Подъем отсталых регионов Южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, и т. п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.
Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала.и конкурентных преимуществ.
Депрессивные регионы.Другой тип проблемных регионов — это депрессивные территории. Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.
В конкретных общекризисных условиях России, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеприведенное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, следовательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. Поэтому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует считать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т. п. выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого превышения (степень депрессивное™) есть показатель аномальной остроты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.
Не менее важным в понятии «депрессия» является его прямой смысл — «спад», «подавление» (лат. depressio), т. е. ухудшение после периода подъема или нормального функционирования. Истинная трагедия депрессивных территорий не в том, что это по определению «гиблое место», а в том, что ранее это место не было «гиблым». Поэтому депрессивность должна оцениваться одновременно по двум шкалам аномальных ухудшений: по сравнению с другими территориями и по сравнению со своим собственным прежним состоянием.
В большинстве научных изданий определение «депрессивный» (а следовательно, и необходимость конкретной государственной поддержки), как правило, распространяется на регион (субъект Федерации), а иногда и на группу сопредельных регионов. При этом более локальные депрессивные образования рассматриваются как допустимый, но не основной объект, требующий специальной поддержки. Однако отнесение к числу депрессивных таких крупных территориальных образований, как субъект Федерации или группа субъектов Федерации, лишь зафиксирует сам факт крупномасштабности проблемы, но не позволит результативно применить для изменения ситуации специфические методы борьбы с депрессиями.
Распространение определения «депрессивное» на состояние тех или иных субъектов Федерации целесообразно только в том случае, если есть намерение выделить из числа «нуждающихся» и «особо нуждающихся» регионов небольшую их группу (2-3 региона), на территории которых процессы спада и депрессии приняли наиболее опасный характер. При этом, видимо, уже следует говорить не столько о «депрессивных» территориях, сколько о «зонах национального бедствия» и, в соответствии с этим, о «регионах чрезвычайной федеральной поддержки».
Однако и внутри таких субъектов Федерации рассматриваемая чрезвычайная ситуация не повсеместна; даже на территориях субъектов Федерации, относящихся к «особо нуждающимся», имеется немало населенных пунктов и районов, состояние которых не отличается от среднего уровня. Поэтому депрессивными можно считать сколь угодно большие территории, но если имеется намерение конструктивно решать проблему, то было бы более правильным сосредоточить внимание только на компактных территориальных образованиях (например, населенных пунктах), которые и являются действительно точками наиболее острых и безнадежных (если рассчитывать только на собственные возможности) депрессивных напряжений. При этом указанные «точки депрессии» могут и должны стать предметом особой государственной поддержки вне зависимости от того, находятся ли они на территории «депрессивного» или просто «нуждающегося» региона.
Показатели территориальной депрессивности, условия ее преодоления. Перечень показателей территориальной депрессивности должен быть как можно более широким, ведь депрессия является системным явлением, и чем больше позиций спада будет выявлено, тем лучше. Однако на практике это сделать достаточно сложно, и перечень показателей должен определяться целями вычленения точек депрессии.
Рассматриваемые показатели должны характеризовать локальный уровень депрессии, ресурсные возможности депрессивной территории и соответствующего субъекта Федерации, региональную и межрегиональную остроту депрессии, ухудшение основных параметров уровня и качества жизни людей, предоставления социальных услуг.
Ресурсные возможности самостоятельного разрешения депрессивной ситуации могут характеризовать показатели бюджетной обеспеченности (с учетом всех видов уже оказываемой федеральной и субфедеральной поддержки), наличия имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели, характеризующие возможности диверсификации, конверсии и реструктуризации производства и т. п.
Санация депрессивных территорий. Естественно, что в условиях общего кризиса практически невозможна полная экономико-социально-экологическая реабилитация депрессивных территорий. Речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших одномерных средств, например выделив специальную субсидию, объявив о создании оффшорной зоны и т. п.; практика опровергла представления о достаточности таких действий. Видимо, здесь необходимы иные, системные по существу, механизмы санации (оздоровления), способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, Система механизмов санации депрессивных территорий. Может быть переориентирована на санацию депрессивных территорий некоторая часть ресурсов федерального бюджета на поддержку ряда отраслей. Отмстим, что уже сейчас немалая их часть направляется на социальные, экологические и иные цели. Переориентировать на санацию наиболее депрессивных территорий следовало бы и часть бюджетных средств, расходуемых на решение социально-экономических проблем крупных регионов по каналам федеральных программ. К источникам финансирования санации правомерно отнести также льготные (в том числе беспроцентные) кредиты населению, средства благотворительных фондов, часть средств от ликвидации предприятий-банкротов, послуживших причиной депрессии соответствующих территорий.
Может возникнуть необходимость изменения структур федерального, субфедеральных и местных бюджетов.
Во-первых, для санации депрессивных территорий придется многократно укрупнить масштаб адресной финансовой поддержки территорий, «спустив» трансферты с уровня республик, областей, краев до уровня районов и поселков. Во-вторых, для санации депрессивных территорий может потребоваться частичная консолидация средств федерального бюджета, расходование которых прямо или косвенно связано с положением дел на депрессивных территориях. Наконец, чрезвычайный, экстраординарный характер ситуаций на депрессивных территориях определяет необходимость сделать расходы федерального и субфедеральных бюджетов на эти цели не только приоритетными, но и защищенными.
Принципы построения системы механизмов санации. Трудности в решении проблемы санации депрессивных территорий весьма значительны. Тем не менее правомерно предположить, что вышеуказанная система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях вполне может работать при опоре на девять достаточно простых принципов: целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; он должен быть «настроен» на достижение конечных результатов санации депрессивных территорий;
♦ системность воздействия. Предлагаемые механизмы должны решать несколько проблем одновременно или как минимум не быть противоречивыми (например, не проводить политику переселения и одновременно вводить новые жилищные льготы);
♦ многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; нужно выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;
♦ концентрация ресурсов. В предлагаемых механизмах нужно предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение между приоритетными направлениями санации необходимых ресурсов, поступающих по различным каналам;
♦ упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько загодя создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
♦ операциональностъ. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему права, процедур, решений и т. д.;
♦ реальность. Лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию, социально-психологический климат санации и т. д.;
♦ контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;
♦ гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, будут оставаться зонами высокого социального напряжения; первой гарантией успеха санации нужно считать ясное и честное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий провокационных вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств государственной поддержки.
Задачи государственной поддержки санации. Выгоды перехода к государственной поддержке санации предельно локализованных депрессивных территорий несомненны. Они позволят: выделить на основании специального анализа ограниченное число локальных территорий, где действительно отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития, которые требуются для самостоятельного выхода из углубляющейся депрессии;
♦ избавиться от недостатков малорезультативного распыления средств, выделяемых для помощи «нуждающимся» и «особо нуждающимся» регионам, по огромным площадям, но всем без исключения отраслям, сферам и объектам народного хозяйства;
♦ сконцентрировать проходящие по различным каналам (статьям расходов) средства бюджетов и внебюджетные средства разных уровней на ограниченном числе точек депрессии;
♦ усилить адресность и конкретность действий, четко обозначить ответственность исполнителей и целевое прохождение всех средств выделяемой поддержки;
♦ обеспечить гарантии поддержки; сделать территории, на которые она распространяется, сферами приоритетного финансирования, а соответствующие расходы — защищенными статьями бюджетов всех уровней;
♦ перейти на программные методы санации таких территорий с использованием особых механизмов ее проведения, контроля над результатами, отчетности и т. д.;
♦ предотвратить тем самым неизбежное наступление социальных, экологических и иных возможных в данной связи катастроф, упредить возникновение чрезвычайных обстоятельств и бедствий, а следовательно, и новых очагов политической и национально-этнической напряженности.
12. Кризисные регионы.
К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных иЛи техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.
Наиболее крупный из них — Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Чер- ноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии по спаду производства; 13 — с неблагоприятной экологической обстановкой; 19 — с высоким уровнем депопуляции населения; 14 — с быстро растущей безработицей; 7 — кризисных по уровню бедности и 19 — характеризующихся сложной финансовой ситуацией.
Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конфликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик бывшего СССР.
Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке и т. д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.
Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Даль-невосточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.
Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей.
Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические, а также ряд других проблем и их сочетания. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов, помимо рассмотренных нами ранее отсталых (слаборазвитых) и депрессивных, являются также приграничные. Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера.
Приграничные регионы.Другой вид регионов, нуждающихся в особом государственном регулировании, — это приграничные регионы. Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья.
Макроуровень — это все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации 51 являются приграничными или приморскими. Необходимо также проводить различия между старыми и новыми приграничными субъектами. Они находятся на разных этапах формирования и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным районам относятся 22 субъекта Федерации, к новым — 26 субъектов, кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области, республика Алтай) имеют одновременно старые и новые участки государственной границы.
Мезоуровень приграничья — это административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города на территории этих районов.
Микроуровень — это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
Помимо выделенных трех уровней приграничных территорий, различаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы.
13. Зона Севера.
Зона Севера занимает около 70% территории России, в ней проживает 8% населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. По этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию.
Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются: неблагоприятный климат (с колебаниями от абсолютной до умеренной дискомфортности), распространение вечной мерзлоты, большая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни и др. Эти негативные северные факторы столь существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип. Для улучшения социально-экономического положения северных регионов необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий: организацию регулярного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения, выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.
Многое будет зависеть от успешности макроэкономической политики, стимулирующей спрос на продукцию ведущих отраслей северной экономики и, соответственно, геологоразведочные работы, загрузку транспорта, возобновление капитального строительства. Перспективы северной экономики во многом связаны с расширяющимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангельской области, более комплексным использованием минерального сырья на базе новых технологий, цивилизованным освоением новых регионов.
14. Принципы и факторы размещения производительных сил.
Одним из главных направлений исследований региональной экономики является вопрос о выявлении основных закономерностей, принципов, факторов размещения производительных сил.
Закономерности размещения производительных сил.Закономерности размещения отражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. Закономерности являются конкретиза-циями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.
К числу важнейших закономерностей, например, относят:
♦ рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
♦ комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов Федерации; ♦ рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;
♦ выравнивание уровней экономического и социального развития регионов [57, с. 38].
С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не осуществляться (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т. д. и т. п.
Некоторые из сформулированных закономерностей (например, устремления к «равномерностям») идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; однако в современной литературе они уже не трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения, уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в соответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.
Принципы размещения производительных сил.Принципы, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности.
В число наиболее часто называемых принципов входят: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны и т. п.
Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил.
Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Усиление специализации производства усиливает неравномерность размещения этого производства по территории. Укрепление обороноспособности требует, как правило, такого размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продукции и т. д. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.
Факторы размещения производительных сил.Факторы размещения производительных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении соответствующей проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др. Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности.
Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент размещения производительных сил, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитале- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабо освоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока Российской Федерации. Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.
В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего это территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определя- ющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов.
Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.
Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д.
К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды; трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли.
Классификация отраслей и промышленных предприятий.Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий. Можно выделить следующие наиболее характерные группы:
♦ отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозка которого значительно дороже перевозки готовой продукции;
♦ отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции; ♦ отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. Сюда относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т. п.;
♦ отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. Это производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропортящуюся продукцию.
Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение.
Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкое™ широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реа-лизовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.
Размещение производительных сил в СССР.В СССР территориальная организация размещения производительных сил обеспечивалась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комплексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социально-экономическую программную установку развития государства и союзных республик на единой методической основе, что обеспечивало их сводимость в генеральную схему размещения производительных сил страны. Как правило, рекомендации генеральной схемы, доведенные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пятилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования. С начала 1990-х гг. эти работы были прекращены в связи с перестройкой управления экономикой. Однако такое поло- жение признается временным, поскольку даже в условиях рыночных отношений нельзя исключать определяющую роль государства в определении направлений, темпов развития производительных сил.