Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Основы технологии профконсультирования



Соломин Игорь Леонидович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СПб, Речь, 2006

 


 

Введение. 6

Глава 1. Основы технологии профконсультирования. 11

1.1. Направления профконсультирования. 11

Информационное направление. 11

Диагностическое направление. 11

Консультационное направление. 11

Тренинговое направление. 12

1.2. Цели профконсультирования. 12

Профориентация. 12

Профотбор. 12

Психологическая поддержка. 12

1.3. Средства профконсультирования. 13

Профессиональное информирование. 13

Психологическая диагностика. 13

Психологическая коррекция. 17

1.4. Формы профконсультирования. 18

Индивидуальное профконсультирование. 18

Групповое профконсультирование. 18

1.5. Этапы профконсультирования. 19

Этапы профориентационного консультирования. 19

Этапы консультирования при профотборе. 20

Этапы консультирования с целью психологической поддержки. 20

1.6. Принципы профконсультирования. 21

Унифицированность методов углубленной диагностики. 21

Ориентация на группы профессий. 21

Приоритетный учет общих способностей. 21

Презумпция профессиональной пригодности. 22

1.7. Критерии эффективности профконсультирования. 23

1.8. Ошибки профконсультирования. 23

Выбор неадекватных диагностических методов. 24

Принятие неправильных диагностических решений. 24

Некорректное сообщение психодиагностических результатов. 25

Глава 2. Принципы и методы профессиографии. 28

2.1. Понятия профессии, специальности и должности. 28

2.2. Классификации профессий. 29

2.3. Профессиограммы.. 32

2.4. Методы разработки профессиограмм.. 37

2.5. Методика экспертной оценки профессии. 40

2.5. Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность. 54

Глава 3. Традиционные методы психологической экспресс-диагностики. 58

3.1. Наблюдение. 58

Общая характеристика наблюдения. 58

Диагностика направленности поведения с помощью наблюдения. 60

3.2. Интервью.. 61

Общая характеристика интервью.. 61

Интервью по выбору профессии. 64

Интервью с претендентом в процессе трудоустройства. 66

Интервью с сотрудником организации. 67

3.3. Интеллектуальные тесты.. 69

Общая характеристика интеллекта. 69

Тест Вандерлика. 73

3.4. Проективные методы.. 82

Общая характеристика проективных методов. 82

Цветовой тест Люшера. 83

3.5. Анкеты.. 88

Анкета Голланда. 88

Анкета «Ориентация». 94

Общая характеристика личности. 102

Анкета самооценки типа личности. 108

Анкета самооценки состояния здоровья. 113

Глава 4. Методика цветовых метафор. 118

4.1. Введение. 118

4.2. Подготовка к проведению методики. 122

4.3. Процедура проведения методики цветовых метафор. 124

Индивидуальная (карточная) форма методики. 124

Групповая (бланковая) форма методики. 125

4.4. Интерпретация результатов методики цветовых метафор. 129

4.5. Примеры использования методики цветовых метафор. 136

Консультирование. Марк, 27 лет, сотрудник вневедомственной охраны. 136

Анализ результатов. Александр, 34 года, менеджер по персоналу. 147

Исследование. Сравнительный анализ содержания мотивации работающих женщин в зависимости от семейного положения. 149

Глава 5. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь». 161

5.1. Введение. 161

5.2. Назначение и особенности методики. 162

5.3. Процедура проведения методики. 163

5.4. Интерпретация и обсуждение результатов методики. 164

Общие принципы интерпретации результатов. 164

Общие принципы обсуждения результатов. 167

Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента. 170

Интерпретация и обсуждение формальных показателей. 174

Интерпретация и обсуждение содержательных показателей. 181

5.5. Примеры использования методики рисуночных метафор «Жизненный путь». 189

Консультирование. Екатерина, 27 лет, преподаватель английского языка. 189

Консультирование. Николай, 35 лет, предприниматель. 193

Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации. 195

Глава 6. Групповые профориентационные игры и упражнения. 198

6.1. Общая характеристика группового профконсультирования. 198

6.2. Профориентационные игры и упражнения. 199

«Поле чудес». 199

«Да-нет». 199

«Пиктограммы». 200

«Нужные люди». 200

«Сравнительный анализ». 201

«Профессиональный характер». 202

«Угадай-ка». 203

«Выборы». 204

Литература. 205

Приложение. Примеры рисунков клиентов по методике рисуночных метафор «Жизненный путь». 208

Сведения об авторе. 210

 

 

Книга посвящена практике профессионального консультирования и ориентирована на психологов, консультантов, преподавателей, студентов, руководителей и специалистов служб занятости и кадровых служб. В книге описываются средства и формы профконсультирования, принципы и критерии его эффективности, способы преодоления встречающихся в работе профконсультантов ошибок, а также представлены методики профессиографии и диагностики профессионально важных качеств. Особое внимание уделяется таким нетрадиционным методикам психологической экспресс-диагностики и консультирования, как цветовые и рисуночные метафоры.

Изложенная технология была разработана автором в 1993-2000 году в Санкт-Петербургской службе занятости, внедрена в практику работы психологов-профконсультантов, показала свою пригодность для работы как с молодежью, так и со взрослыми людьми. В начале XXI века данная технология получила дальнейшее развитие и ныне используется в центрах профориентации, центрах занятости, учебных центрах, психолого-педагогических центрах, школах, вузах, кадровых агентствах, силовых структурах и промышленных предприятиях.

Я выражаю благодарность своим коллегам, друзьям и близким людям, без помощи которых представленные в данной книге методики не были бы созданы.

Прежде всего, мне хотелось бы упомянуть о заслуге Михаила Александровича Бендюкова. С 1994 по 2001 год он был начальником отдела профконсультирования Департамента занятости Санкт-Петербурга, затем – первым проректором Института практической психологии ИМАТОН, заместителем директора по науке Молодежной биржи труда и группы компаний Рост, заместителем руководителя департамента Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Я долгое время работал под его руководством, кроме того, нас связывают дружеские отношения, опыт совместной работы над проектами по организации и методическому обеспечению петербургской и российской системы профориентации, а также десять совместно написанных книг по профориентации для молодежи различных регионов России. Михаил вдохновлял меня на создание новых методик, обогащал полезными идеями, обсуждал результаты и способствовал их внедрению в практику работы специалистов.

Нельзя не отметить роли Сергея Калугина, Валерия Расшиваева, Дмитрия Симонова, Ирины Павловой, Светланы Чебураховой и других специалистов-психологов службы занятости, с которыми я работал, и которые принимали участие в апробации разработанных автором методик: анкеты «Ориентация», рисуночных метафор, цветовых метафор.

Я признателен также сотням участников методических семинаров и тренингов, которые я проводил в Гильдии психотерапии и тренинга и в Институте практической психологии ИМАТОН, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Кирове, Череповце, Кемерово, Якутске, Владивостоке, Риге и других городах. Интерес и благодарность участников занятий побуждали меня к продолжению работы, совершенствованию методик и, в конечном счете, повлияли на принятие решения об издании этой книги.

Многим встречам автора с участниками этих семинаров способствовала Наталья Михайловна Панкова, которая, будучи проректором по учебной работе Института ИМАТОН, а затем начальником отдела учебных технологий факультета психологии СПбГУ, была непосредственным организатором этих семинаров. Ее оптимизм, обаяние и безграничный круг общения помогли мне найти большое количество слушателей и учеников.

В апробацию методики цветовых метафор внесли свой вклад студенты Института ИМАТОН Татьяна Новожилова, Лидия Молчанова и Гульнара Гриник, которые писали и защищали дипломные работы под руководством автора.

Психологи учреждений исполнения наказаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области под руководством начальника межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Марины Павловны Чернышковой при финансовой поддержке Детского Христианского Фонда Великобритании и методической помощи автора принимали участие в исследовании мотивации заключенных. Наша совместная работа по изучению структуры и динамики мотивации заключенных подростков, а также по оценке эффективности психологических тренингов персонала ГУИН с использованием цветовых метафор помогли мне расширить сферу применения этой методики.

Под руководством психолога Сергея Левина из группы компаний Рост с помощью данной методики был организован сбор данных о влиянии участия в общественных работах на содержание общей и трудовой мотивации у безработных Московской области.

Данные, полученные психологом Наталией Савриловой при действенном участии заведующего кафедрой психологии Института внешнеэкономических связей, экономики и управления Михаила Игоревича Коваленко, дали возможность познакомиться с помощью цветовых метафор и других авторских методик с содержанием профессиональной и учебной мотивации у школьников и студентов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Таким образом, благодаря широкому кругу единомышленников и энтузиастов, представленные в данной книге методики получили путевку в жизнь и стали основой новой технологии психологической экспресс-диагностики и профконсультирования.

Я особенно благодарен своей жене и коллеге Ладе, которая терпеливо переносила постоянную занятость супруга, с одобрением относилась к моей работе, знакомилась с моими новыми методиками, проверяя их в собственной практической деятельности, и редактировала данную книгу, не прекращая при этом собственную работу, воспитание наших детей и заботу о доме.

 


 

Введение

Научным основам профессиональной ориентации не исполнилось еще и ста лет [37]. Рождение профориентации было связано с именем основателя психотехники американского психолога Хьюго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Тогда же появился новый раздел психологической науки – психология профессий.

В середине 20-х годов в СССР, по образцу западной, была создана советская психотехника, включающая в себя и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, психотехника была запрещена коммунистической партией и советским правительством. Лидер советской психотехники Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся, в числе прочих, проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.

И только в 70-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Современная советская профориентация была восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Евгения Александровича Климова, работавшего тогда в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно Е.А. Климов всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии [13, 46]. Созданная им классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Разделение профессий по предмету труда на типы «человек-человек», « человек-техника», « человек-знаковая система», « человек-художественный образ» и « человек-природа» вошло в большинство учебников, а популярная методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник) для выявления профессиональных интересов стала известна всем психологам, многим педагогам и школьникам.

80-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве областных центров СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались министерством образования и министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета стали не только непосредственно заниматься профориентацией школьников, но и разрабатывать новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР. В Ленинградской школе профориентации, так или иначе, учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работавшие по всей стране.

Однако распад Советского Союза и изменение политики Российского государства в начале 90-х годов привели к тому, что проблема профориентации молодежи стала игнорироваться большинством государственных чиновников от образования. В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Появилась острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности.

Бюджетное финансирование центров профориентации из Москвы было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости. Безработных стали учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, а также уходить на работу в другие организации, в том числе, в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы, словом, зарабатывать деньги.

В этих условиях развитие профориентационных ресурсов в России распределилось между несколькими организациями.

Санкт-Петербургский городской центр профориентации утратил роль научно-методического лидера, уступив ее Ярославскому областному центру профориентации «Ресурс». Именно Ярославский центр профориентации стал новой моделью организационно-методического обеспечения профориентации и психологической поддержки населения, заняв особое место в системе образования региона, став, по сути, во главе социально-психологической службы области. Центр известен своими публикациями, методическими разработками, учебно-методическими семинарами и интернет-сайтом «Психология образованию», расположенным по адресу http://www.edu.yar.ru/russian/psih.

В Санкт-Петербургской городской службе занятости сформировалась сильная команда психологов под руководством Михаила Александровича Бендюкова и автора настоящей книги, которые создали современную систему профориентации молодежи и взрослых людей в службе занятости, включающую нормативные, организационные, кадровые и методические основы психологического профконсультирования. Этой командой были разработаны новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; написаны книги «Азбука профориентации», «Ищу работу», «Как стать профессионалом», «Ты и твоя профессия», «Твой компас на рынке труда», «Дорога в будущее» и другие [3-8, 41, 42]; под их руководством сняты видеофильмы для профориентации молодежи.

В это же время получили широкое распространение активные игровые профориентационные методики, разработанные учеником Е.А. Климова, известным московским психологом Николаем Сергеевичем Пряжниковым, сотрудником факультета психологии МГУ и научным консультантом Московской областной службы занятости. Книги Н.С. Пряжникова, такие как «Профессиональное и личностное самоопределение», «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», содержащие оригинальные теоретические и методические разработки в области профконсультирования, стали бестселлерами среди профконсультантов [22].

Нельзя не отметить первый в русскоязычном интернете сайт «Профориентация. Образование. Занятость», созданный директором департамента профориентации Балтийского Академического Центра управления, бизнеса и права, позже директором фирмы ТОПиК (Тестирование, образование, профориентация и карьера) Александром Юрьевичем Кобзовым. Этот Петербургский сайт содержит описания сотен профессий, данные о профессиональных образовательных учреждениях России, возможность автоматизированного психологического профориентационного тестирования, большое количество интересной и полезной информации. Сейчас сайт находится по адресу http://ACareer.ru.

Наконец, при Комитете труда и занятости правительства Москвы был учрежден Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, хорошо оснащенный и укомплектованный высококвалифицированными кадрами. Центр обслуживал безработных и профконсультантов Московской службы занятости, проводил конференции по профориентации, издавал качественный научно-методический журнал «Профессиональный потенциал», электронные версии которого размещены на сайте Центра по адресу http://www.prof.labor.ru.

Итак, в конце ХХ века отмечался несомненный теоретический и методический прогресс в российской профориентации. А как обстояли дела с организацией и практикой? К сожалению, приходится признать, что для миллионов молодых и взрослых людей качественные профориентационные услуги были недоступными. Парадокс: часто нужно было стать безработным, чтобы получить профориентационную помощь. Где школьник мог получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать свой профессиональный путь? Да, в Москве, Петербурге, Ярославле, Омске и некоторых других городах центры профориентации работали, и, обратившись туда, можно было получить квалифицированную помощь. Да, в некоторых районных центрах занятости работали профконсультанты, которые тоже могли помочь, хотя им это было сделать сложнее по причине большого потока безработных. Да, встречались психологи, работающие в коммерческих фирмах, которые не отказывались провести тестирование, консультацию или тренинг за определенную сумму. Но не капля ли это в море?

А что же психолого-педагогические и медико-социальные центры? А школы? Ведь именно в них работало наибольшее количество психологов. Казалось бы, именно те психологи, которые находятся рядом со школьниками, которые наиболее доступны для учащихся, родителей и учителей, могли оказать эффективную помощь в выборе профессии и подготовке к будущему профессиональному образованию и дальнейшей трудовой деятельности. Кроме того, психологи в школе могли помогать в профориентации не только тем, кто к ним обратился, но и тем, кто в этом нуждается. А ведь это – не одно и то же. Но не все так просто.

Во-первых, у педагогов-психологов образовательных учреждений и без профориентации было достаточно много забот и обязанностей, связанных с текущими школьными делами. И далеко не всегда школьные психологи могли уделять время профконсультациям и занятиям по выбору профессии.

Во-вторых, педагоги-психологи в большинстве своем имели лишь формальные обязанности заниматься профориентацией. Практически никто с них этого не требовал, и вообще никто в образовании за профориентацию не отвечал. Конечно, некоторые школьные психологи все-таки проводили профориентационные консультации и занятия, но это делалось либо по их собственной инициативе, либо по инициативе администрации отдельных образовательных учреждений. То есть, профориентация в школах держалась исключительно на энтузиазме некоторых психологов, завучей и директоров.

В-третьих, в большинстве случаев педагоги-психологи не были обеспечены необходимыми средствами, методиками и информационными материалами, которые необходимы для полноценной профориентации. Ведь для хорошего профориентационного курса нужны и компьютеры, и специальные компьютерные программы, и интернет, и психологические тесты, и профессиограммы, и справочники по учебным заведениям, и информация о рабочих местах, и литература, и видеофильмы. Не существовало также и современных программ проведения подобных занятий со школьниками. Особенно – практических профориентационных программ с элементами тренинга.

В результате практически никто не готовил молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. В условиях, между прочим, жесткой конкуренции. В условиях, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности.

Кто-то может подумать, что профориентацией, подготовкой к труду, решением проблем поиска работы и трудоустройства должны заниматься профессиональные учебные заведения. Однако значительная часть директоров профессиональных лицеев или колледжей, ректоров университетов или академий на самом деле непосредственно не заинтересована в эффективном трудоустройстве и успешной карьере своих выпускников. В таком случае, к чему же они стремятся? Большинство руководителей учреждений профессионального образования, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов. Ведь благосостояние учреждения, финансирование, количество преподавательских ставок зависит не от того, сколько выпускников найдут работу по специальности, а от того, сколько студентов принято на обучение. Поэтому количество и состав специальностей, по которым готовит людей наша система профессионального образования, соответствует не столько спросу на эти специальности на рынке труда, сколько популярности этих специальностей среди населения. Или, может быть, нам действительно требуется столько менеджеров, экономистов, бухгалтеров, секретарей, банковских служащих, специалистов по PR, журналистов, модельеров, актеров, косметологов, парикмахеров, музыкантов?

Итак, практическая профориентация в нашей стране к концу ХХ века находилась в критическом состоянии.

С одной стороны, необходимость проведения качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознавалась теми чиновниками и специалистами, которые вынуждены были заниматься трудовыми ресурсами. Не случайно, что при образовании в России нового Министерства труда и социального развития, в которое вошла Федеральная государственная служба занятости населения, Постановлением №1, утвержденным этим Министерством 27 сентября 1996 года, было «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители Российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству. Именно молодые люди, особенно нуждающиеся в грамотной помощи при выборе профессии, чаще всего не могли ее получить.

Оказалось, что будущая профессиональная судьба школьников меньше всего интересовала руководство системы образования. В качестве примера приведу слова одной из сотрудниц Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Выступая на заседании за Круглым столом секции психологии Петербургского дома ученых, посвященном развитию профориентации, она сказала: «Профориентация нам не нужна, потому что рынка труда у нас нет». И это было сказано чиновником, курирующим профориентационную работу в трехмиллионном городе. Это напомнило мне один из тех знаменитых телемостов между российскими и американскими телезрителями, проводившихся Владимиром Познером, когда одна из наших соотечественниц заявила, что «секса у нас нет».

Что же изменилось в российской профориентации в начале XXI века? В конце 2003 года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации, в результате чего большинство российских профориентационных центров было ликвидировано. В 2004 году было ликвидировано и само Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в которое входила Федеральная государственная служба занятости населения с отлаженной системой республиканских, краевых и областных Департаментов. Федеральная служба по труду и занятости с ее региональными управлениями, подчиняющаяся теперь Министерству здравоохранения и социального развития, в условиях сокращения финансирования и штатов сворачивает работу по профориентации. В 2005 году психолого-педагогические и медико-социальные центры также перестают получать бюджетное финансирование в необходимом объеме и вынуждены заниматься коммерческой деятельностью. Приходится признать, что современное российское государство снимает с себя всякую ответственность за профориентацию и психологическую поддержку населения. Государственная система профориентации медленно умирает, и на первый план начинает выходить коммерческая система профориентации в форме работы специалистов и центров, оказывающих профориентационные услуги на платной основе.

А как обстоят дела с профориентацией за рубежом? Оказывается, термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова на Западе не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы. Достаточно сказать, что курс Career Development, включенный в американскую систему образования, проводится в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с возможностями образования и профессиями и планирование карьеры. А каждый колледж и университет имеет в своей структуре целый отдел или центр Career Development.

В 1994 году Конгресс США принял Акт, который был назван «School-to-Work» (Школа – Работе). В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образования на:

  • подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере,
  • обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда,
  • объединение академических и профессионально-технических знаний,
  • формирование школьниками личных целей и планов собственной карьеры,
  • связь между образовательными учреждениями и предприятиями,
  • обеспечение преемственности образования и занятости,
  • сокращение безработицы, особенно среди молодежи,
  • заблаговременный выбор будущего рабочего места.

В программу Career Development входят включение информации о возможностях карьеры во все академические дисциплины, встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы, использование специальных центров карьеры, поддержка выпускников после окончания учебного заведения.

В качестве базовой в Career Development используется популярная на западе теория и методика американского психолога Джона Голланда, основанная на выделении шести типов профессиональной направленности личности: реалистичного, интеллектуального, артистического, социального, предпринимательского и конвенциального. А ведущим направлением психологического профконсультирования является конструктивизм.

Сравнение не в нашу пользу. Профориентация в нашей стране пока еще не является одним из факторов общественного развития. Кто поможет молодым людям начать свой профессиональный путь? Кто в состоянии содействовать различным категориям взрослого населения решать свои профессиональные проблемы? Автор надеется, что данная книга послужит одним из шагов на пути к развитию и совершенствованию современной российской системы профориентации.

 


 

Глава 1. Основы технологии профконсультирования

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.