Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы, которые волнуют население Челябинска



в наибольшей степени (%)

Варианты ответов
Задержка зарплаты, пенсий н/д н/д
Растущие цены
Рост преступности
Опасность оказаться безработным
Социальная незащищенность
Экологические проблемы
Рост наркомании и алкоголизма н/д н/д н/д н/д н/д н/д
Потеря надежд на улучшение жилищных условий
Политическая нестабильность, опасность распада России
Кризис в экономике, спад производства н/д н/д н/д
Резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов н/д н/д н/д
Коррупция, взяточничество н/д н/д н/д

 

Основные методы исследования, применяемые в мониторингах общественного мнения:

1) анкетный опрос. Как правило, данный метод направлен на изучение общественного мнения в целом или общественного мнения какого-либо сегмента общественности;

2) контент-анализ. Данный метод направлен на изучение содержания средств массовой информации, законодательных и иных документов, имеющих важное значение для анализа формирования и функционирования общественного мнения;

3) экспертный опрос. Например, в модели мониторинга информационной безопасности региона России предполагается привлекать экспертов для выявления проблемных ситуаций, оценки влияния, значимости тех или иных факторов ситуации, а также для разработки рекомендаций, проектов. «В отличие от массового опроса эксперты подбираются с помощью процедуры аттестации. Предполагается использовать для работы с экспертами сайты Internet. В качестве экспертов будут привлечены специалисты в области информационной безопасности, представители СМИ, общественных организаций, зарубежные эксперты, а также специалисты по отдельным аспектам негативного действия нарушений информационной безопасности»;[274]

4) фокус-группы. Данный метод направлен на получение информации с использованием групповых дискуссий для углубленного выявления содержательных характеристик общественного мнения(мотиваций, факторов поведения и т.д.) и др.

Выбор того или иного метода зависит от содержания решаемой задачи в мониторинговом социологическом исследовании.

Мониторинг общественного мнения осуществляется в несколько этапов. Причем все эти этапы должны быть подчинены логике исследования. Как правило, на первом этапе разрабатывается концепция мониторинга общественного мнения в соответствии с целями и спецификой объекта наблюдения. На основе концепции разрабатывается программа мониторинга, в которой разрабатывается методика проведения мониторинга. На последующих этапах осуществляется сбор материалов, обобщение полученных данных. Так, социально-экологический мониторинг проводится в четыре этапа:

1. Определение предмета исследования: выделение процессов, явлений и социальных фактов, которые подлежат контролю с помощью социально-экологического мониторинга.

2. Построение системы характеристик: определение некоторого перечня проявлений параметров предмета исследования.

3. Выбор индикаторов: внутри системы характеристик выделяются значимые показатели, отвечающие задачам проводимого мониторинга.

4. Построение индексов: экспериментально определяется статистическое распределение каждого из индикаторов.

Анализ данных мониторинга общественного мнения – это анализ изменений (с течением времени) долей ответов респондентов по одной или нескольким градациям вопросов анкеты. Зачастую анализ данных осуществляется «с помощью так называемого «глазомерного» метода, когда социолог рассматривает данные мониторинга и исходя из здравого смысла и знания изменений социально-экономической и политической ситуации в стране или регионе дает правдоподобное объяснение изменению долей ответов респондентов. Очевидно, что в этом случае истинность интерпретаций трудно проверить, а количество полезной информации, извлеченной из данных при помощи «глазомерного» метода, существенно ограничено».[275]

Анализ данных мониторинга общественного мнения также осуществляется с помощью статистического подхода, в частности – анализа временных рядов. «При этом доли ответов (в процентах) респондентов по одной или нескольким градациям одного или различных вопросов анализируют с помощью коэффициентов автокорреляции и кросскорреляции, методов авторегрессии, скользящего среднего, спектрального анализа и некоторых других методов… методы статистического анализа временных рядов направлены на выделение тренда (долговременной составляющей временного ряда), сезонной и циклической компонент, случайной составляющей и ряда других признаков, выявление связи и лагов (запаздываний) между временными рядами и т.д. При данном статистическом подходе истинность полученных результатов основывается на точности описания и предсказания и на возможности содержательно объяснить полученный результат, как правило, с точки зрения здравого смысла… С проникновением в эмпирическую социологию компьютерных информационных технологий для анализа динамики используют компьютерные системы извлечения знаний – «data mining», которые методом полного перебора возможных вариантов выявляют различные закономерности в имеющихся эмпирических данных и где истинность полученных результатов определяется только исходя из точности описания и прогноза».[276]

Ниже приводится вариант представления данных мониторинга политического и экономического оптимизма (позитивные ожидания: негативные) россиян (журнал «Мониторинг общественного мнения»).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.