Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОННОСТЬ



1. Понятие социалистической законности. Законность, право, демократия.Социащгстщш^

права* выражающшГ1?емократический режим жизни социали­стического общества и состоящий в требованиях строгого и не­укоснительного соблюдения всеми субъектами законов и основан­ных на них подзаконных актов, полного и реального осуществле­ния субъективных прав, надлежащего, обоснованного и эффек­тивного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Главное в законности — неуклонное соблюдение и исполне­ние законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения участниками общественных отношений, полное со­ответствие их поведения предписаниям юридических норм *.

Понятие «законность» характеризует право, взятое под уг­лом зрения его практического осуществления, реального пре­творения в жизнь. Этот «угол зрения» важен для теории права в нескольких отношениях.

Во-первых, понятие «законность» выражает реалистическое отношение к праву в социалистическом обществе, к его силе и ценности. Если в буржуазном обществе правовые лозунги и фор­мулы сами по себе играют служебную роль («юридически ос­вещая» фактическое господство эксплуататорского меньшинст­ва), то в социалистическом обществе пр^во рассматривается только в плоскости его реальных функций, а значит — реальном, осуществляемом виде. Именно поэтому в трудах В. И. Ленина, в документах Коммунистической партии, в законодательных ак­тах правовые вопросы довольно часто характеризуются в каче-


1 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966, стр. 352; М. С. С т р о г о в и ч. Основные вопросы советской законности. «Наука», 1966, стр. 11.


8 Заказ 82



стве вопросов законности. О ней говорится всякий раз, когда нужно выразить состояние практического осуществления право­вых предписаний, необходимость строжайшего соблюдения норм права.

Во-вторых, в рамках «законности» реально и зримо проявля­ются свойства права. Ведь требования законности (равенство всех перед законом, неукоснительное соблюдение юридических обязанностей и др.) —это, в сущности, выражение свойств «само­го» права, его общеобязательности, нормативности, принуди­тельности. Здесь при практическом осуществлении эти свой­ства «проступают» в виде четких политикоправовых требований. Вот почему при освещении законности происходит углубление наших представлений о праве, его свойствах, принципах.

В-третьих, понятие законности позволяет связать право с другими социально-политическими институтами и прежде всего с социалистической демократией. Как самостоятельное социаль­ное явление законность выступает в качестве элемента демо­кратического политического режима.

Правда, по своим исходным элементам законность неотдели­ма от права, представляет его «аспект», «проекцию», специфи­ческое выражение его общеобязательности. В этом качестве за­конность не есть самостоятельное социальное явление. Здесь она (как и «само» право) может быть охарактеризована лишь в виде метода осуществления политической власти господствую­щего класса (трудящихся во главе с рабочим классом — в со­циалистическом обществе).

Но в условиях демократического политического режима за­конность обретает свое, самостоятельное бытие. Она выступает в виде элемента демократии2, включая не только упомянутые исходные элементы, но и развернутую систему политикоправо-вых требований. Законность в условиях демократического режи­ма, будучи элементом демократии, становится важным принци­пом государственной деятельности, всей общественно-политиче­ской жизни, важнейшим правовым принципом. В социалистиче­ском обществе этот принцип из формального превращается в-реальный. Социалистический строй обогатил, сделал подлинны­ми такие требования, как всеобщность права, верховенство за­кона, равенство всех перед законом и др.3.

2 Положение о законности как элементе демократии подробно обоснова­
но в ряде работ И. С. Самощенко (см., в частности: «Общая теория совет­
ского права». «Юридическая литература», 1966, стр. 346—350).

3 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные
институты и понятия. «Юридическая литература», 1970, стр. 520.


 

8*

I


Законность в социалистическом обществе — это ленинская законность.

Само понятие «социалистическая законность» вытекает из ле­нинской идеи единства права и его практической реализации, В. И. Ленин говорил: «То, что мы уже декретировали, мы дале­ко недостаточно еще провели в жизнь, и главная задача момен­та состоит именно в сосредоточении всех усилий на деловом, практическом осуществлении основ тех преобразований, которые уже стали законом (но не стали еще реальностью)»4. Эта же мысль четко проводится в партийных документах сегодняшнего дня: «Закон живет, действует лишь тогда, когда он исполня­ется» 5.

^g. И. Лениным разработаны и под его непосредственным ру­ководством осуществлены решающие идеи и требования социа­листической законности. К числу главных ленинских идей по во­просам законности принадлежат, в частности, положения о том, что:

kJ— неуклонное, самое строгое соблюдение и исполнение за­конов социалистического государства — закономерность социа­листической революции, всего социалистического строя; \/ — социалистическая законность предполагает суровую от­ветственность за нарушение законов, включает в себя беспощад­ную борьбу с контрреволюционерами, взяточниками, казнокра­дами, хулиганами и другими злостными правонарушителями;

— в осуществлении требований законности важнейшая роль
принадлежит широким трудящимся массам;

— борьба за законность неразрывно связана с борьбой за
культурность;

— в пределах государства законность должна быть единой
и др.6.

Приведенные ленинские идеи положены в основу ряда реше­ний руководящих органов Коммунистической партии и Совет­ского государства. На XI, XIV партийных конференциях, на XX, XXII, XXIII, XXIV съездах партии, в целом ряде нормативных актов центральных органов Советского государства со всей ре-

4 В. И. Л ен и н. Поли. собр, соч., т. 36, стр. 182.

5 Л. И. Брежнев. Речь на собрании избирателей Бауманского района
г. Москвы 12 июня 1970 г. («Правда», 1970, 13 июня).

6 Среди важнейших произведений В. И. Ленина по вопросам законности
следует выделить: «Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над
Колчаком» (т. 39); «Доклад на IX Всероссийском съезде Советов» (т. 44);
«О «двойном» подчинении и законности» (т. 45); и др. Всего насчитывается
свыше 200 работ Владимира Ильича, в которых затрагиваются вопросы со­
циалистической законности.


шимостью подчеркивалась необходимость строжайшего прове­дения в жизнь начал социалистической законности, разрабаты­вались меры по обеспечению неукоснительного соблюдения за­конов.

Коммунистическая партия рассматривает нарушения закон­ности в условиях культа личности как отступление от ленинских норм партийной и государственной жизни.

Современный этап коммунистического строительства харак­теризуется целенаправленной линией на полное и последова­тельное воплощение в жизнь ленинских идей и требований со­циалистической законности. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС подчеркивается: «Укрепление законно­сти— это задача не только государственного аппарата. Партий­ные организации, профсоюзы, комсомол обязаны делать все, чтобы обеспечить строжайшее соблюдение законов, улучшить правовое воспитание трудящихся. Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека. Это тем более относится к деятельности должностных лиц. Любые по­пытки отступления от закона или обхода его, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Не могут быть терпи­мы и нарушения прав личности, ущемление достоинства граж­дан. Для нас, коммунистов, сторонников самых гуманных идеа­лов, это — дело принципа»7.

В юридической литературе законность характеризуется при помощи раз­ных категорий. Одни определяют законность как «метод» или «принцип», другие — как «требование», третьи — как «режим».

На мой взгляд, было бы неправильным противопоставлять упомянутые категории: все они с разных сторон отражают свойства единого социально-политического явления — социалистическую законность.

Правильное же освещение взаимосвязи указанных сторон (свойств) закон­ности предопределяется решением другого, более общего вопроса — соотно­шения законности, права, демократии.

По мнению И. С. Самощенко, законность как общественно-политический режим возникает вместе с демократией. «Законность,— пишет автор,—это общественное явление, связанное лишь с определенной формой государствен­ного строя — с демократией»8. В другой работе он утверждает: нет законно­сти без демократии, нет демократии без законности 9.

7 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 80—81.

8 И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государ­
ством. Госюриздат, I960, стр. 6—12.

9 Е г о же. Ленинское учение о связи законности с демократией и его
значение для разработки теоретических вопросов законности. Ученые записки
ВИЮН, вып. 13, М, 1961, стр. 17.


В общем это правильно (тем более, если оттенить то обстоятельство, что-речь идет о законности как особом политикоправовом явлении)10. В то же время, если рассматривать законность только с точки зрения ее исходных эле­ментов, то следует признать, что эти элементы возникают вместе с правом. «Вначале возникают лишь отдельные элементы законности, в частности требо­вание соблюдения закона, адресованное ...прежде всего угнетенным классам» и. В данном случае законность (как и «само» право) не может быть охаракте­ризована через такие категории, как «принцип», «требование», «режим»; она выступает лишь в виде метода осуществления классовой политической власти..

Возникновение же законности как особого политикоправового явления сопряжено с утверждением и развитием демократического политического ре­жима. Тогда-то законность становится не только «методом», но и «принципом». ' А принцип законности выражается в системе требований. «...Принцип,— пишут О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский,— это определенное правило по­ведения, которое в понятии социалистической законности выражается в том, что все государственные органы, должностные лица, общественные организа­ции и граждане обязаны строго соблюдать законы и основанные на них нормативные акты» 12. Но если правильнее говорить о требованиях законности, то, следовательно, существует и режим законности, так как режим это и есть система определенных требований 13.

2. Основные требования социалистической законности. Госу­дарственная дисциплина.Принцип законности раскрывается в системе требований, т. е. общих обязанностей, предъявляемых субъектам.

Основные требования социалистической законности таковы: 1) Верховенство закона. Законы как акты высших предста-.вительньйГорганов социалистического государства занимают ве­дущее положение среди всех других нормативных (и индиви­дуальных) актов.

10 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966,,
стр. 347.

11 «Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные
институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. 507.

Вместе с тем авторы правильно обращают внимание на то, что и перво­начально в эксплуататорских формациях «право было все-таки некоторым заслоном от прямого произвола эксплуататоров, и при всей своей классовой ограниченности и урезанности законность рабовладельческого и феодального общества противопоставлялась прямому беззаконию и произволу эксплуата­торов» (там же, стр. 512).

12 О. С. И о ф ф е, М. Д. Шаргородский. Вопросы теории права..
Госюриздат, 1961, стр. 294.

13 Когда И. С. Самощенко утверждает, что «законность есть не требова­
ние, не обязанность, а фактически существующий режим, атмосфера общест­
венно-политической жизни в стране» («Общая теория советского права». «Юри­
дическая литература», 1966, стр. 360), то он упускает из вида, что фактиче­
ский общественно-политический режим выражается как раз в системе реально
существующих требований (его же. Охрана режима законности Советским
государством. Госюриздат, I960, стр. 15).



Правовые акты всех иных государственных органов (местных органов государственной власти, органов государственного уп­равления, органов юстиции и прокурорского надзора) должны основываться на законах и им не противоречить. Определяющее значение в правовой системе занимают акты, издаваемые пре­зидиумами Верховных Советов и высшими органами государст­венного управления и.

2) Равенство всех субъектов перед законом. На всех субъек­
тов ложится равная обязанность соблюдать юридические нормы;
все субъекты равны при осуществлении субъективных прав; все
они в равной степени ограждены от произвола государственных
органов и должностных лиц при применении юридических норм.

3) Строгое и неукоснительное соблюдение норм права субъ­
ектами.
Это одно из наиболее общих требований законности, ос­
нованное на общеобязательности юридических норм, безуслов­
ной обязательности его предписаний для всех субъектов (госу­
дарственных органов, должностных лиц, общественных органи­
заций, граждан).

Требование общеобязательности юридических норм выража­ется в первую очередь в обязанности всех субъектов строго и неукоснительно соблюдать нормы Конституции СССР.

4) Обеспечение для всех субъектов полного и реального осу­
ществления субъективных прав.
Это требование социалистиче­
ской законности ярко выражает глубоко демократический, все­
народный характер социалистического права.

Было бы неправильным сводить содержание социалистиче­ской законности к одному лишь требованию неукоснительного соблюдения субъектами возложенных на них обязанностей. Со­циалистическая законность характеризуется также и тем, что обеспечивается для всех субъектов полное и реальное осущест­вление субъективных прав (в том числе личных свобод, гаран­тий неприкосновенности личности граждан). Лишь в этом слу-

14 Подчеркивая безусловную обязательность соблюдения законов, а также подзаконных актов, издаваемых президиумами Верховных Советов и высши­ми органами государственного управления, всеми без исключения субъекта­ми, надо видеть и то, что акты, издаваемые другими органами власти и уп­равления, должны соответствовать правотворческой подзаконной компетен­ции. Значит, любой из актов, изданных «другими органами власти и управ­ления», может стать необязательным для правоприменительного органа, в ча­стности для суда «при условии, если последний сочтет, что такой акт издан органом с превышением своей компетенции. Это положение,— пишет К. И. Комиссаров,— должно учитываться при определении понятия советской социалистической законности» (К. И. Комиссаров. Задачи судебного .надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971, стр. 13).


чае достигается соответствие действий субъектов содержанию» правовых норм не только в отношении устанавливаемых ими* обязанностей, но и в отношении предусмотренных нормам». субъективных прав.

Рассматриваемое требование социалистической законности* распространяется на всех субъектов. Принципиально важное-значение принадлежит ему в области субъективных прав граж­дан: закрепленные законами и иными правовыми актами права' и свободы граждан должны реально и полно проводиться в-жизнь.

Этому требованию принадлежит существенная роль и в деле реального и полного обеспечения прав государственных органов. В частности, не должно допускаться необоснованного вмеша­тельства центральных органов государства в законную и целе­сообразную деятельность местных государственных органов.

5) Надлежащее, обоснованное и эффективное применение
права, последовательная борьба с нарушениями юридических
норм.
Это требование социалистической законности осуществля­
ется при помощи целой системы мер государственного и обще­
ственного контроля и надзора, предполагает обеспечение свое­
временного и правильного рассмотрения жалоб граждан, нераз­
рывно связано с применением мер юридической ответственности
к нарушителям норм права.

Социалистическая законность требует, чтобы любое наруше­ние закона своевременно вскрывалось и влекло за собой юри­дическую ответственность виновных лиц. Причем главное здесь состоит в достижении неотвратимости юридической ответствен­ности.

6) Исключение произвола в деятельности государственных
органов и должностных лиц при применении норм права.
Наиболее яркая и существенная черта социалистической законно­
сти состоит в том, что она направлена на исключение произвола
из общественных отношений, которые регулируются в правовом
порядке. Не случайно в повседневной жизни слово «беззаконие»
означает по существу «произвол». Ленинская законность — это
антипод произвола, принцип права, несовместимый с произ­
волом.

Малейший произвол совершенно несовместим с высокодемо­кратической природой органов социалистического государства, в том числе органов, применяющих нормы права. Демократизм государственного аппарата, его связь с массами, общественный контроль обеспечивают проведение в жизнь вышеуказанного* требования социалистической законности.


1едопущение произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц имеет и непосредственное юридиче­ское значение. Прежде всего оно состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении возложенных на государственные органы и должностных лиц юридических обязанностей, выраженных, в ча­стности, в их компетенции (уставах и положениях), т. е. в реаль­ном осуществлении одного из указанных ранее требований со­циалистической законности. Наряду с этим недопущение произ­вола является особым требованием. Применение норм права опирается на властные полномочия государственных органов и должностных лиц.

Исключение произвола из деятельности правоприменитель­ных органов и определяет (в рамках компетенции и конкретных юридических обязанностей) пределы осуществления указанных властных полномочий.

Кроме приведенных требований, отраженных в определении, существенное значение имеет всеобщность права. Это требова­ние, в соответствии с которым все основные общественные отно­шения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны полу­чить нормативноправовую регламентацию. Социалистическая законность предполагает существование законодательства, по­строенного на началах социалистической демократии.

Широкий демократизм законодательства в значительной сте­пени устраняет возможность произвола в общественной жизни. Демократизм законодательства выражается в его социальном назначении, в тех целях, которым служит право и которое в ко­нечном счете определяет главное содержание, суть законности. Важное значение принадлежит также и тому, каков круг реаль­но обеспеченных прав и свобод граждан, включая гарантии не­прикосновенности личности.

Направленность социалистического права на обеспечение интересов всего народа, интересов строительства коммунизма, широкий круг реально обеспеченных прав и свобод, дальнейшее совершенствование законодательства — все это предопределяет качественно новые черты социалистической законности.

Основные требования социалистической законности свиде­тельствуют о том, что законность представляет собой ёмкое, мно­гостороннее социально-политическое явление, не сводимое к одной лишь общеобязательности юридических норм.

Вместе с тем неуклонное соблюдение и исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами оста­ется главным в социалистической законности. Это главное отра­жается в понятии «государственная дисциплина».

!20


Государственная дисциплина в широком смысле — это стро­гое соблюдение установленных государством обязанностей все­ми государственными и общественными организациями и всеми гражданами15. Здесь внимание концентрируется на строгом исполнении обязанностей перед государством независимо от того, кто является субъектом обязанности.

Государственная дисциплина в узком смысле —это строгое соблюдение обязанностей со стороны органов государства и должностных лиц. Здесь внимание концентрируется на исполне­нии обязанностей лишь определенной группой субъектов — госу­дарственными и иными организациями в целом, их должност­ными лицами и руководителями этих организаций 16. Отдельные граждане при таком понимании государственной дисциплины не-могут быть ее субъектами.

Если государственная дисциплина в широком смысле может рассматриваться как понятие, в большей степени совпадающее с понятием социалистической законности, то государственная дисциплина в узком смысле — это лишь одно из частных прояв­лений, одна из форм социалистической законности в пределах определенного участка общественных отношений (деятельности государственного аппарата). Такими же частными проявления­ми (формами) социалистической законности являются трудовая; дисциплина, договорная дисциплина, кредитно-расчетная дис­циплина и др.

На мой взгляд, было бы целесообразным ограничить применение катего­рии «государственная дисциплина» только тем кругом случаев, когда она по­нимается в узком смысле. Во всех же остальных случаях (т. е. случаях, когда содержание государственной дисциплины в большей степени совпадает с со­держанием социалистической законности) вполне достаточно применять послед­нюю из указанных категорий (социалистическую законность). Помимо упоря­дочения терминологии это диктуется необходимостью с большей силой выде­лить отдельные формы социалистической законности и, в частности, ту из них, которая относится к деятельности государственного аппарата.

При узком понимании государственной дисциплины оказывается, что каж­дому крупному участку общественной жизни соответствует своя форма социа-

15 П. Т. Васьков. Государственная дисциплина в СССР. Госюриздат,.
1960, стр. 12—13.

16 С. С. С ту д ен ики н. Сущность и значение государственной дисципли­
ны в советском обществе. «Советское государство и право», 1956, № 2,
стр. 16—17.

Автор подчеркивает: «Речь идет.., о дисциплине тех кадров государствен­ных и общественных организаций, которые по своему служебному положению^ призваны организовать и направлять совместную деятельность работников,, выполняющих задания партии и государства в различных сферах государст­венной жизни».

121*


„диетической законности — своя дисциплина (государственная, финансовая, трудовая, воинская и др.)- Соотношение их между собой в целом совпадает л соотношением между отраслями права.

3. Законность и целесообразность. Вопрос о законности и це­лесообразности имеет два аспекта 17: а) целесообразность дей­ствующих юридических норм (и отсюда — допустимо ли отсту­пать от требований закона по мотивам целесообразности); <б) целесообразность применения юридических норм в пределах «свободы усмотрения», предоставленной законом компетентным органам. Каждый из этих двух аспектов нуждается в особом рассмотрении.

Целесообразность действующих юридических норм. Советские законы издаются на основе научного позна­ния фактов действительности, реальных требований обществен­ного развития. Поэтому советское законодательство целесооб­разно; оно включает целесообразность в качестве существенного момента своего содержания. Социалистическая законность не противопоставляется целесообразности.

Но значит ли это, что между законностью и целесообраз­ностью не может быть никаких различий? Вовсе нет. Главной чертой их взаимодействия «выступает не противопоставле­ние законности целесообразности (хотя факты такого, рода на практике иногда и бывают), а единство и различия между законностью и целесообразностью, поскольку даже самая пра­вильная политическая линия, выраженная в нормах права, спо­собна вступить со временем в противоречие с потребностями раз­вивающихся общественных отношений»18.

Известно, что отдельные нормативные акты в ходе развития общества устаревают, и если их своевременно не отменить или не заменить, они по своему содержанию перестают быть целе­сообразными. Кроме того, возможны отдельные случаи изда­ния нормативных актов, недостаточно и полно отражающих по­требности практики, потребности общественного развития.

Возможность определенных расхождений между законностью и целесообразностью вовсе не означает того, что можно отсту­пать от содержащихся в нормативных актах предписаний. До


тех пор, пока нормативный акт не отменен или не изменен, его предписания должны неукоснительно проводиться в жизнь !9.

Иное решение рассматриваемого вопроса означало бы нару­шение требований законности, оправдание возможных случаев произвола.

Другое дело, что при установлении случаев расхождения законности и целесообразности должны быть приняты незамед­лительные меры для их устранения в официальном порядке. Для этого должен быть поставлен вопрос перед соответствующими государственными органами о внесении изменений в норматив­ный акт или его отмене.

Нередко известную корректирующую роль, обеспечивающую соответствие начал законности и целесообразности, играет су­дебная (юридическая) практика. Однако это «корректирование» должно состоять не в исправлении закона, а только в его тол­ковании.

Целесообразность применения юридических норм. Применение права представляет собой государственно-властную, творческую деятельность компетентных органов, в ходе которой в рамках данных индивидуальных отношений за­вершается их регулирование. Для обеспечения этого закон в ряде случаев предоставляет судам и иным правоприменитель­ным органам известную «свободу усмотрения», т. е. возможность индивидуального регулирования тех или иных вопросов с учетом всех обстоятельств дела, особенностей ситуации. Вот здесь-то целесообразность приобретает иное значение — значение веду­щего начала, обеспечивающего правильное, законное решение и, стало быть, последовательное проведение принципа закон­ности.

Нужно, однако, подчеркнуть, что идивидуальное регулирова­ние, выражающее «свободу усмотрения» компетентных органов, всегда строго ограничено законом (например, в уголовном зако­не указывается низший и высший предел наказания за данное преступление). Кроме того, в юридических нормах содержатся оценочные понятия (указания на «крупный ущерб», «производ­ственный риск» и т. д.), которые служат своего рода ориентиром


 


17 В. М. Чхиквадзе. Государство, демократия, законность. Ленинские;1
идеи и современность. «Юридическая литература», 1967, стр. 393. ,'

18 Л. С. Г а л е с н и к. Нормы права и практика коммунистического стро­
ительства. Сб. «Вопросы общей теории советского права». Госюриздат, 1960,1
стр.37.


19 Вместе с тем следует иметь в виду, что «правовые положения, при­нятые в определенный период и сохранившие свою нормативную силу в по­следующие периоды, применяются лишь к тем новым фактам, которые обни­маются этими положениями. Они теряют свое практическое значение и их нельзя применять к фактам, ими не предусмотренным» (П. Е. Нед бай л о. Вопросы обоснованности и целесообразности применения норм советского пра­ва. Указ. соч., стр.333).


вынесении правоприменительным органом целесообразного решения.

4. Социалистический правопорядок. Это состояние упорядо­ченности общественных отношений, выражающее реальное, прак­тическое осуществление требований социалистической законно­сти. Правопорядок представляет собой именно «состояние поряд­ка» в общественных отношениях, которое складывается в ре­зультате действия законности, претворения ее требований на практике, в реальной жизни20.

Правопорядок является частью общественного порядка, т. е. того состояния упорядоченности (организованности) обществен­ных отношений, которое наступает вследствие функционирова­ния всей системы общественного регулирования, действия всей ■системы социальных норм21.

., Главная отличительная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, тре­бования социалистической законности. Свойства и принципы права, выраженные в режиме законности в виде системы требо­ваний, на уровне правопорядка как бы материализуются22 в системе реальных правовых отношений, субъективных прав и обязанностей2*.

Особенности правопорядка соответствуют свойствам права, правовым принципам, требованиям социалистической закон­ности.

Социалистический правопорядок характеризуется: 1) единой организованностью, слаженностью общественных отношений, их

20 «Та часть общественного порядка, которая охватывает волевые отно­
шения, складывающиеся в результате соблюдения (исполнения, применения)
норм права, образует правопорядок» («Марксистско-ленинская общая теория
государства и права. Основные институты и понятия». «Юридическая литера­
тура», 1970, стр. 536).

21 Правопорядок, по мнению Е. А. Фролова, является «правовой оболоч­
кой» нормальных фактических отношений, служа формой их упрочения, не­
зыблемости, средством их обеспечения «от просто случая и просто произвола».
(Е. А. Фролов. Объект уголовноправовой охраны и правопорядок. «Про­
блемы советского уголовного права и криминологии». Сборник ученых трудов
СКЖ Свердловск, 1971, стр. 15—16).

22 В. В. Борисов верно отмечает, что «правовой порядок представляет со­
бой итоговый момент, завершающее звено правовой системы» (В. В. Бори­
сов. Правопорядок советского общества и пути его укрепления. «Вопросы
теории государства и права», вып. 2, Саратов, 1971, стр. 55).

23 «Законность непосредственно примыкает к закону и его соблюдению,
правопорядок — к осуществлению субъективного права, юридической обязан­
ности» («Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основ­
ные институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. 544).


устойчивостью; 2) определенностью их содержания; 3) их со­гласованностью, гармоничностью, системностью; 4) их кре­постью, обеспеченностью; 5) возможностью их целенаправлен­ного изменения (динамизмом). При этом специально следует указать на то, что социалистический правопорядок характери­зуется устойчивостью, стабильностью складывающихся отноше­ний: граждане, общественные и иные организации твердо уве­рены, что возникающие правовые отношения не будут отменены или изменены без законных оснований; вместе с тем действие нормативных актов принципиально не распространяется на отно­шения, возникшие до издания актов («закон обратной силы не имеет»).

В социалистическом правопорядке реально воплощаются -специфическое «правовое» содержание и правовые принципы. Именно поэтому социалистическому правопорядку свойствен вы­сокий уровень личных гарантий граждан, обеспечивающих их личную свободу. Среди этих гарантий следует указать на нали­чие таких институтов, как неприкосновенность личности, недо­пустимость привлечения к уголовной ответственности без доста­точных к тому оснований, недопустимость ареста без законных -оснований и санкции прокурора, презумпция невиновности по уголовным делам, право граждан на защиту и др.

Важно подчеркнуть, что социалистическая законность в каче­стве закономерного, неизбежного результата своего действия ■предполагает наличие устойчивого, слаженного, подлинно демо­кратического правопорядка. Это и понятно. Социалистическая 'законность характеризуется максимальным развертыванием тре­бований, относящихся к содержанию этого принципа, к особен­ностям социалистического права в целом. Одним из таких тре­бований является активная борьба за законность, борьба с на­рушениями правовых норм. А при таких условиях закон­ность неизбежно претворяется в фактических отношениях, пол­ностью соответствующих свойствам и содержанию юридических норм.

Укрепление социалистической законности в период перехода к коммунизму означает в то же время и укрепление социалисти­ческого правопорядка. Как подчеркивается в Программе КПСС, в период коммунистического строительства «большое значение -приобретает дальнейшее укрепление социалистического право­порядка, совершенствование правовых норм, регулирующих хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную рабо-

?ту, содействующих решению задач коммунистического строитель-

?ства и всестороннему расцвету личности».


5. Гарантии законности. Это те средства, при помощи кото­рых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований социалистической законности.

Гарантии — это не нечто внешнее к законности, а необходи­мый, конститутивный момент в самом ее существовании. Без надлежащих гарантий нет ни права, ни законности (в этом, в частности, и состоит глубокий смысл ленинского положения о том, что право ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению юридических норм).

Все гарантии социалистической законности могут быть под­разделены на две большие группы: а) обилие (общественно-поли­тические); б) специа^хьдые (юридические).

Общие (общественно-политические) — это экономические, идеологические, политические условия, в которых функционирует правовая система. Они определяют общую атмосферу («кли­мат») существования и реализации норм права, престиж и авто­ритет права, его действенность и эффективность.

Общие гарантии законности могут быть подразделены на: а) экономические, б) идеологические, в) политические.

Экономические гарантии. К экономическим гарантиям отно­сятся рост и расширение общественной социалистической собст­венности, неуклонное увеличение национального достояния в социалистическом обществе, дальнейший подъем материальной обеспеченности всего населения.

Идеологические гарантии. Сюда относится марксистско-ле­нинское воспитание широких масс, повышение коммунистиче­ской сознательности. Ленинское указание о неразрывной связи-законности и культурности является ключом, позволяющим ре­шать коренные вопросы дальнейшего укрепления социалистиче- | ской законности. Чем выше уровень идейно-воспитательных мероприятий, марксистско-ленинского образования, эмоциональ­ного воспитания и др., тем глубже внедряются в жизнь социа­листического общества требования социалистической законности.

Политические гарантии. Среди политических гарантий перво- § степенное значение принадлежит деятельности Коммунистиче­ской партии, последовательному проведению в жизнь ленинских норм партийной жизни. Гарантиями законности является даль­нейшее развертывание социалистической демократии и, в част­ности, вовлечение в работу государственного аппарата широких трудящихся масс, их общественных организаций. Существенной гарантией законности является общий подъем политической активности трудящихся.

Специальные (юридические) — это особые, закрепленные


в юридических нормах, правовые средства, непосредственно на­правленные на обеспечение социалистической законности. Они входят в самое содержание социалистического права, так или йна'че охватываются действующими юридическими нормами. По своей природе юридические гарантии представляют собой такие «внутренние механизмы», назначение которых и состоит в гаран­тировании реального осуществления требований социалистиче­ской законности24.

Решающим в правовых средствах обеспечения законности, их ядром является государственное принуждение, осуществляе­мое на основе юридических норм в необходимых процессуальных формах. Вместе с тем гарантии законности выражают также другие свойства и особенности права, охватывают и иные сло­жившиеся в праве обеспечительные меры.

Основные специальные гарантии социалистической законно­сти могут быть подразделены на следующие шесть главных ви­дов (в наиболее краткой формулировке): общее закрепление; •обеспечение реализации; предупреждение; контроль и рассле­дование; .восстановление; воздействие.

Общее закрепление (прямое нормативноправовое закрепле­ние требований законности). Сам факт четкого и ясного закреп­ления требований законности (верховенства закона, равенства всех перед законом и др.), а также — что еще более важно — последовательное воплощение этих требований во всем норма­тивном материале является одним из существенных средств, обеспечивающих принцип законности.

Обеспечение реализации (организационные и юридические средства, направленные на обеспечение надлежащей реализации юридических норм). Немаловажное значение принадлежит здесь средствам, направленным на обеспечение совершенства законо­дательства, всей системы нормативных юридических актов.

Для того чтобы законодательство было совершенным, оно должно поспевать за жизнью, систематически обновляться и на­ряду с этим быть устойчивым. Это в большей мере исключает возможность нарушений норм права по мотивам «целесообраз­ности», «устарелости закона» и т. п. Причем должно быть до­стигнуто настолько полное правовое урегулирование обществен­ных отношений, чтобы не оставалось возможности творить произвол без нарушения действующих законов. Совершенство

24 О юридических гарантиях см.: П. Т. Васъков. Юридические гаран­тии социалистической законности. «Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1966 год». Свердловск, 1968, стр. 19—21.


законодательства проявляется в степени кодифицированности законодательства, а также в том, насколько обеспечивается пра­вильное и единообразное понимание норм права. Это зависит от ясности и определенности формулировок в нормативных актах, от четкости положении, регламентирующих рамки и объем толкования, от своевременности и полноты разъяснения нормативных положений, использования аналогии и ряда других моментов — т. е. всего того, что исключает саму возможность различного понимания содержания норм права, а отсюда непра­вильного или даже произвольного их применения.

Если подойти к рассматриваемой гарантии с несколько иных, более широких позиций, то она может быть охарактеризована как высокая юридическая культура в обществе, которая вклю­чает в себя не только совершенство законодательства, но и уро­вень, качество работы органов, применяющих юридические нор­мы, в частности соблюдение ими процессуальных правил, а так­же степень политической зрелости и специально-правовой под­готовки кадров. Значение юридической культуры для обеспече­ния законности выражается и в уровне знания и понимания права всем населением, в сложившемся чувстве уважения к за­кону, короче — в уровне правосознания народа.

Предупреждение (средства превентивного, обеспечительного характера). В социалистическом праве существует система та­ких гарантий, которые призваны предупредить возможные нару­шения законности, оградить интересы заинтересованных лиц. К их числу относятся меры запрещения — в административном праве; меры обеспечения исполнения обязательств (гарантии, залог и др.)—в гражданском праве; обеспечительные меры — в процессуальных отраслях и т. д.

Контроль и расследование (средства наблюдения и надзора за соблюдением юридических норм, установления и расследова­ния фактов правонарушений). Сюда относятся средства, при помощи которых обеспечивается своевременное и точное уста­новление фактов нарушений социалистической законности. До­стигается это при помощи контрольно-надзорных мер, призван­ных предупредить нарушения законности, а при нарушении — незамедлительно установить противоправовой факт.

Контрольно-надзорные меры охватывают конституционный контроль высших органов государственной власти, народный контроль, ведомственный контроль, надзор, осуществляемый органами прокуратуры, контроль высших судебных органов.

К таким контрольно-надзорным мерам примыкают праврвые средства, предоставленные гражданам и социалистическим ор.га-


низациям, а также специальным государственным органам и общественным организациям для охраны субъективных прав против правонарушителей. Такими средствами, в частности, яв­ляются жалоба потерпевшего, которую соответствующие госу­дарственные органы обязаны рассмотреть в установленный срок; иск, направляемый в судебные органы для защиты прав в уста­новленных законом случаях; протест прокурора, заявляемый по просьбе потерпевшего или по инициативе прокуратуры; пред­ставления должностных лиц и общественных организаций в со­ответствующие государственные органы, решающие данное дело, и др.

Наконец, рассматриваемый вид гарантий законности вклю­чает меры расследования правонарушений, проводимые орга­нами Министерства внутренних дел, прокуратурой, ведомствен­ными инспекциями и органами дознания.

Восстановление (меры защиты, направленные на обеспече­ние восстановления нарушенного права, реального исполнения юридической обязанности). Они применяются в качестве реак­ции за совершенное правонарушение, нацеленной на удовлетво­рение интересов потерпевшего. Главная задача здесь — восста­новить нарушенное состояние, по возможности привести обще­ственные отношения к такому положению, которое существовала до нарушения (изъятие у незаконного владельца по решению суда имущества; отобрание ребенка по решению суда; принуди­тельное исполнение юридической обязанности и др.).

Штрафное воздействие (меры правовой ответственности, при­меняемые к правонарушителю за совершенное виновное проти­воправное деяние). В отличие от других государственно-прину­дительных средств, в том числе в отличие от мер защиты, меры ответственности преследуют цель в установленном законом объеме и порядке оказать на виновного штрафное воздействие — возложить на него обязанность претерпевать определенные ли­шения (наказание — в уголовном праве; штраф — в администра­тивном праве; неустойка — в гражданском праве и т. д.).

Заказ 82


Глава VIII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.