Для получения профессиограмм может использоваться обширный набор методов, включающий:
Методы анализа документов:
изучение монографий и периодических изданий,
анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.
Методы опроса:
индивидуальное интервью,
групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),
анкетирование,
экспертные оценки.
Методы наблюдения:
наблюдение за поведением работников,
регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).
Методы самонаблюдения:
самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности,
самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).
Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).
Методы анализа деятельности:
эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности,
алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций,
анализ приема и переработки информации в процессе деятельности,
анализ формирования профессиональных знаний и навыков,
анализ ошибок в процессе деятельности,
анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности,
анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инцидентов),
изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств);
Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).
При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются метод анализа документов и метод опроса.
Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 г. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.
Дальнейшее развитие профессиографии было связано с последовательным преодолением лежащих в ее основе психологических представлений о наличии устойчивых психологических профессионально важных качеств и способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Более современную схему описания профессии в начале 70-х годов предложил Е.А. Климов, который, работая в Ленинградском научно-исследовательском институте профессионально-технического образования, разработал информационно-поисковую систему «Профессиография» [13]. Схема включала в себя производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. И это была одна из лучших профессиографических схем, разработанных в отечественной психологии и педагогике, к сожалению, в настоящее время незаслуженно забытая.
Между тем, многие разработанные позже в России профессиографические схемы вызывают сомнения относительно полноты и логической стройности. В качестве примера можно познакомиться с некоторыми конкретными схемами составления профессиограмм, разработанными в России в 80-х – 90-х годах XX века.
2. Организация труда, социальные и физические условия труда на данном конкретном производственном объекте.
3. Документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев, вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы.
4. Подробное описание самой трудовой деятельности, т. е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа.
5. Требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.
6. Психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы.
Пример 2.
1. Общие сведения о профессии
1.1. История развития профессии;
1.2. Потребность в данной профессии, ее место в системе профессий и значение;
1.3. Перспективы развития профессии;
1.4. Связь рассматриваемой профессии с другими специальностями: возможность освоения смежных профессий и специальностей;
1.5. Значение профессиональной квалификации и возможности получения высшего образования и средне-специального образования;
1.6. Название учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
1.7. Разновидности профессий, согласно специальности.
2. Описание процесса труда
2.1. Внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результаты труда;
2.2. Машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукт (изделие) труда;
2.3. Внутреннее содержание трудового процесса, роль знаний и навыков.
3. Человек в процессе труда
3.1. Роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса);
3.2. Особенности состояния здоровья, нужного для данной работы;
3.3. Общие психологические качества и способности человека, необходимые для этой профессии;
3.4. Физические качества, требуемые для данной специальности.
4. Социально-экономические особенности профессии
4.1. Содержание труда: что работники данной профессии должны знать и уметь;
4.2. Условия работы: продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы, и т.д.
4.3. Размеры заработной платы, система премирования;
количество экспертов и их оценки по различным шкалам.
3. Психограмма:
требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;
профессионально важные качества исполнителя.
Мы видим, что подобные профессиографические схемы являются достаточно сложными, запутанными, основанными на противоречивых критериях, содержат логические ошибки классификации, не различают характеристики профессии и должности на конкретном предприятии.
Автором была предложена новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что профессиография является не столько психологической, сколько междисциплинарной сферой научно-практической деятельности. В соответствии с ней любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков, которые можно условно разделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики (Таблица 2)
Таблица 2. Характеристики профессий
Категории
Характеристики
Технологические
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Экономические
Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям.
Педагогические
Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки.
Медицинские
Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость.
Психологические
Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям.
Данный подход позволил реализовать современную авторскую методику экспертной оценки профессий.