Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и право в период складывания абсолютной монархии в России в конце ХУП - первой четверти ХУШ вв.



План

1. Историография вопроса.

2. Развитие общественного строя, правовое положение сословий.

3. Преобразования государственного аппарата, реформы местного самоуправления.

4. Кодификация права.

5. Гражданское право: вещное, обязательственное, наследственное, семейное.

6. Уголовное право. Артикул воинский 1715 года.

7. Процессуальное право. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г.», «Указ о форме суда 1723г.».

 

Проблемы происхождения, сущности, периодизации абсолютизма породили обширную дореволюционную, советскую и современную историографию. Такие историки как В. Татищев и Н. Карамзин, стоявшие на позициях изначальности самодержавия на Руси, видели зарождение абсолютизма еще в Киевском государстве. В. Ключевский находил самодержавие в Московском государстве при Иване Ш. Представители государственной школы (Б.Чичерин), отрицавшие наличие сословно-представительной монархии в России, относили абсолютизм к ХУ1 в.

В советской ист. лит-ре также высказывались различные точки зрения о времени возникновения абсолютизма. По Лебедеву, Грекову, Бахрушину это время Ивана Ш. Покровский и Шмидт связывали установление самодержавия с именем Ивана Грозного. Н.Голиков и С. Троицкий ведут абсолютизм с реформ Петра 1.

По сути дела в центре дискуссии стоит вопрос о сущности абсолютизма и его соотношении с самодержавием. Исаев противопоставляет абсолютизм (внутригосударственное полновластие) и самодержавие (внешняя независимость), Чистяков считает их синонимичными, вслед за Лениным.

Абсолютизм – неограниченная власть монарха, отсутствие сословно-представительных органов, наличие разветвленного бюрократического аппарата и постоянной армии. В отличие от Запада в России абсолютизм совпал с развитием крепостничества и опирался на служилое сословие дворян (на западе социальная опора - дворянство плюс горожане).

Сформировавшееся в России к началу ХУШ века государство является патерналистским или патриархальным и характеризуется активным вмешательством и мелочной регламентацией властью всей сторон жизни. Отсюда огромное количество законодательных актов. В сфере экономики – политика меркантилизма и государственный протекционизм.

Вступление России в стадию абсолютизма сопровождалось консолидацией сословных групп. Закончилась многовековая история холопства. В начале ХУШ века оно окончательно слилось с крестьянством. Государственные крестьяне потенциально могли переходить в другие сословия. Однако раздавали частным владельцам, прекратились раздачи лишь в конце ХУШ- начале Х1Х. Частновладельческие составляли большинство крестьянского населения. Наиболее бесправными были помещичьи крестьяне. С конца ХУП века помещикам было предоставлено право продавать крестьян без земли, закладывать их, дарить, менять, завещать. Указ 1724 года о запрете принуждать крестьян к браку фактически не применялся. С 1722 года устанавливались запреты для крестьян, торгующих в городах. С 1726 года вводится паспортная система для крестьян – отходников. В 1722 – 1725 гг. проводилась перепись населения, фактически завершившая процесс закрепощения крестьянства.

В 1721 г. был издан Указ, позволявший владельцам заводов покупать населенные крестьянами деревни для обеспечения предприятий рабочими руками. Такие крестьяне впоследствии назывались посессионными. Их нельзя было продать отдельно от предприятия, закладывать, отпускать на волю. С 1722 г. началась практика приписки беглых и пришлых людей к фабрикам и заводам. Все церковные и монастырские крестьяне с момента образования коллегии экономии перешли в ее ведение и стали называться экономическими.

Городское население по регламенту Главного магистрата 1721 подразделялось на регулярных граждан (первая – банкиры, купцы, доктора, живописцы и вторую – ремесленники, мелкие торговцы – гильдии) и «подлых» людей.

Высшим сословием России ХУШ в. оставалось дворянство – обыграть термин шляхетство. Дворяне подразделялись на потомственных и личных. Завершается более чем вековой процесс сближения правового статуса поместий и вотчин (Указ о единонаследии 1714), объединивший их в юридическое понятие «недвижимость». Отменяется принцип местничества (1682г.). Теперь органы государственного управления формируются не по знатности происхождения, а исходя из квалификации и преданности претендента государю. Табель о рангах 1722 года устраняла прежние сословные перегородки и позволяла получить дворянство за выслугу на военной и гражданской службе. Возможность перехода в дворянство то расширялась, то уменьшалась, но существовала во все времена, вплоть до Октябрьской революции.

В обозначенный период расширяются территориальные границы Российского государства за счет включения Левобережной, а в ХУШв. и Правобережной Украины, Прибалтики, Белоруссии, Крыма, начинается процесс присоединения Казахстана. Некоторые присоединенные территории имели самоуправление, другие были инкорпорированы.

Первый этап преобразования административно-территориального устройства начинает Петр 1, разделив Россию на губернии, провинции и уезды. Первоначально было восемь громадных губерний. Постепенно их число выросло за счет присоединения к России новых земель и разукрупнения больших губерний. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления.

Отмирают сословно-представительные органы – земские соборы. В последний раз в полном составе они созывались в 1651 и 1653 годах, затем (в 60-80-х годах ХУП века) они приобретают статус сословных совещаний при царе.

Прекратила свое существование и Боярская Дума. Этот процесс происходил постепенно, увеличивалась численность. В конце ХУП в. из ее состава сформировалась Ближняя дума, затем - Расправная палата. В 1701 году функции Боярской Думы (от политического совета в судебно-управленческий орган) перешли к Ближней канцелярии. Ликвидация этого органа в 1711 году с образованием Сената. Первоначально он предназначался как замена царя в период его военных походов и стал постоянно действующим органом и широкими судебными, законосовещательными, финансовыми, внешнеторговыми полномочиями.

Изменилась атрибутика верховной власти. Теперь монарх стал называться императором. Этот титул был поднесен Петру 1 в честь победы в Северной войне в октябре 1721 года. Меняется порядок престолонаследия (1722), монарх по собственной воле мог назначать наследника престола. Монарх обладал верховной исполнительной, судебной, законодательной властью, был главнокомандующим армии. Решением Петра 1 после смерти Патриарха Андриана в 1700 упразднялось российское патриаршество. Для управления церковными делами в 1721 году был образован Святейший Синод, возглавляемый светским чиновником – обер-прокурором.

В первой четверти ХУШ века были существенно преобразованы и органы центрального управления. В конце 1717 года стала формироваться система коллегий, каждая из которых должна была ведать определенной отраслью управления: иностранными и морскими делами, государственными доходами и расходами и т.п. В 1718 году, согласно реестру коллегий их было 9. Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), содержащий нормы и правила их работы. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер госуправления, единые нормы деятельности – существенно отличали новых аппарат о приказной системы.

Система местного управления в конце ХУ11 века представляла собой сочетание воеводского управления и приказов. С начала ХУШ века вводится институт воеводских товарищей, т.е. шел процесс ограничения власти воевод. С введением в 1708 году нового территориального деления во главе губерний поставлены губернаторы. Они обладали широким кругом полномочий и подчинялись Сенату и коллегиям. В качестве совещательного органа при губернаторе учреждалась ландратская коллегия.

Проводятся важные реформы и в сфере городского управления. В 1699г. учреждается Бурмистерская палата или Ратуша в Москве, в других городах – земские избы. Впервые в истории Российского государства городское управление выделилось из сферы общего местного управления. Здесь бюрократический принцип сочетался с самоуправления. Фактически деятельность этих органов свелась к обеспечению сбора налогов.

Губернская реформа 1708-1710 годов подчинила городское управление губернаторам. Учрежденный позднее Петром 1 орган центрального управления городами – Главный магистрат был упразднен после его смерти.

Создаются полицейские органы. По указу 1718 года в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера. Каждый десяток дворов находился в ведении десятского, а улицы – старосты.

Появляются контрольные органы – прокуратура и фискалитет. Петр учредил должность генерл-прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях. В обязанности фискалов, которых возглавлял обер-фискал Сената, вменялось доносить о государственных, должностных и других тяжких преступлениях, а также выступать обвинителями на суде.

Период абсолютизма характеризуется широким развитием законодательства. Нередко авторами законов выступали монархи. Над воинским уставом Петр 1 работал год, а над Морским – пять лет.

Петровское законодательство отличается от предыдущего меньшей казуичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Формулировки более ясные и четкие. Вместе с тем любовь к иностранному – законы засорены массой иностранных слов (германоязычных).

Петр 1 отличала вера во всесилие закона. Он требовал неукоснительного соблюдения закона, что отражено в указе 1722 «О хранении прав гражданских». В первой половине ХУШ века ежегодно издавалось 160 указов.

С конца ХУП века предпринимались меры по обучению «основам правосудия». При обучении правоведов использовался континентально-европейский опыт, т.е. изучение теоретических основ юриспруденции.

В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение (для этого была учреждена в 1700 году работала до 1703г. Палата об Уложении – итог проект Новоуложенной книги). Однако затем пошли по пути создания отраслевых кодексов. В итоге появляются: Воинские артикулы 1715г. – военно-уголовный кодекс, составленный по роду деяния с внутренней иерархией по важности дела; Краткое изображение процессов, содержащее нормы процессуального права и судоустройства в военной юстиции; Генеральный регламент (Устав коллегий) 1720г. – охватывал сферу нового административного законодательства; Воинский и Морской уставы; Пункты о вотчинных делах (1725) – сводный документ, обобщающий судебную практику и дополняющий ее в делах о наследстве.

Таким образом, кодификационная деятельность первой половины ХУШ века пошла по пути создания отраслевых законодательных актов – сводов.

При Петре 1 разнообразятся и формы правовых актов. Уставы – регулировали деятельность определенного ведомства; Регламенты – определяли состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства различных органов; Указы – учреждали новые гос.органы, назначали на должности, вводили в действие законодательные акты; Манифесты и Именные Указы – обращение монарха к населению.

Вместе с тем основой правовой системы Российской империи на протяжении всего ХУШ века оставалось Соборное Уложение 1649 года. Со временем оно дополнялось новоуказными статьями ХУП века (1667г. Новоторговый устав, 1669 – Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийства, 1676 – Новоуказные статьи о вотчинах, 1682 – Соборное деяние) и законами ХУШ. Всеобщей систематизации законодательства ХУШ века проведено не было.

Гражданское право первой четверти ХУШ века восприняло многие европейские традиции – прослеживается индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Появляется термин «собственность». В 1714году закончился длительный процесс уравнивания правового режима поместья к режиму вотчины – недвижимое имение. Однако ограничения в распоряжении собственностью остаются: по указу о единонаследии затрудняется порядок отчуждения недвижимого имущества, сохраняется право родового выкупа ( в 1737 - сокращен с сорока до трех лет), существовали ограничения в наследовании имущества ( институт майората – только один сын).

Вместе с развитием промышленности начали вводиться новые ограничения на земельную собственность. С 1719 года добыча полезных ископаемых прерогатива государства, собственник земель право на незначительную долю и преимущественное право на организацию производства по добыче и обработке ископаемых. При Петре 1 активно развивается природоохранное законодательство ( 60 указов) – прежде всего защита леса.

Новациями в области обязательственного права стали нормы, регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений. Договоры товарищества вошли в практике еще в 1698 году – несколько лиц обязуются друг перед другом соединить капиталы и совместно действовать для достижения какой либо цели. Большое распространение получили договоры подряда и поставки. Кроме того договоры: личного найма, имущественного найма, купли-продажи, поклажи (брать на хранение вещи или деньги). Появляются новые явления в кредитных отношениях, в договоре займа. В 1729 году был издан первый Вексельный устав, регламентировавший хождение векселей (долговая расписка) во внутреннем и международном обороте.

Важнейшие изменения в область наследования вводит Указ о единонаследии 1714 г. Принцип майората – компромисс – сын по выбору. Вводился с тремя целями (платежеспособность, против обнищания дворян и служба). Наследование по завещанию (увеличивается свобода волеизъявления) и по закону (недвижимость только старший сын, движимость – поровну между сыновьями). Дочери наследовали имущество только при отсутствии сыновей. Завещательное право передавать по наследству любое имущество сталкивалось с предписаниями передавать недвижимость только родичам. В 1731г. главные положения Указа о единонаследии отменялись (недвижимость ко всем сыновьям поровну, дочери – одну четырнадцатую, вдова – одну восьмую, из движимого – дочери – одну восьмую, вдова – одну четвертую).

В области семейного права был повышен брачный возраст мужчины – 20, женщины – 17. Признавался только церковный брак. Разводы затруднены, но перечень поводов расширен: политическая смерть и ссылка, безвестное отсутствие супруга в течение трех лет, постриг, прелюбодение, неизлечимая болезнь или импотенция, покушения на жизнь, недоносительство.

Декларировалась власть мужа – мог наказывать жену, она следовала за ним повсюду. Правовое положение жены определялось общественным статусом ее мужа.

С конца ХУП в. намечается принцип раздельности имущественных прав супругов: за женой закрепляется исключительное право на приданое, за мужем – право на купленные вотчины.

Сохранялся старинный принцип полного подчинения детей родителям с некоторой детализацией прав родителей на наказание детей. Во всяком случае розги и смирительный дом были вполне допустимы.

Значительный шаг вперед в ХУШ веке сделало уголовное право. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 г. при создании Артикула воинского были включены в качестве второй части в Воинский Устав. Состояли из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей. Именно здесь впервые появляется современный термин для обозначения уголовного правонарушения – преступление. Использованы емкие юридические формулировки, отдельные нормы дополнены особым толкованием, которые либо конкретизировали правовую ситуацию, либо давали свободу судебного толкования.

В петровском законодательстве делаются новые шаги к разграничению преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются умышленные, неосторожные и случайные деяния. Однако терминология еще не устоялась: Артикул воинский часто путает неосторожные и случайные деяния.

Более четкой становится система преступлений. По-прежнему на первом месте стоят преступления против церкви. Им посвящено две главы подразделяются на религиозные преступления (чародейство, идолопоклонничестве – наказывалось сожжением), богохульство – усечением языка, несоблюдение церковных обрядов – штраф или тюремное заключение; святотатство – смертная казнь; церковный мятеж, совращение в раскол, божбы всуе. Сохранялись церковные суды.

Развивается система государственных преступлений, в ним привыкали воинские преступления – гл. 4 - 15 (дезертирство, неявка на службу, насилие в отношении мирного населения и др.).

К должностным преступлениям относили взяточничество – смерть, казнокрадство, попустительство преступникам. Преступления против личности включали преступления против жизни, телесно неприкосновенности, чести. В этой группе главное место занимало убийство. Особо тяжкие – по найму, родителей, детей – колесованием. Преступления против чести – клевета – принцип талиона.

К имущественным преступлениям относили кражу, грабеж, поджог истребление или повреждение чужого имущества. Имущественный критерий для обозначения тяжести этого рода преступлений – сумма 20 рублей.

Еще больше усложняется система наказаний. Основная цель – устрашение. Отсюда – демонстративность наказания, публичность, элементы мести ( отсекали тот орган который повредил). Особенности системы наказаний – отсутствие индивидуализации - заодно и родственников, неопределенность формулировок, сословное неравенство перед законов, за одно и то же преступление. Появляется новая цель наказания – использование труда осужденных – каторга, введенная в 1699 году.

Высшей судебной инстанцией в стране был монарх. Высшей апелляционной инстанцией был Сенат – его решения были окончательными.

Правонарушения чиновников разбирали приказы и коллегии. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, подбирала для них кадры и обобщала судебную практику.

С 1719 года страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух-шести членов суда. Им подчинялись нижние суды: коллегиальные и единоличные. Разбирали дела между представителями дворянского сословия. Крестьянские малозначительные дела разбирал помещик. Горожане судились в магистратах. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или Тайной канцелярии.

В 1722 году нижние суды упраздняются и учреждаются провинциальные суды, состоявшие из воеводы и асессоров. Для них апелляционная инстанция – надворные суды.

Новыми чертами организации судебной системы первой четверти ХУШ века стали:

коллегиальное устройство; попытки (неудачные) отделить суд от администрации; учреждение контроля за деятельностью судов (прокуроры, фискалы, аудиторы); совмещение гражданской и военной юстиции.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков – постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб судебному процессу, т.е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным – привела к полной победе розыска в начале правления Петра 1.

«Краткое изображение процессов или судебных тяжб» (1716) не просто детализирует применительно к армейской обстановке принципы процесса, но и вносит принципиально новые формы и институты в процессуальное право России. В некоторой степени эти нововведения проистекают под влиянием западных традиций, но они отражают и уровень общественно-политического и правового развития России, достигнутый к началу ХУШ века.

В рассматриваемом документе просматриваются следующие тенденции: инициатива сторон сужается за счет расширения прав суда, в то же время деятельность суда все жестче регламентируется законом, ограничивая инициативу судей. Воля сторон и воля суда поглощаются и заменяются волей законодателя. В отличие от Соб.Ул. «Краткое изображение процессов…» четко построено, даются емкие формулировки закона и общие определения важнейших процессуальных институтов и понятий.

Определенным диссонансом к предшествующему законодательству звучит именной указ от 5 ноября 1723 г. «О форме суда». Этот указ отменяется розыск и делает суд единственной формой процесса. Почему до сих пор не ясно. Не удержалось.


 

«Просвещенный абсолютизм» в России во второй половине ХУШ века

ПЛАН

1. Идеология «просвещенного абсолютизма».

2. Губернская и судебная реформы.

3. Правовое положение российских сословий во второй половине ХУШ века.

4. Попытки кодификации права. Уложенная комиссия 1767г.

 

«Самодержавное самовластие есть зло, пагубное для государства». Эти слова украшали расширенный Манифест императрицы Екатерины П. Этот же манифест обещал законы, указывающие пределы деятельности всем государственным учреждениям, а значит провозглашал, что на смену всевластному имперскому произволу придет начало законности. Конечно, Екатерина строго различала понятия «тиранство» или «самовластительное самодержавие» и «самодержавие государя». Для нее никакая другая власть, кроме самодержавной, не могла управлять на огромных просторах России. Екатерина видела Россию страной европейской, поэтому она стремилась определить рамки и признаки подобной свободы в своем государстве. Самые общие рамки сформулированы так: «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют».

Идеология п.а. – много идей западных просветителей ( принцип разделения властей, представительного правления, «правового государства»).

Элементы п.а. в политической жизни России на протяжении второй половины ХУШ века становились то более, то менее явными. Изменялось общественное сознание. Монарх рассматривался не просто как «отец нации», а как блюститель законности: «просвещенный абсолютизм» неразрывно связывался с легитимностью (законностью), «правильной организацией» управления и суда. В официальную идеологию стали проникать идеи всесословного характера власти.

Огромная протяженность территории России требовала дальнейшего упорядочения и реорганизации органов местного управления. Проводится губернская реформа 1775 года. Накануне реформы территория Р. разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. В ходе реформы число губерний было удвоено, через двадцать лет –50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления – приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления количественный критерий – на территории губернии проживало 400 тыс. душ, уезда – около 30 тыс. душ. Разделение на провинции упразднялось.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. При губернаторе – губернское правление в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные дела в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде эти же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Коллегиальным органом управления был земский суд. Он руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Губернская реформа 1775г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив губернии, упрочила положение административного аппарата на местах. С этой же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Для дворян в уездах создавался уездный суд. Состав – уездный судья и два заседателя избирались дворянством на три года.

Апелляционная инстанция для уездных судов – верхний земский суд, состоявший из двух департаментов – по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Занимался ревизией уездных судов. Состоял из назначаемых императором председателя и вице-председателя и на три года избранных дворянством десяти заседателей.

Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционная инстанция – губернские магистраты, члены которых избирались из состава горожан.

Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, дела рассматривал назначаемый властями чиновник.

В губерниях учреждались совестные суда, где дела рассматривались по сословному признаку. Суд носил примирительный характер.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, разрешенных в верхнем суде, губернском магистрате или верхней расправе.

Сенат оставался высшим судебным органов для судов все системы.

В ходе реформы 1775 г. сделана попытка отделить суд от администрации. Однако попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством. Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Сохраняла свою роль вотчинная юстиция.

Систему полицейского управления возглавляла главная полицейская канцелярия, непосредственно подчинявшаяся Кабинету министров. Обязанности тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената. Регламентировал структуру полицейских органов «Устав благочиния», опубликованный в 1782 году. Главные источники – «Учреждения о губерниях 1775г», иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Устав фактически сформировал новую отрасль права – полицейское право.

Правовое положение российских сословий было следующее. Привилегированным сословием остается дворянство. Многочисленные обязанности, введенные петровскими указами постепенно отменялись. В 1730 году срок дворянской службы ограничивался 25 годами, один из братьев помещиков освобождался от службы. По манифесту Петра Ш «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» опубликованному в 1762г. дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы (увеличился приток в деревню, окончательное закрепощение). Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в работе провинциальных съездов, право избирать дворянских судей.

Дворянство получает целый ряд экономических льгот – в 1766г. на шесть лет отменены пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, в 1787 – разрешена свободная торговля хлебом, в 1760 году получили право ссылать крестьян в Сибирь, с 1765 – на каторжные работы.

Вершина дворянских привилегий – екатерининская «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. Состояла из вводного манифеста, четырех разделов (всего 92 статьи). Дворяне освобождались от телесных наказаний и от обязательной государственной службы. Имели неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, открывать на своих землях промышленные предприятия и вести торговлю.

За дворянством признавалось право на сословное самоуправление. Однако дворянские органы самоуправления находились в зависимости от государственных чиновников (регистрировали в родословных книгах, утверждались выборных и т.п.).

Происходят некоторые изменения во внутрисословных крестьянских группах. Экономические крестьяне с 1786 г. перешли в разряд государственных (40%) – их нельзя было продавать, но раздавали.

Дворцовые крестьяне с 1797 г. стали удельными. В 60х годах продажа крестьян приняла огромные размеры. С 1766 по 1771 ряд мер по запрещение продажи крестьян без земли, но.

Имущественное положение государственных и частновладельческих крестьян разнилось. Первые имели право на полную собственность движимого имущества. Вторые были лишены каких-либо имущественных прав. Им запрещалось покупать недвижимость в городах, вступать в подряды и откупа, займы разрешались только с согласия владельца. Ограничение прав помещика с 1797 г. барщина – 3 дня, не мог продавать крестьян в розницу, наносить увечья и убивать.

Во время правления Екатерины П – на городское сословие или «среднее сословие». В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица занимающиеся наукой и служащие, занимающие торговлей и производством, ремесленники, мещане и т.п.

В 1785 году была опубликована Жалованная грамота городам. Она состояла из манифеста и 178 статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1. настоящие городские обыватели, имеющие в городе недвижимость

2. купцы (1-3 гильдии с капиталом от 1тыс. до 50 тыс.)

3. ремесленники-цеховики

4. иногородние и иностранные купцы

5. именитые граждане (имеющие капитал не менее 50 тыс. рублей)

6. посадское население не подпадающее под эти 5 групп.

Входили принципы сословного городского управления, однако к концу века отошли, повернув в сторону военно-полицейского администрирования.

Работа по кодификации права продолжилась с 1754 года – начала работу новая Уложенная комиссия. Уложение должно было состоять из 4 частей (судопроизводство и организация суда, о правах состояния; об имущественных правах, уголовное право). Однако – Семилетняя война, переворот Екатерина 1762 год, распущена, готовы 3 главы.

Для нового проекта Уложения Екатерина написала Наказ (1766) – 20 глав, 526 статей. Заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов»(250 статей) и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около ста статей), «Энциклопедии» Дидро и Д:Аламбера.

В первых пяти главах сформулированы общие принципы устройства государства, гл. 6, 7 – посвящена основам государственного законодательства, гл. 8-10 – уголовному праву и судоустройству. Гл. 11-18 – основные положения сословно-правовой организации, гл. 19, 20 – юридическая техника, теория законодательства и правовая реформа. В 1768 еще 2 главы. Наказ обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическую систему, сословное разделение общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и подкреплялись фактами из русской политической истории.

В «Наказе» функции государя состояли в надзоре за действиями исполнительных властей. Давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.

По «Наказу» цель наказания – исправление преступника либо воспрепятствование ему в дальнейшем причинять вред обществу. Наказание должно быть неизбежным, неотвратимым, соразмерным преступлению.

Наказ предлагал судебную реформу, а именно установление принципа гласности в суде, право отвода судей, отделение предварительного следствия от судебного разбирательства.

На практике в 1775 году было осуществлено разделение уголовного и гражданского судопроизводства - учреждались две палаты по гражданским и уголовным делам.

В 1767 году в Москве была создана Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. Выборы депутатов были многоступенчатыми и проходили под контролем местной администрации. Не участвовали в выборах: духовенство, частновладельческие, экономические и дворцовые крестьяне, адрия и флот (70% населения Р.). Избрали 550 депутатов из них: 45% - дворяне, 36% - горожане, 19 % - сельские жители.

С 1768 по 1771 г. были подготовлены материалы, которые легли в основу- Жалованной грамоты дворянству, Ж.г.городам, Учреждения для управления губерний 1775, Устав благочиния 1782 г.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.