Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее установленные цели. Он реализуется в региональ- ном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
Методы регионального управления.В региональном управлении применяются свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления, эти методы делятся на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизиру-ющие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения прогрессивных форм организации труда.
Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера госслужащего, его способности, темперамент и т. д.
Региональные интересы в управлении.Многообразие региональных проблем, зависящих от различных особенностей регионов, предполагает разработку конкретных общегосударственных и региональных мер, обеспечивающих рост регионального социально-экономического развития. Все это также влияет на систему органов управления, на их структуру, состав функций и полномочия.
Управление в границах территорий субъектов РФ осуществляется в пределах общегосударственного управления, имея свою организационно-правовую самостоятельность и значение. Если общегосударственное управление увязывать с региональными интересами, то оно также является региональным в том смысле, что распространяется на территории либо всех субъектов РФ, либо конкретного региона. Это означает, что те или иные региональные проблемы должны решаться и решаются на уровне общегосударственного управления.
Учет региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности регионов являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Между тем необоснованное увлечение использованием этих принципов в реальной деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию симптомов таких явлений, как региональная автаркизация и региональный монополизм. Региональная автаркизация — это стремление отдельных регионов (прежде всего экономически развитых) приобрести экономическую, а затем, как правило, политическую независимость. В основе этого лежит идеология экономического сепаратизма, проявляющегося в том, что региональные власти, не считаясь с требованиями федерального законодательства, игнорируют законодательно установленный налоговый, финансовый, лицензионный, экспортно-импортный механизмы. Региональный монополизм — это попытки решения внерыночными методами проблемы кризисного социально-экономического положения в регионе. Среди таких методов могут быть запреты на межрегиональное перемещение товарных масс или капиталов, которые искусственно продуцируют монопольное положение отдельных региональных производителей.
Система органов управления субъектами РФ.Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам. Важная роль по руководству отраслями и сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству РФ. Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности Правительства РФ достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого управления; принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства. Председателю Правительства России по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ, на него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администраций регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории Российской Федерации по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляют с учетом:
♦ взаимоотношений региона и Федерации;
♦ взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления;
♦ обеспечения комплексного развития региона как единой системы.
Органы исполнительной власти общей компетенции любого уровня осуществляют свои полномочия также и в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.
Таким образом, система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. д. Решение вопроса формирования системы органов регионального управ- ления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.
Приоритетные сферы управления.В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т. д.) набор приоритетных направлений, на которых сосредоточиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:
♦ политической жизнью;
♦ сферой материального производства;
♦ финансово-кредитным комплексом;
♦ потребительским рынком;
♦ социально-бюджетным комплексом;
♦ использованием природных ресурсов;
♦ общественной безопасностью;
♦ информационной средой.
Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов в деятельности государственных органов, определяющие общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. В нем под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственность субъекта Федерации, а финансовую — бюджет субъекта Федерации.
20. Кадровая политика региона.
Понятие кадров и основные концепции.Проблема качественного профессионального обеспечения управленческих структур остается сложной и противоречивой. К тому же в силу субъективных факторов кадровая работа и кадровые процессы остаются слабо прогнозируе- мыми и неэффективными. Под «кадрами» обычно понимают когорту квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.
Сегодня в научной литературе встречаются различные представления о кадрах. Выделяются четыре основные концепции кадров.
Кадры как трудовые ресурсы. Вместо человека здесь рассматривается лишь его функция — труд, живая рабочая сила, измеряемая рабочим временем и зарплатой. Эта концепция нашла свое отражение в тейлоризме и марксизме.
Кадры как персонал. Здесь человек рассматривается через формальную роль — должность. Эта концепция нашла отражение в теориях рациональной бюрократии, управлении, в теории организации, где управление персоналом осуществляется через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
Кадры как невозобновляемый ресурс. Здесь человек рассматривается уже не как должность (элемент структуры), а как элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника).
Человек как условие существования организаций. Здесь человек — главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». В соответствии с этой концепцией стратегия и структура организации строится исходя из желаний и способностей человека. Основоположниками данной концепции считаются японцы К. Мацусита, А. Морита. В России эта концепция созвучна с концепцией всестороннего развития личности. организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал).
Таким образом, объект управления — кадровый потенциал — характеризуется различными понятиями. Наиболее широким из них является «человеческий фактор», а наиболее узким — «кадры», под которыми понимают только постоянных и квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал».
Классификация кадров.Кадры — понятие одновременно собирательное и многоуровневое. Собирательное потому, что объединяет работников различных отраслей деятельности, профессий, специальностей, видов труда. В этом смысле употребляют выражения: кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские и т. п. Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.
Многоуровневость понятия означает, что состав кадров отражает как структуру органов социального управления, так и иерархию работников внутри предприятий, учреждений и организаций (вертикальные отношения). С этой точки зрения различают такие категории работников, как руководители, специалисты, исполнители. В свою очередь, руководящий персонал можно ранжировать на руководителей высшего, среднего и низового звеньев; специалисты могут быть дифференцированы по уровню квалификации, категорийности, классности, исполнители — по признаку подчиненности. Эта классификация касается и рабочих кадров, которые подразделяются на рабочих основного и вспомогательного производства и имеют различную квалификацию (тарифные разряды) даже в пределах одной профессии. Эта классификация носит более детальный характер, отражает в основном различия в содержании труда и потому имеет ярко выраженный социальный характер (различные социальные роли и статусы, степени квалификации, уровня доходов, условия труда).
Такая классификация работников по основным сферам приложения профессионального труда соответствует общепринятому и широко распространенному их делению на политические, государственные и хозяйственные кадры. Среди наиболее распространенных явлений социальной патологии в деятельности кадров органов власти являются: дезинформация начальства и подчиненных, стремление лучше выглядеть в их глазах, волокита, бюрократизм, всевозможные злоупотребления служебным положением, взяточничество, карьеризм и многое другое. С этими негативными явлениями общество с переменным успехом борется всю свою историю.
Кадровая политика.Управление человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики. Оно направлено, во-первых, на формирование качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение между отраслями производства в регионе; в-третьих, на рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений. Исходными положениями политики в области кадров являются следующие:
♦ политика занятости — обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения;
♦ политика обучения — обеспечение соответствующей системой обучения в целях постоянного улучшения исполнения работниками своих нынешних обязанностей и подготовки к дальнейшему продвижению;
♦ политика оплаты труда — предоставление более высокой, чем в других организациях, заработной платы в соответствии со способностями, опытом и ответственностью работников;
♦ политика производственных отношений — установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем; ♦ политика благосостояния — обеспечение услуг и льгот более благоприятных, чем в других организациях.
Каждое из названных направлений соответственно требует точного выполнения следующих требований:
♦ занятость (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуск, увольнение);
♦ обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);
♦ оплата труда (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);
♦ трудовые отношения (шаги по установлению лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами);
♦ благосостояние (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт и общественная деятельность, помощь в решении личных проблем).
Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.
Задачи кадровой стратегии: исследование атмосферы внутри организации, анализ перспектив развития потенциала рабочей силы в регионе, обобщение и предупреждение причин увольнений с работы и др. Основными составляющими кадровой стратегии организации являются следующие.
Планирование потребности в кадрах. Предполагает организационный анализ существующих должностей, потребность в новых должностях, количественное и качественное кадровое планирование, оценку должностей, пополнение штатов сотрудников.
Повышение общеобразовательного и профессионального уровня, обучение в процессе работы, ротация по должностям, стажировка, самообразование и др.
Система регулирования. Целенаправленное руководство, оценка выполненной работы, оценка возможностей и способностей сотрудников, планирование преемственности, планирование служебного роста.
Оплата труда — общая совокупность всех видов оплаты, оплата по объему и качеству выполненной работы, оплата в зависимости от занимаемой должности, социальное обеспечение и др.
Повседневная реализация кадровой стратегии лежит в оперативной области управления кадрами. Стратегическое и оперативное управление персоналом осуществляют менеджер по кадрам и линейные руководители.Профессиональный отбор кадров.Требования к кандидату на занятие вакантной должности начинаются с детального определения того, кто нужен организации. Традиционно в основе этого процесса лежит подготовка должностной инструкции.
Должностная инструкция представляет собой описание основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий данную должность. Чтобы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации создают (в дополнение к должностным инструкциям, а в последнее время и вместо них) документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности, — квалификационные карты и карты компетенции. ,
Квалификационная карта представляет собой набор квалификационных характеристик (образование, специальное навыки — знание иностранного языка, владение компьютером и т. д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Использование квалификационной карты дает также возможность структурированной оценки кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения их между собой.
Карта компетенции (портрет идеального сотрудника) позволяет преодолеть этот недостаток и облегчить работу сотрудников отдела кадров.
Компетенция — это личностная характеристика человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и со- циальных ролей, как, например, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления.
Определив требования к кандидату (в форме должностной инструкции, квалификационной карты, карты компетенции или другого документа), приступают к реализации следующего этапа — привлечению кандидатов. Основная задача — создать достаточно представительный список квалифицированных кандидатов для последующего отбора. Отбор кандидатов на должность во многом зависит от традиций, особенностей (деловой культуры) организации, а также характера должности, на которую подбирается кандидат.
Адаптация и профориентация кадров. Адаптация и профориентация принятых работников — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального признания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.
Адаптация — это взаимное приспосабливание работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Выделяют несколько аспектов адаптации:
♦ психофизиологический — приспосабливание к новым (физическим и психологическим нагрузкам) физиологическим условиям труда;
♦ социально-психологический — приспосабливание к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;
ф профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества);
♦ организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления.
В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:
♦ организация семинаров, курсов и т. п. по различным аспектам адаптации;
♦ проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
♦ проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;
♦ использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрен ия сотрудника за успешное решение поставленных задач;
♦ выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового сотрудника с коллективом;
♦ выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (совещания и т. п.);
♦ подготовка замены кадров при их ротации: проведение специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Сущностьи критерии оценки кадров.Оценка сотрудников — выявление их слабых и сильных профессиональных качеств — позволяет качественно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру. Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений об увеличении заработной платы, повышении в должности или увольнении.
Оценка трудовой деятельности — одна из важных функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
Показатели, по которым оцениваются работники, называют критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объем работы, и ее результаты. При выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника.
Аттестация кадров. Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем.Управление служебно-профессиональным продвижением персонала.Система служебно-профессионального продвижения предусматривает пять основных этапов подготовки руководителей.
Первый этап — работа со студентами старших курсов вузов и практикантами. Специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят отбор наиболее способных, склонных к руководящей работе студентов и осуществляют подготовку их к конкретной деятельности в подразделениях организации. Студентам, успешно прошедшим подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направления на работу в соответствующие подразделения организации.
Второй этап — работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет), в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения (подробное знакомство с организацией). Кроме обучения для молодых специалистов предусматривается стажировка в подразделениях организации в течение года.
Третий этап — работа с руководителями низшего звена управления. На этом этапе к отобранным руководителям низшего звена присоединяется также часть работников, повысивших свою профессиональную квалификацию и прошедших тестирование. В течение всего периода (2-3 года) с данной группой проводится конкретная, целенаправленная работа. Члены группы замещают отсутствующих руководителей в качестве их дублеров, обучаются на курсах повышения квалификации.
После завершения этапа подготовки на основании анализа производственной деятельности каждого конкретного руководителя проводятся вторичный отбор и тестирование.
Четвертый этап — работа с руководителями среднего звена управления. Работа строится по индивидуальным планам. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник — руководитель высшего звена — для индивидуальной ра- боты с ним. На основе анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента наставник совместно со специалистами подразделений управления персоналом составляет индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции.
Пятый этап — работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты — сложный процесс. Одна из главных трудностей — выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям. Руководитель высшего звена управления должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и политических ситуациях.
При отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость, отношение к труду, уровень знаний, организаторские способности, способность к руководству системой управления, морально-этические черты характера.
21. Сущность, виды информационного обеспечения управления регионом.
Информация: сущность, виды.В развитых странах работа с такими продуктами, как информация и технология ее обработки, за последнее время превратилась в самостоятельную специализированную сферу — рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок).
Информационный рынок может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда: книгами, периодическими изданиями, научно-технической документацией, рекламными буклетами, базами и банками данных, электронными сообщениями и т. д. В зависимости от масштаба выделяют международные, национальные и региональные информационные рынки.
Товаром на информационном рынке является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие «информация» применимо только тогда, когда существует взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения. В общем случае термин «информация» определяется совокупностью понятий:
♦ уменьшаемая в результате получения сообщения неопределенность;
♦ отражение реального мира, выраженное в виде сигналов и знаков;
♦ создание знаний;
♦ фундаментальное свойство материи;^
♦ характеристика разнообразия в любых объектах и процессах природы.
Потребность в информации значительно выше всех других потребностей: в труде, образовании, досуге, культурных и научных благах и т. д., так как реализация последних в качестве непременного условия полагает предварительное удовлетворение потребности аинформации [7].
Исследования свойств информации, изучение принципов информационного взаимодействия в природе и обществе являются актуальными задачами современности. Одним из свойств информации является ее ценность — свойство, влияющее на принятие решений, управление теми или иными процессами. Ценность информации может выражаться через приращение вероятности достижения цели — отношения благоприятных исходов к общему их числу. Ценность информации неоднозначна, она может быть отрицательной в тех случаях, когда при ее использовании увеличивается неопределенность и уменьшается вероятность достижения цели. Такую информацию принято называть дезинформацией. Качество информации определяется и другими ее свойствами, основными из которых являются содержательность, полнота, доступность, актуальность, точность, достоверность, устойчивость, репрезентативность. Практически все существующие в природе взаимосвязи имеют информационный характер. Это позволяет рассматривать различные системы (экономические, социальные, природные, технические, а также человека) с позиции общности протекающих в них информационных процессов. Определяющая роль информации в социально-экономических процессах очевидна, поскольку именно она определяет направление развития социально-экономических процессов.