2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций)……………………………………………………………………31
3. Методические указания (рекомендации) и варианты домашнего задания для студентов заочной формы обучения……………………………..53
4. Контроль знаний (тестовые задания, вопросы к зачету и к экзамену, образец билета)…………………………………………………………64
5. Сведения о ППС………………………………………………………..72
6. Интерактивные методы и инновационные технологии, используемые в образовательном процессе…………………………………………….73
7. Дополнительный материал (словари, глоссарии)……………………77
Паспорт программы дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования 40.03.01 «Юриспруденция» профиль 40.03.01.01 «Государственно-правовой профиль», 40.03.01.02 «Гражданско-правовой профиль», 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль», 40.03.01.06 «Финансово-правовой профиль», 40.03.01.08 «Информационно-правовой профиль» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 464.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б 3. Б.2 «История отечественного государства и права» относится к Б3 Профессиональному циклу образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» базовой части.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:(в соответствии с ОП ВО)
Формируемые компетенции
Осваиваемые
знания, умения, владения
Код
Наименование
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-3
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
З - структуру и содержание правового мышления;
- формально-логические, языковые, содержательно-методологические и этические требования и нормы, предъявляемые к интеллектуальной деятельности человека в области осознания отечественного историко-правового;
- способы восприятия, анализа, сопоставления, сравнения, обобщения правовой информации;
- имеет представление о процедуре целеполагания при постановке историко-правовой проблематики.
У - воспринимать, анализировать, сопоставлять, обобщать информацию об эволюции государственно-правовых институтов в России;
- ставить цели в сфере историко-правовых исследований и выбирать пути их достижения с помощью общенаучных и специальных юридических методов;
- рассуждать об историко-правовых проблемах логично, критично, аргументировано.
В - Основными приемами мыслительной деятельности (обобщением, систематизацией, классификацией, конкретизацией, сравнением, сопоставлением и т.п.)
Навыками формулирования целей, генерации и оценки вариантов ее достижения, определения необходимых ресурсов и построения плана действий при проведении историко-правовых исследований.
ОК-8
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
З - основные положения и методы, сущность и содержание основных понятий социальных, гуманитарных и экономических наук в целях решения историко-правовых проблем
У- использовать методы гуманитарных и социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, включая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания государственно-правовых явлений;
- анализировать и оценивать закономерности государственно-правовых процессов и явлений; применять полученные знания по дисциплине для интеллектуального развития,
- Воспринимает, сопоставляет, сравнивает государственные и правовые институты России на разных этапах общественного развития.
В -Знаниями о способах приобретения, хранении, передачи политико-правового опыта, базисных юридических ценностей;
-приемами ведения дискуссии и полемики по поводу историко-правовых проблем;
-специальной историко-правовой терминологией.
ОК-9
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
З - основные положения и методы, сущность и содержание основных понятий, значимые проблемы и процессы категорий и институтов истории отечественного государства и права;
- средства и методы анализа историко-правовых проблем и процессов.
У - логически мыслить, вести научные дискуссии по историко-правовым проблемам;
- проводить хронологические параллели с использование сравнительно-правового метода;
- преобразовывать историко-правовую информацию в теоретическое знание в виде концептуальных обобщений;
- анализировать факты из истории отечественного права и государства в исторической ретроспективе.
В -навыками и методами анализа источников права на различных этапах отечественной истории;
- навыками проведения аналитических исследований по теоретическим и практическим вопросам истории отечественного государства и права;
- методологией сравнительно-правового исследования.
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности
(указывается вид профессиональной деятельности)
ПК-2
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
З - основные закономерности взаимодействия человека и социума, направленные на формирование определенного уровня правосознания и правовой культуры общества и индивида;
- основные историко-правовые дефиниции, формирующие базовые представления о праве и государстве на современном этапе;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и функции;
- структуру, виды, функции правосознания;
- элементы социальной сферы, формирующие правовую культуру общества на различных периодах развития.
У - характеризовать правовое мышление и правопонимание как виды познавательной деятельности на различных исторических этапах;
- осуществлять профессиональную практическую /познавательную деятельность по собственной инициативе;
- оперировать историко-правовыми понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, исходя из усвоенного исторического опыта развития государственно-правовых институтов;
- анализировать, толковать правовые нормы, содержащиеся в исторических нормативно-правовых актах;
- воспринимать, сопоставлять, сравнивать правовые явления и факты в их историческом развитии;
- интерпретировать исторические социальные явления с точки зрения их правового значения;
- интегрировать знания из разных областей для решения профессиональных задач в сфере истории отечественного государства и права;
- анализировать ценностные характеристики права и их влияние на формирование общего уровня правовой культуры.
В - юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений;
- навыками профессионального общения и развития;
- начальными (элементарными) навыками психолого-педагогического воздействия на окружающих с помощью правовых средств: убеждения, поощрения, наказания и т.п;
- способностью взаимодействовать с людьми, окружающей средой для эффективного осуществления любой профессиональной деятельности.
ПК-9
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
З - юридическое понятие и содержание чести и достоинства личности,
- историю становления института зашиты прав и свобод личности в России;
- исторические этапы и формы конституционно-правового закрепления прав и свобод личности в России;
- основные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий истории отечественного государства и права, которые способствуют формированию уважения чести и достоинства личности и способности защищать права и свободы человека и гражданина
У - разграничивать понятия прав и свобод человека и гражданина в исторической ретроспективе,
- анализировать и комментировать законопроекты и нормативно-правовые акты, содержащие нормы о защите прав человека и разработанные в России в 18-20 вв.
В - навыками анализа и толкования нормативно-правовых актов, содержащих нормы о защите прав и достоинства личности,
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, принятия необходимых мер с целью обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- информацией о тенденциях мирового, регионального и внутригосударственного развития различных процессов, оказывающих влияние на становление и развитие правозащитного механизма;
- навыками аналитического исследования международных и российских правовых актов в области защиты прав человека
ПК-19
способность эффективно осуществлять правовое воспитание
З - основные дефиниции, формирующие базовые представления о правовом воспитании личности: правовое воспитание, правосознание, уровни правосознания, правовая культура и т.п.;
- общие представления о формах, методах, средствах правового воспитания.
У - давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов с точки зрения законности и правопорядка, уважения к праву
и закону;
- применять техники самовоспитания, связанные с личным опытом, собственным анализом государственных и правовых явлений;
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать правовые нормы;
- воспринимать, сопоставлять, сравнивать правовые явления и факты.
В - навыками профессионального общения и развития;
- юридической терминологией;
- начальными (элементарными) навыками психолого-педагогического воздействия на окружающих с помощью убеждения, поощрения, наказания и т.п.;
- обладает элементарными навыками эффективного проектирования собственной деятельности, воздействующей на сознание и поведение окружающих с целью формирования у них позитивных представлений о правовых явлениях, законопослушном поведении и т.п.
1.4 Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
Перечень последующих дисциплин, видов работ
- Отечественная история
- История государства и права зарубежных стран
- Теория государства и права
- Римское право
- Конституционное право
- Гражданское право
- Уголовное право
- Административное право
- Юридическая антропология
- Правовая ментальность
- Уголовно-процессуальное право
- Гражданско-процессуальное право
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Объяснительно-иллюстративный метод(монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала)
О-И
Интерактивный метод «мозговой штурм»
Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков.Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала.
МШ
Интерактивный метод «сократовский диалог»
Сократический диалог или «Сократовский метод» состоит в том, чтобы, задавая последовательно вопросы, подвести студента к определенному правильному утверждению. Это позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога. Вопросы может задавать не сам преподаватель, а студенты в рамках работы малых групп или каждый индивидуально.
СД
Интерактивный метод «работа в малых группах»
Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов.
РМГ
Творческие заданияиспользуются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах.
ТЗ
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекции
1 курс, 1 семестр
1-6
Модуль 1: «Становление российской государственности и права (IX - нач.XVIв.)»
1-2
Лекция 1: «Древнерусское государство: особенности формирования, структура государственного аппарата и становление права»
1. Образование Древнерусского государства.
2. Государственный механизм Древней Руси.
3. Становление древнерусского права. Источники древнерусского права.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
3-4
Лекция 2: «Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Новгородская и Псковская феодальные республики»
1. Особенности государственной организации в Новгороде и Пскове.
2. Гражданское и уголовное право по Псковской судной грамоте 1467г.
3. Судебный процесс по Псковской судной грамоте 1467г.
М
П
ПБ
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
5-6
Лекция 3: «Образование Русского централизованного государства и единой правовой системы»
1. Формирование аппарата управления централизованного государства. 2. Формирование общерусского права. Судебник 1497г.
М
П
ПБ
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
7-8
Лекция 4: «Государство и право России в период сословно-представительной монархии (середина ХVI –ХVIIв.»
1. Государственный строй России в середине XVI- XVII вв.
2. Источники русского феодального права. Судебник 1550 года и Соборное Уложение 1649 года.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
9-18
Модуль 2: «Государственно-правовое развитие Российской империи»
9-10
Лекция 5: «Формирование абсолютизма в России (конец XVII-XVIII вв.)»
1. Государственные реформы XVIII в.: сущность и основные итоги. Просвещенный абсолютизм в России.
2. Правовая система России в период складывания абсолютизма.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
11-12
Лекция 6: «Государство и право России в первой половине XIX века»
1. Реформирование государственного аппарата.
2. Кодификация российского права в первой половине XIXв.: основные этапы и результаты.
М
П
ПБ
МШ
СД
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
13-14
Лекция 7: «Государство и право России во второй половине XIX в.»
1. Великие буржуазные реформы второй половины ХIХ в.: концепция и государственно-правовые итоги.
2. Контрреформы конца ХIХ в.
3. Основные изменения в правовой системе России.
М
П
ПБ
МШ
СД
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
15-16
Лекция 8: «Трансформация российского государства и права в начале XX в.»
1. Изменения в государственного строя России в начале XX в.
2. Столыпинская аграрная реформа: цель, правовая база, значение.
3. Развитие права в начале ХХ в.
М
П
ПБ
МШ
СД
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
17-18
Лекция 9: «Революция 1917 г. и ее влияние на государственно-правовое развитие России»
1. Государственное развитие России с февраля по октябрь 1917 г. Основные изменения в государственной системе.
2. Правовая политика Временного правительства.
М
П
ПБ
МШ
СД
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
1 курс, 2 семестр
24-29
Модуль 1: «Формирование Советского государства и права (1917-1940 гг.»
24-25
Лекция 10: «Создание Советского государства (октябрь 1917 г. – 1921 г.»
1. Государственное строительство в первые месяцы советской власти.
2. Реорганизация советского государственного аппарата в период гражданской войны.
3. Становление советской судебной системы.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
26-27
Лекция 11: «Становление Советского права (1917-1921 гг.)»
1. Понятие и источники советского права.
2. Кодификация советского права в 1918 году.
М
П
ПБ
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
28-29
Лекция 12: «Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.)»
1. Национально-государственное строительство. Образование СССР.
2. Судебная реформа 1922 года.
3. Особенности кодификации советского права периода НЭПа
М
П
ПБ
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
30-31
Лекция 13: «Государственно-правовое развитие СССР в 30-х годах ХХ века»
1. Государственный механизм в 1930-е годы.
2. Реорганизация судебной системы.
3. Основные тенденции развития советского права в 1930-е годы.
М
П
ПБ
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
32-41
Модуль 2: «Развитие советского государства и права в 1940-х гг. – конце ХХв.»
М
П
ПБ
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
32-33
Лекция 14: «Советское государство и право в годы Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941-1953гг.)»
1. Реорганизация государственного аппарата и судебной системы СССР в годы Великой отечественной войны.
2. Основные тенденции в развитии советского права в годы Великой отечественной войны.
3. Системы управления СССР в 1945-1953гг.
4.Общая характеристика советского права в послевоенные годы.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
34-35
Лекция 15: «Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х – середина 60-х гг.)»
1. Перестройка государственного аппарата и переход к территориально-производственной системе управления.
2. Кодификация советского права.
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
36-37
Лекция 16: «Советское законодательство второй половины 60-х – первой половины 80-х годов»
1. Особенности кодификации советского законодательства.
2. Систематизация жилищного законодательства.
3. Основы семейного и трудового права.
4.Основные тенденции развития уголовного права.
М
П
ПБ
ПК-2
ПК-9
ПК-19
38-39
Лекция 17: «Советское государство и право в период перестройки и распада СССР»
1. Государственно-политические реформы периода «перестройки»
2. Причины и государственно-правовые последствия распада СССР.
3.Основные тенденции развития права в период «перестройки».
М
П
ПБ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
40-41
Лекция 18: «Модернизация российского государства и права в 1990-е – 2000-е годы»
1. Конституционный кризис 1992-1993 г. и его правовые последствия.
2. Основные положения Конституции РФ 1993г.
3. Российское законодательство переходного периода.
4. Судебная реформа.
М
П
ПБ
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Практические занятия /семинары
1 курс, 1 семестр
1-8
Модуль 1: «Становление российской государственности и права (IX - нач.XVIв.)»
1-2
Семинар 1 Древнерусское государство и его правовая система (IX-XII вв.). «Русская Правда».
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Образование и государственный строй Древней Руси:
а) Проблемы образования и типологии Древнерусского государства.
б) Система государственного управления.
в) Правовое положение населения.
2. Становление древнерусского права:
а) Характеристика источников древнерусского права.
б) История создания, списки и редакции «Русской Правды».
3. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде».
а) Регулирование имущественных отношений.
б) Особенности обязательственного права.
в) Виды договоров и порядок их заключения.
г) Наследственное право.
4. Уголовное право по «Русской Правде»:
а) Понятие и классификация преступлений.
б) Система наказаний.
5. Процессуальное право.
а) Общая характеристика и особенности судебного процесса.
б) Виды доказательств в судебном процессе.
Разбор практических ситуаций (решение задач по Русской Правде)
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
3-4
Семинар 2 «Псковская и Новгородская феодальные республики. Развитие права Северо-Западной Руси»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Исторические особенности становления Новгородской и Псковской феодальных республик.
2. Государственный механизм Новгородской и Псковской феодальных республик.
3. Правовое положение населения Новгорода и Пскова.
4. Происхождение, источники и особенности Псковской Судной грамоты (ПСГ) 1467г..
5. Гражданское право по ПСГ.
а) Право собственности.
б) Регулирование обязательственных отношений.
в) нормы наследственного права.
6. Уголовное право по ПСГ.
а) Понятие, виды и составы преступлений.
б) Цель и виды наказаний.
7. Процессуальное право по ПСГ: особенности судебного процесса и система доказательств.
Разбор конкретных практических ситуаций (решение задач по Псковской Судной грамоте)
Д
Э
ПБ
И
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
5-6
Семинар 3 Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (Х1V – середина ХV1 века)
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Формирование системы государственного управления Московского государства.
а) Эволюция верховной государственной власти и ее правовое оформление.
б) Природа, принципы формирования и сферы деятельности Боярской (царской) думы.
в) Центральные и местные органы управления.
2. Общая характеристика права:
а) Происхождение, источники и структура Судебника 1497 года.
б) Изменение правового положения основных социальных групп населения по Судебнику 1497 года.
3. Гражданское право по Судебнику 1497 года.
а) Регулирование имущественных отношений.
б) Обязательственное право. Регулирование гражданско-правовых договоров.
в) Виды и порядок наследования.
4. Уголовное право по Судебнику 1497года.
а) Развитие понятия преступления, классификация преступлений.
б) Цель и система наказаний.
5. Особенности судебной системы Русского централизованного государства.
6. Процессуальное право: характер и виды судебного процесса, система доказательств.
Д
Э
ПБ
И
ТЗ
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
7-8
Семинар 4 «Сословно-представительная монархия в России (середина ХV1 –ХVП вв.). Соборное Уложение 1649 года»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Особенности сословно-представительной монархии в России. Формирование сословно-представительных органов, их характеристика.
2. Государственные реформы середины XVI- середины XVII вв.
3. Общая характеристика источников русского феодального права (Судебник 1550 г., Стоглав 1551г., Соборное Уложение 1649 г.).
4.Особенности регулирования имущественных отношений в Соборном Уложении 1649 г. Право собственности.
5. Основные тенденции развития обязательственного права. Порядок заключения и виды договоров.
6. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.: понятие и классификация преступлений, цели и виды наказаний.
7. Развитие процессуального права в Соборном Уложении 1649 г.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
9-18
Модуль 2: «Государственно-правовое развитие Российской империи»
9-10
Семинар 5 Государство и право России в период формирования абсолютизма (конец ХVП - ХVШ вв.)
1.Сущность, правовая природа, формы и особенности российского абсолютизма. Просвещенный абсолютизм в России.
2.Государственные реформы первой трети XVIII в. Основные тенденции в развитии системы государственного управления.
3. Судебные реформы 1719 г. и 1775 г.
4. Сословные реформы XVIII века.
5. Формирование административного права и его источники.
6. Общая характеристика гражданского права: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.
7. Уголовное право по Артикулу воинскому 1715г.: развитие понятия преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний.
8. Процессуальное право по Краткому изображению процессов 1715 года: стадии, форма и порядок ведения процесса, система доказательств.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
11-12
Семинар 6 «Государство и право России в первой половине ХIХ века»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1.Планы преобразования и реформы государственного управления начала ХIХ века.
2. Эволюция сословной системы.
3. Цели, способы, результаты и значение кодификации российского права в первой половине ХIХ века.
4. Гражданское право по Своду действующих законов:
а) Вещное право: право собственности, право владения, сервитуты.
б) Обязательственное право.
в) Семейное и наследственное право.
5. Уголовное право по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845года.
а) общее понятие и система преступлений.
б) цели и классификация наказаний.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
13-14
Семинар 7 «Государство и право России во второй половине Х1Х века»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Отмена крепостного права. Изменение правового статуса российских крестьян.
2. Земская и городская реформы.
3. Судебная реформа 1864 года.
4. Контрреформы 1870-1890 гг.
5. Развитие российского права:
а) эволюция гражданского права;
б) редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1866 и 1885г.;
в) становление фабричного законодательства;
г) процессуальное право второй половины XIXв.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
15-16
Семинар 8 «Трансформация государственного аппарата и правовой системы России в начале ХХ века»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Оформление конституционной монархии в России. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905г.
2. Реорганизация системы высших органов государственного управления по «Своду основных государственных законов» от 23 апреля 1906 г.
3. Развитие избирательного права.
4. Столыпинская аграрная реформа и ее влияние на правовое положение крестьян.
5. Основные тенденции развития российского права в начале ХХ в.: уголовное, фабричное, крестьянское, административное, банковское законодательство
Разбор конкретных практических ситуаций (решение задач по Уставу уголовного судопроизводства и Уставу гражданского судопроизводства)
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
17-18
Семинар 9. «Развитие российской государственности и права от февраля к октябрю 1917года»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Февральская революция 1917года и крах российской монархии.
2. Трансформация государственного аппарата. Двоевластие в России. Петроградский Совет и Временное правительство.
3. Государственные преобразования Временного правительства.
4. Форма государственного единства Российской империи.
5. Правовая политика Временного правительства.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
1 курс, 2 семестр
24-29
Модуль 1: «Формирование советского государства и права»
Семинар 10. «Становление Советского государства (октябрь 1917 – 1020 гг.)»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Формирование советского государственного аппарата: высшие органы государственной власти, местные советы (октябрь 1917 г. – лето 1918 г).
2. Всероссийское Учредительное собрание: история идеи, организация выборов, состав депутатов, его значение для российского конституционализма.
3. Становление советской судебной системы (общие суды, революционные трибуналы, органы чрезвычайной юстиции).
4. Изменения в системе государственных органов в годы гражданской войны (1918-1921 гг.). Создание и деятельность чрезвычайных органов власти.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 11 «Конституция РСФСР 1918 года»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. История создания и принятия Конституции РСФСР 1918 г.
2. Проблема советской демократии в Конституции РСФСР 1918 г. Избирательное право.
3. Система органов государственной власти и управления.
4. Конституционно-правовой статус личности по Конституции РСФСР 1918 г.
5. Конституционные принципы и особенности федеративного устройства РСФСР.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
26-27
Семинар 12. «Формирование советского социалистического права (1917 г. – 1921г.)»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Источники социалистического права.
2. Изменения в гражданском праве.
3. Становление земельного права.
4. Формирование трудового права и его первая кодификация: Кодекс законов о труде 1918 г.
5. Регулирование семейных отношений и основные положения Кодекса законов об актах гражданского состояния 1918 г.
6. Уголовное право. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г.
Д
Э
ПБ
И
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 13. «Образование СССР. Конституция СССР 1924 года»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Образование СССР: причины, предпосылки, основные этапы и правовая основа.
2. История принятия и общая характеристика Основного закона (Конституции) СССР 1924 года.
3.Проблема государственного суверенитета и взаимоотношений центральной власти и республик в Конституции СССР 1924 года.
4.Структура и полномочия высших органов власти и управления Союза и союзных республик.
5. Судебная реформа 1922 г. Изменения в судебной системе по Конституции СССР 1924 г
Д
Э
ПБ
И
ТЗ
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
29-30
Семинар 14: Советское право в период НЭПа (1921-1929гг.)
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Основные тенденции развития советского права и его кодификация в годы НЭПа.
2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года:
а) общая характеристика Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.;
б) особенности регулирования вещных прав;
в) обязательственное право;
г) наследственное право.
3. Основные положения Кодекса законов о труде 1922 года.
4. Кодификация земельного права.
5. Уголовный кодекс РСФСР 1922г.
а) Общая характеристика УК РСФСР 1922 г.;
б) понятие и система преступлений;
в) понятие и общие начала применения наказания, порядок определения мер наказания и виды наказания.
6. Кодификация процессуального права.
Д
Э
ПБ
И
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 15 «Развитие советской правовой системы в 30-х годы ХХ века»
1. Источники и основные тенденции в развитии правовой системы СССР.
2. Новеллы гражданского и хозяйственного право.
2. Земельное и колхозное право. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.
3.Основные изменения в трудовом праве.
4.Советское уголовное и уголовно-процессуальное право. Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1938 г.
Д
Э
ПБ
И
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
32-41
Модуль 2: «Развитие советского государства и права в 1940-х гг. – конце ХХв.»
Семинар 16. «Конституция СССР 1936 года»
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. История принятия и общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
2. Общественное устройство СССР. Избирательная система.
3. Государственное устройство по Конституции СССР 1936 г., изменения в конституционно-правовом статусе союзных республик.
4. Высшие органы государственной власти и управления. Реорганизация системы органов советской власти.
5. Конституционно-правовой статус личности.
6. Судебная система и прокуратура.
Э
П
Д
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
33-34
Семинар 17. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (июнь 1941- март 1953г.)
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1.Изменения в системе органов государственной власти и управления в годы ВОВ. Чрезвычайные органы управления.
2. Право военного времени:
а) изменения в колхозном и трудовом праве;
б) уголовное право военного времени.
3. Реорганизация государственного аппарата в послевоенные годы.
4.Общая характеристика развития советского права с 1945 по 1953 гг.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
35-36
Семинар 18. Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (сер.50-х – 1964гг.)
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Реформирование органов государственной власти и управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством.
2. Реорганизация судебных и правоохранительных органов. Основы законодательства о судоустройстве союза ССР, союзных и автономных республик 1958г. Прокуратура и адвокатура.
3. Кодификация советского законодательства:
а) изменения в гражданском праве и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961г.;
б) общая характеристика трудового, земельного и колхозного права;
в) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958г.;
г) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 19. Конституция СССР 1977 года
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1.Основные этапы разработки и принятия Конституции СССР 1977г.
2. Основы общественного строя СССР (политическая, экономическая и социальная системы).
3.Основные права, свободы и обязанности граждан по Конституции СССР 1977г.
4.Национально-государственное устройство СССР.
5.Особенности избирательной системы.
6.Высшие и местные органы государственной власти и управления СССР. Советы народных депутатов.
Д
Э
ПБ
И
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
38-39
Семинар 20. Советское законодательство второй половины 60-х – первой половины 80-х годов.
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1.Развитие гражданского и хозяйственного права.
2. Жилищное право: Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981г., Жилищный кодекс РСФСР 1983 г.
2. Кодификация административного права: законодательство об административных правонарушениях.
3. Кодификация трудового права: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г., Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.
4. Семейное право: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968г., Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.
Д
Э
ПБ
И
ОК-8
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 21. Советское государство и право периода перестройки (1985-1991гг.).
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Концепция и этапы политики «перестройки».
2. Реорганизация системы высших органов государственной власти и управления СССР в 1985-1991 гг.
3. Реформирование федеративных отношений в СССР. Причины, этапы и правовые последствия распада СССР.
4. Основные тенденции в развитии права в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Семинар 22. Государство и право Российской Федерации в постсоветский период (1992 – 2000-е гг.).
Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Становление российской государственности. Система органов государственной власти в РФ.
2. История принятия и основные положения Конституции РФ 1993г.
3. Основные тенденции в развитии политической системы и органов государственной власти и управления в 2000-е гг.
4. Федеративное устройство России: этапы становления, особенности и направления совершенствования.
5. Становление и развитие судебной системы РФ.
6. Основные тенденции в развитии правовой системы России. Кодификация гражданского, семейного, трудового, уголовного права.
Д
Э
ПБ
И
ОК-3
ОК-8
ОК-9
ПК-2
ПК-9
ПК-19
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет