Мониторинг (лат. monita – напоминающий, предупреждающий) – систематический сбор информации в целях наблюдения за ходом формирования и функционирования какого-либо явления, прогнозирование тенденций его развития и контроля над последствиями его развертывания в окружающей среде.
Мониторинг общественного мнения – объективный метод определения текущего состояния и динамики общественного мнения в определенном пространственно-временном континууме. С точки зрения В.П. Горяинова, мониторинг общественного мнения это «способ выявления и учета мнений социальных групп о направлениях в решении проблемных вопросов и выяснения соответствующей ведущей, компромиссной, центральной тенденции, которая сознательно или неосознанно формируется мнениями всех социальных групп общества. В этом случае главным вопросом для исследователя становится вопрос «Как трансформируется общество в поисках решения своих проблемных вопросов?». При проведении такого исследования возможен анализ даже одного-единственного вопроса, заданного респондентам, но этому вопросу должно быть присуще особое качество – это должен быть по-настоящему проблемный вопрос. Содержательно к проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, глубоко затрагивающие интересы большинства людей. Эти вопросы характеризуются разнообразием их интерпретации, а также многовариантностью путей и способов решения и повышенной неопределенностью в выборе наилучшего пути решения».[269]
Цель мониторинга общественного мнения состоит в получении системных данных о состоянии общественного мнения по конкретным социальным проблемам. В сочетании с другими методами социологического исследования мониторинг общественного мнения обеспечивает комплексную оперативную и прогнозную оценку различных социальных ситуаций, что способствует улучшению работы любых управленческих структур.
Действительно, в жизни любого сообщества (организации, фирмы и т.д.) происходят постоянные изменения, в том числе и изменения в оценке деятельности данного сообщества (организации, фирмы и т.д.) со стороны общественности. Любое изменение ценностей, потребностей, пристрастий и т.д. в структуре общественного мнения того или иного сегмента общественности оказывает серьезное влияние как на ход самих социальных перемен, так и на текущую жизнь учреждений и организаций. Отсюда вытекает задача постоянного отслеживания общественных ожиданий, предпочтений и настроений.
В зависимости от широты охвата населения мониторинговые исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные и местные. Так, в сентябре 2004 г. был проведен второй этап международного исследования при участии ВЦИОМ, исследовательской группы ЦИРКОН (Россия), лаборатории НОВАК (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (Казахстан) в рамках проекта «Евразийский монитор». Были получены данные для сравнительного анализа жизни населения на постсоветском пространстве. Как показал опрос, уровень удовлетворенности жизнью в указанный период был выше в Казахстане и Белоруссии, несколько ниже в России и существенно ниже в Украине.[270]
Варианты ответов
Россия
Белоруссия
Украина
Казахстан
Вполне удовлетворен
Скорее удовлетворен
Скорее неудовлетворен
Совершенно неудовлетворен
Затрудняюсь ответить
В общенациональном масштабе в Российской Федерации проводятся самые различные мониторинговые исследования. Например, на протяжении ряда лет Группа компаний monitoring.ru (НИСПИ и АРПИ) посредством мониторинга общественного мнения и социального поведения россиян получает данные, которые позволяют «понять складывающуюся в обществе ситуацию и тенденции ее развития (поскольку мониторинг выявляет динамику соответствующих процессов), позволяет более или менее точно предоставлять информационную базу для построения прогнозов предстоящих выборов».[271]
А вот тематика исследований под характерным названием «МОНИТОРИНГ», осуществленнх Всероссийским центром изучения общественного мнения в 1995-2000 гг. (за 2000 год отражены лишь первые четыре волны).
Название темы
Количество волн «Мониторинга», в которых эксплуатировалась тема
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Мнения, оценки, общественные настроения
Отношение к реформам
-
-
-
-
Политическое участие, политические установки, электоральное поведение
-
-
Выборы в местные органы власти
-
-
-
-
-
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Демографическое поведение, проблемы воспроизводства населения
Социально-демографические характеристики населения (в том числе положение в сфере труда)
Проблемы молодежи
-
-
-
-
Межнациональные отношения
-
-
-
-
Конфессиональная принадлежность, религиозное поведение, отношение к религии
-
Образование родителей
-
-
-
-
-
Вторичное образование
-
-
-
-
Имя как социальная характеристика
-
-
-
-
-
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Уровень и качество жизни
-
-
-
Отношение к льготам как виду социальной защиты
-
-
-
-
-
Приватизация
-
-
-
-
-
Виды ИТД, бизнеса как основного занятия
-
-
-
-
Формирование среднего класса
-
-
-
-
-
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Материальное положение
-
-
-
Потребительское поведение
-
-
-
-
-
Отношение к рекламе
-
-
-
-
-
Сберегательное поведение
-
ПРОИЗВОДСТВО / ЗАНЯТОСТЬ
Производственная обстановка
-
-
Трудовая мотивация
-
-
-
Трудовая и профессиональная мобильность
-
-
Оценка условий труда
-
-
-
-
-
Оплата труда, доходы
-
Производственные конфликты
-
-
-
Дополнительная занятость
-
Общественное мнение о проблемах безработицы
-
Положение безработных,
неполная занятость
-
Женский труд
-
-
-
-
-
Особое значение для реальной работы на местах имеют региональные и местные мониторинговые исследования.
Так, издание «Регион-Информ» периодически знакомит общественность с информационно-аналитическим продуктом регионального мониторинга общественного мнения. Данные касаются жизни определенного региона Российской Федерации и разбиты на следующие рубрики:
1. Социальная ситуация и проблемы:
а) уровень жизни населения региона (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; факторы, влияющие на уровень жизни; динамика в сравнении с предыдущими годами; какие категории населения стали жить лучше/хуже),
б) занятость и безработица, рынок труда (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; тенденции, наиболее востребованные профессии, динамика занятости по отраслям; факты массовых увольнений/массового приема на работу; местные особенности),
в) обеспеченность жильем (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные и особенные факторы, влияющие на обеспеченность жильем; тенденции в обеспечении жильем и в жилищном строительстве; изношенность жилищного фонда),
г) система образования (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; количество школ, ПТУ, техникумов, лицеев, колледжей; характеристика основных вузов и т.д.),
д) система здравоохранения (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; особенности местной системы здравоохранения; представление населения о качестве лечения, доступность платной медицины и т.д.),
е) пенсионное обеспечение и другие виды социальной защиты (регулярность выплаты пенсий, других социальных пособий; оценка эксперта по сравнению с предыдущим годом и т.п.),
ж) культура (перечень объектов, знаменитости, меценатство и благотворительность, местные программы и мероприятия по развитию культуры, оценка их результативности),
з) спорт (крупнейшие физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты, наиболее развитые виды спорта, известные спортивные команды и спортсмены и т.п.),
и) проблемы молодежи (актуальные проблемы молодежи с точки зрения населения; тенденции и факторы, влияющие на их появление/исчезновение; местные программы и мероприятия, направленные на улучшение жизни молодежи, оценка их результативности),
к) преступность (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные сферы экономики, контролируемые преступными группировками; громкие дела; экспертные мнения об уровне коррупции чиновников),
л) межнациональные и религиозные проблемы (проблемы, скандалы, конфликты, наиболее яркие события в области межнациональных и межрегиональных отношений).
2. Общественно-политическая жизнь региона:
а) основные партии и общественные объединения региона (наличие филиалов крупнейших федеральных партий; перечень местных партий, союзов, общественных движений и т.п.; характеристики наиболее значимых общественно-политических организаций и т.д.),
б) политическая элита того или иного региона (во властных органах – руководители и ключевые сотрудники администрации и силовых структур, в экономике – руководители наиболее крупных предприятий, компаний, банков и др.),
в) лидеры общественного мнения для большинства населения,
г) результаты последних выборов, депутаты Государственной Думы, предстоящие выборы,
д) взаимоотношение между представителями различных ветвей и уровней власти (наличие проблем, общая характеристика проблем).
3. Основные средства массовой информации региона – местные и федеральные:
а) пресса, радио, телевидение (названия, адреса, руководители, тираж или диапазоны, широта охвата аудитории, общая характеристика, политическая характеристика).[272]
На местном уровне часто проводятся городские мониторинги. Так, мониторинговые социологические исследования в Челябинской области проводятся дважды в месяц на территориях городов Челябинска, Златоуста, Миасса, Коркино, Копейска, Еманжелинска, Верхнего Уфалея, двух сельских районов. В вопросах используется случайная стратифицированная выборка (N = 2500). Основными направлениями социального мониторинга в Челябинской области стали оценки социального и психологического самочувствия и материального благосостояния населения, отношение населения к различным ветвям власти, политическая и гражданская активность населения и т.д. Два раза в месяц на специальном аппаратном совещании при главе города в присутствии представителей средств массовой информации проходит активное обсуждение состояния и характера изменения социологических показателей по главным направлениям исследований.[273]
Мониторинг общественного мнения позволяет оперативно и эффективно реагировать на соответствующие изменения социально-психологического самочувствия, материального благосостояния населения, повышения социально-психологической напряженности и т.д. Вот пример оценки городским населением обстановки в городе, деятельности администрации и социальных проблем.
Оценка городским населением обстановки в городе, (%)