Начало войны вынудило правительство к принятию ряда чрезвычайных правовых мер, приспосабливающих государственное устройство России к военным условиям. Верховным главнокомандующих являлся царь, при нем в Москве учреждалась Ставка. Ей подчинялись действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа подчинялись Военному министерству.
Для урегулирования межведомственного управления создавались особые совещания. Они наделялись широкими полномочиями по контролю над соответствующими отраслями экономики и распределением военных заказов. На местах интересы Особых совещаний представляли уполномоченные, а также совещания в губерниях. Были организованы – Особое совещание по снабжению армии, Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее представительное – Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне, возглавляемое военным министром. В обязанности Совещания по обороне входил надзор за деятельностью государственных и частновладельческих предприятий, изготовляющих предметы снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и т.п. Для координации деятельности всех подразделений было создано Особое совещание министров, под руководством председателя Совета министров.
В начале войны Совет министров получает чрезвычайные полномочия – осуществлять государственное регулирование экономики и транспортных перевозок, утверждать чрезвычайные указы и т.п.
Избранная в 1912 году 4-я Государственная Дума поддержала правительство в ведении войны и избрании курса на милитаризацию экономики. Однако, видя неспособность царской власти организовать тыл и снабжение армии, противостоять нарастающему кризису и угрозе революции, требовала создания правительства «народного доверия», т.е. прав-ва ответственного перед Думой. В августе 1915года часть депутатов образовала прогрессивный блок, предлагавший кардинальные изменения в составе, организации правительства и действующего законодательства. По инициативе прав-ва распущена царем 25 февраля 1917г.
В годы войны были расширены административные, полицейские и судебные права генерал-губернаторов. Их полномочия определялись Положением 1892 года «О местностях, объявленных на военном положении». Генерал-губернатор мог устанавливать обязательные правила, предупреждающие нарушение общественного порядка, а так же обладал репрессивными функциями.
Юридической опорой установившегося строя стало чрезвычайное законодательство конца Х1Х века. В соответствии с законом о военном положении 1892г.военные власти получали право закрывать по своему усмотрению государственные учреждения, органы местного самоуправления, смещать должностных лиц и предавать их суду; запрещать выпуск периодических изданий, устанавливать комендантский час и порядок вьезда и выезда в прифронтовые районы.
В 1916г. происходит объединение земских учреждений и городских обществ в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот союз первоначально занимался организацией и помощью госпиталям, поставкой медикаментов, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Земгору были предоставлены полномочия полувоенной организации. При помощи этой организации буржуазия получила доступ к государственным делам.
Еще одна влиятельная буржуазная организация был создана в 1915 году – военно-промышленные комитеты. Они учреждались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения и армии продовольствием и снаряжением. ВПК выступали как юридическое лицо: могли приобретать имущество, заключать договоры, вступать в обязательственные отношения. ВПК инициировали отмену ограничения рабочего дня на заводах и использования женского и детского труда на предприятиях, выполнявших военный заказ. ВПК применяли административные методы управления, заменяли и контролировали деятельность государственных структур, вмешивались в работу предприятий.
Изменилась деятельность судебных органов. Законом от 20 июля 1914 года в районах военных действий вводилось судопроизводство военно-полевых судов. Формировались из офицеров в течение суток после совершения преступления. Приговор вступал в силу и приводился в исполнение в течение суток.
Война внесла ряд изменений и в действующее законодательство. В сфере административной юстиции вводилось Временное положение о военной цензуре, осуществляемой командованием армий и военных округов. Виновные в нарушении правил подвергались уголовной ответственности.
Указом 28 июля 1914 года ограничивалась правоспособность и дееспособность подданных воюющих против России стран.
Согласно Положению от 1 сентября 1916г. Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать любые народные собрания .
В области финансового законодательства увеличивались прямые и косвенные налоги. Вводились изменения в право собственности, а именно: проводились реквизиции продовольствия и ограничивались права по распоряжению имуществом. Ужесточалась уголовная ответственность за военные преступления (дезертирство, побег к неприятелю, поставки недоброкачественных товаров).