Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ



 

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые ор­ганами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних;

2) организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждени­ях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5)рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в опреде­лении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи го­сударства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Порядок образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Рос­сийской Федерации.

 

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

1. Органы управления социальной зашитой населения в пределах своей компе­тенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных пред­ставителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию не­совершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним иих семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье идетям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи
и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами ука­занных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, нахо­дящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации,на основаниипросьб несовершеннолетних, их родителей или законных пред­ставителей либо по инициативе должностных лиц органон и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необ­ходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе сбезнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несо­вершеннолетних, нуждающихся в помощи государства,

3. Должностные лица органов управления социальной зашитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осу­ществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию не­совершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизнен­ной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предна­значенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без по­печения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном по рядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к сущест­вованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в соци­альной помощи и (иди) реабилитации.

3. Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных предста­вителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной зашитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального об­разования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспор­те о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное уч­реждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помешены лица, находящиеся в состоя­нии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслу­живаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помо­щи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специализированное уч­реждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

5. Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, спо­собствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспече­нии несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориента­ции и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных пред­ставителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовер­шеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

1) вызывать представителей образовательных учреждений для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений для воз­вращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для нсо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Пра­вительством Российской Федерации.

 

Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения

 

1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции: 1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и зако­нодательства субъектов Российской Федерации в области образования не­совершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальныхучебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого тина, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную по­мощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несо­вершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы иметодики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

2. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учрежде­ния, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо пробле­мы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважи­тельным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических ииных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ иметодик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устрой­ства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смер­ти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, по­страдавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев:

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием

 

1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

2) специальные профессиональные училища открытого типа;

3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несо­вершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соот­ветствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или законных представителей;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа орга­нов управления образованием относятся:

1)специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа о соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" могут быть поме­щены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения итребующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого насту­пает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовно­го кодекса Российской Федерации.

5. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных обще образовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных учи­лищах закрытого типа являются:

1) постановление судьи — в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;

2) приговор суда -— в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 на­
стоящей статьи.

6. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помешаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

7. Несовершеннолетний может быть помешен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восем­надцати лет, но не более чем на три года. Срок содержания несовершеннолетнего в указанном учреждении также не может превышать максимальный срок наказа­ния, предусмотренный Уголовным кодексом Российской Федерации за преступ­ление, совершенное указанным несовершеннолетним.

8. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетие, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем:

1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безо­пасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лип; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточ­ное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведен­ное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного уч­реждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принима­ет меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреж­дения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовер­шеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) готовит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, представления в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам:

– перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;

– прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждают­ся в дальнейшем применении этой меры воздействия;

– продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их обучения;

5) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, а также в подпунктах 1,4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений за­крытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 на­стоящего Федерального закона, а также имеют право:

1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и на­ходящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт;

2) применять в исключительных случаях в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не уни­жающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовер­шеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жиз­ни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угро­жающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.

О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия.

О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физиче­ской силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахож­дения указанного учреждения.

11. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона.

12. Примерные положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Органы опеки и попечительства

 

1. Органы опеки и попечительства:

1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учре­ждения;

2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 на­стоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без
попечения родителей или законных представителей, а также осуществляют меры
по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства.

2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершенно­летних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются пра­вами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

 

Статья 17. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

1. Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции: 1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) осуществляюторганизационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и
иных учреждений;

3) оказывают содействие детским имолодежным общественным объединени­ям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, дея­тельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

4) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой под­держке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих ме­ры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) участвуют в организация отдыха, досуга изанятости несовершеннолетних.

2. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ори­ентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения ор­ганов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опас­ном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществ­ления информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают иреализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, изашиты их социально-правовых интересов.

4. Должностные лица органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12
настоящего Федерального закона.

 

Статья 18. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

1. Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции орга­низуют:

1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершен­нолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здоро­вого образа жизни;

2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиат­рическую помощь;

3) круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или закон­ных представителей;

4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений, сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или законным представителям несовершеннолетних;

7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

8) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и за­конодательством субъектов Российской Федерации специализированной диагно­стической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в повелении;

9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья не совершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

10)выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского ха­рактера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, нар­котические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осу­ществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголиз­ма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

11)выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

 

2. Орган управления здравоохранением информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправ­ления, об учреждениях здравоохранения, осуществляющих функции, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Должностные лица органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, осуществляющие функции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Органы службы занятости

1. Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", участвуют в про­фессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

2. Должностные липа органон службы занятости пользуются правами,преду­смотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

 

Статья 20. Органы внутренних дел

 

Органы внутреннихдел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие:

– подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

центрам переменной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ор­ганов внутреннихдел;

– подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел;

другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

 

1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муни­ципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых админи­стративно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4—14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение пре­ступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении
несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несо­вершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не испол­няющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспита­нию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, ив установленном порядке направляют таких
лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнад­зорности иправонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об адми­нистративных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных
деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уго­ловная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обя­занностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонару­шителей органов внутренних дел;

6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным пред­ставителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Рос­сийской Федерации;

8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнад­зорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиоб­щественных действий.

2. Должностные липа подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 на­стоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке:

1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнад­зорных и беспризорных;

2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о примене­нии мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные дей­ствия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не ис­полняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по вос­питанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрица­тельно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устране­нии причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подраз­делениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, приня­тых в результате рассмотрения внесенных предложений;

4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несо­вершеннолетних, их родителей или законных представителей;

5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обуче­нию и (пли) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

Статья 22. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

1. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях зашиты их жизни, здоровья и пре­дупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению престу­плении и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции
другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных уч­реждениях.

2. В центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специаль­ные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в спе­циальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, преду­смотренных пунктом б статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учрежденийзакрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с кото­рого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необхо­димо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупре­дить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установленалибо они не имеют места жительства,места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответст­венность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Россий­ской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутреннихдел являются:

1) приговор суда или постановление судьи — в отношении несовершен­нолетних, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

2) постановление судьи — в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи.

4. В ночное время, выходной или праздничный лень либо в других ис­ключительных случаях несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помешены в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основа­нии постановления начальника районного, городского отдела (управления) внут­ренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образо­вания, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспор­те либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего органавнутренних дел.

Материалы на несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение трех суток после их помещения в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел представляются судье для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.

5. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел лиц, указанных в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, незамедлительно, по не позднее 24 часов уведомляется проку­рор по месту расположения указанного центра.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящейстатьи, могут нахо­диться в центре временней изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

1) период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

3) время рассмотрения жалобы или протеста прокурора па приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

7. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа
внутренних дел возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине
которых было допущено указанное нарушение.

8. Должностные липа центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 6 статьи 13, пунктом 10 статьи 15 и пунктом 2 статьи 21
настоящего Федерального закона.

 

Статья 23. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел

1. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции:

1) выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несо­вершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, со­вершающих или совершивших;

2) выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по пре­дупреждению совершения ими преступлений;

3) осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекур­соров;

4) выявляют лиц, вовлекающее несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий н (или) в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации;

5) принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбыва­ния наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершив­ших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или цен­тров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

2. Должностные лица подразделений криминальной милиции органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по преду­преждению ираскрытию преступлений несовершеннолетних, пользуются правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

 

Статья 24. Другие органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних

 

1. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации
спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помешенными в указанные учреждения.

2.Уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции участвуют в преде­лах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовер­шеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответ­ствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

3.Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитан­ников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет
средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом установленного порядка финансирования деятельности указанных органов и учреждений. Дополнительными источниками финансирования могут
быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и
иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Органам местного самоуправления, наделенным государственными полно­мочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних, передаются материальные и
финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.

3. Порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с пере­возкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учрежде­ний, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.