Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и право России первой половины Х1Х века



План

1. Развитие государственной системы и формы государственного единства.

2. Изменение правового положения сословий.

3. Систематизация российского права. Полное собрание законов Российской империи.

4. Гражданское право по Своду законов.

5. Уголовное право. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845г.

Внутреннее развитие России проходило в сложной и противоречивой международной обстановке, в которой успехи России сменялись неудачами. Тем не менее общим итогом внешнеполитической деятельности явилось значительное расширение территории России – на 20%, а население – на 70 млн. В первой половине Х1Х века изменились западная, южная и юго-восточная границы Р.

Сложившаяся ранее тенденция к инкорпорации присоединенных земель продолжала развиваться. Тем не менее, существовали районы, имевшие особый правовой статус. Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Она официально именовалась Великим княжеством (генерал-губернатор), имела сейм (не собирался с 1809 по1863), независимую от России правовую систему.

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом была Польша, получившая после присоединения название Царства Польского. Оно получило конституцию, которой Александр 1 даже присягнул, т.е. монарх в части самодержавной империи стал ограниченным. Восстание 1830-31 г.г. привело к потере существовавших вольностей. Уния сменилась инкорпорацией. Сейм упразднен, превратилась в провинцию, вместо воеводств губернии.

В целом в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификацией национальных окраин. Причем архаичные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются отношениями инкорпорации, унитаризма.

Теперь обратимся к развитию государственной системы в первой половине Х1Х века. Возглавлял всю систему власти император. При нем действовал высший совещательный орган с 1810 года - это Государственный Совет. Численность членов Совета колебалась от 40 до 80 чел. Они назначались императором или входили по должности (министры). Государственный Совет состоял из пяти департаментов и готовил различные правовые акты.

С образованием в 1826 году Собственной его Величества канцелярии, Государственный Совет утратил монополию на законотворческую деятельность. Канцелярия состояла из шести отделений: первое контролировало работу министерств, ведало кадровой политикой и готовило законопроекты; второе – осуществляло кодификационную деятельность, обобщало юридическую практику; третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; пятое готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами; шестое координировало работу по управлению Кавказом.

В этот период окончательно определяется роль Сената как высшего судебного органа государства. Координацию работы сенатских департаментов осуществлял генерал-прокурор Сената, ставший одновременно министром юстиции. Число департаментов (во главе каждого стоял обер-прокурор) к середине Х1Х в. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний страны.

К началу Х1Х века в России насчитывалось 50 губерний. В Финляндии, Сибири, Прибалтике, Новороссийске и столицах был учрежден институт генерал-губернаторов, управлявших несколькими губерниями.

Главами местной администрации были губернаторы, опиравшиеся на канцелярии, правления, комиссии, комитеты и присутствия. Губернаторы в свою очередь подчинялись министерству внутренних дел. Наказ губернаторам 1837 года провозглашал губернатора «хозяином губернии».

Первоначально Александр1 намеревался провести более кардинальные преобразования государственной системы. С этой целью было дано поручение М. Сперанскому составить проект переустройства России. В 1809 году во Введении к уложению государственных законов реформатор предложил изменить правовые формы самодержавного правления. Согласно проекту законодательная власть должна была принадлежать двухпалатной Думе, исполнительная – в руках монарха, судебная возглавлялась Сенатом, на местах - суды присяжных.

Конституционная монархия должна была опираться на закон и квалифицированный бюрократический аппарат. Крестное право – тормоз развития промышленности – постепенно. Резкая критика Карамзин Записка о древней и новой России (1811).

В начале своего правления Александр 1 ввел новые органы отраслевого управления – министерства (8)- военное на 2, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811г. «Общим учреждением министерств». Министры и товарищи министров назначались императором. Разделялись на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Совещания для разрешения междуведомственных вопросов в 1812 году получили законодательное оформление в лице Комитетов министров.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи.

События 14 декабря 1825 при восшествии Николая 1 на престол привели к ужесточению политического режима в стране и созданию сети карательных органов.

В 1827 году создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1837 году реорганизованы полицейские органы. В связи с разделением уезда на станы появилась должность станового пристава. Полицейская сеть распространилась в сельские районы страны.

В первой половине Х1Х в. создается система тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулировавшим эту сферу стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, принятый в 1832г. и дополненный в 1842г.

Судебная система не претерпела существенных изменений. Она по прежнему носила сословных характер. Для государственных крестьян в 1839 году учреждались волостные расправы. Отпало верхнее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов – уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа – замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 году Министерство юстиции.

Несколько изменилось правовое положение российских сословий. В 1832 году было введено новое состояние сословия городских жителей – почетное гражданство – неподатные, по своему статусу близки к дворянству. Усиливалась замкнутость дворянского сословия. Разрешение приобретать земли не давало дворянских прав. При Николае 1 принимаются меры, затрудняющие получение дворянства по службе. Среди дворянства вводит имущественный ценз для участия в дворянских выборах. Во второй четверти Х1Х века дворян было свыше 250 тысяч, из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Назрела необходимость освобождения крестьян. В 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах – на волю за выкуп, в 1816-19 г. крестьяне остзейских губерний были освобождены, но без земли; в 1842 году об обязанных - разрешено помещикам передавать крестьянам земли в арендное пользование за определенные повинности, в 1848 году крестьянам разрешено покупать недвижимое имущество.

Содержание права в данный период изменилось не существенно, что нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства.

В 1801 г. создана новая кодификационная комиссия, с 1803 года под –эгидой Министерства юстиции. В 1810 г. с учреждением Государственного Совета произошло новое преобразование комиссии, директором ее был назначен Сперанский.

Николай 1 , продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.) – Сперанский.

Из двух возможных подходов к кодификации права – сведение всех существующих законов воедино и без изменений или составление нового Уложения – был избран первый ( образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).

Параллельно с работой над Сводом подготавливалось хронологическое собрание законов. Такие попытки предпринимались и ранее, но работа не доводилась до конца. В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецендентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения «важные в историческом отношении».

10 января 1832 года государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Р.и. с 1 января 1835 года.

Гражданское право сохраняло элементы сословного неравенства. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел, не имевшие недвижимости и торговыхсвидетельст ограничивались в выдаче векселей.

Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: землля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Существовало право родового выкупа и система майоратов.

В области наследственных прав дочери имели меньше права, чем сыновья. В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким.

Система вещного права состояла из права владения, права собственности, сервитутных прав ( на чужую вещь), залоговое право.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Предмет договора – имущество или действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон. Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.

Семейное право сохранило принципы, выработанные в ХУШ в. – единственной формой брака был церковный (16 и 18 лет).

В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения. Различались нотариальные и домашние завещания – необходимое условие наличие свидетелей.

Первым настоящим российским уголовным кодексом стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Громадным закон содержал более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов. Такая громоздкость объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. Военнослужащие не подпадали в 1839 для них Военно-уголовный устав.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания делились на уголовные и исправительные. Сохранялся сословный принцип применения наказаний (телесные, привилегии).


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.