Размышляя о перспективах терапевтического применения психоанализа в «Путях психоаналитической терапии» Фрейд сетовал на то, что психоанализ – метод, требующий больших временных и материальных затрат и выражал надежду на то, что в будущем этот метод необходимо будет сделать доступным для более широкого круга пациентов: «И тогда нам понадобится приспособить свои приемы к новым условиям… Скорее всего мы будем вынуждены при массовом применении нашей терапии легировать чистое золото анализа медной примесью прямого внушения… Однако какой бы ни была эта психотерапия для простонародья, из каких бы элементов она не складывалась, наиболее действенными и важными ее составляющими, несомненно, останутся те, что были заимствованы у канонического, нетенденциозного психоанализа».
Таким образом, необходимость сделать психоаналитическую помощь доступной для пациентов с материальными и временными ограничениями явилась одной из причин некоторого изменения классической клинической техники психоанализа.
Кроме того, как оказалось, классическая техника годится для работы не со всеми категориями пациентов. К ним относятся пограничные, психотические пациенты, дети и подростки. Случаи краткосрочной терапии и терапии, ограниченной реальными временными рамками также требовали изменения в технике и в сеттинге. Использование кушетки стало не всегда обязательным и полезным. Кроме этого, малопроанализированные и начинающие терапевты также имели естественные ограничения в применении классической психоаналитической техники. В результате появился метод, который стал называться психоаналитическая психотерапия. Как классический психоанализ так и психоаналитическая психотерапия могут оказаться более или менее предпочтительным методом для лечения конкретного больного в зависимости от разных условий.
Разница в технике обоих методов диктуется различным сеттингом: в классической технике принятая частота встреч соответствует 4-6 встречам в неделю, тогда как в психоаналитической терапии она может составлять от1 до 3 встреч.
В результате разницы в сеттинге в зависимости от выбранной терапии количество присутствия аналитика в жизни пациента различно. В результате этого в случае психоаналитической терапии труднее достичь чувства непрерывности процесса, в результате чего большое количество информации не удается проанализировать. Также в этом случае контроль терапевта над жизнью пациента гораздо меньше.
Несмотря на то, что трансфер является феноменом по большей части бессознательным и возникновение его не зависит от выбранной техники, в психоанализе он может быть обнаружен быстрее, тщательнее проанализирован, а трансферный невроз, возникновение которого в психоаналитической терапии сопряжено с определенными трудностями, в классическом психоанализе вполне вероятен.
В связи с большей частотой встреч в психоанализе отыгрывания пациента в большей степени будут связаны с аналитической ситуацией и с фигурой терапевта, а в случае психоаналитической терапии пациент скорее будет отыгрывать во вне (особенно это касается негативного трансфера).
В отличие от психоаналитической терапии в классическом психоанализе регресс поощряется, вследствие чего существует возможность проработать более глубокие слои психики.
С контртрансфером в классической технике психоанализа также может возникать больше проблем ( с интенсивностью чувств, с отыгрыванием и т.д.), но, с другой стороны это дает возможность получить больше информации о клиенте.
Вследствие более редкого сеттинга в случае психоаналитической терапии терапевту приходится применять неаналитические техники, что требует определенного искусства обращения с собственным контртрансфером и опыта для того, чтобы не скатиться в, так называемый, «дикий психоанализ».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕХНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА