Прежде, чем начать психоаналитическое лечение, необходимо ответить на два вопроса:
является ли пациент анализируемым, и будет ли данный вид терапии наилучшим для клиента.
Проблема анализируемости – комплексная проблема, потому, что она зависит от множества различных качеств и черт пациента, как здоровых. Так и патологических. Более того, необходимо хорошо представлять себе те многочисленные требования, которые предъявляют к пациенту психоаналитические процессы и процедуры.
Фрейд достаточно рано осознал тот факт, что по единственному критерию нельзя дать точного прогноза анализируемости пациента. Следует попытаться оценить личность в целом, что очень трудно сделать после нескольких предварительных интервью.
Пациент может быть, в принципе анализируем, но иметь ограничения во времени или проблемы со здоровьем, а психоанализ – довольно длительное лечение, требующее от пациента значительных усилий.
Степень анализируемости пациента зависит от множества его качеств и черт, как патологических, так и здоровых.
Фрейд рано осознал, что нельзя вылечить любого. Прежде нужно оценить личность в целом, что трудно сделать в течение нескольких предварительных интервью. Более того, прогнозировать исход лечения еще более сложно. Тем не менее, он ввел один важный критерий. Он полагал, что, так как психотические пациенты нарциссичны, они не могут быть подвержены лечению психоанализом, т.к. не способны развить невроз переноса. Сейчас пограничные пациенты, тем не менее, подвергаются такому лечению. Более того, существуют аналитики, которые проводят классический анализ с психотиками и достигают определенных результатов. Большинство аналитиков все-таки считают, что нарциссичные пациенты нуждаются в изменении техники.
Психоаналитическая психотерапия добивается лучших результатов с психическими расстройствами невротического уровня. Корни таких конфликтов, как правило, лежат в эдиповом комплексе. Это обсессивно-компульсивные расстройства, тревожные состояния, конверсионные расстройства, психогенные соматические заболевания, дистимия, аффективные расстройства слабовыраженной или средней степени, расстройства, связанные с неспособностью приспособиться и расстройства личности от слабой до средней степени тяжести. Те пациенты, которые способны мыслить в психологических терминах, наблюдать чувства, не отреагируя их в действиях, которым по силам добиваться облегчения симптомов через понимание, могут получить большую помощь от психоаналитической терапии.
Пациенты с более серьезными заболеваниями, такими как выраженная депрессия, шизофрения или пограничные расстройства личности тоже могут лечиться при помощи психоанализа. В отношении таких пациентов лечение обычно направлено на модификацию факторов, вызвавших болезнь, лучшую приспособляемость, избавление от симптомов и возвращение к нормальной жизни. В психоаналитической терапии регрессивные тенденции таких пациентов можно смягчить применением медикаментозных средств, оказанием им большей поддержки, а также восстановлением разрушенных обратных связей с реальностью через использование восприятий терапевта.
Таким образом, психоанализ показан при лечении тревожной истерии, конверсионной истерии, обсессивно-компульсивном неврозе, невротических депрессиях, неврозах характера, психосоматических расстройствах.
Вопрос о возможности применения психоанализа при перверсиях, дурных привычках, асоциальном поведении и в случаях пограничных состояний должен решаться в каждом случае особо.
Понятно, что клинический диагноз важен для выбора техники и прогноза, но иногда конечный диагноз может быть поставлен только спустя значительное время после начала лечения. Изначально представленная психопатология может оказаться поверхностной, а реальная патология оказаться гораздо более тяжелой. И наоборот, симптоматика может быть очень разнообразной и довольно тяжелой, а пациент при этом, в целом, принадлежать к невротическому уровню. Присутствие определенного симптома, как правило, не говорит о том, что этот симптом является центральным.
Хотя диагноз много говорит о патологии пациента, но он очень мало дает сведений о его здоровых ресурсах. Часто они оказываются определяющими при назначении того или иного вида терапии.
Психоанализ представляет собой довольно длительную, всеобъемлющую, дорогостоящую и болезненную процедуру. Следовательно, только пациент, имеющий достаточно сильную мотивацию сможет преодолеть тяжелый путь психоанализа.
Мотивация в большой степени определяется теми страданиями, которые испытывает пациент. Они должны мешать основным аспектам его жизни. Легкие проблемы, желание родных или работодателей, научная любознательность или желание профессионального продвижения не являются достаточным основанием для создания необходимой мотивации.
Пациент, требующий быстрого результата или имеющий вторичную выгоду от болезни, не является достаточно мотивированными.
Для успешного прохождения курса психоаналитического лечения пациент должен обладать способностью выполнять последовательно и повторно те функции Эго, которые находятся в противоречии: с одной стороны поддерживать процесс свободного ассоциирования, для чего требуется регресс, пассивность, снятие контроля, отказ от проверки реальности и, с другой – способность проделывать аналитическую работу, понимать терапевта, возвращать функцию контроля, быть в контакте с реальностью. Иначе говоря пациент должен иметь достаточно гибкие функции Эго.
Также определяя возможность использования психоаналитического метода лечения психопатологии для конкретного пациента необходимо учитывать его способность к эмпатии, т.е. его способность временно и частично идентифицироваться с другими людьми.
К необходимым показаниям для использования психоаналитического лечения является наличие высокого уровня честности и интегрированности характера пациента, его способность достаточно хорошо и связно говорить.
Немаловажным фактором для назначения психоаналитической терапии является наличие хотя бы одной идеализируемой фигуры из прошлого пациента, что гарантирует возможность создания рабочего альянса и формирование анализируемых реакций трансфера.
Пациенты с тяжелым мышлением и расстройствами речи, импульсивные, не способные выдержать ожидания, фрустрации и болезненные аффекты, привыкшие отреагировать, как правило, не годятся для психоаналитической техники. Пациент, находящийся в тяжелой жизненной ситуации или имеющий серьезное заболевание также может оказаться плохим кандидатом для психоанализа вследствие истощения мотивации или отсутствия необходимой энергии для лечения. Кроме того, бывают ситуации, когда невроз является меньшим злом по сравнению с несчастной жизненной ситуацией. Наличие сильного переживания в реальной жизни клиента, присутствие раздраженного, воинственного супруга или родителя могут сделать анализ неосуществимым. Работа с клиентом, за которого платят, также может оказаться непродуктивной.
Таким образом, как классический психоанализ, так и психоаналитическая терапия могут быть полезными, если терапевт тщательно ознакомится с их преимуществами и ограничениями. Во многих случаях отклонения и модификации психоанализа могут быть полезны, если удовлетворяют нуждам пациента.