Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

как условие эффективного функционирования ПР-служб



 

Использование мониторинга общественного мнения позволяет создавать надежную информационную базу для проведения различных ПР-кампаний. Данные мониторинга общественного мнения способствуют правильному принятию управленческих решений, квалифицированной подготовке программ ПР-проектов и т.д. Мониторинг общественного мнения как направление ПР-деятельности можно рассматривать в качестве системы наблюдения, анализа, диагностики с целью прогнозирования и принятия решений по обеспечению информационно-коммуникационного взаимодействия данной организации с ее общественностью.

Мониторинг общественного мнения – это выборочное, но вместе с тем и репрезентативное измерение динамики общественного мнения на различных уровнях и по отношению к различным общественным вопросам и проблемам. Особая ценность мониторинга общественного мнения для эффективного функционирования ПР-служб состоит в том, что данная исследовательская процедура позволяет:

1) зафиксировать колебания в оценках (ценностях, пристрастиях, ориентациях и т.д.) того или иного сегмента общественности;

2) определить вектор и возможные тенденции их последующего развития;

3) выявить взаимосвязи и взаимовлияние различных детерминант общественного мнения;

4) обнаружить проблемные области в деятельности данной организации (фирмы, учреждения и т.д.);

5) определить целевые группы и их проблемные приоритеты, ожидания, установки;

6) собирать и накапливать информационные банки данных;

7) разрабатывать конкретные планы и программы информационно-коммуникационного взаимодействия с целевой аудиторией;

8) подбирать адекватные ПР-инструменты для направленного воздействия на общественное мнение.

Различные структурные звенья ПР-служб занимаются разными видами мониторинговых исследований. Так, пресс-службы, в основном, осуществляют мониторинг средств массовой информации в применении к имиджу собственной организации. Наряду с мониторингом общей социально-экономической, социально-политической и иной ситуации в стране, регионе, городе, районе и т.д. проводятся мониторинги позитивных, нейтральных и негативных СМИ-материалов. При этом важно знать структуру информационных источников местного общественного мнения. «Как показывают исследования, основным источником информации о деятельности администрации района являются районные газеты (40,3%).

Структура источников информации о деятельности администрации округа в муниципальных районах совершенно иная.

Основным источником информации о деятельности окружной администрации являются окружные газеты (29,2%). На втором и третьем местах по значимости находятся случайные разговоры, слухи (23,3%) и соседи по дому (17,4%).

Информационная среда о деятельности администрации города в муниципальных районах теряет свое многообразие по сравнению с информационной средой о деятельности администраций района и округа. В структуре источников информации резко возрастает роль городских газет (66%), роль TV-Центра (до 51%). Одним из мощных источников информации для жителей являются выступления Ю. Лужкова и других руководителей города (42,1%)».[281]

В деятельности пресс-служб мониторинг средств массовой информации играет важную роль. Можно выделить следующие основные цели мониторинга средств массовой информации применительно к разным стадиям над ПР-проектом:

1. Подготовительный этап. На этом этапе определяются и уточняются основные информационные поводы, которые задействованы в ПР-проекте.

2. Разработка плана и стратегии. На этом этапе определяется поле для креативных поисков и решений.

3. Исполнительный этап. На данном этапе отслеживается текущая информация в средствах массовой информации для оперативного реагирования на действия конкурентов и своевременной корректировки стратегии и тактики собственной организации.

4. Заключительный этап. На завершающей стадии ПР-проекта определяется эффективность проведенной работы.[282]

 

Приложение[283]

 

Цель мониторинга – слежение за распространением употребления психоактивных веществ в молодежной среде, а также изучение социокультурного механизма распространения наркотизма.

Объектом мониторинга выступают не группы наркозависимых лиц, а основная масса юношей и девушек, точнее группа учащейся молодежи в возрасте от 14 до 24 лет. Это ученики старших классов средних школ, профессионально-технических училищ, учащиеся и студенты техникумов, колледжей, студенты высших учебных заведений разной формы собственности. Следует отметить, что в указанном возрасте учащиеся составляют абсолютное большинство молодых людей. Это вполне «нормальная» и массовая молодежная среда. Объектом исследования не являются наркоманы как таковые, изучается процесс распространения наркотиков в априори благополучной среде.

Методика мониторинга заключается в периодическом проведении массовых репрезентативных опросов учащихся учебных заведений всех типов, расположенных в городской черте. Шаг мониторинга – два года. В Харькове социологические измерения осуществлялись в 1995, 1997, 1999, 2001 и 2004 гг., а в 1999 и 2001 гг. по аналогичной методике был осуществлен социологический опрос студенческой молодежи г. Дрездена. Модернизация инструментария не затрагивает содержания основных показателей и методики их измерения. Ежегодные дополнения и изменения направлены на расширение познавательных возможностей используемой методики и учитывают перемены, связанные с появлением на черном рынке новых наркотических средств. Повторное применение оправдавшей себя методики дает возможность рассматривать динамику распространения наркотиков в молодежной среде путем анализа и сравнения настоящих данных с результатами прошлых лет, что позволяет перейти от статики к динамике и прогнозированию развития наркотической ситуации.

В инструментарии используются исключительно вопросы закрытого типа, которые не предполагают заполнения анкеты своим почерком, опрос проходит только в группах методом раздаточного анкетирования. Анкетеры не проверяют полноту и правильность техники заполнения анкет (незаполненные или заполненные неправильно анкеты выбраковываются позднее при подготовке к вводу данных в компьютер), анкеты обезличиваются, и эти условия предварительно сообщаются опрашиваемым.

Модель выборочной совокупности включает три этапа отбора:

Типизация среды учащихся по признаку «тип учебного заведения».

Случайный (шаговый) отбор учебных заведений в рамках типических групп (школы, ПТУ, средние специальные учебные заведения, вузы).

Случайный отбор классов или академических групп и сплошное анкетирование в «гнездах».

Фактически ежегодно повторяется выборка предыдущих лет, т.е. в выборочную совокупность включаются те же учебные заведения, в которых уже проходил аналогичный опрос. Общее число учебных заведений – 40. Такой подход усиливает надежность сравнительного метода и делает показатели динамики более обоснованными и достоверными. Объем выборки – 1000 единиц – так же сохраняется на прежнем уровне, но в отдельных случаях увеличивается за счёт углублённого изучения тех или иных групп молодежи. В целом же структура опрашиваемых соответствует расчетной выборочной совокупности и данные исследования с точностью в 3% можно распространить на генеральную совокупность, которая составляет около 140 тысяч юношей и девушек.

Опросник включает три группы показателей.

Первая группа показателей – это стабильные индикаторы, по которым можно фиксировать изменения в наркотической ситуации. К ним относятся показатели субъективной оценки серьезности проблемы наркотизма, алкоголизма а также субъективной оценки доступности наркотических средств.

Детально оценивается степень вовлеченности в социальные связи с потребителями наркотиков. Молодые люди отвечают на вопросы: «Видели ли Вы человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения?»; «Знакомы ли Вы с людьми, которые употребляют наркотики, но не являются для Вас близкими, не входят в Вашу компанию?»; «Есть ли среди близких Вам людей (друзья, члены семьи, родственники) те, кто употребляет наркотики?»; «Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашем присутствии употреблялись наркотики?»; «Если «да», то как часто это случалось?»; «Вам предлагали «присоединиться»?».

Изучается степень вовлеченности в социальные связи с субъектами нелегального оборота наркотиков – встречались ли молодые люди с продавцами наркотиков; если «да», то от кого исходила инициатива; кто выступал в роли продавца; где происходила встреча с продавцом.

Центральным является показатель пробы «вкуса» наркотиков («Доводилось ли Вам пробовать «вкус» наркотиков?»). Однако на такой прямой вопрос респонденты склонны давать менее откровенные ответы, чем на вопрос о «частоте проб» отдельных наркотиков («С отдельными видами наркотиков Вы, возможно, встречались «более близко». В какой степени Вы с ними знакомы?»). Измерение осуществляется по отдельным группам и видам психоактивных веществ, эти списки определенным образом корректировались в ходе развития наркотической ситуации и появления в незаконном обороте новых наркотических средств и технологий их кустарного изготовления. Изучались также пути употребления наркотиков.

Поскольку начало мониторинга пришлось на период бурного распространения нелегальных наркотиков в молодежной среде, первые три измерения выявили картину значительной динамики основных показателей. Наиболее иллюстративными являются данные распространения каннабиса, так как на косвенный вопрос о частоте употребления марихуаны респонденты дают более откровенные ответы, чем на прямой вопрос об употреблении наркотиков.

Вторая группа показателей – это показатели, которые включаются в опросник нерегулярно, но также помогают следить за определенными изменениями в сознания и поведении респондентов, это показатели, касающиеся мотивации употребления наркотиков и алкоголя, структуры потребляемых спиртных напитков, субъективной оценки границ допустимого потребления, толерантности к наркозависимым и др.

Третья группа показателей – это ситуативные индикаторы, включение которых связано с отработкой тех или иных исследовательских гипотез, это показатели, фиксирующие закономерности первой пробы наркотиков, изучение факторов «антириска», проблемы ВИЧ, субкультуры потребителей наркотиков и др.

 

Выводы

 

1. Понятие «мониторинг» в общем смысле означает процедуру регулярного наблюдения, оценки и прогноза любых, в том числе социальных процессов.

2. Мониторинг общественного мнения на различных уровнях является одним из способов получения оперативной и достаточно полной информации о динамике изменений в управляемом объекте.

3. Технология мониторинговых исследований общественного мнения нашла широкое применение в ПР- и рекламной деятельности.

 

Основные понятия и термины

 

Достоверность результатов исследования, индикаторы, информация, методы сбора информации, мониторинг, объект исследования, периодичность исследования, показатели, программа, тема исследования, формы предоставления отчетности, цель исследования.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы место и роль мониторинга общественного мнения в мировой, российской и местной практике?

2. Как быть с парадоксом Ла-Пьера «Люди не всегда поступают так, как говорят» при изучении общественного мнения?

3. Считается, что наиболее значимыми индикаторами, которые отражают социально-экономические интересы местного населения, являются следующие (см.: Колесников Ю.С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001. С. 48–49):

- соответствие уровня и образа жизни населения среднероссийским стандартам;

- наращивание региональной собственности и финансовых источников, обеспечивающих реализацию региональной социальной политики;

- формирование концептуальных возможностей региона для эффективного использования имеющихся ресурсов, рабочих мест, научного и образовательного уровня населения;

- развитие социальной инфраструктуры для формирования внутри- и межрегиональных связей населения;

- составление карты природоресурсного и экологического потенциала региона;

- уровень стабильности общественно-политической, межэтнической и иных ситуаций в регионе.

Подумайте и опишите, каким должно быть КСИ, целью которого будет выявление перечня этих и иных индикаторов в общественном мнении Ульяновской области, а также места и роли каждого из них.

4. Согласно В.И. Добренькову, «Мониторинг информационной безопасности – система наблюдения, анализа, диагностики с целью прогнозирования, принятия решений по нормативному обеспечению, регулированию информационных процессов в условиях их безопасного влияния на социальную, культурную жизнь общества». Прокомментируйте данное определение в применении к обсуждаемой теме.

5. Когда и при каких условиях общественное мнение способно выступить фактором (механизмом) изменения социально-политической обстановки в муниципальном образовании?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные методы сбора данных и способы определения достоверности (объективности) полученной информации о социально-политических процессах в муниципальном образовании.

7. Охарактеризуйте организационные принципы мониторинга общественного мнения: целенаправленность, комплексность, непрерывность наблюдения за объектами, периодичность снятия информации о происходящих изменениях, сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени, совершенствование технического оснащения.

8. В чем состоит специфика мониторинга форм прямого волеизъявления граждан в муниципальном образовании (собрание, сход, местный референдум)?

9. Каковы способы доведения общественного мнения до органов управления муниципального образования?

10. Охарактеризуйте различные способы изучения общественного мнения в ПР-деятельности (с точки зрения их эффективности, доступности и полезности).

11. Опираясь на нижеприведенную структуру ответа, дайте развернутую характеристику информационных потоков в Тверской (Московской и т.д.) области: 1) характер информации (массовая, отраслевая, служебная); 2) источник информации (индивид, государственное учреждение, корпорация, орган СМИ и т.д.); 3) потребитель информации (индивид, государственное учреждение, корпорация, орган СМИ и т.д.); 4) ареал распространения информации (узкогрупповая, локальная, региональная, федеральная, глобальная); 5) длительность действия информации (краткосрочная, периодическая, долгосрочная); 6) вектор использования информации (положительная, нейтральная, отрицательная).

 

Проблемные задания

 

1. Составьте план действий, как будто бы Вам предложили провести мониторинг общественного мнения в каком-либо муниципальном образовании (проанализируйте мотивы проведения мониторинга, причины выбора темы мониторинга, определите технологию проведения мониторинга и др.).

2. Составьте программу мониторинга и анализа ситуации в Вашем регионе (области, городе, районе). В качестве образца возьмите любые известные данные (см. список рекомендуемой литературы к данной теме: «Социологические исследования Волго-Вятского региона», «Структура и содержание информационно-аналитического продукта» и др.).

 

3. Заполните следующую таблицу:

 

Виды обеспечения мониторинга общественного мнения в муниципальном образовании Инструменты обеспечения мониторинга общественного мнения в муниципальном образовании
Организационное обеспечение  
Информационное обеспечение  
Техническое обеспечение  
Правовое обеспечение  
Финансовое обеспечение  
Другое (впишите)    

 

4. Пользуясь данными отчета по результатам исследования «Оценка степени влияния региональных СМИ на политическое сознание жителей регионов» (www.internews.ru), оцените возможности представленного методического обеспечения для соответствующего исследования в Ульяновской области.

5. Согласно данным PR News (см. соответствующую публикацию), социологические опросы, проводимые в масштабах округа, могут преследовать самые различные цели и задачи, такие как:

I. Определение социально-демографической структуры населения округа (пол, возраст, образование, род занятий, состав семьи). Владея информацией о поле, возрасте, уровне образования, социальном статусе опрашиваемых, можно проанализировать особенности ответов людей, принадлежащих к различным половозрастным, социальным и другим группам.

II. Диагностика «социального самочувствия» населения(доходы, состояние здоровья, удовлетворенность работой, семейными отношениями и пр.), изучение динамики «социального самочувствия» населения за последние несколько лет. При определении, например, уровня доходов различных социальных групп населения важно получить не только «цифры», но и выявить отношение людей к своему материальному положению. Изучение степени удовлетворенности людей своими доходами, состоянием здоровья, социальным положением в прошлом, настоящем и будущем позволяет получить представление об особенностях «социального самочувствия» населения округа, проследить динамику настроений в обществе.

III. Определение степени удовлетворенности населения социальной средой (дом, двор, улицы, дороги, торговое и транспортное обслуживание, криминальная обстановка в округе, экологическая ситуация). При этом возможен анализ ситуаций, сложившихся в каждом отдельном доме округа, на территориальных участках, а также обобщенный анализ по округу в целом.

IV. Выяснение общественного мнения, какие социальные сферы необходимо развивать в масштабах округа в первую очередь. Так, например, по результатам социологического исследования, проведенного нами в апреле-мае 1999 г. в муниципальном округе № 36 (Санкт-Петербург), жители округа определили как наиболее важную для развития сферу – медицинское обслуживание (17,5%). Второе место по округу заняла сфера занятости (16,5%), третье – социальная работа с населением (10,5%).

V. Сбор замечаний и предложений жителей округа. В ходе опроса общественного мнения интервьюеры фиксируют отдельные замечания и предложения жителей округа. Например, жалобы на отсутствие детской площадки на каком-либо территориальном участке округа, слишком большое скопление машин у подъездов домов, отсутствие светофоров и т.п.

VI. Выявление группы «активистов», готовых к участию в работе органов местного самоуправления. Среди опрошенного населения 36-го муниципального округа Санкт-Петербурга около 7% готовы участвовать в работе Муниципального Совета.

Жителями этого округа были предложены следующие формы участия в работе Муниципального Совета:

- помощь в организации общественных мероприятий (50% активистов);

- участие в проведении опросов общественного мнения (32%);

- оказание консультативной помощи Муниципальному Совету по различным направлениям деятельности (12%).

Жители округов намного охотнее соглашаются принимать участие в подобных сравнительно нейтральных исследованиях, чем в опросах, проводимых накануне избирательных кампаний.

Задание: подготовьте и проведите сходное исследование на материале Вашего округа (района).

 

Рекомендуемая литература

 

Ахмадеев Ал. А., Ахмадеев Ан. А. Организация социологического мониторинга в агропромышленном комплексе региона // Социологические исследования. 1995. № 2.

Бутырин Г.Н. Информированность населения о деятельности органов власти (на примере г. Москвы) // Личность. Культура. Общество. 2000. Научно-практический журнал. Том II. Специальный выпуск. М., 2000. С. 26-27.

Горяинов В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 35-49.

Гуревич М.А., Радиловская Т.Ю. Опыт социального мониторинга в городе // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 135-138.

Давыдов А.А., Чураков А.Н. Системный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 131-137.

Добреньков В.И. Теоретико-методологическое обоснование модели социологического мониторинга информационной безопасности региона России // Личность. Культура. Общество. Научно-практический журнал. Том II. Специальный выпуск. М., 2000. С. 43-49.

Короткова Л.Н. Учебная программа по курсу «Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании». М., 1994 (www.ime.ru/annot/d028.htm).

Кривобоков И.А. Социальный мониторинг. Черкассы, 1993.

Левашов В.К. Динамика социально-политической ситуации в России: опыт социологического мониторинга. 1997. № 11.

Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ // Социологические исследования. 1995. № 2.

Милехин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения (учебное пособие). М., 2003.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень ВЦИОМа. М., 1993-2005.

Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород, 1997.

Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. М., 1991.

Социологические исследования Волго-Вятского региона // www.nispi.ru

Стратегии и технологии работы муниципальных служб по связям с общественностью в условиях политических кампаний. М., 1997.

Структура и содержание информационно-аналитического продукта // www.region-inform.ru.

Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1997. № 6.

Хорев А. и др. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием // Менеджмент сегодня. 2002. № 3. С. 36-43.

 

 

Список литературы

 

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М., 1987.

Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1987.

Актуальные проблемы средств массовой информации. М., 1997.

Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. Кн. 1-3. М., 1993.

Алексеев С.В. и др. Идеологические ориентиры России. В 2 т. М., 1998.

Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.

АльюнинК.Реклама как процесс массовой коммуникации (теория «намеренного шума») // РЖ. Сер II. Социология. 1998. № 2.

Американская социологическая мысль. М., 1994.

Американское общественное мнение и политика. М., 1978.

Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. М., 1988.

Андрюшенко М.Т., Александрова О.С. Общественное мнение в системе познания // Философия и общество. 2000. № 1. С. 100-112.

Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов-на-Дону, 1980.

Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Аргунова К. Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Методическое пособие. М., 1990.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения: повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2002.

Архипова О. 12 способов сбора информации // PR в России. 2001. Вып.7. С. 46-50.

Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. М., 1999.

Ахмадеев Ал. А., Ахмадеев Ан. А. Организация социологического мониторинга в агропромышленном комплексе региона // Социологические исследования. 1995. № 2.

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.

Балуев Д.Г. Введение в политический анализ. Нижний Новгород, 2000.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М., 2001.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. М., 2001.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1993.

Берка К. Измерение: концепции, теории, проблемы. М., 1987.

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1919.

Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. Спб., 1898.

Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1993.

Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994.

Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992.

Богданов Е.М., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании: Паблик Рилейшнз: Предмет и мастерство. М., 2001.

Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 2001.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. 1997. № 1.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. Л., 1992.

Брайс Д. Природа общественного мнения // Вестник НДИ. М., 2002.

Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 1996.

Брянцева Е.А. Метод «фокус-групп» в комплексном исследовании. М., 1998.

Брячихин А.М. Ответственность власти: политический взгляд на управление жизнью района. М., 1990.

Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995.

Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология политики. М., 1993. С. 161-178.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как средство общения с респондентами. М., 1989.

Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 118-124.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Бююль А., Цефель П. SPSS: Искусство обработки информации. СПб., 2002.

Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М., 2001.

Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. 1998. № 6.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Векслер А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. Н. Новгород, 2001.

Векслер А.Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций. Технология успеха. Н. Новгород, 1998.

Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. М.: Левада-Центр, Интерцентр, 2004. № 1-6.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. СПб., 1995.

Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.

Власова Г. Чем пользуется профессионал // Маркетолог. 1999. № 2.

Возможности контент-анализа рекламных и ПР-материалов // Практический маркетинг. 1997. № 4. С. 3–4.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

Воробьев А.В. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998.

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и антропологии. 1998. Т. 1. № 4.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.

Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983.

Гарник А.В. Взаимодействие общественного мнения и социального опыта масс. Л., 1988.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995.

Герасимов В.М., Мухина О.В. Трансформация политических идеалов под воздействием электронных СМИ. М., 1999.

Глушакова Т., Грызунова Н. Качественные исследования в рекламе: возможности и ограничения // Практический маркетинг. 1997. № 10. С. 2-4.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М., 1998.

Гольцендорф Ф. Общественное мнение. СПб., 1899.

Горшков М.К. Динамика общественного мнения молодежи // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 33-40.

Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М., 1988.

Горшков М.К. Общественное мнение осенью 2000-го // www.riisp.ru.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Горяинов В.П. Проблемно-структурный метод анализа мониторинга общественного мнения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 35-49.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.

Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования М., 1987.

Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.

Грушин Б.А. О двух подходах к изучению общественного мнения // Социологические исследования. 1982. № 4.

Грушин Б.А. Четыре жизни России: в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М., 2001.

Губин В.Д. Жизненный мир. Культурология. XX век. СПб., 1997.

Гусейнов Г. Д.С.П. Советские идеологемы в новом русском дискурсе. М., 2002.

Давыдов А.А. Интервальный анализ социальных систем // Социологические исследования. 1997. № 11.

Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М., 1993.

Даль Р. О демократии. М., 2000.

Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 49-59.

Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.

Джи Б. Имидж фирмы. СПб., 2000.

Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2.

Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород, 1999.

Дмитриев А.В., Латыпов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 1999.

Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Добреньков В.И. Теоретико-методологическое обоснование модели социологического мониторинга информационной безопасности региона России // Личность. Культура. Общество. Т. II. Специальный выпуск. М., 2000. С. 43-49.

Докторов Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего человека» (к 100-летию со дня рождения) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2000. № 5 (49). С. 48-58.

Докторов Б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2004. № 3. С. 58-70.

Драганов М. Проблема общественного мнения. София, 1973.

Дубровский А.В. Социологическая информация в региональной печати: Учебное пособие. Саранск, 2000.

Дунаева И.Ш. Российская пресса в структуре политических конфликтов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 6. С. 14-26.

Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.,1986.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Ерунов Б.А. Мнение в системе человеческого познания. М., 1973.

Есть мнение. Итоги социологического опроса. М., 1990.

Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.

Журавель В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью // Социология. 1996. № 7. С. 87-109.

Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие. М., 1997.

Журавлев М. Все, что нужно знать про СМИ: составление базы данных // PR в России. 2001. № 3-4. С. 43-45.

Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования. М., 1970.

Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 15-19.

Зильберт Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов, 1986.

Зоркая Н., Дюк Н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66-77.

Зыкова И.А., Соколова Т.А., Шаршакова Т.М. Оценка общественного мнения о радиации на основе информации в печати // Социология. 1999. № 3. С. 57-62.

Иванов В.А. Политическая психология. М., 1990.

Иванов В.Н. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. М., 1992.

Игнатов Н.Г., Матков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1. С. 19-27.

Изотко В.П. Функции общественного мнения в среде государственной жизни// Известия АН БССР. Сер. Обществ. Наук. Минск, 1983.

Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. М., 1996.

Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты. М., 1997.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987.

Исламшина Т.Г. и др. Методика и техника конкретного социологического исследования: Экспериментальное учебное пособие. Казань, 1996.

Как провести социологическое исследование. М., 1990.

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6 томах. М., 1965. Т. 3.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1994.

Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.

Кириллов Н.Г. Массовое сознание. Генезис. Структура. Сущностные характеристики. Томск, 1995.

Кирюкин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М., 2000.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.

Колесников Ю.С. Прикладная социология. Ростов-на-Дону, 2001.

Количественные методы в социологии. М., 1966.

Компьютерное моделирование социально-политических процессов. М., 1994.

Конт О. Курс позитивной философии / Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3.

Контексты современности-II: Хрестоматия. Казань, 2001. С. 51-98.

Копылова С.С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 2.

Коробейников В.С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. М., 1983.

Коробейников В.С. Пирамида мнений. М., 1981. С. 36-50.

Коробейников В.С. Социологические проблемы общественного мнения. М., 1985.

Королев Ю.Г. Выборочный метод в социологии: Учебное пособие. М., 1975.

Королько В. Основы паблик рилейшнз. М.- Киев, 2000. С. 160-161.

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. СПб., 2000.

Короткова Л.Н. Учебная программа по курсу «Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании». М., 1994 (www.ime.ru/annot/d028.htm).

Кравченко Е.И. От Макса Вебера к феноменологии // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 121-141.

Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 103-181.

Кривобоков И.А. Социальный мониторинг. Черкассы, 1993.

Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

Кузмичев В. Организация общественного мнения. М.; Л., 1929.

Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.

Лакан Ж. Телевидение: Психоанализ. М., 2000.

Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. Результаты мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990-2002 гг.) // Мир России. 2003. № 4.

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования. 1996. № 5.

Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С. 100-135.

Лассуэл Г., Роджерс К., Адлер А. Имидж лидера. М., 1994.

Лебедева Т.А. Паблик рилейшнз. М., 1999.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

Левада Ю.А. Комплексы общественного мнения // Социология. 1997. № 1. С. 13-22; 1998. № 1. С. 11-21.

Левада Ю.А. Механизмы и функции общественного мнения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7-12.

Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М., 2000.

Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1997. №2.

Левада Ю.А. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 19-27.

Левашов В.К. Динамика социально-политической ситуации в России: опыт социологического мониторинга. 1997. № 11.

Левешко Р.П. Анализ эффективности рекламы. Киев, 2000.

Липари Л. Опросы общественного мнения как ритуал // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ РАН. 2000. № 4. С. 74-83.

Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.

Любивый Я.В. Современное массовое сознание. Киев, 1993.

Макарон Л.С., Головко Б.Н. Экспертный анализ рекламной продукции: Курс лекций. М., 2001.

Манаев О.Т. Опыт контент-анализа альтернативной прессы Белоруссии // Социс. 1991. № 8.

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России // Социология в России. М., 1996.

Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-е изд. Т. 13. С. 18-46.

Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. М., 1997.

Маршак А.Л. Социология: учебное пособие. М., 2002. С. 195-224.

Маслов С. Формирование системы показателей политической статистики // Вестник статистики. 1990. № 4.

Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ // Социологические исследования. 1995. № 2.

Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России. М., 1996.

Массовая коммуникация и общественное мнение. М., 1988.

Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

Матвиенко В.Я. Социологический анализ в политике. Киев, 1995.

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.

Математические методы и модели в социологии. Вып. 1-2. М., 1991.

Махатадзе И.Г. Система формирования общественного мнения и паблик рилейшнз. М., 1995.

Ментальность россиян. М., 1999.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991.

Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М., 1968.

Методика изучения общественного мнения. Сборник научных трудов. М., 1992.

Методика использования анализа документов в социологическом исследовании. М., 1989.

Методика сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1-2. М., 1990.

Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. М., 1983.

Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1–2. М.-Л., 1973.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1-2. М., 1990.

Милехин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения (учебное пособие). М., 2003.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1995.

Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л., 1991.

Мирошниченко А.А. Public Relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика. М., 1998.

Михайлов В.А. Национальный «изм» в зеркале нацияза // Политические исследования. 1995. № 4.

Михайлов В.А. Общественное мнение: категориальное обоснование междисциплинарной методологии исследования // Философская и правовая мысль: Альманах. Вып. 4. Саратов-СПб., 2002. С. 134-154.

Михайлов В.А. Общественность как социальное явление // Россия: духовная культура, политика, история: Сборник научных трудов. Ульяновск, 2002. С. 30-33.

Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004. С. 34-52.

Михайлов В.А., Рассадина Т.А. Отчет о социологическом исследовании «Влияние ульяновских СМИ на политические предпочтения населения» // Основные аспекты регионального политического процесса: Ульяновская область. 2002-2003 гг. Вып. 2. Ульяновск, 2003. С. 121-170.

Многомерный анализ социологических данных. М., 1981.

Модели анализа данных и принятия решений. Новосибирск, 1980.

Моделирование социальных процессов: Учебное пособие. М., 1993.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 1998-2005.

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.

Нанеишвили Б. Применение глубинных интервью в маркетинговых исследованиях // Практический маркетинг. 1999. № 1.

Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований // Практический маркетинг. 1998. № 8-9.

Национальная доктрина России. М., 1994.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.

Ноэль Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

О современном состоянии рынка PR в России // www.ROMIR.ru / 2000/.

Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1993.

Общественное мнение как фактор перестройки социально-экономических процессов в регионе. Екатеринбург, 1992.

Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов. М., 1980.

Общество – средства массовой информации – власть: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Овсянников В.Г. О научности опросов общественного мнения // Социологические исследования. 1991. № 9.

Ольшанский Д.Б. Психология масс. СПб., 2001.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4.

Основы прикладной социологии. М., 1996.

Оссовский В.Л. Проблема идентификации общественного мнения // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 7-16.

От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Хабермаса. Тексты. Хрестоматия. Ульяновск, 2001.

Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса. М., 1999.

Павленок П.Д. Социология. М., 2002. Глава 34.

Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение // Социологические исследования. 1991. № 7, 10.

Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.

Панова И.М. Социальные представления в обыденном сознании. // Социологические исследования. 1991. № 11.

Парамонова Т., Красюк И. Формирование общественного мнения фирмы // Маркетинг. 1998. № 6. С. 60-63.

Парникель Ю.А. Прикладная социология: Пособие для студентов. Псков, 1997.

Пашенцев Е.Г. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2000.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного мнения. Смоленск, 1997.

Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2.

Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.-Киев, 2001.

PR в России: сценарии и технологии. М., 2000.

PR: международная практика. М., 1997.

PR News – муниципальной власти // PR News. 2000. № 1.

Практика менеджера паблик рилейшнз. М., 1997.

Пресса и общественное мнение. М., 1986.

Проблемы контент-анализа в социологии. М., 1970.

Проблемы cоциологии печати. Вып. 1-2. Новосибирск, 1969.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

«50/50»: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 214-220.

Рабочая книга социолога. М., 1993.

Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб., 2001.

Рева В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. М., 1997.

Рогозин Д.М. Открытые вопросы в массовых обследованиях // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 29-70.

Рожков И. Реклама – дело профессионалов // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2. С. 111-115.

Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. М., 1995.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Российские СМИ: Власть и капитал: К вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М., 1999.

Российский статистический ежегодник. М., 1999-2002.

Рукавишников В.О. и др. Опросы населения. М., 1984.

Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород, 1997.

Савинье П. Коммуникации и общество. СПб., 1998.

Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телекоммуникации. М., 1988.

Сафронов В.В., Бурмыкина О.Н., Корниенко А.В., Нечаева Н.А. Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 2.

Связи с общественностью в России. М., 2000.

Седов Л. Роль СМИ в избирательной кампании // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 32-35.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М., 1990.

Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998.

Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. М., 1991.

Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986.

Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.

Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.

Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учебное пособие. Новосибирск, 1995.

Согомонов А.Ю., Звоновский В.Б. Опросы общественного мнения как средство манипуляции // www.nipsamara.ru.

Социализм, перестройка и общественное мнение // Социологические исследования. 1991. № 9.

Социологические исследования Волго-Вятского региона // www.nispi.ru

Социологические проблемы общественного мнения в деятельности средств массовой информации. М., 1976.

Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1906.

Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М., 1984.

Средства массовой информации в меняющемся мире. М., 1999.

Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань, 2000.

Стегний А. Артикуляция экологической проблематики: опыт контент-анализа // Личность. Культура. Общество. Т. II. Вып. 1. М., 2000. С. 181-194.

Степнова Л.А. Социальная символика России // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 90-100.

Стратегии и технологии работы муниципальных служб по связям с общественностью в условиях политических кампаний. М., 1997.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.

Структура и содержание информационно-аналитического продукта // www.region-inform.ru.

Судас Л.Г. Социология общественного мнения // Социально-политический журнал. 1995. № 1. С. 83-96.

Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение). М., 2001. С. 34-44.

Теория социальных представлений в социальной психологии. Дискуссия 1980-90-х гг. М.: ИНИОН, 1996.

Тернер Р. Контент-анализ биографий // Сравнительная социология. Избр. переводы. М., 1995.

Тодчук Ю.М., Турчанинова И.Б. Социологическая служба в регионе // Социологические исследования. 1995. № 1.

Токвиль А. Демократия в Америке. Кн. 1-2. М., 1992.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М., 1998.

Тульчинский Г. Public relations: репутация, влияние, связи с прессой. СПб., 1994.

Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С.51-58.

Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1997. № 6.

Тюнюкова Е.В. Формируем общественное мнение: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Новосибирск, 1999.

Удоденко А.А. О логике научного вывода в социологии // Социологические исследования. 1997. № 12.

Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963.

Усачева В. Власть и СМИ в России: как изменилось их взаимоотношение // Pro et Сontra. 2000. Т. 5. № 4. С. 109-127.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации. М., 1988.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.

Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории «Би-Би-Си» // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 3. С. 45-52.

Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. М., 1980.

Формирование общественного мнения населения крупного города. СПб., 1997.

Хейвуд Р. Аудитории // Хейвуд Р. Все о PR. М., 1999. С. 32-42.

Хвостов В.М. Общественное мнение и политические партии. М., 1906.

Хорев А. и др. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием // Менеджмент сегодня. 2002. № 3. С. 36-43.

Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.

Цариценцева Е.В. Социологическая информация в контексте государственного управления // Credo. 1999. № 5.

Цветков А.В. Управление социально-политическими процессами. Технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М., 1995.

Цуладзе А.М. Формирование имиджа политика в России. М., 1999.

Чгитханян М.Х. Сила общественного мнения. М., 1962.

Читатель и газета: Итоги изучения читательской аудитории центральных газет. Читатели «Труда». Вып. 1. М., 1969.

Читатель и газета: Итоги изучения читательской аудитории центральных газет. Читатели «Известий» и «Литературной газеты». Вып. 2. М., 1969.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.

Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М., 1996.

Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. М., 1997.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие: В 2-х ч. М., 2002. Ч. 1. С. 73-100.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990.

Юрьев А.И. Системное описание политической идеологии. СПб., 1996.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Саратов, 1997.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М. 1991. № 1. С. 14-31.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001.

Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1995.

Bennet W.L. Public Opinion in American Policy. N.Y., 1980.

Berelson B. Communication and Public Opinion. N.Y., 1952.

Bernays E. Crystallizing Public Opinion. N.Y., 1961.

Cantril H. Gauging public opinion. Princeton, 1944.

Childs H.L. Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, N.Y., 1965.

Doob L. Public Opinion and Propaganda. N.Y., 1947.

Gallup G. The miracle ahead. N.Y., 1964.

Everson D.H. Public Opinion and American Democracy. N.Y., 1961.

Heath R. (ed). Handbook of Public Relations. SAGE, 2000.

Katz D. (ed) Public Opinion and Propaganda. N.Y., 1954.

Key V.O., Jr. Public Opinion // The black well encyclopedia political science. Oxford, 1993.

Moor D.W. The Super Pollsters. N.Y., 1992.

Price V. Public Opinion. Newbury Park, 1992.

Roper E. You and your Leaders: Their Actions and Your Reactions (1936-1956). N.Y., 1957.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел I ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ  
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ  
1.1. Общественное мнение как предмет научного познания ………..…….
1.2. История изучения общественного мнения в социологии ..…………...
1.3. История изучения общественного мнения в России ……..…………...
1.4. Значение теории общественного мнения для специалистов по связям с общественностью, других родственных специальностей …………..  
  Глава 2.   ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КАК НОСИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
2.1. Общественность как социальное явление …….……………………….
2.2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения ….…………
2.3. Историческая эволюция общественности ….………………………….
2.4. История общественности России ….…………………………………...
2.5. Понятие «общественность» в связях с общественностью: специфика понимания и использования …………………………………………….  
  Глава 3.   ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ  
3.1. Система категорий социологии общественного мнения ……………...
3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение ……...
3.3. Общественное мнение как важный социальный институт …………...
Раздел II БАЗОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ  
  Глава 4.   СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
4.1. Структура общественного мнения ……………………………………..
4.2. Функции общественного мнения ………………………………….……
4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы …………………….……  
  Глава 5.   ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ  
5.1. Идеология: природа, разновидности, функции ………………………..
5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения ………………………………………………….  
5.3. Взаимодействие идеологии с чувственно-эмоциональным компонентом в процессе функционирования общественного мнения  
5.4. Государственная идеология. Проблемы формирования общенациональной идеологии в Российской Федерации …………….    
Глава 6. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ  
6.1. Объективные и субъективные факторы в формировании и функционировании общественного мнения …………………………..  
6.2. Субъекты, методы и способы влияния на общественное мнение .…...
6.3. Формы манипулирования общественным мнением и способы его предупреждения …..……………………………………………………..    
Глава 7. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ  
7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития ………………..……………………………….  
7.2. Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения ………………………………………………….  
  Глава 8.   СТАТИКА И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения ……………….……………….  
8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения ……………………………………………………………………  
8.3. Динамика общественного мнения. Критерии и характеристики динамики общественного мнения ……………………………………...  
  Глава 9.   ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В РОССИИ  
9.1. Особенности российской общественности: история и современность
9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе ………………………………………………….…………………...  
Раздел III МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
Глава 10. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
10.1. Методология социологического исследования как составная часть и особая область социологического познания …………………………..  
10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения ………………………………...  
10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в ПР-деятельности ……………………………………………...  
  Глава 11.   АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ  
11.1. Место и роль традиционного метода и контент-анализа в изучении документов и получении социальной информации …………………..  
11.2. Процедура и этапы контент-анализа …………………………………...
11.3. Анализ документов в деятельности ПР-служб ………………………..
  Глава 12.   ФОКУС-ГРУППА  
12.1. Фокус-группа как метод качественного исследования ……………….
12.2. Принципы и технология проведения фокус-групп ……………….…...
12.3. Место и роль фокус-групп в изучении общественного мнения ……...
  Глава 13.   ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ  
13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения …………………..
13.3. Анкетирование как вид опроса …………………………………….…...
13.4. Экспертный опрос ……………………………………………………….
13.5. Опросные методы в ПР- и рекламной деятельности ………………….
  Глава 14.   АНАЛИЗ ДАННЫХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  
14.1. Анализ данных как этап социологического исследования …………...
14.2. Элементарный анализ …………………………………………………...
14.3. Шкалы, типологии, индексы ……………………………………….…...
14.4. Представление результатов социологического ис

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.