Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В муниципальном образовании



 

Общественное мнение играет особую роль в социальном управлении. В опоре на общественное мнение многие мэры городов и главы районных администраций видят главный путь к эффективному муниципальному управлению.

Вытекает это из того, что общественное мнение в условиях местного самоуправления выполняет важные социальные функции во всех сферах местной общественной жизни, оно является барометром социальных настроений и выражает интересы местного населения, выступает источником и носителем житейского опыта населения, является одним из важнейших каналов конкретной социальной информации, выступает самостоятельным инструментом регулирования взаимоотношений между властью и населением. Отсюда следует вывод, что взаимодействие органов местного самоуправления с общественным мнением не может осуществляться «на глазок», без соответствующих системных и оперативных исследований динамики общественного мнения.

При проведении мониторинга общественного мнения в муниципальном образовании важно понимать и последовательно применять методологические и организационные основы данного вида исследования.[277]

Методологические основы мониторинга общественного мнения в муниципальном образовании.

Социальная информация является одним из главных орудий в борьбе за власть и распределение властных ресурсов. Социальная информация – это совокупность сведений о различных социальных процессах, которые накоплены и зафиксированы в различных источниках. «Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам и т.п. …Обычно, говоря о видах социальной информации, имеют в виду ее классификацию в зависимости от источников. В этом случае виды информации – это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать следующие:

1) официальная статистическая информация Госкомстата России;

2) данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;

3) данные, получаемые с помощью массовых опросов;

4) данные, получаемые с помощью опросов экспертов;

5) данные средств массовой информации;

6) данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах».[278]

Итак, данные мониторинговых исследований общественного мнения являются важным источником информации для различных уровней власти, в том числе для органов самоуправления. При этом надо помнить, любая информация о социальных процессах в муниципальных образованиях, в том числе и данные мониторинга общественного мнения, должна пройти проверку на достоверность и объективность. «Для обеспечения надежности социологической информации применяют различные способы контроля. Применительно к мониторингу можно выделить следующие две группы контроля надежности. В первой группе осуществляется сопоставление эмпирической информации в данном мониторинговом исследовании с какой-либо другой информацией, а во второй изучается распределение признаков в данном исследовании.

Первая группа контроля предполагает внешний контроль:

1. По отношению ко времени исследования. Он предполагает сравнение результатов измерения в исследовании с итогами повторного измерения, проведенного тем же исследователем с сохранением той же выборочной совокупности, условий, инструмента и процедуры измерения.

2. По отношению к условиям исследования. Пример – сравнение результатов опроса, проведенного тем же исследователем с помощью того же инструмента исследования по различным выборкам.

3. По отношению к инструменту и процедуре исследования. Пример – сопоставление данных, полученных методом опроса с помощью эквивалентного инструмента – методом экспертных оценок (анализа документов, наблюдения и т.п.).

4. По отношению к исследователю. Пример – сопоставление данных интервью с данными, полученными другим интервьюером на той же выборочной совокупности, при сохранении условий, инструмента и процедуры измерения.

5. По отношению к объекту исследования – сравнение данных опроса с данными, полученными на разных объектах…

Вторая группа контроля включает:

1. Изучение распределения определенного признака по всей выборке. Пример – выявление «неработающих» вопросов или градаций вопросов, «выпадающих» значений и др.

2. Сравнение распределений различных признаков по всему массиву. Пример – сопоставление двух однородных групп признаков в тестовых методиках.

3. Изучение распределения признаков на различных ступенях выборки. Пример – устранение влияния интервьюера, применение дисперсионных критериев надежности».[279]

Методология мониторинга общественного мнения, кроме определения достоверности и объективности информации о социальных процессах в муниципальном образовании, подразумевает также оценку и системный анализ состояния факторов общественного мнения, выявление причин, влияющих на изменение этих факторов, отслеживание тенденций изменения общественного мнения, разработку прогнозов изменения значимых факторов, определяющих общественное мнение, подготовку рекомендаций на базе информации, полученной в результате мониторинга общественного мнения, разработку способов доведения общественного мнения до органов управления муниципального образования.

Организационные основы мониторинга общественного мнения в муниципальном образовании.

В качестве субъектов организации мониторинговых исследований общественного мнения, как правило, выступают исполнительные органы местного самоуправления. При этом соответствующие исследования могут проводиться как самими службами органов местного самоуправления по изучению общественного мнения, так и организациями, выполняющими подобные исследования на заказ.

При проведении мониторинга общественного мнения необходимо соблюдать ряд основополагающих принципов: целенаправленность, комплексность, непрерывность наблюдения за объектами, периодичность снятия информации о происходящих изменениях, сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени, совершенствование технического оснащения. «Функциями мониторинга как инструмента управления общественными системами и процессами можно назвать следующие:

- определение состояния объекта управления с заданными временными интервалами и выявление на этой основе динамики и направленности его развития;

- выявление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и возникающих в ходе их развития противоречий;

- информационное обеспечение постановки управленческих задач;

- получение информации, позволяющей прогнозировать развитие исследуемых процессов;

- систематический контроль за ходом процессов и их соответствие желательным для управляющей системы тенденциям развития».[280]

Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании может осуществляться в разных формах. Так, это может быть мониторинг форм прямого волеизъявления граждан в данном муниципальном образовании (собрание, сход, местный референдум); это могут быть различные технологии обследования общественного мнения: опросы, интервью, анкетирование граждан, работа с местными средствами массовой информации и т.д. При этом важным моментом является организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение мониторинга общественного мнения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.