Интервью является наиболее распространенным средством психологической диагностики в практике психотерапии и консультирования. Кроме того, интервью используется при проверке знаний в педагогике, изучении общественного мнения в социологии, выяснении представлений и отношений людей в журналистике, знакомстве с кандидатами на вакантные должности в процессе отбора персонала, при диагностике представлений о проблемах и способах их решения в управлении.
Относительно простая на первый взгляд процедура интервью, которая сводится к регистрации ответов респондента на вопросы интервьюера, может приводить к иллюзии доступности этого метода. Многие недостаточно искушенные интервьюеры полагают, что анализ содержания высказываний респондента в отношении самого себя позволяет наиболее быстро и легко решать задачу диагностики особенностей его личности, ее состояний, подлинных переживаний и отношений. Между тем, то, что человек говорит о себе, далеко не всегда соответствует тому, что он о себе думает, не говоря уже о том, как он на самом деле ведет себя в различных ситуациях и реагирует в ответ на те или иные события. У многих из нас есть основания скрывать некоторые свои отношения и чувства не только от других, но и от самих себя. Особенно это касается отношений к себе, другим людям, общественно значимым явлениям. В основе искажения подлинных отношений и переживаний в процессе интервью могут быть: стремление респондента соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, производить желаемое впечатление; демонстрация своих чувств, мнений и поступков; недоверие интервьюеру; страх перед негативными последствиями откровенных высказываний и некорректным использованием результатов интервьюирования; установки, привычки, убеждения и предубеждения респондентов; степень выраженности таких качеств личности как конформность, искренность, способность к рефлексии и многие другие причины. Поэтому если ограничить интервью анализом содержания высказываний, то такое интервью позволяет выявлять субъективное содержание только тех представлений, отношений, чувств, воспоминаний и оценок различных событий, действий и людей, которые респондент осознает сам и не скрывает от интервьюера.
Между тем, в результате правильно организованного и проведенного интервью действительно можно получить гораздо больше информации о человеке, чем та, что содержится в его словах. Не менее информативными по сравнению со смыслом высказываний являются такие невербальные показатели реакций респондента, как:
латентный период ответа,
общая продолжительность ответа,
количество и продолжительность пауз,
количество высказываний, их длина, сложность и характер,
Используя анализ невербальных показателей в процессе интервью, мы можем выявить подлинное эмоциональное отношение респондента к различным занятиям, людям или событиям. Для этого мы сначала просим респондента рассказать, что ему в жизни больше всего нравится, что доставляет ему наибольшее удовольствие, к чему он стремится, что его интересует, чем он увлекается и т.д. В процессе этого рассказа мы наблюдаем за невербальным поведением респондента и отмечаем, какие признаки поведения сопровождают его заведомо позитивное эмоциональное отношение к тому, о чем он говорит. Затем мы просим респондента рассказать, что ему не нравится, чего он боится, что вызывает у него наибольшие затруднения и т.д. И опять мы регистрируем невербальные характеристики его поведения, сопровождающие его заведомо негативное отношение к содержанию рассказа. Таким образом, мы осуществляем индивидуальную калибровку реакций респондента, то есть получаем образцы и стереотипы невербальных признаков различных его эмоциональных проявлений и отношений. Наконец, после калибровки мы продолжаем спрашивать респондента о различных видах деятельности – работе, учебе, о различных людях – членах семьи, коллегах, сотрудниках, начальстве, о различных событиях и т.д. При этом мы наблюдаем за невербальным поведением респондента и фиксируем сходство реакций с позитивными или негативными образцами, полученными в процессе калибровки. Сходство поведения в ходе высказываний с негативными образцами свидетельствует о том, что респонденту не нравится то, о чем он рассказывает, что бы он об этом ни говорил, и наоборот.
Эффективность интервью зависит от большого количества факторов, к которым мы можем отнести:
характеристики интервьюера (статус, профессия, должность, национальность, внешность и привлекательность, темперамент и характер личности, интеллектуальный уровень, квалификация, коммуникативные навыки, опыт проведения интервью, выражение отношений и чувств, состояние, поведение),
характеристики респондента (статус, темперамент и характер, потребности и интересы, состояние),
характеристики отношений между интервьюером и респондентом (соотношение ролей, взаимные ожидания, сходство интересов и привычек, степень знакомства, степень доверия, уровень симпатии и уважения, конфиденциальность интервью, добровольность участия респондента),
характеристики ситуации (цели и задачи интервью, социальные нормы, правила, образцы и стереотипы поведения, время и продолжительность интервью, место проведения интервью, организация пространства, дистанция между интервьюером и респондентом, их взаимное расположение, внешняя обстановка, изолированность).
Любое эффективное интервью состоит из следующих этапов:
подготовка (формулирование цели, разработка опросника, выбор места и времени, организация встреча с респондентом),
вступление в контакт (представление себя, знакомство с респондентом, достижение договоренности с ним),
В зависимости от степени жесткости состава и последовательности вопросов можно разделить интервью на свободные и стандартизированные. Свободное интервью характеризуется наличием цели и перечнем тем для обсуждения. Последовательность тем, глубина и характер их обсуждения, форма и содержание вопросов определяются интервьюером в зависимости от поведения респондента, отношений и других конкретных условий. Стандартизированное интервью определяет не только цели, но также последовательность и формулировку вопросов.
В зависимости от количества респондентов интервью делится на индивидуальное и групповое. Индивидуальное интервью является основной и наиболее распространенной формой, позволяющей решать любые исследовательские, диагностические и консультационные задачи. Групповое интервью (фокус-группы) в большей мере ориентировано на исследования, более сложно в подготовке, организации и проведении, но при правильном использовании позволяет достичь большей активности респондентов, интенсивности и глубины обсуждения, а также предоставляет дополнительную информацию о поведении и взаимоотношениях респондентов.
Формы вопросов, используемых в интервью, подразделяются на открытые и закрытые. Открытые вопросы, содержащие слова «что», «как», «почему», «зачем», «в каких случаях» и т.п., являются основными в интервью, не ограничивают респондента в продолжительности, количестве и составе вариантов ответов, побуждая их к глубоким и развернутым ответам. Закрытые вопросы, предполагающие выбор респондентом одного из двух или нескольких вариантов ответов, играют в интервью дополнительную роль. Они предназначены для уточнения полученной информации, снижения уровня эмоциональной напряженности респондента или ограничения его активности и торможения потока его высказываний.
Кроме вопросов в интервью могут использоваться различные проективные техники, ассоциации, рисунки, игры, предоставляющие дополнительный материал для обсуждения и структурирующие беседу.
Причинами ошибок при организации и проведении интервью могут быть:
личные качества интервьюера, такие как замкнутость, чрезмерная разговорчивость, стремление к превосходству, невнимательность, неуверенность в себе, импульсивность, недостаток тактичности,
недостаток подготовки интервьюера, неумение слушать, недостаток наблюдательности,
несоответствие статуса интервьюера респонденту,
нарушение конфиденциальности, разглашение результатов интервью,
принудительный характер интервью,
неудобное время проведения интервью,
дефицит времени на проведение интервью,
чрезмерная продолжительность интервью в целом и при обсуждении отдельных тем,
неподходящие условия проведения,
отсутствие цели интервью,
отсутствие плана интервью,
неадекватность обсуждаемых тем, их недоступность для респондента, отсутствие интереса с его стороны или, напротив, чрезмерная значимость и болезненность темы,
отсутствие предварительного контакта с клиентом,
некорректное поведение интервьюера в процессе интервью, навязывание своего мнения, наводящие вопросы, оценки,
неадекватная форма и последовательность вопросов,
отсутствие непосредственной регистрации ответов.
В качестве примеров частично стандартизированных интервью можно предложить варианты интервью по выбору профессии, интервью с кандидатом на вакантное рабочее место и интервью с сотрудником организации.