадение необходимости регулирования некоторых от­ношений, сужения сферы применения «жестких» мер и др.)- Но все же в целом в период строительства социализма и коммунизма основная тенденция правового развития такова, что нормативно-правовым регулированием охватывается все больше областей об­щественных отношений. Причем весьма характерно, что более широкое функционирование получают такие стороны правового регулирования, которые характеризуют возрастание нравствен­ных начал в жизни общества, усиление организованности обще­ственных отношений, порядка и ответственности во взаимоотно­шениях между людьми.

Во-вторых, в период строительства коммунизма происходит дальнейшее развитие подлинно социалистического, демократи­ческого и гуманистического содержания права. Закрепленная в

185-


Программе КПСС линия на расширение сферы морального фак­тора и на соответственное уменьшение административного регу­лирования ведет лишь к отпадению отдельных юридических уста­новлений. В целом же эта линия проявляется в '«самом» праве; она характеризуется изменением качества правового регулиро­вания, постепенным преобразованием и обогащением его содер­жания. Данный процесс выражается в повышении значения за­кона, в четком и строгом регламентировании применения госу­дарственно-принудительных мер, повышении уровня юридических гарантий прав и свобод граждан, в сокращении того, что называ­ется «административными методами»— процесс, сопровождае­мый развитием административноправового регулирования, в ча­стности его процессуальных форм и т. д.

В-третьих, в условиях коммунистического строительства про­исходят изменения в правосознании, в правовой культуре—по­вышается уважение к праву, крепнет чувство права и законно­сти. Весьма характерно, что по мере успехов строительства социализма и коммунизма неуклонно возрастает авторитет права в глазах людей.

Рассматриваемый процесс проявляется и в развитии юриди­ческой науки. За последние годы именно она в Советском Союзе сделала заметный шаг вперед, существенно продвинула теоре­тическую разработку важных проблем коммунистического строи­тельства, укрепила связь с практикой. Возрос международный авторитет социалистической правовой науки в глазах прогрес­сивных общественных сил всего мира.

Право представляет собой субъективный фактор обществен­ного развития. Поэтому повышение роли социалистического права и укрепление законности действует как тенденция, зави­сящая не только от объективных условий, но и от условий субъ­ективного порядка (уровень развития юридической науки, субъ­ективный «настрой» к праву и др.). Но все же рассматриваемую тенденцию следует характеризовать как объективную законо­мерность.

Ее использование, как и всякой иной объективной закономер­ности, способно принести значительный положительный эффект, выигрыш в общественной жизни. Глубина ленинских идей о праве как необходимом, социально полезном инструменте обще­ственного развития в том и состоит, что использование правовой формы общественного регулирования, строгое проведение на­чал социалистической законности являются требованием самой жизни, обеспечивающим эффективное выполнение задач комму­нистического строительства.

Л86


Напротив, недоучет главной закономерности развития социа­листического права, как и недоучет всякой иной объективной закономерности, «мстит за себя», порождает трудности, недо­статки в общественной жизни, приводит к неоправданным из­держкам и потерям. Весьма симптоматично, что отступление от принципов марксизма-ленинизма, выраженное в культе лично­сти, неизбежно сопряжено с недооценкой права, с нарушением, ленинских начал социалистической законности.

Ленинские принципы законности — неодолимое требование-организации жизни социалистического общества. Объективные законы социалистического общества таковы, что повышение роли1 права и укрепление законности являются неизбежным процессом! общественного развития. М. С. Строгович правильно пишет, чт «в условиях социализма и строящегося коммунизма законность, всегда сильнее беззакония, законность всегда победит беззако­ние, а нарушители законности всегда будут разоблачены и на саг мих себе испытают силу и непобедимость законности»3.

Все это, конечно, не говорит об автоматизме, фатальности; данной закономерности или же о том, что ее осуществление не: нуждается в целеустремленных активных действиях государст­венных органов, органов общественности, всех граждан. «Объек­тивность» рассматриваемой закономерности характеризует ее-действие с точки зрения исторической перспективы. Развитие со­циалистических общественных отношений неизбежно приводит к необходимости неуклонного и постоянного укрепления социали­стической законности, расширения и углубления правовых начал, во всех областях жизни. На практике же «в интересах социали­стического государства и общества, всемерной охраны прав .и свобод советских граждан требуется активная систематическая, борьба за дальнейшее укрепление законности, за ликвидацию ее: нарушений, совершенствование гарантий законности и устране­ние любых препятствий на пути полнейшего осуществления прин­ципа законности»4.

3, Объективная необходимость развитого общественного ре­гулирования на высшей фазе коммунизма.Правильное понима­ние закономерностей и перспектив развития социалистического права при переходе к'коммунизму предполагает выяснение того, каков тот «конечный пункт», который ждет право на высшей фазе

3 М. С. Строгович. Основные вопросы советской социалистической^
законности. «Наука», 1966, стр. 72.

4 В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские
идеи и современность. «Юридическая литература», 1967, стр. 382.

18Г


коммунизма. Главное теоретическое положение по рассматри­ваемому вопросу состоит в тбм, что высшая фаза коммунизма объективно требует развитого, развернутого общественного регу­лирования.

Коммунизм — это общество, отличающееся высокой степенью 'Организации складывающихся в нем отношений. «Коммунизм,— говорится в Программе КПСС,— представляет собой высшую 'форму организации общественной жизни. Все производственные ячейки, все самоуправляющиеся ассоциации будут гармонически объединены в общем планомерно организованном хозяйстве, в едином ритме общественного труда». Коммунистическое произ­водство потребует организованности, четкости и дисциплины и от каждого члена общества. Наряду с коммунистической сознатель­ностью, трудолюбием, преданностью общественным интересам неотъемлемым качеством человека коммунистического общества станет высокая дисциплина.

Высокоорганизованный характер отношений коммунистиче­ского общества и означает, что коммунизм объективно требует развитых, развернутых форм общественного регулирования. Не­обходимость регулирования при коммунизме подкрепляется еще тем, что в коммунистическом обществе будут существовать орга­ны самоуправления, деятельность которых сводится к регулиро­ванию общественных отношений.

Каков же характер общественного регулирования в комму­нистическом обществе?

Общественное регулирование второй фазы коммунизма будет иметь по своей основе нормативный характер, т. е. выражаться в определенных нормах, общих правилах поведения. Программа КПСС, освещая общественное регулирование во второй фазе коммунизма, указывает на «нормы коммунистического общежи­тия», «общепризнанные правила коммунистического общежития».

Это вполне естественно. Нормативная форма — наиболее це­лесообразный способ организации общественной жизни. Она по­зволяет обеспечить на какой угодно длительный период макси­мально широкий охват общим регулированием тех или иных об­щественных отношений. Применение нормативной формы явится показателем высокой культуры общественного регулирования при коммунизме.

Правила коммунистического общежития, как подчеркивается в Программе КПСС, будут едиными нормами. Выражая требо­вания коммунистического базиса, основанного на единой комму­нистической собственности, они будут служить целям непрерыв­ного, все возрастающего прогресса человечества в условиях пол-


ного социального равенства, уничтожения последних следов со* циальных антагонизмов и конфликтов в практической жизни лю­дей, неуклонного проведения начал сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.

Правила коммунистического общежития едины также по ряду «своих свойств. У всех людей будут выработаны внутренняя потребность и привычка их неуклонного соблюдения. Все это обеспечит реализацию норм общежития без особого аппарата принуждения. Как указывается в Программе КПСС, организо­ванность, четкость и дисциплина при коммунизме «обеспечи­ваются не путем принуждения, а на основе понимания обществен­ного долга, определяются всем укладом коммунистического об­щества». Правила коммунистического общежития соединяют в единство права и обязанности. «Вся система государственных и общественных организаций,— говорится в Программе КПСС,—-воспитывает трудящихся в духе добровольного, добросовестного исполнения своих обязанностей, ведет к органическому соедине­нию прав с обязанностями в единые нормы коммунистического общежития». Наконец, нормативность правил коммунистического общежития имеет такой характер, который обеспечит последова­тельно индивидуализированное действие норм. Примером этому служит известная нам высшая социальная норма второй фазы коммунизма: от каждого — по способностям, каждому — по по­требностям. Она такова по своей природе, что мыслима только как норма, сочетающая в себе высшую нормативность (безуслов­ную обязательность ее для всех членов общества) и последова­тельно индивидуализированное действие (учет индивидуальных способностей и индивидуальных потребностей).

Внутренне единство правил коммунистического общежития не означает, однако, того, что нормативное регулирование в ком­мунистическом обществе будет однородным с точки зрения своего строения. Можно уверенно предположить, что при коммунизме сохранятся определенные разновидности неправовых социаль­ных норм — единых правил коммунистического общежития. Раз­личие задач при регулировании тех или иных сторон обществен­ной жизни, неодинаковая природа разнообразных общественных отношений потребуют использования: 1) норм коммунистической нравственности, 2) коммунистических обычаев, 3) организацион­ных норм, издаваемых органами общественного самоуправления. Последние в отличие от норм нравственности и обычаев обеспе­чат оперативное, целенаправленное регулирование, причем регу­лирование в тех областях общественной жизни, которые в непол­ной мере охватываются воздействием со стороны нравственных


принципов,—в областях материального производства, организа­ции общественного обучения и воспитания, функционирования органов общественного самоуправления и др.

При регулировании общественных отношений при коммуниз­ме (в особенности в сферах хозяйства, управленческого труда), по-видимому, в значительных масштабах будут применяться кибернетика, электронные счетно-решающие и управляющие устройства. В коммунистическом обществе многие хозяйственные^ управленческие отношения, касающиеся наиболее рациональной организации связей между предприятиями, последовательности, поставок, комплектования сложных изделий и некоторых других сторон хозяйственной жизни, будут, по всей вероятности, осуще­ствляться при помощи кибернетических устройств. Уже в настоя­щее время при помощи электронной автоматики решаются зада-* чи по отысканию оптимальных вариантов транспортировки гру­зов, организации кооперированных поставок в масштабе всей страны и др.

4. Марксизм-ленинизм об отмирании политических средств, регулирования на высшей фазе коммунизма. Проблема отмира­ния права.Научный коммунизм обосновал необходимость ис­пользования всоциалистическом обществе политических орудий регулирования общественных отношений —государства и права. Однако эта необходимость ограничена строго определенными целями и историческими рамками: политические средства регу­лирования общественных отношений требуются только для осу­ществления задач социалистической революции и построения коммунистического общества. С построением развитого коммуни­стического общества, победой и упрочением социализма на меж­дународной арене эта необходимость отпадет.

Развитому коммунистическому обществу политические сред­ства регулирования не нужны. Грандиозный уровень развития производительных сил и на этой основе полное обеспечение здо­ровых материальных и духовных потребностей людей, полное социальное равенство в обществе, высокая сознательность всех членов общества, всесторонне развитая культура, окончательное утверждение начал сотрудничества, дружбы и взаимопомощи во всех областях жизни—:эти, а также и другие черты развитого коммунистического общества исключают необходимость исполь­зования политических средств регулирования общественных отно­шений. «Коммунизм,— подчеркивается й Программе КПСС,— это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправле­ние, труд на благо общества станет для всех первой жизненной


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.