Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История развития клинического психоанализа.



КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Предмет клинического психоанализа.

 

Психоанализ - 1. Вид лечения неврозов, изобретенный Фрейдом в 1890-х гг. и разрабатывавшийся далее им самим, его учениками и последователями. Ключевые определяющие понятия: свободная ассоциация, сменившая гипноз;

интерпретация, сменившая внушение; трансфер. Сущность психоаналитической техники заключается в том, что пациенту предлагают свободно высказываться и помогают ему в этом; в том, что интерпретируют как ассоциации, так и те препятствия, с которыми пациент сталкивается, пытаясь ассоциировать, а также в том, что интерпретируют его

чувства и отношения к аналитику. 2. Психологические теории развития неврозов и (позднее) общего психического развития, сформулированные Фрейдом, его учениками и последователями параллельно с открытием и разработкой психоаналитического лечения. Ключевыми определяющими понятиями являются: а) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - представление о том, что существует психическая деятельность, которая субъектом не осознается, но которая тем не менее оказывает динамическое воздействие на его поведение; б) СОПРОТИВЛЕНИЕ - идея о том, что сознание сопротивляется

проникновению бессознательных тенденций и делает это с помощью защитных механизмов; в) ТРАНСФЕР - понятие о том, что на отношение субъекта к объектам настоящего бессознательно влияет его отношение к прошлым объектам и что, в частности,

отношение пациента к своему аналитику повторяет его отношения с родителями в детском возрасте.(Ч.Райкрофт "Критический словарь психоанализа").

 

 

История развития клинического психоанализа.

 

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6го мая 1856 г. в Моравии в небольшом городке Фрейборге. В 1881 г. он защитил диплом врача в Вене, после чего работал в качестве физиолога в лаборатории Мейнерта. Испытывая интерес к нервным и психическим заболеваниям, он отправляется во Францию учиться у Шарко, использовавшего гипноз для лечения истерии. В 1889 г. в Нанси знакомится с Лебелем и Бенгеймом, которые также исследуют истерию. В то время для лечения истерии в основном использовали водолечение, массаж, электростимуляцию. Возвратившись в Вену Фрейд знакомится сДжозефом Брейером, который применяет оригинальный метод для лечения истерии. Метод заключался в погружении пациентки в гипноз с последующим предложением вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. В

результате проявления бурных чувств, следовавших вслед за этим ("катарсиса"), пациентки испытывали большое облегчение или даже выздоравливали. В результате сотрудничества Фрейда и Брейера в 1895 г. в свет вышла книга "Исследование истерии",

основной мыслью которой являлось положение о том, что за симптомами невротиков лежат реальные, нанесшие ему травму события. Предполагалось, что подобный травматический опыт вызывает "заряд аффекта". Вместе с воспоминаниями о

неприятном событии этот заряд активно выделяется из сознания, что приводит к возникновению симптомов. Таким образом, лечение должно состоять из разнообразных попыток вернуть забытое в сознание, вызывая одновременно разрядку аффекта в форме катарсиса.

Случай Анны О. - "О психоанализе"

К 1892г. Фрейд понимает, что способность к гипнотизировать не безгранична и в том, что в тяжелых случаях гипноз бессилен, и пробует работать используя внушение. Он приказывает пациенту лечь, закрыть глаза и сконцентрироваться. Затем надавливает пациенту на лоб и настойчиво убеждает, что воспоминания должны появиться. Элизабет фон Р. - первая пациентка, вылеченная при помощи внушения в бодрствующем состоянии (1892г.)

К 1896 г. Фрейд полностью отказывается от гипноза. В этом же году он заканчивает работу над "Толкованием сновидений" и впервые официально использует термин "психоанализ".

В 1901 г. выходит в свет "Психопатология обыденной жизни", в 1905 г. - "Три очерка по истории сексуальности" и "Остроумие и его отношение к бессознательному".

Метод клинического психоанализа в это время состоит в следующем:"Не оказывая какого либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же, как избегает всяких процедур, которые могут

напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит "разрешить ему войти" в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, бессвязно, наугад".

Точной даты открытия процедуры свободных ассоциаций нет. Вероятно, она постепенно развивалась между 1892-1896 гг., очищаясь от гипноза, внушения, давления и опрашивания. Процедура свободных ассоциаций стала известна как фундаментальное или основное правило психоанализа.

В это же время происходит отказ от травматической теории происхождения неврозов и переход на позицию, что ведущую роль в возникновении неврозов играет конфликт, связанный с выражением бессознательных инстинктивных желаний.

Именно на этом этапе до 1923 г. были разработаны основные принципы лечения с помощью психоанализа и связанные с этим клинические понятия. Частота встреч при лечении клиническим психоанализом составляла 6 раз в неделю.

Постепенно у Фрейда складывалось представление о той силе, которая противостоит лечению. В результате появилась концепция сопротивления.

Следующий шаг в развитии психоаналитической теории и практике был сделан, когда был признан факт, что при определенных условиях отношение пациента к врачу может расстроиться - фактор, который превратит отношения пациент-врач в наихудшее препятствие. В таком случае следует вывести этот феномен на сознательный уровень и вернуться назад, к тому моменту в лечении, когда это возникло. Затем следует попытаться убедить пациента общаться, несмотря на эти чувства. Таким образом было открыто явление переноса.

В это время Фрейд считает сопротивление и трансфер помехой в работе. Главной целью лечения продолжает оставаться достижение аффективного отреагирования. Сопротивление и трансфер же должны быть обойдены или преодолены.

Решающая роль переноса была осознана в случае Доры. "Перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализа, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту". Работа Фрейда "Динамики переноса" посвящена связи между трансфером и сопротивлением, позитивному и негативному трансферу, амбивалентности трансферных реакций.

С 1912 г. последовательный анализ трансфера и сопротивления становится центральным элементом терапевтического процесса. В этом же году Фрейд предостерегает против "удовольствий переноса" и убеждает, что психоаналитик должен

быть непроницаем, как зеркало для пациента и должен сохранять свою анонимность. Его основной функцией является интерпретация.

Несколько позже Фрейд открывает явление контрпереноса, но не успевает разработать его в достаточной степени и придерживается мнения, что он является помехой в лечении.

Базисная модель психоанализа в конце Фрейдовской эпохи выглядит следующим образом:

"Как правило, знания пациента, касающиеся личности психоаналитика, незначительны. Сохраняя этот дефицит информации о себе, аналитик поощряет больного как можно откровеннее высказываться относительно мыслей, которые приходят ему в голову во время ежедневных сеансов. Эти сеансы длятся, как правило, 50 минут и происходят 5 раз в неделю. Участие аналитика ограничивается вопросами, имеющими целью извлечь необходимую информацию, а также интерпретациями, конфронтациями и реконструкциями. Продукция материала происходит при помощи свободных

ассоциаций. Периодически возникает феномен сопротивления, проявляются реакции трансфера. И то и другое интерпретируется и прорабатывается".

Дальнейшее развитие психоанализ получил благодаря ученикам и последователям З.Фрейда. Наиболее известными из них являются Карл Юнг, привнесший в психоаналитическую теорию концепцию коллективного бессознательного и понятие архетипа и являющийся автором аналитической терапии, и Альфред Адлер, создавший индивидуальную терапию, основанную на теории комплекса неполноценности.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.