Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие Российской государственности и права от февраля к октябрю 1917 года.



1. Крах Российской империи как кризис легитимности.

2. Трансформация государственного аппарата. Новые органы власти.

3. Форма государственного единства Российской империи.

4. Политико-правовая ситуация.

 

В результате Февральской буржуазно-демократической революции происходят кардинальные изменения в государственном строе. Этот процесс сопровождался ломкой общественного сознания. Утрачивается легитимность власти, т.е. уверенность подданных в правомочности государя и непреложности установившегося режима как выражения высших ценностей. Накануне революции более 80% населения России составляло крестьянское сословие, сохранившие особую культуру и мировоззрение. Буржуазные ценности не находили отклика в крестьянской среде. Даже в самом конце Х1Хв. Русская деревня жила по нормам традиционного общинного права. С конца Х1Хвека утрата легитимности власти в России стала все более очевидной. Революционеры различных направлений широко использовали террор и такая модель борьбы за власть не вызывала возмущения у общественности (дело В.Засулич). Власть уже не владела ходом событий. Война усугубила кризис и общее разочарование. В конце 1916г. распад государственного аппарата на его высших уровнях резко ускорился. Пришлось даже заменить членов Государственного Совета, вступивших в Прогрессивный блок. В Совете Министров шла министерская чехарда. Хлебная проблема в начале 1917 года стала своего рода катализатором общественного недовольства. Произошла относительно «мирная» Февральская революция.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, образованное 3 марта 1917 года. До осени 1917 года сменилось четыре состава Временного правительства. Оно было призвано осуществлять исполнительно распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Последнее должно было определить структуру государственного управления и форму правления России. Временное правительство высшим органов власти в стране считало Сенат, утверждавший каждого нового министра. Реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Все советские органы были выборными. Причем избирательное право формировалось не по общенародному, а по классовому признаку. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, а также была ликвидирована старая система политического сыска. Взамен этих органов для охраны общественного порядка при Министерстве внутренних дел создается Главное управление по делам милиции. Ликвидировались все учреждения при императорском дворе, а царская семья была сослана в Тобольск.

Создаются новые звенья центрального государственного аппарата. Для правового регулирования трудовых отношений – Министерство труда. Экономический совет – для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет – для регулирования хозяйственной жизни страны. Вместо, упраздненного Синода учреждается Министерство вероисповеданий.

Для подготовки избирательного закона и выборов в Учредительное собрание было создано Особое совещание. Однако в условиях кризиса после корниловского мятежа Временному правительству пришлось экстренное созвать Демократическое совещание с представителями земских, буржуазных, армейских и социалистических организаций. Совещание избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики или Предпарламент для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555человек.

В области местного управления были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них учреждались губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Однако они не пользовались авторитетом на местах, часто сменялись и не могли произвести серьезных изменений в региональных государственных органах. В то же время возрастает роль земских и городских органов местного самоуправления. К их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, борьба со спекуляцией. Вместо волостных правлений в мае 1917 года были организованы волостные земства, занимавшиеся сбором повинностей и распределением доходов земств и контролировавшие пожарную, санитарную и коммунальную службы. Общее руководство земств осуществлял Всероссийский земский Союз, который за счет средств земств, частных и государственных дотаций создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия.

Произошли изменения и в судебной системе. Были упразднены институт земских начальников и суды с сословными представителями, а также расширена компетенция мировых судов. Устанавливались новые образовательные цензы: для мировых судей – среднее образование и трехгодичный стаж службы, для окружных судей – высшее образование и опыт работы на госслужбе. С весны 1917 года стали учреждаться временные суды в составе председателя и двух представителей от армии и рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в силу немедленно и обжалованию не подлежали. Лишь министр юстиции мог наложить вето на решения временных судов.

Была возрождена административная юстиция, которая занималась разрешением междуведомственных конфликтов.

Функции по охране общественного порядка возлагались на органы милиции. Несколько демократизировался режим отбывания в тюремных учреждениях - отменялись телесные наказания, а также применение наручников, кандалов и смирительных рубашек.

В рамках созданных весной 1917 года для подготовки земельной реформы земельных комитетов, учреждались полевые земельные суды. Они разрешали дела о земельных спорах и беспорядках.

После февральской революции активизируются националистические движения. При этом выдвигались различные требования: национально-культурной автономии (евреи, армяне), территориальной автономии (украинцы, татары), отделения (фины и поляки).

Временное правительство откладывало разрешение национального вопроса до окончания войны. В этих условиях на местах развернулось движение за создание новой формы государственного единства явочным путем. Так возникали автономные объединения у бурят, хакасов, киргизов и якутов. Создавались маленькие республики (в Молдавии, на Дону и в других районах). Они не признавали Временного правительства, создавали собственные государственные образования и проводили социальные преобразования.

В сентябре 1917 года был создан федеративный Юго-Восточный союз казачьих правительств. Договором предусматривалась взаимная помощь казачьих автономий в военно-политических и дипломатических вопросах. На Украине образуется Центральная рада, получившая от Временного правительства право на административную автономию. Усилились сепаратистские тенденции в Финляндии.

Таким образом, хотя форма государственного единства в России в этот период существенно не изменилась, но возросшее национальное движение разрушало изнутри государственное единство Российской империи.

Произошли существенные изменения в правовой сфере. Были отменены Основные государственные законы 1906года, закрепившие сложившийся при царизме государственный строй. Новое положение о выборах основывалось на принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права с тайным голосованием. Провозглашались основные демократические гражданские свободы – слова, печати, собраний, демонстраций и т.п. Происходит демократизация политической жизни страны (разрешается без особого разрешения правительства создание товариществ и союзов, активизировали свою работу выборные солдатские комитеты в армии, запрещались административные взыскания на издания и предварительная цензура). Тем не менее сохранялось сословное деление общества и дворянские титулы.

Для выработки наиболее важных законодательных актов Временное правительство создало Юридическое совещание. Оно собирали нормативные материалы, обобщали правовую практику и подготавливали проект новой Конституции. Законопроекты должны были вноситься на рассмотрение Учредительного Собрания, которое должно было избрать временного Президента республики, обладавшего исполнительной властью и правом законодательной инициативы.

Смертная казнь по распоряжению Временного правительства заменялась срочной или пожизненной каторгой. Отменялись запреты без суда, ограничивалось число территорий объявленных на военном положении принимается закон о досрочном освобождении заключенных. Однако на фронте карательные мероприятия усиливаются. Учащается применение смертной казни. Создавались военно-полевые суды, где обвиняемый не имел права на защиту, судебная процедура упрощалась, а приговоры обжалованию не подлежали.

В сфере уголовного права продолжали действовать Судебные Уставы 1864 года и Уголовное уложение 1903 года в прежних редакциях. Устанавливалась уголовная ответственность за противоправительственную агитацию и призывы к антиобщественным действиям.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.