1.Предпосылки возникновения Советского государства и права.
2.Формирование советского государственного аппарата. Высшие и местные органы управления.
3.Новые формы государственного единства.
4.Становление социалистического права.
Обострение внутриполитического кризиса в России к осени 1917 г. (постоянная смена состава Временного правительства; развал государственного аппарата; возрастание авторитета левых оппозиционных партий). Развал экономики (резкое снижение темпов промышленного развития, голод, безработица). Сложная международная обстановка (война). Возросшая в связи со всеми вышеуказанными факторами социальная напряженность способствовали переходу власти к партии большевиков. Законодательно этот переход был оформлен на П Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов. В ходе которого были приняты первые правовые акты декрет о мире и декрет о земле.
2. Съезд избрал Всероссийский Центральный исполнительный комитет в составе 101 человека – высший орган власти в период между съездами. Рабочим органом ВЦИК являлся Президиум. 15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК и Исполнительного комитета в составе 108 чел. , избранного на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Вплоть до созыва Учредительного собрания был образован Совет Народных Комиссаров (большевики и левые эсеры – ушли после заключение Брестского мира, возглавил Ленин). Было образовано 13 народных комиссариатов. Председатели которых входили в СНК 4 ноября 1917г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты. С октября 1917г. до июля 1918 г. СНК принял 600 правовых актов.
Накануне Октяб. Рев. На местах существовали городские и земские органы самоуправления. П съезд утвердил принцип полновластия и единоначалия Советов на местах, а также объявил о ликвидации должностей комиссаров Временного правительства. С ноября 1917г. упразднялись все сословия. Устанавливалось одно общее название для всего населения «гражданин Российской Республики». Устранялось неравенство мужчин и женщин во всех областях государственной, общественной и хозяйственной жизни. Церковь была отделена от государства, школа от церкви. По декрету ВЦИК от 21 ноября 1917г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных, в том числе из местных Советов. Местные Совета созывали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть.
На Советы и их органы возлагались задачи административно-хозяйственного и финансового управления, а также культурно-воспитательная работа. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты. Советы избирали из своего состава исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь постановлений и всей текущей работы по управлению.
5 января 1918г. в Петрограде начало работу Учредительное собрание. Депутаты отказались принять Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа и признать верховную власть Советов. Было распущено.
Как альтернатива Учред. Собрания собрался Ш съезд Советов, объединивший Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и принявший Декларацию.
Одновременно с созданием высших и местных органов власти и управления шел процесс организационной перестройки народного хозяйства. В собственность народа перешли государственные предприятия и большая часть железных дорог. Частновладельческие предприятия национализировались постепенно. В декабре 1917г. была проведена национализация частных банков и их слияние в единый Национальный банк российской республики. Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский совет народного хозяйства. ВСНХ планировал регулирование экономики и координировал работу хозяйственных наркоматов. С начала 1918г., под эгидой ВСНХ образовывались местные совнархозы, формировавшиеся при Советах. В итоге к концу 1918 г. ВСНХ сосредоточил в своих руках все полномочия по распределению заказов предприятиям и перераспределению готовой продукции. В ведение ВСНХ попали и трудовые ресурсы. Это учреждение активно использовали принудительный труд и осуществляло реализацию всеобщей трудовой повинности. С созданием мощного бюрократического аппарата изменился статус профсоюзов и фабричных комитетов. Теперь они становятся государственными органами, используемыми для укрепления трудовой дисциплины на предприятиях.
Переход управления предприятиями от частных владельцев к новой власти осуществлялся путем введения рабочего контроля. Центральным органом становился Всероссийский Совет рабочего контроля. Эти организации имели право наблюдать за производством, устанавливать минимальные нормы выработки, контролировать делопроизводство предприятия. Решения рабочего контроля были обязательны для владельца предприятия.
3. Уже в первые месяцы после Октября возникает принципиально новая форма государственного единства. Советская власть провозгласила право наций на самоопределение, что внесло существенные коррективы не только в территориальное устройство, но и во взаимоотношения субъектов бывшей Российской империи.
Первоначально в административном устройстве Рос. Республики наблюдается стремление приспособить старую модель территориального устройства путем частичной, локальной перестройки границ и найти новые формы административного деления. 29 марта 1917г. было принято решение о создании областей как объединении Советов несколько губерний. На Ш Всероссийском съезде Советов провозглашалось федеративное устройство Советской России. Строительство РФ пошло по линии создания автономных единиц внутри страны. Первые республики, возникшие в первой половине 1918г., образовывались в рамках прежнего административно-территориального деления, что нарушало национальный принцип лежащий в основе Совет. Федерации.
4. В первый период истории советского государства можно выделить пять основных групп источников права. 1. Первые правовые акты, принятые на П Всероссийском съезде Советов. 2. Законы Российской империи, частичное применение которых допускалось Декретом о суде. 3. Революционное правосознание масс, проявлявшееся в деятельности советских правоприменительных органах. 4.Нормативные акты наркоматов и местных Советов. 5. Правотворчество профсоюзных органов советской государственности характеризовалась следующими особенностями: отсутствие систематизированных актов; комплексный характер издаваемого нормативного материала; значительное количество органов, обладавших законодательными полномочиями.
Были внесены существенные изменения в семейное право. Отменялись прежние ограничения для вступления в брак, устанавливалась гражданская форма брака, легализовывались и упрощались разводы. Женщины и дети получают большую свободу в семейно-брачных отношениях. Кодекс законов об актах гражданского состояния 1918г. содержал нормы, уравнивавшие в правах обоих супругов.
Отменялись все формы наследования. После смерти владельца имущество на сумму свыше 10 тыс. рублей становились государственным достоянием.
Экономическая политика на сокращение товарно-денежных отношений приводила к вытеснению гражданско-правовых норм административным регулированием.
Основными источниками уголовного права в этот период являлись декреты Всероссийских съездов Советов, ВЦИК, СНК, ВЧК, приказы наркоматов, акты местных Советов. К концу июля 1918 имелось 40 специальных уголовно-правовых декретов и 69 актов по отдельным составам преступлений.
Новое уголовное законодательство основное внимание уделило преступлениям против установившегося режима – саботаж, контрреволюционные выступления и т.д. Саботажные чиновники, банкиры, предприниматели объявлялись врагами народа. Решением суда их приговаривали к тюремному заключению и принудительным общественным работам.
В ходе борьбы с контрреволюцией издавались декреты об отдельных видах контрреволюционных преступлений, хотя санкции за эти преступления четко не оговаривались. К спекулянтам применялось тюремное заключение, штраф, конфискация имущества.
Большое внимание уделялось борьбе с должностными преступлениями. Так, минимальным наказанием за взяточничество было лишение свободы на 5 лет.
Дела о хищении государственной и общественной собственности рассматривались в ревтрибуналах.
Сфера социального права регламентировалась Кодексом законов о труде РСФСР, принятым в декабре 1918г. В кодексе закреплялась продолжительность рабочего дня для всех категорий трудящихся, отпуска, выходные дни, устанавливались льготные категории работников. КЗОТ заменил систему социального страхования системой социального обеспечения и ввел трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.
Основы гражданского процессуального права складывались в ходе слома старого судопроизводства. Не признавая старые суды, на местах создавались революционные суды, где начал складываться новый процессуальный характер, соответствовавший правосознанию масс.
Декреты о суде №1, №2, №3 и Инструкция НКЮ от 23 июля 1918г. «Об организации и действии местных народных судов» закрепляли принципы и основные институты гражданского процессуального права. К этим принципам относились: рассмотрение гражданских дел, избранными судьями, участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел, равноправие сторон, гласность процесса.
В период становления советского государства в судебной системе не было судебного органа, обеспечивающего единообразие кассационной практики по гражданским делам.
Местный народный суд немедленно приводил в исполнение решения по гражданским делам, по которым присуждено не свыше 500 руб Идея суда присяжных была отвергнуты и заменялась принципом участия в суде народных заседателей, имевших равные права с судьей.
Отменялся апелляционный признак и устанавливался кассационный порядок пересмотра решений местных судей. Характерная особенность уголовного процесса конца 1917 – нач. 1918г. – единство производства в народных судах и революционных трибуналах.
Был сохранен институт защиты. Защитники допускались к предварительному следствию по спискам, утвержденным Советом. Следственная комиссия могла отстранить на время защиту от предварительного следствия.
За период с ноября 1917 г. по апрель 1918 г. в большинстве областных и губернских городов были созданы ревтрибуналы. Они избирались местным Советом для рассмотрения наиболее опасных для советской власти преступлений и функционировавший в составе постоянных судей и 6 заседателей. Постановлением НКЮ РСФСР от 16 июня 1918г. трибуналам было предоставлено неограниченное право применять любые меры наказания.
Единственным кодифицированным актом являлась Конституция РСФСР 1918г. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917г. Вопрос о разработке проекта первой советской Конституции впервые рассматривался на Ш Всер.с.С.
Непосредственная работа над проектом была начата после заключения Брестского мира. В апреле 1918 был утвержден состав комиссии ВЦИК: 3 чел. От большевиков, 2 от левых эсеров, 1 – от эсеров-максималистов и по одному от НКВД, наркомата по делам национальностей, НКЮ, финансов, по военным делам и ВСНХ. Председатель – Свердлов. Было разработано 3 проекта: официальный, эсеровский и проект предложенный эсерами-максималистами. Принят официальный. 10 июля 1918г. У Всерос.с.С. единогласно утвердил Конституцию. Основные принципы К были сформулированы в ее шести разделах: 1.Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа. П.Общие положения К РСФСР; Ш. Конституция советской власти (на местах ив центре). 1У. Активное и пассивное избирательное право; У. Бюджетное право; У1.О гербе и флаге РСФСР. Социальная основа советской государственности – диктатура пролетариата, политическая – система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Срок действия – переход от капитализма к социализму. Она закрепляла национально-территориальный принцип Федерации; сложившуюся систему органов властей и управления и основные принципы новой избирательной системы. Согласно ст. 64 избирательным правом обладали только трудящиеся причем пятикратное преимущество норм представительства имели рабочие.
Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, который избирал ответственный перед ним Всерос. Центр. Испол. Комитет Последний являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Законодательной властью обладали сразу три организации: Съезд, ВЦИК и СНК.
Система управления строилась на принципе демократического централизма. Обязательное исполнение решений по вертикали власти и широкие полномочия местных органов по горизонтали в пределах своей территории. Конституционные нормы закрепили систему наркоматов (их было 17 плюс ВСНХ). В к. отсутствует упоминание о надзоре за законностью. Хотя на практике он существовал и был возложен на многие организации, в частности НКВД и Президиум ВЧК. Не получила отражения в конституционных нормах и организации правосудия в стране, которая начала формироваться только во второй половине 1918г. К стала правовой базой формирования Советского государства. Она зафиксировала изменения в государственной системе, декларировала новые социальные ценности и закрепила новую систему общественных отношений.