Необходимость информатизации региональных органов управления.Настоящий этап развития экономики характеризуется активным формированием рыночных отношений, усложнением хозяйственных связей, повышением ответственности за принимаемые управленческие решения. Более разнообразной, расширяющей возможность выбора альтернатив становится и совокупность методов, используемых в управленческой деятельности: методов измерений управляемых переменных, методов оценивания и методов осуществления управляющих воздействий. Вместе с тем возрастает и видовое разнообразие управления, позволяющее полнее удовлетворять специфические потребности разных по целевому предназначению, масштабам деятельности и организационно-правовым формам субъектов и объектов управления. Распространение получают «прозрачные» системы управления, базирующиеся на информационных технологиях, которые, создавая организационно-технические условия для реализации прав граждан и работников на информацию, создают тем самым и лучшие возможности для всех видов самоуправления — от производственного до государственного. Все это влечет за собой дальнейшее углубление специализации управленческой деятельности, возникновение в ней новых функциональных подсистем, таких, например, как информационно-аналитические службы региональных органов управления.
Основной целью процесса информатизации органов управления региона является обеспечение своевременным поступлением достоверной информации, так как от объективности, оперативности, актуальности поступающих данных зависит успех принимаемого управленческого решения. Речь идет о совершенствовании всей системы социально-экономической информации, включая статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и другую, крайне необходимую для анализа всего спектра экономических и хозяйственных проблем региона.
Информационное обеспечение в условиях директивного управления экономикой в советский период строилось в основном по вертикали, т. е. значительные потоки информации направлялись в вышестоящие органы, в Госплан, Госснаб и другие ведомства. В условиях рыночной экономики значительно изменились функции местных руководящих органов, возрос объем принимаемых управленческих решений. Соответственно возрастает необходимость в увеличении потоков информации. Для обработки получаемой информации нужно создать в регионе интегрированные информационные системы, способствующие удовлетворению потребностей структур управления, научных, исследовательских и преподавательских кадров, населения, предпринимательских структур и других потребителей информации. Органы власти должны выступать в этом процессе в качестве инициатора, организатора и координатора.Классификация региональных информационных систем.Региональные информационные системы можно разделить на три условные группы.
К первой группе отнесены автоматизироваршые информационные системы. Их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая современным тенденциям развития информационных технологий. Они достаточно полно удовлетворяют корпоративные информационные потребности в регионе. Характерным для этих систем является применение новейших технологий, программно-технических комплексов, сетевого телекоммуникационного оборудования.
Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями на территории региона. Развитые вычислительные центры этих ведомств обеспечивают возрастающие потребности управленческого персонала в аналитической и нормативно-правовой информации. Информация извне поступает в информационные системы отдельных ведомств преимущественно на технических носителях и в некоторых случаях — по модемной связи.
К третьей группе относятся автоматизированные информационные системы ведомств, в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и целенаправленной методологией развития.
Задачи интеграции информационных ресурсов региона.Основными поставщиками социально-экономической информации органов управления в регионе являются Государственный комитет по стати-:тике, министерства экономики, финансов и ряд других. Интеграция информационных ресурсов именно этих ведомств закладывает основу эффективности процесса управления в регионе.
Поставщики информационных ресурсов при построении собствен-1ых ведомственных систем должны решать следующие задачи:
♦ оценка потребностей органов управления в информации, прежде всего статистической и экономической;
♦ разработка системы показателей, объективно и комплексно отражающих социально-экономическое положение региона;
♦ формирование на единой методологической основе регионального информационного фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей; совершенствование системы сбора, обработки и передачи информации с использованием средств современной вычислительной техники;
♦ взаимодействие с федеральными, региональными и отраслевыми информационными системами и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации.
В условиях рыночной экономики возникает целый ряд новых задач, связанных с информационным обеспечением новых экономических образований: малого бизнеса, частных предприятий, институтов рыночного хозяйства.
Органам управления региона необходима достаточно разнообразная информация, характеризующая комплексное развитие территории, рациональное использование земель, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, транспортные перевозки местного значения, бытовое и торговое обслуживание, защиту прав потребителей, здравоохранение, социальную поддержку населения, дошкольное, школьное, профессиональное и дополнительное образование и т. д.
Успешное выполнение задачи информатизации органов управления возможно при решении следующих вопросов:
♦ автоматизация всего цикла работ;
♦ исключение дублирования в прохождении информационных потоков;
♦ переход к прогрессивным комплексам экономико-статистических моделей путем внедрения баз данных и регистров.
Региональные информационные ресурсы.Информационные ресурсы региона представляют собой банки (базы) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию различных направлений (экономика, законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т. п.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным, ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения. Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и субъектов РФ. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимосвязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные технологии и носители информации (бумага), так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:
♦ выделение и создание в регионе ключевых структур (организационных, управленческих, социальных), активно использующих интеграционные процессы и способных стать движущей силой глобальной информатизации;
♦ организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;
♦ адаптацию существующих локальных систем информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития.
При создании единого информационного пространства, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и другую информацию, необходимо предусмотреть внедрение государственных статистических стандартов и классификаторов, использование Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов.
В рамках единого информационного пространства необходимо формировать и вести государственный информационный регистр. В нем должны содержаться сведения об организациях — держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также видах информационной продукции.
Классификация информационных ресурсов.Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и вла дельцами информационных ресурсов могут являться: Российская Фе дерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства.
В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. К государственным информационным ресурсам относятся:
♦ ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
♦ ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Информационные ресурсы по способу реализации могут быть локальными или распределенными. По режиму доступа выделяются:
♦ информационные ресурсы общего пользования;
♦ ресурсы рабочих групп, ориентированные на определенные группы пользователей;
♦ персонально-ориентированная информация.
В настоящее время в большинстве регионов РФ нет единой сети, объединяющей компьютеры органов управления региона и представляющей возможность коллективного доступа к ведомственным базам данных. Однако локальные сети отдельных органов регионального управления, имеющие собственные отлаженные механизмы передачи информации, создают информационный и технический базис для построения информационной инфраструктуры региона с возможностью удаленного доступа пользователей данных.
Большинство персонально-ориентированной информации и информации рабочих групп, циркулирующей в органах управления, не предназначены для тиражирования и должны использовать информационную сеть органов государственной власти как надежную среду передачи данных с гарантией, исключающей несанкционированный доступ к сети. Проблемы защиты информации выходят на первый план.
Характеристика баз и банков данных в организациях региона.Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами, по смысловой ориентации делятся на экономические, правовые, персонифицированные и специализированные. Основными поставщиками экономической информации коллективного пользования в субъекте РФ являются: Государственный комитет по статистике, министерства экономики, финансов, внешнеэкономических связей, промышленности, сельского хозяйства.
Базы данных Государственного комитета по статистике субъекта РФ должны содержать разнообразную информацию, касающуюся развития основных секторов экономики и форм собственности. В базах должна содержаться также информация о различных предприятиях, об их роли на рынке товаров народного потребления, паспорта крупных и средних промышленных предприятий. Регистры предприятий должны содержать справочную информацию, касающуюся отраслевой принадлежности, форм собственности, видов деятельности, а также адресные реквизиты и имена руководителей.
В той или иной степени базами правовой информации пользуются все, любая организация вне зависимости от ее размеров и форм собственности. На особом месте стоит этот вопрос в органах государственной власти. Широкий круг пользователей предъявляет к средствам информационного обеспечения в области права следующие основные требования:
♦ максимальная полнота представления материалов по интересующему пользователя вопросу;
♦ постоянное обновление информационных ресурсов по мере выхода новых правовых актов;
♦ возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;
♦ удобство доступа и работы с правовой информацией.
Одним из источником правовой информации являются компьютерные справочные правовые системы (СПС) — это программные комплексы, включающие в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.).
Значительные ресурсы правовой информации сосредоточены в Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), обеспечивающем органы государственной власти федерального и регионального уровней необходимой информацией.
Значительную долю информационных баз в регионе составляют персонифицированные учеты. Это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация ставится в соответствие конкретной персо- не, имеющей уникальные идентификационные признаки. Персонифицированные данные — это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации. Человек как объект учета чрезвычайно динамичен (люди рождаются и умирают, меняют место жительства и работы и т. д.), поэтому информация требует постоянного обновления. Однако не все организации, пытающиеся формировать персонифицированные учеты, имеют такую возможность.
При всем разнообразии персонифицированных учетов значительную долю их объема составляют единые для всех установочные данные граждан, проживающих в регионе, собираемые разными путями и с разной эффективностью.
Выделяются два типа персонифицированных баз данных:
♦ базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровые службы, бухгалтерия и др.). Характерной особенностью является небольшой охват населения. Подобные базы данных содержат от десятков до нескольких тысяч записей, что составляет доли и единицы процентов населения, проживающего на территории региона;
♦ общерегиональные учеты населения. Накопление сведений производится обо всем населении территории либо выборочно, по характерному признаку в пределах территории. Охват учитываемого населения — от десятков до ста процентов жителей.
К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы и др.
Базы и банки данных, информационно-поисковые системы отдельных министерств, департаментов и комитетов, к которым остальные пользователи не имеют доступа, представляют собой в основном комплекс проблемно-ориентированной информации, характеризующей положение в подведомственных отраслях и представляющей интерес для весьма ограниченного круга специалистов. Проделанную работу целесообразно обобщить в виде программы информатизации органов власти региона. Целями разработки и реализации программы являются:
ф создание единого информационного пространства органов власти в регионе для обеспечения оперативного и эффективного управления социально-экономическими процессами;
♦ создание единой системы ведения региональных и территориаль-. ных кадастров,регистров,реестров;
♦ формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений;
♦ создание районных «опорных зон» информатизации, отработка в них типовых проектов информационных технологий для широкого их распространения, в том числе для ведения территориальных кадастров (регистров, реестров) и тематических информационных систем.
22. Сущность развития региона. Критерии и показатели.
Сущность развития региона.Региональное развитие — это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.
Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития или о приобретении экономической системой новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали пол-, ноправными показателями при оценке степени развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная — то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс. Развитие региона обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с социальным и включает в себя: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.
Такое понимание регионального развития принципиально отличает его от процессов механического роста или структурных усложнений. Например, нельзя отнести к подлинному региональному развитию одностороннее насыщение территории промышленными объектами (практика освоения русского Севера).
Цели регионального развития.В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран и их регионов является улучшение качества жизни населения.
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. В качестве долгосрочных целей можно обозначить становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан региона, включая уровень образования, здравоохранения и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр.
Критерии и показатели развития.Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которыми измеряются эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.
При этом для расчета используются три показателя экономического развития: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения),, величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
Наряду с интегральными показателями, каким является индекс развития человека, можно использовать и отдельные частные показатели развития регионов. Среди них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.
Валовый национальный продукт (ВНП) — рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНД измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран (ВНД = личные потребительские расходы + валовые инвестиции + государственные закупки товаров и услуг). ВВП измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам. Чистый национальный продукт: ЧНП - ВНП + амортизационные отчисления. Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) — показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе. В первую очередь это темпы душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной деформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
♦ ВНП или ВВП (как абсолютная величина и в расчете на душу населения) и темпы роста этих показателей;
♦ средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
♦ продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
♦ уровень образования;
♦ уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
♦ уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
♦ состояние окружающей среды;
♦ равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
♦ обогащение культурной жизни людей.
В действительности всегда одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие — более низкими показате- лями социально-экономического развития. Сложившееся межрегиональное соотношение не является застывшим, оно может меняться под воздействием сложной гаммы внутренних и внешних обстоятельств.
Типы регионального развития.Региональным называют развитие, характеризующееся тем или иным соотношением региональных показателей. Существуют три типа регионального развития: асимметрич-• ный, гармоничный и нейтральный.
Асимметричный (дисгармоничный) — такой тип (характер) регионального развития за определенный период, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, его усугубляют.
Гармоничный (симметричный) — это тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.
Нейтральный — тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.
Сегодня в Российской Федерации мы имеем дело не просто с асимметричным развитием регионов, но с различными видами асимметрии. Правовая региональная асимметрия, т. е. неравенство регионов разного типа и статуса из-за специфики того, что называют простым русским федерализмом, составляет ядро проблемы. Асимметрия в более широком смысле, как результат неравномерного (асинхронного) развития всех российских регионов, включает в себя экономический, социальный, культурный, политический и другие компоненты.
Причем в последние годы произошло чрезвычайное усиление территориальной дифференциации, глубокое региональное расслоение.
Задачи сглаживания асимметрии развития регионов. Вэтих условиях к важнейшим задачам, которые должны решаться в процессе управления развитием российских регионов, на наш взгляд, следует отнести:
♦ укрепление социально-экономических основ российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения социально-экономической интеграции российских территорий, укрепление единого социального и экономического пространства;
♦ сглаживание изначальных различий в уровнях экономического и социального развития регионов, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
♦ создание действенного социально-экономического механизма федеративных отношений, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных его региональных составляющих;
♦ формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности, социальной и рыночной инфраструктуры.
Методы управления региональным развитием.Управление региональным развитием предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.
Вообще органы власти региона выполняют две основные функции: управление функционированием региона и управление развитием региона. Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых мероприятий, посредством которых власть стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности. Не умаляя значения первой функции, можно сказать, что функция экономического развития становится все более значимой, включая в себя вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений.
Управление развитием региона — это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона в соответствии с поддержанными населением приоритетами, федеральными и региональными интересами, принятыми к исполнению на законной или договорной основе, предусматривающими использование необходимых ресурсов, с определенными мерами и установленными сроками.
Главной целью такого управления является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи, при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения.
Все возможные методы воздействия непосредственно региональной администрации на ход экономического развития можно сформулиро- вать как создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности, регулирование деловой активности и прямой кооперации администрации региона и бизнеса. Виды воздействия на экономическое развитие региона