Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы пространственной организации хозяйства. 10 страница



Критерии государственного регулирования регионального разви­тия.Система государственного регулирования регионального разви­тия строится не только по схеме, но и с помощью системы критериаль­ных требований или базовых принципов этого регулирования. К ним относятся следующие принципы.

1. Обоснование необходимости государственного регулирования. Пер­вым принципиальным условием действенного регулирования регио­нального развития является его использование только в тех случаях, когда ни на одном нижестоящем уровне нет достаточных прав и (или) ресурсов для того, чтобы решить ту или иную проблему территори­ального развития самостоятельно, не прибегая к поддержке со сторо­ны федеральных властей. В каждом конкретном случае нужно дока­зывать, что государственное вмешательство не просто желательно, а необходимо, безальтернативно.

2. Легитимность. Любые действия по регулированию территори­ального развития должны либо исходить только из ранее принятых законов и не противоречащих им государственных региональных ус­тановлений, либо из специально принятых нормативных актов обще­го или прецедентного характера.

3. Региональная инициатива и региональное исполнение. В подав­ляющем большинстве случаев федеральные решения о конкретных мерах государственного регулирования территориального развития должны инициироваться субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Чем больше инициативная заинтересованность тер­риторий в государственном регулировании их развития и чем актив­нее они участвуют в этом процессе, тем больше уверенность в получе­нии хоть каких-то положительных результатов. Идеальной является схема: «Государство регулирует — регионы действуют». В то же время не исключены ситуации, когда государство в общих интересах терри­ториального развития должно само проявить властную инициативу и самостоятельно реализовывать ее на территории того или иного субъ­екта Федерации, но согласие субъекта и его участие в реализации пред­ставляются необходимыми.

4. Конкретно-целевой характер. Государственное регулирование должно исходить из наличия соответствующего повода, но осуществ­ляться — только при уверенности в том, что предпринимаемые дей­ствия приведут к достижению количественно выраженной цели. При этом требуемые результаты должны характеризовать не сами действия, а именно параметры изменения региональной ситуации.

5. Учет отдаленных и сопряженных результатов, В отличие от хо­зяйственных образований региональные системы сложнее и инерцион­нее, а региональные воспроизводственные циклы по времени вообще несопоставимы с хозяйственными. Особенности протекания процес­сов территориального развития не дают оснований рассчитывать на быстрый результат. Нужно учиться отделять текущие и частные пере­мены от сущностных и отдаленных изменений, которые могут прои­зойти только после прохождения перемен по всей цепи региональных связей.

6. Установление временных границ. Государственное регулирование территориального развития по отношению к конкретному региону мо­жет быть длительным, но не должно быть вечным. Каждый регион, получающи и государственную поддержку, должен рассчитывать на нее только как на стимул преодоления кризисной ситуации. Поэтому каж­дое решение по государственному регулированию территориального развития в каждом конкретном случае должно сопровождаться объяв­лением его временных границ и обоснованием его продолжительно­сти с учетом остроты и содержания данной региональной ситуации.

7. Адекватность реакций объектов государственной поддержки. Фе­дерация вправе рассчитывать на то, что действия по поддержке одного из регионов будут иметь следствием и адекватную реакцию объекта такой поддержки. Это могут быть встречные инициативы по разреше­нию кризисной региональной ситуации, ведение режимов экономии ресурсов, активизация использования всех собственных источников развития и т. п.

8. Системная обоснованность с учетом всех видов государственной поддержки данного региона. Практически каждый регион уже пользу­ется теми или иными преференциями, и обосновать право на какую-либо дополнительную меру — значит сопоставить весь их набор, объ­ем, длительность, результативность с аналогичными параметрами по другим регионам. Кроме того, принцип системной обоснованности предполагает и доказательства безальтернативности собственно госу­дарственной поддержки как реакции на отсутствие у того или иного региона собственных ресурсов развития.

9. Адресность, предельно допустимая локализация. Претендующая на результативность государственная селективная поддержка отдель­ных регионов должна быть конкретно-адресной и иметь своим объ­ектом не столько субъекты Федерации в целом, сколько наиболее нуждающиеся, депрессивные, стагнационные и иные территории и кон­кретные населенные пункты. Чем более точечной является государ­ственная поддержка, тем она при прочих равных условиях резуль­тативнее и тем успешнее может реализовываться в соответствии с излагаемыми принципами.

10. Развернутое процедурное обеспечение. Только разработка специ­альных организационных механизмов, доведенных до детальных про­цедур, закрепленная в нормативных актах, и понимается как обязатель­ный принцип, способна не только ввести государственное регулирова­ние территориального развития в режим нормальной организационной деятельности, но и снять с него частые обвинения в нечестном лобби­ровании, в необоснованных политических приоритетах и т. п.

11. Ответственность и контроль. Режим особой ответственности и контроля необходим, поскольку, во-первых, меры государственного регулирования территориального развития всегда связаны с исполь­зованием общегосударственных ресурсов, во-вторых, имеют своим предметом политически и социально значимые региональные процес­сы и, в-третьих, затрагивают интересы как одного региона, так и всей совокупности регионов государства. Ответственность за конкретные действия в рассматриваемой сфере должны нести три стороны: госу­дарственные структуры, отвечающие за принятие соответствующих решений, государственные органы, исполняющие эти решения, орга­ны власти и управления, получающие государственную поддержку.

12. Широкое использование договорных отношений. Эти отношения по своей природе наиболее соответствуют и сути федерализма, и ха­рактеру субъектно-объектных связей, и самой форме большинства дей­ствий государственного регулирования территориального развития.

13. Ориентация на программно-целевые методы. Важнейшее прин­ципиальное условие действенного государственного регулирования территориального развития — максимальное использование выгод правильно применяемых программно-целевых методов в двух направ­лениях, во-первых, путем разработки и реализации собственно целе­вых региональных программ и, во-вторых, на основе использования программно-целевого подхода как общей методологической базы са­мых различных действий государственного регулирования региональ­ного развития.

Классификация методов регионального регулирования.Класси­фикацию методов регионального регулирования можно выполнить по разным классификационным признакам.

В зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Эко- комические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов. Ад-министративные методы включают систему административных за­претов. Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены на прямые, охватывающие государственные за­купки, целевое финансирование, субсидии и льготы; и на косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной поли­тики. При использовании прямых методов регулирования субъект управления (лицо или орган, осуществляющий управление) непосред­ственно воздействует на объект управления, при использовании кос­венных методов такое воздействие осуществляется опосредованно, через окружающую экономическую среду, в которой функционирует объект.

В зависимости от территориальной широты или комплексности охвата объекта регулирования можно выделить комплексный систем­ный метод государственного регулирования (государственные регио­нальные программы) и системы льгот на компактной территории (спе­циальные экономические зоны).

Выбор же конкретного инструмента зависит от задач управления и специфических условий их решения, сложившихся в данный момент в регионах России.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.