Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретации диагностических показателей. Например, иногда психологи делают выводы о чертах и типе характера личности при «пограничном профиле» личностного опросника MMPI. Показатель уровня профиля MMPI свидетельствует о текущем эмоциональном состоянии человека, в частности, степени эмоционального напряжения. А именно, средний или «нормальный» уровень профиля соответствует состоянию покоя, уверенности, расслабленности и уравновешенности. Низкий или «утопленный» уровень профиля соответствует состоянию скрытого эмоционального напряжения, сдерживанию эмоциональных реакций, тщательному контролю эмоциональных проявлений, преобладанию торможения над возбуждением. Высокий или «пограничный» уровень профиля соответствует явно выраженному эмоциональному напряжению, нарушению контроля над эмоциональным состоянием и поведением, преобладанию возбуждения над торможением. При «пограничном» уровне профиля можно говорить о неблагоприятном эмоциональном состоянии, крайне высоком состоянии стресса в момент обследования, который может быть вызван не только устойчивыми психологическими особенностями личности, но и внешней ситуацией, сложившимися обстоятельствами, вынужденной реакцией на те или иные чрезвычайные события. Если человек в данный момент характеризуется «пограничным профилем» MMPI, прогнозировать его поведение в других ситуациях не представляется возможным, то есть, не следует говорить о типичных, характерных для него способах поведения и реагирования.
В качестве другого примера можно привести попытки использования индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI) для диагностики способностей в целях профотбора. Между тем, MBTI непригоден для решения этой задачи. В середине XX века две американские журналистки мать и дочь Изабелла Майерс и Катарина Бриггс увлеклись типологией личности Карла Юнга, модифицировали ее и разработали анкету, направленную на диагностику 16 типов личности. Концепция и анкета Майерс-Бриггс стали популярными среди менеджеров и консультантов и получили широкое распространение в России. Однако следует отдавать себе отчет в том, что анкета не стандартизирована, не проходила процедуру валидизации и оценки надежности. По всем параметрам она может быть отнесена к методикам психологической экспресс-диагностики, непригодна для выявления психологических противопоказаний в практике профотбора, но может быть эффективно использована в консультировании. На русском языке имеется не менее шести вариантов анкеты, существенно отличающихся друг от друга по количеству, последовательности, составу и содержанию пунктов. Эти варианты несопоставимы между собой и дают различные результаты. Использование анкет обязательно требует проверки полученных результатов. Наконец, MBTI направлен на диагностику не столько способностей человека, сколько его предпочтений и стиля умственной деятельности. То есть, результаты MBTI дают возможность ответить не столько на вопрос, может ли человек эффективно заниматься решением тех или иных задач, сколько на вопрос, нравится ли ему это делать.
Следующим примером может быть попытка использовать для отбора цветовой тест Люшера или тест портретных выборов Сонди. Между тем, не может быть и речи о возможности выявления устойчивых психологических особенностях личности при однократном использовании проективных методик Люшера или Сонди, что не снижает их диагностической ценности в качестве чувствительных индикаторов эмоциональных состояний.
Еще одним примером диагностической ошибки может быть вывод о наличии сильно выраженной черты личности или даже ее отклонения от нормы при значении соответствующего фактора личностного опросника Кеттелла, равном 8 или 9 стэнам из 10 возможных. Не все психологи знают, что шкала стэнов характеризуется средним значением, равным 5.5 и стандартным отклонением, равным 2.0. В соответствии с общепринятыми критериями статистическая норма, включающая 95% всех тестовых значений, по любой стандартной шкале, в том числе, и шкале стэнов, лежит в диапазоне равном среднему плюс-минус два стандартных отклонения. Таким образом, диапазон нормы в шкале стэнов составляет от 2 до 9 стэнов, и только значение по какому-либо фактору, равное 1 или 10 стэнам может рассматриваться как отклоняющееся от нормы.
Ошибки неправильных диагностических решений могут объясняться:
недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,
переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.